Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 21 ноября 2019 года N LVII-2
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год
Бюджет Союзного государства на 2018 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16 декабря 2017 г. N LIII-10 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2018 г. N 2 (далее - Декрет о бюджете) по доходам - в сумме 6 929 450,1 тыс. рублей и расходам - в сумме 4 876 500,0 тыс. рублей, профицит бюджета Союзного государства - 2052 950,1 тыс. рублей. Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2018 год утверждена 26 марта 2018 года на основе утвержденного бюджета, в срок, установленный статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета (далее - Порядок).
Проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2018 год" принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 декабря 2018 г. N LV-4 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 14 марта 2019 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2018 год" (далее - Декрет N 1).
Декретом N 1 внесены изменения, согласно которым доходная часть уменьшена на 4 394,8 тыс. рублей, расходная часть увеличена на 463 926,1 тыс. рублей. С учетом изменений доходы определены в сумме 6 925 055,3 тыс. рублей, расходы - в сумме 5 340 426,1 тыс. рублей (99,9 и 109,5 процента первоначальных показателей соответственно). Объем профицита бюджета снизился с 2 052 950,1 тыс. рублей до 1 584 629,2 тыс. рублей (на 22,8 процента).
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год поступил в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России 10 июля 2019 года, необходимо отметить, что отчет направлен с нарушением срока, установленного абзацем шестым статьи 80 Порядка и пунктом 7.5 Порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета на 10 дней. В соответствии со статьями 35, 81 и 85 Порядка отчет направлен Парламентским Собранием для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение на отчет и утвердили его 30 октября 2019 года на совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Проверкой подтверждаются итоговые показатели отчета Совета Министров об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год по доходам и расходам. Вместе с тем проверкой установлены отдельные нарушения требований Порядка.
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2018 году.
В 2018 году доходы бюджета Союзного государства (в редакции Декрета N 1) составили 6 925 055,3 тыс. рублей (в том числе отчисления государства-участников - 4 872 000,0 тыс. рублей, неналоговые доходы - 2 053 055,3 тыс. рублей). Уменьшение доходной части бюджета на общую сумму 4 394,8 тыс. рублей (или 0,06 процента) обусловлено непоступлением в запланированном объеме доходов от деятельности Государственного учреждения "Телерадиовещательная организация Союзного государства" (далее - ТРО Союза).
Как и в предыдущие годы, основной удельный вес в доходной части бюджета Союзного государства в 2018 году составляли перечисления государств-участников. Размер безвозмездных перечислений в бюджет Союзного государства остается неизменным с 2009 года, объем фактических доходов отличается только суммой неналоговых доходов.
Изначально расходная часть бюджета Союзного государства установлена в размере 4 876 500,0 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2018 году составило 5 290 781,9 тыс. рублей, или 99,1 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи, что является наилучшим показателем с 2011 года. Общий объем неиспользованных бюджетных ассигнований в 2018 году составил 49 644,2 тыс. рублей, что в 15,1 раза меньше значения аналогичного показателя 2017 года (749 317,8 тыс. рублей). В полном объеме средства использовали 11 из 29 главных распорядителей (получателей) средств бюджета Союзного государства. По 15 главным распорядителям (получателям) средств бюджета Союзного государства значение уровня исполнения по расходам варьировалось от 95,7 до 99,99 процента.
В течение года на финансирование четырех новых программ, двух проектов и одного мероприятия направлены дополнительные ассигнования на общую сумму 670 071,5 тыс. рублей, в том числе 201 750,6 тыс. рублей - за счет ассигнований, предусмотренных Декретом о бюджете по разделу 30 "Прочие расходы", 468 320,9 тыс. рублей - за счет профицита, на финансирование следующих расходов: "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства", "Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных", "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" и "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере", двух проектов "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" и "Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий" и мероприятия "Пятый Форум регионов Беларуси и России". Кроме того, ассигнования, предусмотренные ТРО Союза, уменьшены на 4 394,8 тыс. рублей в связи с непоступлением в запланированном объеме доходов от его деятельности.
В результате внесенных вышеуказанных и других изменений предусмотренный на 2018 год размер расходной части бюджета Союзного государства увеличился на 463 926,1 тыс. рублей (на 9,5 процента) и составил 5 340 426,1 тыс. рублей.
Финансирование расходов главных распорядителей, получателей средств бюджета Союзного государства в 2018 году составило 5 329 069,9 тыс. рублей, или 99,8 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи.
Невысокий уровень исполнения по расходам сложился по следующим главным распорядителям средств бюджета Союзного государства: МВД России - 65,7 процента (по мероприятию "Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России"), Министерство спорта и туризма Республики Беларусь - по мероприятию "Спартакиада Союзного государства для детей и юношества" - 86,6 процента и ФСБ России - 86,7 процента (за счет низкого (85,1 процента) уровня исполнения расходов по программе "Граница").
Неисполнение бюджета по расходам в полном объеме обусловлено в основном результатами проведенных закупочных процедур, образованием экономии по расходам, образованием курсовой разницы, также имели место случаи заключения государственных контрактов в IV квартале 2018 года.
Осуществление расходов преимущественно в IV квартале отчетного года формирует риски несвоевременной реализации программ и проектов. Значительная часть заявленных объемов финансового обеспечения остается невостребованной в течение I - III кварталов финансового года, что приводит к резервированию средств бюджета Союзного государства на счетах национальных казначейств России и Беларуси.
При исполнении бюджета Союзного государства в 2018 году размер остатков средств бюджетов прошлых лет по сравнению с размером остатка средств на начало года снизился на 384 165,2 тыс. рублей (13,5 процента) и составил на 1 января 2019 года 2 455 982,3 тыс. рублей.
Следует отметить следующие недостатки, выявленные контрольными органами Союзного государства.
В ходе исполнения бюджета и в части соответствия его исполнения нормативным правовым актам Союзного государства.
В 1998 - 2002 годах Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России, а затем Постоянным Комитетом Союзного государства были предоставлены бюджетные кредиты на реализацию трех союзных программ в общей сумме 1 646 939,2 тыс. рублей, в бюджет Союзного государства возвращена задолженность по основному долгу в размере 1 100 908,1 тыс. рублей. На 1 января 2019 года общий размер задолженности перед бюджетом Союзного государства по предоставленным бюджетным кредитам (с учетом начисленных пени и процентов) составил 2 665 427,9 тыс. рублей, в том числе: основной долг - 546 031,1 тыс. рублей, проценты - 733 769,0 тыс. рублей, пени - 1 385 627,8 тыс. рублей.
Задолженность по кредитам отражена в Балансе исполнения сметы доходов и расходов Постоянного Комитета за 2018 год в составе общих показателей дебиторской и кредиторской задолженностей. До настоящего времени решение о задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах на реализацию союзных программ, не принято.
В целом бюджет Союзного государства на 2018 год сформирован, исходя из принципов сбалансированности и общего (совокупного) покрытия расходов бюджета в части отсутствия дефицита, что соответствует требованиям статей 10 и 11 Порядка.
Сводная бюджетная роспись доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2018 год утверждена в срок, установленный статьей 67 Порядка.
В связи с поздним утверждением Декрета N 1 в соответствии со статьей 68 Порядка при формировании и исполнении бюджета осуществлялось временное управление бюджетом Союзного государства. В целом Постоянным Комитетом был соблюден принцип финансового обеспечения расходов в период временного управления бюджетом, установленный статьей 68 Порядка (в пределах одной четвертой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на квартал и одной двенадцатой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на месяц), по соответствующим разделам функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства.
Декрет N 1 утвержден 14 марта 2019 года, или спустя почти три месяца после принятия Парламентским Собранием изменений и дополнений в бюджет Союзного государства на 2018 год, что не соответствует требованиям статьи 65 Порядка, предусматривающей утверждение декрета Высшим Государственным Советом Союзного государства в течение 30 дней со дня поступления принятых Парламентским Собранием изменений и дополнений в бюджет Союзного государства.
В нарушение статьи 67 Порядка уточненная сводная бюджетная роспись на 2018 год утверждена 27 декабря 2018 года, то есть раньше, чем принят Декрет N 1.
Постоянный Комитет, осуществляющий ряд функций финансового органа Союзного государства, актуализировал инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности только в рамках реализации требований Счетной палаты - в апреле 2018 года.
В ходе реализации программ, проектов, мероприятий Союзного государства и подготовке их к утверждению.
Декретом о бюджете в 2018 году предусмотрено финансирование восьми программ Союзного государства в объеме 2 763 222,9 тыс. рублей, а с учетом изменений, внесенных Декретом N 1, - финансирование 12 программ в объеме 3 302 568,2 тыс. рублей. Увеличение финансирования составило 539 345,3 тыс. рублей, или 19,5 процента, и обусловлено принятием к финансированию четырех новых программ Союзного государства: "Граница", "Комбикорм-СГ", "Военная инфраструктура" и "Паритет".
Расходы на реализацию 12 программ составили 3 267 873,6 тыс. рублей, или 98,95 процента соответствующего показателя уточненной сводной бюджетной росписи. Из 12 программ Союзного государства по девяти программам бюджетные назначения исполнены от 99,91 до 100 процентов, по трем программам исполнение составило от 90,73 до 99,39 процента.
С 2018 года реализуются два проекта Союзного государства: "Брестская крепость" и "Развитие деятельности Белорусско-Российского университета". Расходы осуществлялись на территории Республики Беларусь.
Объем финансирования проекта "Брестская крепость" на 2018 год сводной бюджетной росписью предусмотрен в размере 96 782,5 тыс. рублей, кассовые расходы составили 96 662,6 тыс. рублей, или 99,9 процента. На реализацию в 2018 году проекта "Развитие деятельности Белорусско-Российского университета" предусмотрено 24 943,7 тыс. рублей. Запланированные к реализации в 2018 году работы в рамках осуществления мероприятий указанного проекта выполнены в полном объеме.
Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проведена проверка государственного учреждения "Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" по реализаций проекта "Брестская крепость", по результатам которой установлено завышение объемов и стоимости выполненных строительных работ по трем объектам, что повлекло незаконное получение средств из бюджета Союзного государства на общую сумму 1 947,4 тыс. рублей (в 2019 году возвращены в доход бюджета Союзного государства с процентами за пользование средствами бюджета Союзного государства в сумме 224,9 тыс. рублей).
В 2018 году профинансировано выполнение 27 мероприятий в объеме 1 253 574,2 тыс. рублей, или 99,6 процента показателей Декрета N 1 и уточненной бюджетной росписи. Государственными заказчиками реализуемых в 2018 году мероприятий выступали 15 министерств и ведомств государств-участников, а также органы и учреждение Союзного государства. Кассовое исполнение расходов составило 1 247 601,0 тыс. рублей, или 99,2 процента объема, предусмотренного Декретом N 1 и уточненной сводной бюджетной росписью (аналогичный показатель в 2017 году составлял 1 172 874,3 тыс. рублей, или 97,8 процента). Кассовые расходы относительно доведенного финансирования составили 99,5 процента, что также больше аналогичного показателя 2017 года (98,4 процента) на 1,1 процентного пункта.
На 1 января 2019 года неиспользованные остатки средств в сумме 10 438,5 тыс. рублей, или 0,8 процента предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью объема (возвращены в бюджет Союзного государства), образовались при реализации 22 из 27 мероприятий.
Установлены нарушения государственными заказчиками Порядка разработки и реализации программ.
В нарушение требований пункта 6 Порядка разработки и реализации программ, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства", Минобороны России и Минобороны Беларуси в 2018 году самостоятельно (без решения Совета Министров Союзного государства) осуществили перераспределение финансовых средств на общую сумму 58 538,0 тыс. рублей между мероприятиями программы Союзного государства "Военная инфраструктура" и изменили сроки их выполнения. Изменения в действующую редакцию программы Советом Министров на 14 октября 2019 года не внесены.
Выявлены системные нарушения требований к содержанию аналитической отчетности по программам Союзного государства и срокам ее представления.
Отмечены нарушения Минпромторгом России сроков подготовки итоговых отчетов по завершившимся программам "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 - 2016 годы" (программа завершена в 2016 году), "Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах - участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения" (программа завершена в 2016 году), "Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе" (программа завершена в 2015 году) и Минсельхозом России сроков подготовки итогового отчета по программе Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" (программа завершена в 2016 году).
Установлены нарушения государственными заказчиками-координаторами (государственными заказчиками) мероприятий требований Порядка составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 12. При этом меры принуждения, предусмотренные пунктом 16 вышеуказанного Порядка и пунктом 89 Порядка, в случае непредставления отчетности в установленные сроки и нарушения требований к ее содержанию Постоянным Комитетом Союзного государства к государственным заказчикам-координаторам (государственным заказчикам) в отчетном периоде не применялись, что может свидетельствовать о ненадлежащем выполнении Постоянным Комитетом полномочий, установленных статьей 37 Порядка формирования и исполнения бюджета, в части контроля за исполнением бюджета Союзного государства.
В финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства и Телерадиовещательной организации Союзного государства.
Кассовые расходы бюджета Союзного государства на функционирование органов Союзного государства и содержание ТРО Союза в 2018 году составили 653 701,0 тыс. рублей (99,5 процента соответствующих уточненных бюджетных ассигнований).
Согласно статье 32 Договора о создании Союзного государства вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников.
Закупки товаров, работ, услуг за счет средств бюджета Союзного государства в Постоянном Комитете, Союзного государства, Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и ТРО Союза осуществлялись в 2018 году в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств бюджета Союзного государства для удовлетворения потребности органов Союзного государства, их аппаратов и организаций Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров от 12 апреля 2018 г. N 3, разработанным по рекомендациям Счетной палаты и Комитета государственного контроля.
Положением о закупках 2018 года не предусмотрено нормирование в сфере закупок, что создает риски неэффективного расходования средств бюджета Союзного государства. В ходе проверки выявлены отдельные нарушения Постоянным Комитетом и Секретариатом Положений о закупках 2016 и 2018 годов.
Установлено незаконное получение и использование ТРО Союза средств в общей сумме 831,7 тыс. рублей в результате произведенной арендной платы по повышенной расчетной величине и необоснованной выплаты надбавки к должностным окладам двум сотрудникам ТРО Союза. Также установлено неэффективное использование ТРО Союза средств бюджета Союзного государства в сумме 385,5 тыс. рублей при оплате коммунальных услуг в арендованных помещениях.
Результаты проверки свидетельствуют о необходимости повышения качества применения бюджетного законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, а также соблюдения требований внутренних распорядительных документов в ходе исполнения бюджета.
Комиссия рекомендует принять к сведению основные замечания и выводы, отмеченные в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год.
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2018 год, и с учетом подтверждения контрольными органами данных отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год рекомендовать Высшему Государственному Совету Союзного государства:
утвердить отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2018 год;
рекомендовать Совету Министров Союзного государства:
урегулировать вопрос о проведении реструктуризации или списании в установленном порядке просроченной задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах на реализацию союзных программ;
привлечь к персональной ответственности должностных лиц, виновных в непредставлении итоговых отчетов о реализации завершившихся программ, и принять меры к представлению и рассмотрению указанных отчетов.
Постоянному Комитету как органу, выполняющему функции финансового органа Союзного государства, рассмотреть вопрос о применении мер принуждения:
за незаконное получение и использование средств бюджета Союзного государства в размере 831,7 тыс. рублей к государственному учреждению "Телерадиовещательная организация Союзного государства";
за нарушение Порядка разработки и реализации программ при реализации программы "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" в части перераспределения средств между ее мероприятиями и корректировки сроков их выполнения без внесения Советом Министров изменений в указанную программу; за нарушение в части превышения фактических расходов на реализацию мероприятий по некоторым сметным назначениям расходов над утвержденными - к Министерству обороны Российской Федерации и Министерству обороны Республики Беларусь.
Предложить Постоянному Комитету Союзного государства:
в целях контроля за результативностью реализации программ Союзного государства рекомендовать республиканским органам государственного управления и федеральным органам исполнительной власти, а также иным заинтересованным органам государств-участников при согласовании проектов программ предусматривать включение в их содержание целевых индикаторов и показателей в разбивке по годам реализации программ;
разработать нормативный документ Союзного государства, определяющий порядок (методику) планирования неналоговых доходов в бюджет Союзного государства в разрезе источников их поступления;
проинформировать в 2020 году Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о ходе работы по устранению отмеченных в настоящем заключении недостатков.
Председатель комиссии |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.