Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2020 г. N 1048
"О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 900"
В целях приведения объёмов финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года" в соответствие с Законом Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. 2199-З N 309-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" постановляю:
1. Внести в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 900, следующие изменения:
1.1. В паспорте государственной программы:
1.1.1. Строку 3 изложить в следующей редакции:
1.1.2. Строку 4 изложить в следующей редакции:
1.1.3. В графе 2 строки 7 пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Обеспечение доступности отдыха детей и их оздоровления.".
1.1.4. Строку 10 изложить в следующей редакции:
1.2. Строку 8 паспорта подпрограммы N 1 "Обеспечивающая подпрограмма" изложить в следующей редакции:
1.3. Строку 9 паспорта подпрограммы N 2 "Общее образование - образование, открытое в будущее" изложить в следующей редакции:
1.4. В паспорте подпрограммы N 3 "Профессиональное образование":
1.4.1. В графе 2 строки 6 пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Реализация регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Республике Саха (Якутия).".
1.4.2. Строку 9 изложить в следующей редакции:
1.5. Строку 9 паспорта подпрограммы N 4 "Воспитание и дополнительное образование" изложить в следующей редакции:
1.6. В паспорте подпрограммы N 6 "Отдых детей и их оздоровление":
1.6.1. Строку 5 изложить в следующей редакции:
Цель подпрограммы |
Обеспечение доступности отдыха детей и их оздоровления |
1.6.2. Строку 6 изложить в следующей редакции:
Задачи подпрограммы |
1. Формирование региональной системы организации отдыха и оздоровления детей. 2. Развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей |
1.6.3. Строку 9 изложить в следующей редакции:
1.7. Строку 9 паспорта подпрограммы N 7 "Учительский рост" изложить в следующей редакции:
1.8. В паспорте подпрограммы N 9 "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)":
1.8.1. В графе 2 строки 7 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Число новых мест в общеобразовательных организациях: в 2020 году - 1800, в 2021 году - 3021, в 2022 году - 1220, в 2023 году - 9386, в 2024 году - 10266, в 2025 году - 6443, в 2026 году - 9457.".
1.8.2. Строку 9 изложить в следующей редакции:
1.8.3. В графе 2 строки 10 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Создание 41593 новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия).".
1.9. В паспорте подпрограммы N 10 "Укрепление материально-технической базы организаций образования":
1.9.1. Строку 7 изложить в следующей редакции:
1.9.2. Строку 9 изложить в следующей редакции:
1.9.3. Графу 2 строки 10 изложить в следующей редакции:
"Введение в эксплуатацию 74 новых зданий путем строительства, приобретения и реконструкции образовательных организаций Республики Саха (Якутия), в том числе:
объектов дошкольного образования - 54;
объектов общего образования - 2;
объектов дополнительного образования - 2;
объектов профессионального образования - 16.".
1.10. В разделе 1 "Характеристика текущего состояния системы образования Республики Саха (Якутия), основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков":
1.10.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"Реализация комплексного проекта модернизации образования положила начало системным изменениям: совершенствуется система нормативного финансирования, система оплаты труда, создана нормативная база для развития негосударственного сектора в сфере образования и равного финансирования вне зависимости от формы собственности, предусмотрены повышающие коэффициенты для школ, реализующих образовательные программы, учитывающие особенности республики (агропрофилированные школы, кочевые школы). Осуществляется поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) уровней общего образования, внедрены ФГОС среднего профессионального и высшего образования. В образовательных организациях реализуется Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).".
1.10.2. В подразделе "Система общего образования" слова "обеспечение полноценного питания детей в дошкольных и общеобразовательных организациях", "организация летней занятости детей оленеводов", "организация перевозки детей к месту работы родителей в оленеводческие стада" исключить.
1.10.3. Абзацы с двести семнадцатого по двести девяносто второй изложить в следующей редакции:
"Система воспитания и дополнительного образования
Система воспитания и дополнительного образования детей динамично развивается. Охват детей дополнительным образованием сопоставим с показателями в Российской Федерации и составляет 75 процентов (139 206 чел.) от численности детского населения в возрасте 5-18 лет (в Российской Федерации от 42 процентов до 71 процента).
Согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ДОП "Сведения о дополнительном образовании детей" на 1 января 2019 года в сфере образования, спорта и культуры функционировало 215 учреждений дополнительного образования детей, в том числе:
в сфере образования 113 учреждений дополнительного образования детей (охват детей 82 082), из них 54 в сельской местности;
в сфере спорта 20 учреждений дополнительного образования детей (охват детей 10 342), из них 9 в сельской местности;
в сфере культуры 82 учреждения дополнительного образования детей (охват детей 17 596), из них 64 в сельской местности.
В сфере дополнительного образования действуют более 40 негосударственных организаций, имеющих лицензию на предоставление образовательных услуг по дополнительному образованию детей (школы архитектуры и дизайна, клубы робототехников, вокальные студии, киностудии и др.).
Региональная модель дополнительного образования детей и молодежи включает 8 республиканских учреждений дополнительного образования, 36 региональных филиалов Малой академии наук и 20 муниципальных опорных центров, сеть детских муниципальных технопарков.
Дополнительные общеобразовательные программы в учреждениях дополнительного образования сферы образования, культуры и спорта реализуются в 3 741 объединении с охватом 107 879 обучающихся, из них в сельской местности в 1 317 объединениях (35,2 процента), охват - 36 745 обучающихся; в 18 научных обществах - 2 141 обучающийся, из них в сельской местности - 3 (16,7 процента), охват составляет 522 обучающихся. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются по всем направлениям дополнительного образования.
Особое внимание уделяется детям, нуждающимся в социально-педагогическом сопровождении и поддержке. Охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием составил 17 114 (25,4 процента) человек, с ограниченными возможностями здоровья - 5 386 человек, в том числе 3 721 ребенок-инвалид; с использованием сетевой формы обучения занимались 1 476 детей, электронной и дистанционной формами охвачено 1 296 детей.
Расширяется детское движение, с 2016 года начата реализация программ Российского движения школьников в общеобразовательных организациях республики. По данным на 1 августа 2019 г. в республике 82 800 обучающихся, вовлеченных в деятельность 783 общественных объединений, в том числе в:
430 школах, реализующих программы Российского движения школьников (67 тысяч школьников);
299 волонтерских и добровольческих отрядах (7 877 обуч.);
284 военно-патриотических клубах (7673 обуч.);
54 поисковых отрядах (1858 обуч.);
13 казачьих клубах (337 обуч.);
56 юнармейских отрядах (более 6000 обуч.).
Предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации осуществляется через:
6 центров психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
18 муниципальных (территориальных) психолого-медико-педагогических комиссий;
11 служб ранней помощи;
472 социально-психологические службы образовательных организаций; 708 школьных консилиумов;
605 постов формирования здорового образа жизни;
104 школьные службы примирения.
Разработан и реализуется план совместных действий по проведению профориентационной работы среди населения Республики Саха (Якутия) с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения и Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия). 94 общеобразовательных организаций ведут допрофессиональную и профессиональную подготовку обучающихся, в т.ч. в городских поселениях - 19, в сельской местности - 75, что составляет 14,9 процента от всех общеобразовательных организаций республики. С 2014 года в сети Интернет функционирует портал "Профессиональное будущее Якутии" (http://profportal.sakha.gov.ru), в рамках которого проводится апробация комплекса современных информационно-коммуникационных решений для развития системы профориентационной работы в Республике Саха (Якутия).
Совершенствуется система обеспечения качественным питанием в образовательных организациях. Совместно с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) разработана и утверждена Концепция в области здорового питания обучающихся в Республике Саха (Якутия). Охват детей горячим питанием составляет 133 079 школьников (98 процентов, в РФ - 63,8 процента) от общего числа обучающихся с 1 по 11 классы, двухразовым горячим питанием - 65,8 процента (в РФ - 25,7 процента).
Основными показателями развития системы воспитания и дополнительного образования детей с 2012 года являются:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере воспитания и дополнительного образования детей (разработано и принято более 45 региональных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы воспитания и дополнительного образования, в том числе по внедрению современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, грантовой поддержке детских общественных объединений, формированию здорового образа жизни и др.);
увеличение доли детей 5-18 лет, охваченных дополнительным образованием с 63 процентов до 75 процентов;
увеличение на 19,4 процента доли детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами по технической и естественнонаучной направленностям;
увеличение с 525 до 783 детских общественных объединений;
увеличение доли обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций, задействованных в детских общественных объединениях с 55 процентов до 70,5 процента;
создание 14 муниципальных детских технопарков, в том числе детского технопарка "Кванториум" в г. Якутске с ежегодным охватом по программам обучения более 1000 детей;
создание в 297 школах, расположенных в сельской местности, современных условий для занятий физической культурой и спортом (построено более 100 открытых современных спортивных площадок с искусственным покрытием, в том числе в 82 школах, расположенных в сельской местности, общеобразовательные организации оснащены спортивным инвентарем и оборудованием, проведен капитальный ремонт и перепрофилирование спортивных залов);
реализация проектов "Музыка для всех", "Рисуем все", "Будущий дипломат" и др.;
положительная динамика в обеспеченности общеобразовательных организаций социальными педагогами (+12,9 процента) и педагогами-психологами (+7,3 процента). В Дальневосточном федеральном округе Республика Саха (Якутия) занимает 1 место по обеспеченности педагогами-психологами в образовательных организациях. Обеспеченность общеобразовательных организаций республики педагогами-психологами составляла в 2018 году 88,8 процента (в 2016 г. - 87,1 процента, в 2017 г. - 87,3 процента), социальными педагогами 94 процента (в 2016 г. - 87,6 процента, в 2017 г. - 98 процентов);
снижение удельного веса преступлений с участием несовершеннолетних;
снижение количества правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на 10,5 процента.
В системе воспитания и дополнительного образования республики остаются нерешенными следующие проблемы:
несоответствие оснащения учреждений дополнительного образования в сфере образования, культуры и спорта современным требованиям;
капитальный ремонт зданий требуется в 103 учреждениях (47,9 процента);
все виды благоустройства имеют 136 учреждений (63,3 процента), имеют водопровод - 154 учреждения (71,6 процента), имеют центральное отопление - 194 (90,2 процента), имеют канализацию - 160 (74,4 процента);
несформированность современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей;
неравномерное развитие инфраструктуры дополнительного образования, необходимость расширения сети детских технопарков, лабораторий, центров современных компетенций и технического творчества и иных форм для детей, проживающих в сельской местности и малых городах;
неравные условия между городскими и сельскими территориями для реализации современных программ дополнительного образования, недостаточные кадровые, финансовые и иные ресурсные условия;
уменьшение на 23,4 процента численности контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам физкультурно-оздоровительной направленности;
низкий уровень доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов созданы лишь в 49,3 процента учреждений дополнительного образования);
низкий уровень использования дистанционных технологий (низкая скорость, отсутствие сети Интернет в отдаленных населенных пунктах, высокие тарифы);
несоответствие профессиональных намерений выпускников общеобразовательных организаций потребностям региональной экономики в кадрах определенных профессий.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования Республики Саха (Якутия) планируется в соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Задачей сферы воспитания и дополнительного образования является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), самореализации и развития способностей каждого ребенка, обеспечения кадровых потребностей новой высокотехнологичной инновационной модели развития экономики, повышения конкурентоспособности человеческого капитала Республики Саха (Якутия).
В государственной программе будут предусмотрены механизмы развития современной региональной системы воспитания и дополнительного образования детей, мероприятия по совершенствованию методов и образовательных технологий воспитания:
совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере воспитания и дополнительного образования;
разработка и внедрение программ и методических рекомендаций по воспитанию и дополнительному образованию, разработанных с учетом федеральных государственных образовательных стандартов;
обновление технологий и содержания воспитания и дополнительного образования;
разработка и реализация комплексной программы профессиональной ориентации, направленной на повышение мотивации детей к выбору наиболее перспективных и востребованных профессий;
внедрение новых форм профориентационной работы (реализация проектов "Билет в будущее", "ПроеКТОрия", "Кадры будущего для регионов", модернизация единого профориентационного информационно-образовательного портала (навигатора) ПРОФ - ID);
внедрение целевой модели развития республиканской системы дополнительного образования детей и молодежи, включающей создание в каждом муниципальном районе и городском округе Республики Саха (Якутия) опорного центра дополнительного образования детей и молодежи, координирующего деятельность организаций дополнительного образования в сфере образования, культуры и спорта;
создание новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в целях обеспечения охвата детей дополнительным образованием;
создание научно-образовательного центра международного уровня для работы с талантливыми детьми и молодежью;
развитие системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в сфере дополнительного образования детей;
обеспечение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительными общеобразовательными программами, в том числе с использованием дистанционных технологий;
создание ресурсных центров, интегрированных образовательных организаций, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования;
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
внедрение целевой модели функционирования психологических служб во всех общеобразовательных организациях;
создание условий для развития детских технопарков, в том числе детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум" и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;
создание системы повышения квалификации на базе детских технопарков "Кванториум", организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики для учителей предметной области "Технология";
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом; оснащение образовательных организаций спортивным инвентарем и оборудованием;
реализация пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям;
стимулирование механизмов государственно-частного и социального партнерства и привлечения негосударственных организаций в развитие сектора дополнительного образования детей;
реализация различных форм сопровождения, наставничества и шефства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
проведение профильных смен в круглогодичных лагерях, лагерях дневного пребывания как сеть лагерей WorldSkillsRussia с привлечением профессиональных образовательных организаций и бизнес-партнеров для развития навыков и умений, профориентационных уроков и проб;
осуществление мониторинга качества дополнительного образования; внедрение независимой оценки качества оказания услуг по воспитанию и дополнительному образованию детей и молодежи.
Потенциалом для развития системы воспитания и дополнительного образования республики являются:
разработанность нормативной правовой базы, в которой определены приоритетные направления деятельности и механизмы их реализации в сфере воспитания и дополнительного образования детей;
государственно-общественный характер управления на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций;
разработанность финансово-экономических механизмов: нормативное финансирование, система оплаты труда педагогических работников в зависимости от результатов деятельности (эффективный контракт), механизмы государственного (муниципального) задания;
развитие информационных технологий в сфере образования: запуск единой цифровой платформы для создания индивидуального маршрута (в том числе через профессиональную идентификацию "Проф ID"); ведение единого информационно-образовательного портала (навигатора) дополнительного образования детей детямякутии.рф;
деятельность региональных инновационных образовательных организаций, ставшая основой внедрения новых элементов содержания и структуры воспитания (воспитание и дополнительное образование детей и молодежи на базе республиканского центра "Юные якутяне"; патриотическое воспитание на базе Якутской кадетской школы, регионального центра по поддержке и развитию Российского движения школьников, выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" на базе Малой академии наук);
реализация проектного управления, в том числе по развитию системы воспитания и дополнительного образования: реализация регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"; разработка и реализация стратегического проекта "Мы - будущее России!";
создание Центра развития современных компетенций - Дома научной коллаборации на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова;
расширение перечня дополнительных общеобразовательных программ и повышение их доступности для детей, в том числе технической и естественнонаучной направленностей;
создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования детей на базе региональных ресурсных центров.
Препятствующими факторами для развития системы воспитания и дополнительного образования могут стать существующие ограничения:
неравные условия между городскими и сельскими территориями для реализации современных программ дополнительного образования, недостаточные кадровые, финансовые и иные ресурсные условия;
отсутствие достаточных стимулов для привлечения молодых профессиональных кадров в сферу воспитания и дополнительного образования детей; нехватка квалифицированных специалистов по востребованным направлениям дополнительного образования (робототехнике, IT-технологиям и др.);
низкие темпы обновления инфраструктуры, оборудования и средств обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательным программам детей;
непроработанность финансово-экономических механизмов сетевого взаимодействия;
низкие темпы развития конкурентной среды, недостаточное развитие сети негосударственных образовательных организаций, реализующих вариативные и востребованные дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей для детей;
отсутствие общедоступных навигаторов, позволяющих семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации), обеспечивающие возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий развития ребенка;
зависимость функционирования отрасли, в том числе инвестиционной привлекательности, от природно-климатических условий, снижение уровня доступности образовательных услуг для детей, особенно в арктических районах, а также в районах, подверженных наводнению. Данный риск усугубляется сложной транспортной инфраструктурой в отдельных районах, что препятствует обеспечению качественного доступного дополнительного образования для детей и снижает эффективность реализации дополнительных общеобразовательных программ;
социальные риски, обусловленные ростом безработицы, с неравномерным влиянием кризиса на различные социальные группы населения, с сокращением объема и качества бюджетных услуг в социальных секторах.
Организация отдыха и оздоровления детей
Отдых и оздоровление детей является приоритетным направлением государственной политики, принимаются меры для обеспечения детей качественным безопасным отдыхом и оздоровлением, в т.ч. и за пределами республики. Сформирована нормативная правовая база, с 2006 года действует Закон Республики Саха (Якутия) "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Саха (Якутия)". С 2014 года внедряется "Стандарт безопасности отдыха детей и их оздоровления в организациях, предоставляющих услуги по отдыху детей и их оздоровлению в Республике Саха (Якутия)".
Инфраструктура организаций отдыха и оздоровления детей республики представлена 661 организацией отдыха детей и их оздоровления с общим охватом более 70 тысяч детей. Большую часть -75,6 процента (в РФ - 71 процент) составляют лагеря с дневным пребыванием на базе школ, доля загородных стационарных лагерей составляет 6,4 процента (в РФ - менее 5 процентов). В республике функционирует единственный круглогодичный Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор" с ежегодным охватом более 3500 детей.
Региональным оператором ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) "Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор" ежегодно формируется единый региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр). Реестр размещен на официальном портале по организации отдыха детей и их оздоровлению в Республике Саха (Якутия): www.саха-отдых-детей.рф.
В 2019 году в реестр включена 661 организация отдыха и оздоровления детей (в 2018 году - 670), в том числе:
501 лагерь дневного пребывания;
41 загородный стационарный лагерь, т.ч. загородный лагерь санаторного типа ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) "Центр отдыха и оздоровления "Сосновый бор";
1 санаторно-оздоровительное учреждение;
52 лагеря труда и отдыха;
66 палаточных лагерей.
Общий охват детей отдыхом и оздоровлением с учетом выезда за пределы республики в 2019 году составил - 73 783 ребенка, в том числе 46 855 детей (в 2018 году - 43 300), находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий охват обучающихся отдыхом, оздоровлением и занятостью составляет более 110 тысяч детей (75,5 процента от числа обучающихся 1 - 11 классов).
Особенностью организации отдыха детей и их оздоровления в республике являются детские трудовые бригады (бригады волонтеров, семейные бригады, семейные бригады в оленеводческих стадах и другие), что позволяет реализовать востребованные формы отдыха и занятости детей по привлечению к традиционным видам занятости коренных народов, проживающих в Республике Саха (Якутия).
За счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется перевозка детей к местам работы родителей, занятых в оленеводческих стадах, 1400 детей направляются на отдых и оздоровление за пределы Республики Саха (Якутия) в регионы с более благоприятными климатическими условиями, в Международный детский центр "Артек" и во Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", "Смена". Увеличение количества детей, выезжающих на отдых и оздоровление в регионы с более благоприятными климатическими условиями, обусловлено увеличением направлений субсидированных авиаперелетов, а также предусмотренными социальными льготами для многодетных семей.
Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей. В республике отмечается положительная динамика по сохранению стационарных оздоровительных лагерей (41), для сравнения: количество загородных стационарных баз в Приморском крае - 32, Хабаровском крае - 21, Амурской области - 16, на Камчатке - 8, Магаданской, Сахалинской областях - менее 3. С 2012 года в республике открыто 7 новых стационарных баз отдыха и оздоровления детей (в г. Якутске, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Намском, Момском, Усть-Алданском, Амгинском районах), реконструировано 12 стационарных баз отдыха и оздоровления детей (в Таттинском, Усть-Алданском, Среднеколымском, Горном, Вилюйском, Оленекском, Момском, Верхневилюйском, Кобяйском, Жиганском, Намском, г. Якутск). С 2018 года ведется работа по реализации проекта "Строительство круглогодичного детского центра отдыха "Полярная звезда" на 350 мест с применением механизмов государственно-частного партнерства. Центр позволит обеспечить отдыхом и оздоровлением порядка 5000 детей в год. С 2019 года на баланс Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) передан стационарный лагерь "Энергетик". С 2020 года на базе Якутской кадетской школы-интерната начнет работу военно-патриотический лагерь "Авангард".
Предусмотренные меры государственной поддержки системы отдыха и оздоровления детей способствовали:
повышению качества и доступности услуг по отдыху и оздоровлению детей;
обновлению инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей: открыто 7 новых стационарных баз отдыха и оздоровления детей, реконструировано 12 стационарных баз отдыха и оздоровления детей;
увеличению на 40 процентов количества лагерей труда и отдыха;
увеличению на 15,5 процента доли детей, охваченных разными формами организованного отдыха;
снижению уровня правонарушений среди детей и подростков.
В системе организации отдыха и оздоровления детей республики остаются нерешенными следующие проблемы:
материально-техническая база организаций отдыха и оздоровления детей не отвечает современным требованиям;
ограниченное финансирование организованного отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
отсутствие конкурентной среды, недостаточное участие негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению детей;
отсутствие детских загородных стационарных лагерей, детских стационарных баз отдыха в арктических районах;
сложная транспортная логистика и финансово затратное транспортное обеспечение перевозки детей от места проживания к местам отдыха и оздоровления детей.
В государственной программе будут предусмотрены механизмы для развития системы обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления, меры по обеспечению доступности услуг организаций отдыха и оздоровления детей:
выделение субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха детей в каникулярное время, в том числе на оплату труда педагогов, вожатых, педагогов-психологов; оплату услуг на медицинское сопровождение; оплату проезда детей от места проживания к месту отдыха и оздоровления; оплату проезда и путевки в санаторные лагеря; компенсацию стоимости самостоятельно приобретенных путевок в стационарные оздоровительные лагеря;
конкурсная поддержка организаций летнего отдыха и оздоровления детей;
оплата проезда организованных групп детей и сопровождающих лиц от г. Якутска до места отдыха и оздоровления;
компенсация стоимости самостоятельно приобретенных путевок в санаторные учреждения.
Потенциалом для развития системы организации отдыха детей и их оздоровления являются:
разработанная нормативная правовая база в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, определяющая основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей;
государственная поддержка обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления в Республике Саха (Якутия);
привлечение частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства; реализация первого в России социального проекта "Строительство круглогодичного детского центра отдыха "Полярная звезда";
развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления, стационарных баз отдыха детей муниципальных районов и городских округов;
реализация эффективных практик и перспективных моделей отдыха и оздоровления детей (Международные летние школы "Я - гражданин мира" (Центр отдыха и оздоровления "Сосновый бор"), исследовательская школа "ARCTIC CHALLENGE" (Малая академия наук), летние музыкальные площадки проекта "Музыка для всех" и др.
Препятствующими факторами для развития системы организации отдыха и оздоровления детей республики могут стать существующие ограничения:
особенности географического положения и климатических условий региона;
сложная транспортная логистика и высокая стоимость авиабилетов на внутренних авиалиниях;
неразвитая инфраструктура отдыха и оздоровления детей, отсутствие летних стационарных оздоровительных лагерей в северных районах республики; в 18 районах, в том числе арктических, отсутствуют базы загородных оздоровительных лагерей, дети в летний период заняты в лагерях с дневным пребыванием на базе школ;
высокий процент износа и обветшания баз стационарных оздоровительных лагерей, 60 процентов стационарных баз оздоровительных лагерей нуждаются в капитальном ремонте и модернизации;
недостаточное финансирование основных направлений: развитие инфраструктуры детского отдыха, укрепление материально-технических баз организаций отдыха и оздоровления, оплата проезда детей от места проживания к месту отдыха и оздоровления; оплата путевки в санаторные лагеря; компенсация стоимости самостоятельно приобретенных путевок в стационарные оздоровительные лагеря."
1.11. В приложении N 1 к государственной программе:
1.11.1. Графы с 5 по 9 пунктов 1 и 2 раздела "Основное мероприятие 2.6. "Реализация регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" изложить в следующей редакции:
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
55 |
60 |
65 |
75 |
85 |
1.11.2. Наименование раздела "Основное мероприятие 3.2. Внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Республике Саха (Якутия)" изложить в следующей редакции:
"Основное мероприятие 3.2. Реализация регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Республике Саха (Якутия)".
1.11.3. Наименование раздела "Основное мероприятие 6.1. Реализация комплекса мер по организации отдыха детей и их оздоровления" изложить в следующей редакции:
"Основное мероприятие 6.1. Формирование региональной системы организации отдыха и оздоровления детей".
1.11.4. Наименование раздела "Основное мероприятие 6.2. Обеспечение инфраструктурой для организации отдыха и оздоровления детей" изложить в следующей редакции:
"Основное мероприятие 6.2. Развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей".
1.11.5. Графы с 5 по 11 пункта 1 раздела "Подпрограмма N 9. "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)" изложить в следующей редакции:
1800 |
3021 |
1220 |
9386 |
10266 |
6443 |
9457 |
1.11.6. Графы с 5 по 11 пункта 1 раздела "Основное мероприятие 9.1. Модернизация инфраструктуры общего образования" изложить в следующей редакции:
1485 |
1591 |
1220 |
9386 |
10266 |
6443 |
9457 |
1.11.7. Графы с 5 по 11 пункта 1 раздела "Подпрограмма N 10. "Укрепление материально-технической базы организаций образования" изложить в следующей редакции:
1 |
4 |
0 |
13 |
37 |
15 |
4 |
1.11.8. Графы с 5 по 11 пункта 1 раздела "Основное мероприятие 10.1. Модернизация объектов дошкольного образования" изложить в следующей редакции:
0 |
3 |
0 |
8 |
34 |
6 |
3 |
1.11.9. В графе 9 пункта 1 раздела "Основное мероприятие 10.2. Модернизация объектов общего образования" цифру "4" заменить цифрой "1".
1.11.10. В графе 5 пункта 1 раздела "Основное мероприятие 10.3. Модернизация объектов дополнительного образования" цифру "0" заменить цифрой "1".
1.11.11. В графах 10 и 11 пункта 1 раздела "Основное мероприятие 10.4. Модернизация объектов профессионального образования" цифры "9", "0" заменить цифрами "8", "1" соответственно.
1.11.12. Раздел "Основное мероприятие 10.6. Энергосбережение и энергоэффективность государственных образовательных организаций" изложить в следующей редакции:
Основное мероприятие 10.6. Реализация отдельных мероприятий по государственно-частному партнерству | ||||||||||
1 |
х |
х |
Минэкономики РС (Я) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
1.12. Наименование приложения N 12 к государственной программе изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию подпрограммы "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)".
1.13. В приложении N 13 к государственной программе:
1.13.1. В пункте 12 слова "тридцати дней" заменить словами "двадцати календарных дней".
1.13.2. В подпункте а) пункта 12 цифры "2.2" заменить цифрой "5".
1.13.3. В пункте 13 цифру "7" заменить цифрой "3".
1.14. Приложение N 2 к государственной программе изложить согласно приложению N 1 к настоящему Указу.
1.15. Приложение N 3 к государственной программе изложить согласно приложению N 2 к настоящему Указу.
1.16. Приложение N 7 к государственной программе изложить согласно приложению N 3 к настоящему Указу.
1.17. Приложение N 8 к государственной программе изложить согласно приложению N 4 к настоящему Указу.
1.18. Приложение N 10 к государственной программе изложить согласно приложению N 5 к настоящему Указу.
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава |
А. Николаев |
13 марта 2020 года
N 1048
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2020 г. N 1048 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 900"
Вступает в силу с 18 марта 2020 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 марта 2020 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 20 марта 2020 г. N 11
Указом Главы Республики Саха от 23 сентября 2021 г. N 2063 настоящий документ признан утратившим силу с 23 сентября 2021 г.