Волгоградский областной суд в составе судьи Кубасова И. Г., при секретаре Фоменко А.А., с участием прокурора Романенко Ф.С., рассмотрев 24 декабря 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Багдасаряна Саро Андраниковича о признании недействующим в части приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", установил:
комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее также - Комитет) приказом от 27 октября 2015 года N 46-н (далее - Приказ N 46-н) утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно строке 578191 таблицы 10 приложения 1 к Приказу N 46-н кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 34:34:080140:308 утверждена в размере 1 рубля, исходя из вида разрешенного использования "земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные" (16-й вид групп разрешенного использования).
Впоследствии приказом от 27 июня 2018 года N 49-н (далее - Приказ N 49-н) комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области внес изменения в Приказ N 46-н: в приложении 1 к Приказу N 46-н строка 578191 изложена в новой редакции, установлена новая кадастровая стоимость указанного земельного участка, исходя из 17-го вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии": удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 34:34:080140:308 определен в размере 907 руб. 29 коп. /кв. м., кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 26709710 рублей 31 копейка.
Пунктом 2 Приказа N 49-н установлено, что приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Приказ N 49-н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июля 2018 года, а также в печатном издании "Волгоградская правда", N 79, 13 июля 2018 года.
Багдасарян С.А., владеющий на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N 34:34:080140:308, обратился в Волгоградский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Приказа N 49-н в той части, в которой его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года применительно к земельному участку с кадастровым номером N 34:34:080140:308.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого положения статьям 5 и 391 Налогового кодекса РФ. В результате принятия административным ответчиком оспариваемой нормы нарушаются права административного истца Багдасаряна С.А., поскольку у него образовалась задолженность по земельному налогу, что существенно затронуло его материальное положение.
В судебном заседании представитель Багдасаряна С.А. Петросян С.Б. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Шахова Ю. В. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Волгоградской области, утвержденной Приказом N 46-н, была допущена кадастровая ошибка в части определения вида разрешенного использования земельных участков, повлиявшая на размер кадастровой стоимости, в связи с чем измененная кадастровая стоимость подлежит применению к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости. Кроме того, указала
на право Комитета распространять действие Приказа на прошлое время с учётом действующей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта редакции статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Романенко Ф.С., полагавшей, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Судом установлено, что на основании государственного контракта от 25 июня 2015 года N 1-К/2015 (далее - государственный контракт) между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (заказчиком) и ФГУП Федеральным бюро технической инвентаризации (исполнителем) последним проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Волгоградской области. Государственная кадастровая оценка проводилась в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года; в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, был включён, в том числе, и земельный участок с кадастровым номером N 34:34:080140:308.
Пунктом 2.4.9 государственного контракта установлен срок предоставления гарантии качества предоставляемых услуг
- 8 лет со дня приемки их заказчиком. В течение гарантийного срока исполнитель обязался в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности или Методических документов при оказании Услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в ходе использовании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, безвозмездно устранить выявленные нарушения и предоставить исправленные Отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков (пункт 10.3 государственного контракта).
В силу пункта 4 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 11 указанных Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктами 1.2, 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту
- Методические указания), действовавших на дату принятия Приказа N 46-н, предусмотрен расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 -1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний.
В ходе судебного разбирательства установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 34:34:080140:308 в период проведения государственной кадастровой оценки определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2.16 Методических указаний (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).
2 октября 2017 года в адрес Комитета от управления экономического развития администрации Волгограда поступила информация о необходимости приведения в соответствие кадастровой стоимости земельных участков с их фактическим видом разрешенного использования, в том числе по спорным земельным участкам, вид разрешенного использования которых относится к 17 группе вида разрешенного использования (пункт 1.2.17 Методических указаний)
- земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В связи с выявлением рассматриваемой ошибки административным ответчиком инициировано обращение к Исполнителю работ, данная ошибка Исполнителем работ признана и исправлена, письмом от 1 марта 2018 года N 15/00630 Исполнитель уведомил Комитет о перерасчете кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровым номером N 34:34:080140:308, который в рамках гарантийных обязательств отнесен к 17 группе видов разрешенного использования.
В отношении указанного земельного участка Исполнителем определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 907 руб. 29 коп. /кв. м., кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 26709710 рублей 31 копейка.
Правильность расчета приведенных показателей административным истцом либо иными участниками административного дела не оспаривается.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 2.4, 2.5, 2.8, 2.9 пункта 2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 N 222 (ред. от 09.10.2018), к полномочиям Комитета отнесена реализация полномочий по проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с федеральным законодательством.
Проанализировав приведенные выше нормы в совокупности с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что исправление ошибки, допущенной в отчете об определении кадастровой стоимости, может быть произведено оценщиком в рамках гарантийных обязательств по соответствующему государственному контракту на проведение работ по определению кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по результатам государственной кадастровой оценки и ее результаты утверждены нормативным актом субъекта Российской Федерации, исправление исполнителем работ в рамках гарантийных обязательств обнаруженных недостатков не препятствовало Комитету внести соответствующие изменения в ранее принятый нормативный правовой акт.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта в части внесения изменений в строке 578191 таблицы 10 приложения 1 к Приказу N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Давая оценку доводам административного истца о недопустимости распространения действия увеличенной кадастровой стоимости на правоотношения за прошлый период, суд соглашается с ними в силу следующих обстоятельств.
Их пункта 2 Приказа следует, что его действие в отношении земельного участка с кадастровым номером N 34:34:080140:308 распространено на отношения, возникшие с 1 января 2016 года, то есть на правоотношения, возникшие до момента его официального опубликования, имевшего место на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июля 2018 года, а также в печатном издании "Волгоградская правда", N 79, 13 июля 2018 года.
Из материалов дела усматривается, что истец владеет на праве собственности спорным земельным участком с 11.06.2014 года (л.д.26).
При таком положении с учётом требований статей 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога на земельный участок, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Следовательно, оспариваемым приказом на прошлое время, с 1 января 2016 года, распространено действие увеличенного удельного показателя кадастровой стоимости и, как следствие, его кадастровой стоимости для целей налогообложения.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 24.17 Закона об оценочной деятельности датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения должны вступать в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
При таких обстоятельствах, увеличение кадастровой стоимости для целей налогообложения применительно к рассматриваемому спору с учетом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации может быть применено с налогового периода 2019 года.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Положения статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусматривают возможности ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления реестровых ошибок, совершенных при определении кадастровой стоимости.
Поскольку допущенная при определении государственной кадастровой оценки земель в составе земель населенных пунктов в Волгоградской области и устраненная Приказом N 49-н ошибка в оценке земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, не является технической, соответствующие положения оспариваемого приказа относительно применения измененной кадастровой стоимости к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости, противоречат приведенным выше нормам федерального законодательства.
Поскольку установлено противоречие пункта 2 оспариваемого приказа в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 34:34:080140:308 для целей налогообложения приведенным выше положениям федерального законодательства, при этом указанным пунктом исходя из его формулировки действие увеличенной кадастровой стоимости распространено исключительно на прошлое время, суд приходит к выводу о том, что данный пункт следует признать недействующим со дня принятия оспариваемого приказа.
Доводы административного ответчика о праве распространять действие Приказа на прошлое время с учётом действующей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта редакции статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации суд находит состоятельными и связанным с неверным толкованием действующего федерального законодательства, поскольку общий порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлен в статье 5 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Системное толкование частей 2 и 3 названой статьи Кодекса позволяют сделать вывод о том, что действие нормативных правовых актов в области налогов и сборов могут иметь обратную силу только в одном случае - тогда, когда они устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215-217 КАС РФ, Волгоградский областной суд решил:
признать недействующим со дня принятия пункт 2 приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:080140:308 для целей налогообложения с 1 января 2016 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам 3-его апелляционного суда общей юрисдикции (г. Сочи) через Волгоградский областной суд.
Судья: |
И.Г. Кубасов |
Мотивированное решение
изготовлено 31 декабря 2019 года
Судья: И.Г. Кубасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 24 декабря 2019 г. N 3а-527/2019 "О признании частично недействующим пункта 2 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27.06.2018 N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области"
Текст решения опубликован в газете "Волгоградская правда" от 6 марта 2020 г. N 26