Письмо Минфина России от 18 февраля 2020 г. N 02-05-10/12249
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
По вопросу возможных действий муниципального образования (администрации) в случае, если исполнительное производство окончено постановлением о невозможности взыскания задолженности по платежам в бюджет, сообщает следующее.
В соответствии с положениями статей 47.2 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Общие требования).
Пунктами 1 и 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет) (далее - задолженность), признаются безнадежными к взысканию в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).
Таким образом, при установлении случая признания задолженности безнадежной к взысканию подпунктом 5 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса предусматривается отсылочная норма к Закону (часть 1 статьи 46), согласно которой определяется закрытый перечень отдельных случаев, когда исполнительный документ возвращается взыскателю.
Пунктом 3 части 1 статьи 46 Закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично (далее - исполнительный документ), возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона установлено, что исполнительный документ возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, задолженность возможно признать безнадежной к взысканию в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Закона, при соблюдении всех остальных, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса, условий.
В случае если в отношении задолженности, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято, с учетом положений статьи 47.2 Бюджетного кодекса и Общих требований, решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам - суммы отраженной на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность").
По вопросу о возможности заключения договора уступки права требования между муниципальным образованием и третьим лицом в отношении обязательств, возникших в связи с использованием имущества по договору аренды земельного участка, сообщает следующее.
В соответствии с частью второй статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положением статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Принимая во внимание, что в силу положений статьи 128 Гражданского кодекса дебиторская задолженность относится к имущественным правам, обязательство физического лица по оплате договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, следует рассматривать как муниципальное имущество.
В этой связи отмечаем, что вопросы распоряжения муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом N 178-ФЗ, а порядок формирования доходов местного бюджета, полученных от распоряжения муниципальным имуществом, установлен статьями 42, 61-62 Бюджетного кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации, не осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию управления государственным (муниципальным) имуществом.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если в отношении задолженности, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, она списывается с учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам - суммы, отраженной на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность").
Отвечая на вопрос о возможности уступки права требования муниципальным образованием третьему лицу в отношении обязательств по договору аренды муниципального земельного участка, Минфин разъяснил следующее.
Муниципальное имущество отчуждается в собственность третьих лиц исключительно на возмездной основе.
Обязательство физлица по оплате договора аренды муниципального земельного участка следует рассматривать как муниципальное имущество.
Вопросы распоряжения муниципальным имуществом регулируются Законом о приватизации, а порядок формирования доходов местного бюджета, полученных от распоряжения муниципальным имуществом, установлен БК.
Письмо Минфина России от 18 февраля 2020 г. N 02-05-10/12249
Текст письма опубликован не был