Письмо Минфина России от 26 февраля 2020 г. N 02-09-09/13513
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу разъяснения видов нарушений, выявленных контрольно-счетным органом по результатам выборочной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности администрации сельского поселения, и сообщает.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
Согласно абзацу первому пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Минфина России давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Минфина России полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Кроме того, Минфин России не наделен полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия) органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Также полагаем необходимым отметить, что для получения всесторонней и обоснованной позиции Минфина России по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе в сфере осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, необходимой является информация об органе внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) объекте контроля (в том числе его организационной правовой форме), в отношении которого проводятся контрольные мероприятия и оформляются результаты контрольных мероприятий.
В этой связи необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа, для получения позиции Минфина России,
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля,
Понятие и виды бюджетных нарушений установлены положениями статьи 306.1 БК РФ. За совершение отдельных видов бюджетных нарушений Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, по результатам проведения контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля также могут быть выявлены иные финансовые нарушения (в том числе нарушения положений правовых актов, регулирующих порядок осуществления выплат стимулирующего характера).
В этой связи в целях реализации результатов контрольных мероприятий органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьей 16 Закона N 6-ФЗ вправе вносить представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что позиция Минфина России по отдельным вопросам, содержащимся в обращении, была представлена ранее письмом Минфина России от 31.07.2019 N 14-03-11/57261.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие и виды бюджетных нарушений установлены БК РФ. За совершение отдельных видов бюджетных нарушений предусмотрена административная ответственность.
По результатам проведения контрольных мероприятий органами финансового контроля могут быть выявлены иные финансовые нарушения (в том числе нарушения положений правовых актов, регулирующих порядок осуществления выплат стимулирующего характера). Органы внешнего финансового контроля вправе вносить представления.
Надзор за исполнением законов федеральными, региональными и местными властями осуществляет Прокуратура.
Граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа госвласти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Письмо Минфина России от 26 февраля 2020 г. N 02-09-09/13513
Текст письма опубликован не был