Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 4 сентября 2015 г. N 1493
"О порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации"
В целях реализации приказа Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", повышения доступности, эффективности и качества персонифицированного повышения квалификации педагогических и руководящих работников Алтайского края, на основе использования дистанционных образовательных технологий приказываю:
1. Утвердить Положение о Порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации.
2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя начальника Главного управления, начальника отдела управления качеством образования Бутенко О.Н.
Заместитель Губернатора Алтайского края, |
Ю.Н. Денисов |
Положение
о Порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации
(утв. приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 4 сентября 2015 г. N 1493)
1. Назначение и область применения
Положение "О Порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации" (далее - "Положение") регулирует реализацию дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - "ДОТ") и электронного обучения (далее - "ЭО"), устанавливает права и обязанности участников образовательных отношений.
2. Нормативное обеспечение
Положение разработано на основе и в соответствии со следующими правовыми документами:
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
ГОСТ Р 53620-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 499;
методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "По использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ".
3. Определения и сокращения
В настоящем Положении применяются следующие понятия:
под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
дистанционное обучение (ДО) - целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению;
под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
информационные технологии электронного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса электронного обучения;
интерактивный мультимедиа курс - учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами;
обучение с применением ДОТ - процесс освоения компетенций с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, контроль качества обучения и реализацию системы сопровождения и администрирования учебного процесса;
система дистанционного обучения (СДО) - системно организованная совокупность информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала, ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
система дистанционного обучения Moodle (СДО Moodle) - это среда электронного обучения (СЭО), предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. СДО Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн курсов преподавателями;
электронная информационно-образовательная среда - системно организованная совокупность информационных ресурсов дистанционного обучения, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей;
электронные информационные и электронные образовательные ресурсы - учебные ресурсы, представленные в виде файлов на электронных носителях, которые обеспечивают определенную направленность, структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся.
4. Общие положения
4.1. При реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки работников образования организации вправе использовать ДОТ и ЭО при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия и др.), текущего контроля и итоговой аттестации обучающихся, если в них созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
4.2. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, самостоятельно определяют соотношение объема очных, заочных учебных занятий и учебных занятий с использованием ДОТ и ЭО.
4.3. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, могут проводить обучение с использованием ДОТ и ЭО как на бюджетной основе, так и на внебюджетной основе.
4.4. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, самостоятельно устанавливают порядок и формы доступа к используемым информационным ресурсам при реализации обучения с использованием ДОТ и ЭО.
4.5. При обучении с использованием ДОТ и ЭО каждому обучающемуся обеспечивается доступ к информационному и программному обеспечению системы дистанционного обучения Moodle (далее - "СДО") через сеть Интернет.
4.6. Порядок предоставления образовательных услуг с использованием ДОТ и ЭО для каждой формы обучения (или их сочетания) регламентируются локальным актом организации.
4.7. Образовательная деятельность с использованием ДОТ и ЭО реализуется в следующих формах взаимодействия обучающихся и преподавателей АКИПКРО:
асинхронная организация образовательной деятельности, которая обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени;
синхронная организация образовательной деятельности, которая предусматривает проведение учебных мероприятий и общение обучающихся с преподавателями в режиме реального времени средствами информационно-коммуникационных технологий (далее - "ИКТ").
4.8. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
4.9. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
5. Цели и задачи использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
5.1. Основной целью использования ДОТ и ЭО является повышение доступности, эффективности и качества предоставления услуг по повышению квалификации независимо от удаленности от краевого центра места проживания и работы педагогических работников.
5.2. Основные задачи:
усиление персонифицированного характера, адресной направленности и непрерывности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;
снижение расходов на проведение обучения (в т.ч. проезд к месту учебы, командировочные, стоимость проживания);
обеспечение возможности формирования обучающимися индивидуальной траектории и темпа освоения дополнительных профессиональных программ.
6. Участники образовательных отношений, права и обязанности
6.1. Участниками образовательных отношений с использованием ДОТ и ЭО являются:
организации, реализующие дополнительные профессиональные программы (профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный и инженерный персонал, имеющий специальную подготовку для работы в электронной обучающей среде с применением ДОТ и ЭО);
обучающиеся (руководители образовательных организаций, МОУО, учителя предметники, воспитатели, психологи, социальные работники, педагоги дополнительного образования, библиотекари ОУ, методисты и т.д.);
работодатели обучающихся (администрация образовательных организаций).
6.2. Нормирование труда профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного и инженерного персонала регулируются действующими внутренними нормативными документами организации, реализующие дополнительные профессиональные программы.
6.3. Права и обязанности участников образовательных отношений.
6.3.1. В права и обязанности Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы входит:
принятие решения о внедрении ДОТ и ЭО в образовательную деятельность в зависимости от состояния материально-технической базы и степени готовности ППС к применению ДОТ и ЭО;
разработка учебно-методических материалов для учебного процесса с применением ДОТ и ЭО;
учет и анализ текущей успеваемости обучающихся, результатов их итоговой аттестации;
обеспечение для каждого обучающегося доступа к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам, организация для обучающихся учебно-методической помощи, в том числе в форме консультаций, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
6.3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих программу с использованием ДОТ и ЭО, определяются Уставом Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, правилами внутреннего трудового распорядка.
обучающиеся должны быть предупреждены об объеме учебного материала, выносимого на дистанционный курс;
при обучении с использованием ДОТ и ЭО обучающийся имеет право на получение доступа к электронным образовательным ресурсам (учебным и методическим) как посредством компьютерной базы Организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, так и посредством личных персональных технических средств в обозначенном ранее режиме.
6.3.3. В права и обязанности работодателей обучающихся входит:
формулировка адекватного уровню готовности работника к повышению квалификации технического задания;
участие в итоговой аттестации обучающихся;
доступ к результатам итогового контроля обучающихся.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
7.1. Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения основано на использовании электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, которые должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом.
7.2. Разработчики электронных информационных и электронных образовательных ресурсов вправе использовать материалы, размещенные в системе федеральных образовательных порталов, библиотеке образовательных ресурсов, самостоятельно и (или) совместно использовать информационные ресурсы российских и зарубежных юридических и физических лиц в объеме и способами, не противоречащими законодательству РФ.
7.3. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объёму и содержанию, соответствующие требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
База данных для использования ДОТ и ЭО представляет собой издания на различных типах носителей - фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленным монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
7.4. Электронные информационные и электронные образовательные ресурсы постоянно актуализируются и обновляются по мере необходимости.
7.5. Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения:
электронные учебные пособия;
наборы заданий с необходимыми учебно-методическими материалами;
электронные словари, справочники и другие материалы;
пакеты тестовых заданий.
8. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
8.1. Образовательная деятельность с использованием ДОТ и ЭО осуществляется в соответствии с учебными планами, действующими нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность, при наличии специально разработанных электронных информационных и электронных образовательных ресурсов.
8.2. При реализации образовательных программ применяется как модель частичного использования ДОТ и ЭО, так и модель полного использования ДОТ и ЭО.
8.3. Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
8.4. Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.
8.5. Учебный процесс с использованием ДОТ и ЭО в полном объеме в целом или по отдельным дисциплинам учебного плана может быть организован только при наличии:
разработанной нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);
электронных информационных и электронных образовательных ресурсов;
специальной корпоративной информационной системы электронного документооборота и сервера технологической поддержки ДОТ и ЭО;
преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, имеющих специальную подготовку по использованию ДОТ и ЭО;
электронных форм проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
материально-технической базы, обеспечивающей реализацию ДОТ и ЭО (совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);
соответствующего уровня кадрового персонала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного или дополнительного профессионального образования);
организации обучения и методического сопровождения педагогических работников, использующих электронное обучения, дистанционные образовательные технологии (повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
8.6. В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.
8.7. Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть "Интернет"):
с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;
в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;
должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.
8.8. Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
8.9. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудио колонками и (или) наушниками). Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.
8.10. В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:
общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео и аудио редакторы);
учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).
8.11. С помощью системы дистанционного обучения (далее - "СДО"):
разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент; педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;
администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;
все результаты обучения сохраняются в течение года в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
8.12. При использовании ДОТ и ЭО обучающийся и преподаватель могут взаимодействовать в образовательной деятельности в следующих формах:
on-line, которая предусматривает взаимодействие участников образовательных отношений в режиме реального времени (видео-, аудио-конференции, чат и пр.);
off-line, которая предусматривает взаимодействие участников образовательных отношений в режиме отложенного (произвольного) времени (электронная почта, форумы, доски объявлений и пр.).
8.13. ДОТ и ЭО при реализации образовательных программ используются при следующих видах учебной деятельности:
самостоятельное изучение учебного материала обучающимися;
презентации (обзорные, установочные занятия);
консультации индивидуальные и групповые (в том числе сетевые);
практические занятия;
текущая и итоговая аттестация;
стажировки.
8.14. Самостоятельное изучение учебного материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется расписанием в соответствии с учебным планом по программе обучения.
8.15. Самостоятельная работа обучающихся включает изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение практических, тестовых заданий; выполнение проектов, написание выпускных квалификационных работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа.
8.16. Очные (аудиторные) групповые занятия с использованием ЭО проводятся с целью:
определения и формирования умений применять полученные теоретические знания при решении практических профессиональных задач;
корректировки умений самостоятельной работы с учебными и учебно-методическими материалами;
освоения методов коллективной работы и обмен опытом;
определения полноты знаний, полученных слушателями в результате самостоятельного освоения учебного материала.
8.17. Лекционные занятия реализуются во всех технологических средах: работа с электронными учебными курсами в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе off-line (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле- и видеолекций и лекций-презентаций.
8.18. Практические, семинарские и лабораторные занятия организуются во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени), компьютерный лабораторный практикум, профессиональные тренинговые упражнения с использованием телекоммуникационных технологий.
8.19. Индивидуальные и групповые консультации преподавателей обучающиеся получают с использованием средств телекоммуникаций в режиме off-line и/или on-line (электронная почта, форумы, chat-конференции, видеоконференции и др.) в СДО.
8.20. Реализация образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО сопровождается осуществлением текущего и итогового контроля освоения учебных программ, формы, периодичность и порядок проведения которых устанавливаются учебным планом.
8.21. Контроль освоения обучающимися образовательной программы с использованием ДОТ и ЭО осуществляется по результатам выполнения контрольных работ, эссе, тестирования и пр. Тестирование осуществляется обучающимися самостоятельно посредством СДО в установленные сроки и оценивается автоматизированной системой тестирования.
8.22. Обучающийся, осваивающий образовательную программу с использованием ДОТ и ЭО, должен выполнить все виды заданий, предусмотренных рабочей программой в установленные сроки.
8.23. Результаты выполнения всех видов заданий, предусмотренных рабочей программой, отображаются в личных кабинетах обучающихся и преподавателей и сохраняются в электронной базе СДО. Каждая работа проверяется и оценивается преподавателем в срок не более 7 дней. Общий срок нахождения контрольной работы в ИПК не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в зачетных ведомостях.
8.24. В файловом хранилище СДО контрольные работы хранятся в течение одного года.
8.25. Внутренний документооборот, учетно-отчетная документация по курсам ведется в традиционной (на бумажном носителе) и в электронно цифровой форме.
8.26. Мониторинг и оценка качества образовательной деятельности при реализации образовательных программ с использованием ДОТ и ЭО осуществляется в установленном организацией порядке.
9. Техническое и программное обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
9.1. Техническое обеспечение СДО включает в себя:
серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения СДО;
коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению СДО через локальные сети и Интернет
9.2. Программное обеспечение СДО включает в себя:
модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду Moodle (и/или другие среды, функционально дополняющие или замещающие Moodle) с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных образовательных и информационных ресурсов;
серверное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование сервера и связь с СДО через Интернет;
программное обеспечение, предоставляющее возможность проведения вебинаров, а также других видов связи преподавателей с обучающимися средствами сети Интернет.
Среда Moodle осуществляет управление образовательным контентом, организацией учебного процесса, взаимодействием обучающихся и профессорско-преподавательским составом.
Среда Moodle обеспечивает:
организацию и информационную поддержку образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО;
разграничение прав доступа к электронным образовательным и электронным информационным ресурсам;
разграничение полномочий во взаимодействии участников образовательных отношений;
организацию самостоятельного обучения посредством телекоммуникационных технологий;
хранение, обновление и систематизацию электронных учебных и информационных материалов;
мониторинг образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО.
9.3. Каждому обучающемуся обеспечивается доступ к электронным образовательным и информационным ресурсам в СДО посредством предоставления индивидуальных логина и пароля, в объеме, необходимом для освоения программы обучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден порядок реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО). Основной целью использования ДОТ и ЭО является повышение доступности, эффективности и качества предоставления услуг по повышению квалификации независимо от удаленности от краевого центра места проживания и работы педагогических работников. Основные задачи: усиление персонифицированного характера, адресной направленности и непрерывности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося; снижение расходов на проведение обучения (в т.ч. проезд к месту учебы, командировочные, стоимость проживания); обеспечение возможности формирования обучающимися индивидуальной траектории и темпа освоения дополнительных профессиональных программ.
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 4 сентября 2015 г. N 1493 "О порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 11 мая 2022 г. N 19-П настоящий документ признан утратившим силу с 11 мая 2022 г.