Решение Алтайского краевого суда от 30 июля 2015 г. N 3-135/15
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" о признании недействующим в части решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 г. N 678 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015-2019 годы", установил:
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, регулирующий орган) принято решение от 27 декабря 2014 г. N 678 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015-2019 годы". Решение вступило в силу с 01 января 2015 г.
Приложением N 1 к названному решению установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций. В столбце 4 пункта 13 таблицы указанного приложения для общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" (далее ООО "Энергия-Транзит", Общество, регулируемая организация) установлена величина базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. рублей.
Приложением N 2 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе в пункте 13 таблицы для ООО "Энергия-Транзит": на 2015 год - 118 974, 31 тыс. рублей, на 2016 года - 77783,71 тыс. рублей, на 2017 год - 78230,55 тыс. рублей, на 2018 год - 78684,42 тыс. рублей, на 2019 год - 79145,47 тыс. рублей.
ООО "Энергия-Транзит" обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим решения в части установления для Общества в пункте 13 приложения N 1 базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. рублей и в части пункта 13 приложения N 2.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, поскольку установленные долгосрочные параметры регулирования в части базового уровня подконтрольных расходов не являются экономически обоснованными. Так, Управлением по тарифам из расчета необходимой валовой выручки в части базового уровня подконтрольных расходов на базовый 2015 год - первый год второго долгосрочного периода регулировании ООО "Энергия-Транзит" необоснованно были исключены расходы на ремонт основных средств (в составе материальных затрат) в размере 42 069,50 тыс. рублей, планируемые Обществом расходы на работы и услуги производственного характера в размере 44 556,35 тыс. рублей снижены на 95,12%. По мнению заявителя, у регулирующего органа отсутствовали основания для отказа во включении заявленных расходов в состав необходимой валовой выручки, поскольку их обоснованность подтверждена документально, в том числе Управлению была представлена конкурсная документация по проведенному Обществом открытому конкурсу на выполнение работ по ремонту открытого распределительного устройства главной понизительной подстанции "Синтетика" (далее ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика"), а также договоры подряда, заключенные по результатам конкурса. Рабочая документация по ремонту ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" разработана специализированной организацией ООО "Сервисный центр "Бреслер", технические задания к договорам подряда составлены на основании дефектной ведомости, что соответствует пункту 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам N 98-э от 17 февраля 2012 г. и пунктам 25, 29 Основ ценообразования. Действия Управления по исключению указанных расходов Общества не соответствуют пункту 7 Основ ценообразования, поскольку названные расходы являются плановыми, относимыми на период регулирования, а не расходами предыдущих периодов. Общество считает, что Управление не доказало экономическую необоснованность заявленных расходов и не обосновало правомерность частичного исключения расходов по сравнению с фактическими данными, полученными по итогам базового периода.
Занижение базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, привело к необоснованному занижению необходимой валовой выручки как на 2015 год - первый год второго долгосрочного периода регулирования, так и на 2016-2019 годы этого периода регулирования. Установление необходимой валовой выручки на заниженном уровне приводит к установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчета пары смежных территориальных сетевых организаций (ООО Энергия-Транзит" и ОАО "МРСК Сибири") на экономически необоснованном уровне. Общество лишено финансовых средств в части проведения обязательных ремонтов объектов электросетевого хозяйства, необходимых для осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии.
В нарушение Правил государственного регулирования ООО "Энергия-Транзит" до заседания правления не было ознакомлено с экспертным заключением, а только с его проектами, отличающимися по содержанию; Управлением долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка Общества на 2015-2109 года установлены на основании рассмотрения предложений, представленных иной территориальной сетевой организацией - ОАО "СК Алтайкрайэнерго"; при вынесении решения регулирующим органом не были учтены возражения Общества.
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в письменных возражениях на заявление указало на принятие оспариваемого решения уполномоченным на то органом с соблюдением установленного порядка, в том числе порядка опубликования и вступления в законную силу, а также на его соответствие законодательству, регулирующему отношения в сфере электроэнергетики. Из анализа представленных в обоснование ремонтных работ, заявленных Обществом на 2015 год, обосновывающих материалов, в том числе проектной документации на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика", следует, что планируемые к выполнению работы относятся к реконструкции, поэтому источником реализации данных работ должна являться инвестиционная составляющая. На момент проведения экспертизы утвержденная в установленном законодательством порядке инвестиционная программа у Общества отсутствовала. Также указано, что заявленные Обществом расходы не являются экономически обоснованными ввиду отсутствия в представленных организацией обосновывающих материалах информации о необходимости проведения ремонтных работ в 2015 году.
В судебном заседании представители ООО "Энергия-Транзит" на удовлетворении заявления наставили, пояснили, что величина необходимой валовой выручки, установленная в пункте 13 приложения N 2, оспаривается именно в связи с неправильным определением величины базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в результате исключения из заявленной суммы расходов на ремонт основных средств 42 069,50 тыс. рублей.
Представители управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов просили оставить заявление без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя Е., Т., Т., представителей управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Т., Л., Б., исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Алтайского края Ф., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В силу пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 г. N 695, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги (т.3, л.д.134-138).
Согласно пункту 4.2 Положения Управление устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов, Правила).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее - Регламент). Названный Регламент разработан в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов. К заявлениям прилагаются обосновывающие документы. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов. Решения об установлении тарифов принимаются на заседании правления регулирующего органа с извещением организации, осуществляющей регулируемую деятельность, о дате, времени и месте, заседания правления регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания заявитель должен быть ознакомлен с материалами регулирующего органа, включая проект решения. Заседание правления регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении тарифов является открытым и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов правления. Протокол заседания утверждается председательствующим. Принятое решение, а также протокол доводятся до заявителя (пункты 8, 12, 17, 22, 25, 26, 27, 28, 30 Правил регулирования, пункты 1, 2, 10, 12, 23, 25, 27, 29, 30, 34 Регламента).
По делу установлено, ООО "Энергия-Транзит является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему на праве собственности. В соответствии с Уставом регулируемым видом деятельности, осуществляемым обществом, является эксплуатация энергетических объектов, электрических сетей, в том числе прием, передача, преобразование и распределение электрической энергии. Основной деятельностью общества является электроснабжение потребителей технологически присоединенных к электрическим сетям ООО "Энергия-Транзит" на территории г. Барнаула, эксплуатация электрических сетей и трансформаторных подстанций.
29 апреля 2014 г. ООО "Энергия-Транзит" обратилось в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, для взаиморасчетов ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал "Алтайэнерго") с ООО "Энергия-Транзит" на 2015 год, долгосрочных параметров регулирования на второй долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы, подписанным уполномоченным лицом и скрепленным печатью общества. По представленному заявлению и материалам ООО "Энергия-Транзит" Управлением было открыто дело N 0115/01/2014 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, о чем 08 мая 2014 г. заявителю направлено соответствующее извещение. О дате времени и месте заседания Правления регулирующего органа, назначенном на 14-30 часов 26 декабря 2014 г., Общество извещено 16 декабря 2014 г., в этом же извещении разъяснена возможность ознакомиться 24 декабря 2014 г. с проектами решений. 26 декабря 2014 г. Общество уведомлено об отложении заседания Правления на 14-30 часов 27 декабря 2014 г., одновременно предложено ознакомиться 26 декабря 2014 г. с проектами решений. С материалами регулирующего органа, проектами решений представители общества ознакомлены.
Согласно пункту 9 Положения об Управлении для принятия решений в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию, газ, товары и услуги организаций коммунального комплекса, услуги в социальной сфере формируется Правление в количестве 7 человек. Председателем Правления является начальник Управления.
Состав Правления, Порядок деятельности правления Управления утверждены Приказом начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 23 октября 2014 г. N 209-пр (т.3, л.д.119-128).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка деятельности правления в состав Правления включаются также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа, принимающие участие при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы, решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании (пункты 4.1, 4.10 указанного Порядка).
Вопрос об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015-2019 годы, включая ООО "Энергия-Транзит", был рассмотрен 27 декабря 2014 года на заседании Правления, в котором принимало участие 7 членов Правления, в том числе председатель - начальник Управления, а также присутствовали представители регулируемой организации, и были установлены для ООО "Энергия-Транзит", в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. рублей, величина необходимой валовой выручки на 2015-2019 годы в вышеуказанных размерах на основании результатов рассмотрения обосновывающих материалов, представленных регулируемой организацией.
По итогам рассмотрения принято Решение N 678 от 27 декабря 2014 г., что соответствует предусмотренной пунктом 5.4 Положения об управлении форме принятия нормативного правового акта.
Судом также установлено, что оспариваемое решение и протокол заседания Правления размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копии названных документов направлены в адрес Общества 29 декабря 2014 г. и получены его представителем 30 декабря 2014 г.
Решение опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Алтайского края - в газете "Алтайская правда" за 30 декабря 2014 г. N 270 (т. 3, л.д. 190-193), включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 05 марта 2015 г., номер государственной регистрации RU22000201401915 (т. 3, л.д. 184).
Таким образом, оспариваемое решение принято с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие, установленных Уставом Алтайского края, Законом Алтайского края "О правотворческой деятельности от 09 ноября 2006 г. N 122-ЗС, постановлением Администрации Алтайского края от 01 июня 2011 г. N 286 "Об организации правотворческой деятельности администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края", Правилами государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, Регламентом, разработанным в соответствии с данными Правилами.
Доводы заявителя о том, что в нарушение пунктов 8, 12, 17, 22 Правил регулирования тарифов долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимая валовая выручка Общества на 2015-2019 годы установлены на основании рассмотрения предложений, представленных иной территориальной сетевой организацией (ОАО "СК Алтайкрайэнерго") лишены оснований, поскольку, как следует из протокола заседания от 27 декабря 2014 г. N 68-э, Правлением рассмотрены предложения (заявление об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами на электрическую энергию (мощность)) именно ООО "Энергия-Транзит". При этом в протоколе отражены показатели заявленные Обществом: необходимая валовая выручка, в том числе подконтрольные расходы, неподконтрольные расходы, необходимая валовая выручка на компенсацию технологических потерь, указано на открытие дела N 0115/01/2014, на установление тарифов на 2015 год, на утверждение уровня необходимой валовой выручки на 2015-2019 годы в установленных размерах. Отраженные в протоколе основные показатели являются показателями, относимыми к деятельности ООО "Энергия-Транзит" по передаче электрической энергии, в связи с чем допущенная Управлением техническая описка указанием в одном из абзацев на результаты рассмотрения материалов, представленных ОАО "СК Алтайкрайэнерго", не является нарушением, влекущим признание решения недействующим.
Вопреки доводам заявления принятию Решения N 678 от 27 декабря 2014 г. предшествовало проведение экспертизы предложения ООО "Энергия-Транзит" об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2015-2019 годы и необходимой валовой выручки с составлением письменного мотивированного экспертного заключения в соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов, пунктами 10, 12 Регламента.
По делу установлено, что представители регулируемой организации знакомились с материалами регулирующего органа 24 декабря 2014 г., 26 декабря 2014 г., с проектами решений ознакомлены 26 декабря 2014 г. По результатам ознакомления Обществом 25 декабря 2014 г. в Управление были направлены возражения относительно произведенного экспертами расчета необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы, в частности в отношении не включения работ, заявленных в составе материальных затрат на ремонт основных средств.
Вопреки утверждениям представителей заявителя, последующее, после поступивших возражений, более подробное раскрытие в экспертном заключении оснований, по которым отказано во включении заявленных Обществом работ на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" на 2015 год, уточнение правовых норм не может быть расценено как отсутствие экспертного заключения на момент принятия решения. При этом следует отметить, что сам по себе факт ознакомления представителей заявителя с заключением, в том числе после направления возражений, опровергает доводы Общества о его отсутствии.
Из экспертного заключения по делу N 0115/01/2014 следует, что органом регулирования наряду с оценкой достоверности данных, приведенных в предложениях ООО "Энергия-Транзит", оценкой финансового состояния организации, анализом основных технико-экономических показателей, проведен анализ экономической обоснованности подконтрольных расходов, принятых на базовый 2015 год ООО "Энергия-Транзит", по статьям расходов, в том числе по статье затрат "Материальные расходы", включающей в себя несколько составляющих: сырье и материалы; работы и услуги производственного характера. Экспертное заключение содержит общие мотивированные выводы и рекомендации, его содержание отвечает требованиям пункта 23 Правил регулирования тарифов. Имеющая место, по мнению заявителя, недостаточная мотивировка выводов в экспертном заключении не может свидетельствовать о нарушении порядка принятия нормативного правового акта.
В связи с изложенным доводы заявителя о нарушении установленной процедуры рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов, признаются несостоятельными.
Суд также приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи со следующим.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) розничном рынках подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, осуществляется в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций (статья 23 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с Основами ценообразования на регулирующий орган возложена обязанность по принятию решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
Долгосрочные параметры деятельности - параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования сроком не менее 5 лет (пункт 2 Основ ценообразования).
Принципы и методы регулирования тарифов в электроэнергетике определены Основами ценообразования, согласно которым субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен данные раздельного учета активов продукции, доходов и расходов по указанным в пункте 6 видам деятельности (в том числе по передаче электроэнергии по электрическим сетям).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчета экономически необоснованных расходов.
Исходя из пункта 12 Основ ценообразования регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется, в том числе методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализованные расходы, и расходы, относимые на прибыль после налогообложения (пункты 16-17 Основ ценообразования).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации,... и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, включающих помимо прочего, базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
При этом согласно пункту 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, базовый уровень подконтрольных расходов является одним из долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Исходя из положений пунктов 25, 29 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Как указано выше, ООО "Энергия-Транзит" обратилось в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, просило установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для взаиморасчетов ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал "Алтайэнерго"), долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год (первый год второго долгосрочного периода) - 99,453 млн. рублей, а также необходимую валовую выручку на содержание электрических сетей на период 2015-2019 годы.
Органом регулирования в порядке пункта 22 Правил регулирования тарифов проведена экспертиза поступившего предложения, результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении, в котором некоторые планируемые обществом затраты, в том числе на работы и услуги производственного характера, исключены как экономически необоснованные, принят оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно протоколу заседания правления Управления по тарифам от 27 декабря 2014 г. N 68-э экспертами из расчета необходимой валовой выручки на 2015 год на содержание электрических сетей исключены экономически необоснованные расходы, в том числе по статье подконтрольные расходы в части расходов на сырье и материалы в размере 42684,21 тыс. рублей, из которых 614,71 тыс. рублей - на сырье и материалы, 42069,50 тыс. рублей - на работы и услуги производственного характера, в связи с корректировкой затрат на ремонты и расходов на вспомогательные материалы.
На основании результатов рассмотрения материалов, представленных ООО "Энергия-транзит", обществу утверждена необходимая валовая выручка на 2015 год в размере 118974,31 тыс. рублей в том числе: подконтрольные расходы - 28402,95 тыс. рублей; неподконтрольные расходы - 51034,99 рублей; корректировка расходов - (39536,37) тыс. рублей (т.1, л.д.59-67).
Заявитель не согласен с расчетами Управления в части затрат по статье "работы и услуги производственного характера", что, по его мнению, привело к неосновательному занижению базового уровня подконтрольных расходов, ссылаясь на то, что указанные расходы, установлены в договорах, заключенных в результате проведения торгов, подтверждены документально.
Обществом заявлены затраты по статье "работы и услуги производственного характера" в размере 44556,35 тыс. рублей, Управлением они приняты в размере 2 486,85 тыс. рублей.
Основанием для исключения указанных расходов послужило то, что планируемые Обществом работы на ремонт открытого распределительного устройства главной понизительной подстанции "Синтетика" в 2015 году на сумму 44556,35 тыс. рублей являются реконструкцией, и изменяют характеристики оборудования, с учетом того, что данные работы повысят надежность и качество электроснабжения потребителей источником реализации данных работ должна являться инвестиционная составляющая, которая предусматривается в инвестиционной программе. На момент проведения экспертизы утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа у Общества отсутствует.
Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (статья 253 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть включаются в состав текущих расходов организации.
Расходы на модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств учитываются в составе капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение стоимости объекта (статья 257 Налогового кодекса Российской Федерации).
При проверке обоснованности заявленных расходов экспертами использованы материалы, представленные ООО "Энергия-Транзит" в материалы тарифного дела, в обоснование затрат на ремонт ОРУ - 110 кВ ПС "Синтетика", в том числе: предписание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 октября 2013 г. N 17-18-0175/П-ОЗП-343; договор от 31 июля 2013 г. N 83-07/п на разработку проектной документации на ремонт ОРУ 110 кВ ПС "Синтетика", акт от 15 ноября 2013 г. N 2; рабочая документации (пояснительная записка) на ремонт ОРУ -110 кВ ПС "Синтетика"; копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ ООО "Сервисный центр "Бреслер"; план-график по ремонту ОРУ ГПП "Синтетика" на 2015 год; копия конкурсной документации на выполнение работ по ремонту ОРУ ГПП "Синтетика" от 25 марта 2014 г.; копии договоров, заключенных по результатам торгов для проведения ремонтных работ; копии локальных ресурсных сметных расчетов к договорам; копии технических заданий по лоту N 1-18.
Как следует из пояснительной записки ООО "Энергия-Транзит", планируемый ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" позволит повысить надежность электроснабжения потребителей и надежность электрооборудования за счет применения: современного силового оборудования взамен оборудования, отработавшего нормативный срок и не прошедшего техническое освидетельствование на продление срока эксплуатации. Достоинством элегазовых выключателей в сравнении с маслонаполненными является низкое потребление электроэнергии для обеспечения их работоспособности; современной линейной изоляции и ошиновки ОРУ-110 кВ (достоинством современной линейной изоляции, в сравнении с существующей, является стабильная работа при неблагоприятных погодных условиях); микропроцессорных средств защиты, которая позволит обеспечить более высокое техническое совершенство устройств релейной защиты и автоматики по сравнению с электромеханической элементной базой за счет того, что в программной защите возможна реализация новых способов и алгоритмов определения поврежденного элемента, а также получения улучшенных характеристик измерительных органов. Несомненным достоинством микропроцессорных устройств является низкие значения потребляемой мощности по цепям переменного тока и напряжения, что обуславливает снижение нагрузки на измерительные трансформаторы и повышение точности их работы; необслуживаемых аккумуляторов, что может обеспечить всю аварийную нагрузку при отключении выключателей. Достоинством необслуживаемых выключателей в сравнении с обслуживаемыми является высокая экологичность и отсутствие затрат на обслуживание.
При этом Обществом планировалось демонтировать выключатели масляные 110 кВ - 4 шт., разъединители с одним заземляющим ножом - 8 шт., разъединители с двумя заземляющими ножами - 4 шт., отделители 110 кВ - 2 шт. После демонтажа указанного оборудования осуществить монтаж выключателей элегазовых 110-кВ - 2 шт., разъединителей с одним заземляющим ножом - 6 шт., разъединителей с двумя заземляющими ножами - 6 шт., монтаж отделителей не предусмотрен. По техническим характеристикам элегазовые выключатели значительно отличаются от масляных.
Согласно пояснительной записке ООО "Сервисный центр "Бреслер" к рабочей документации "Ремонт ОРУ -110 кВ ПС "Синтетика" г. Барнаул", документация выполнена на основании технического задания на выполнение работ по разработке документации на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" г. Барнаул, утвержденного главным инженером ООО "Энергия-Транзит" Т.В.И. 03 июля 2013 года. В соответствии с заданием на проектирование на существующем ОРУ-110 кВ предусматривается преобразование существующей электрической схемы ОРУ-110 кВ подстанции в схему N 110-4Н N "Два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны трансформатора". Также предусматривается замена существующего высоковольтного оборудования ОРУ-110 кВ на новое с использованием существующих фундаментов. В проекте выполнена реконструкция релейной защиты и автоматики на микропроцессорных устройствах.
Согласно техническому заданию от 03 июля 2013 г. основанием для проектирования является отработанный в полном объеме ресурс оборудования данной ПС при завершенном сроке эксплуатации. При этом в смете N 4 на проектные работы: ремонт ПС-110 кВ "Синтетика". Рабочий проект. Релейная защита указано, что для определения стоимости проектных работ по реконструкции ОРУ-110 кВ по "Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты энергетики.2003 г." принят сводный сметный расчет по титулу "Предпроектная разработка реконструкции ОРУ 110 кВ ПС "Маркелово" ООО "ИЦ Бреслер" в 2010 году". Определена сметная стоимость реконструкции ОРУ-110 кВ без строительства захода ВЛ 110 кВ.
В договорах, заключенных с подрядными организациями на ремонт ПС "Синтетика" изложены требования к работам, как для вновь созданных (реконструируемых, расширяемых) объектов. В технических заданиях, являющихся приложением к договорам, указано, что все работы должны быть выполнены в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, а именно: в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 08 июля 2002 г. N 204.
Таким образом, обществом осуществляется преобразование существующей электрической схемы ОРУ-110 кВ подстанции, производится замена оборудования с изменением его количественного состава и качественных характеристик, что, как следует из пояснительной записки общества, приведет к повышению надежности и качества электроснабжения потребителей. Следовательно, вывод Управления о том, что расходы на данные работы носят инвестиционный характер и в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования подлежат включению в тариф на основании утвержденной инвестиционной программы, является верным. Ввиду того, что инвестиционная программа у регулируемой организации на момент принятия решения регулирующим органом отсутствовала, во включении указанных расходов в расчет величины базового уровня подконтрольных расходов как экономически необоснованных отказано правомерно.
То обстоятельство, что названные работы заявлены Обществом в составе текущих расходов организации как ремонтные работы и их последующее исключение Управлением из состава материальных затрат по мотиву отнесения к расходам инвестиционного характера, вопреки утверждению заявителя, не свидетельствует о переквалификации видов работ.
Кроме того, доказательства, подтверждающие необходимость выполнения данных работ в 2015 году в целях устранения неисправностей и повреждений ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика", замены физически изношенных деталей (частей), которые могут привести к поломке, заявителем в материалы тарифного дела представлены не были.
Из представленного регулирующему органу в обоснование необходимости выполнения ремонтных работ предписания N 17-18-0175/П-ОЗП-343 от 14 октября 2013 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что Обществом не проведено комплексное обследование сооружений (ВЛ), установлен срок устранения до 31.12.2013. Относительно подстанции "Синтетика" выявлено, что строительные конструкции сооружений и оборудования (бетонные стойки выключателей, разъединителей) не защищены от попадания минеральных масел, кислот, щелочей, пара и воды. Имеются множественные трещины и разрушения с оголением арматуры. Установлен срок устранения недостатков до 10.08.2014. В маслоприемном устройстве Т-1, Т-2 следы подтеков масла, имеется травяная растительность. Срок устранения недостатков до 31.12.2013 (т.1 л.д. 171-173).
Между тем из отчета ООО "Энергия-Транзит" о выполнении пунктов предписания усматривается устранение выявленных нарушений в установленные сроки, соответственно, обоснованность выполнения ремонтных работ, указанных регулируемой организацией, данным предписанием подтверждена быть не может.
Дефектная ведомость от 20 декабря 2013 г. (т.1 л.д. 141-151) не содержит обоснование необходимости выполнения заявленных работ в 2015 году, поскольку в ней не отражена информация о сроках службы оборудования, дате последних ремонтов, о типе, марке, а также количестве оборудования, пришедшего в негодность и подлежащего замене. Кроме того, в дефектной ведомости не отражено какое именно оборудование подлежит замене в 2015 году, с учетом того, что дата устранения недостатков установлена 2014-2015 годы.
Уточненный годовой план-график ремонта оборудования на 2015 год также не отражает информации о необходимости проведения указанных в нем работ в 2015 году.
Предоставленный суду технический отчет по техническому освидетельствованию высоковольтного оборудования ПС "Синтетика" по результатам обследования, проведенного в 2013 году ООО "Диагностические Комплексы и Системы", обоснованность требований о включении заявленных расходов по статье затрат "работы и услуги производственного характера" не подтверждает. По результатам освидетельствования даны рекомендации по эксплуатации оборудования без ограничений, профилактический контроль согласно требованиям заводской и ведомственной НТД. Срок службы 10 лет при условии повторного обследования в 2016 году в объеме контрольных обследований.
Сведений о том, что оборудование ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" планируемое к замене в 2015 году не прошло техническое освидетельствование не имеется.
При этом принимается во внимание, что отчет о проведенном техническом освидетельствовании и о сроке продления службы подстанции ПС-110 кВ ПС "Синтетика" регулирующему органу при установлении тарифов на 2015 год Обществом не предоставлялся.
Приложенная к заявлению в суд пояснительная записка ООО "Сервисный центр "Бреслер" к рабочей документации на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" (т.1, л.д. 174194), отличающаяся по содержанию от пояснительной записки, имеющейся в материалах тарифного дела и представленной в составе обосновывающих документов по статье "работы и услуги производственного характера", не принимается судом, поскольку ее содержание изменено после того, как эксперты Управления пришли к выводу, что работы, планируемые к выполнению ООО "Энергия-Транзит", являются реконструкцией, а Управлением по тарифам заявленные расходы признаны экономически необоснованными. При этом в сопроводительном письме исполнительного директора ООО "Сервисный центр "Бреслер" от 21 января 2015 г. N 0005-НСА выводы о допущении ошибок в формулировках, отнесение видов работ по рабочей документации "Ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" к ремонтным работам ничем не подтверждены и не мотивированы.
Поскольку материалы, обосновывающие выполнение данных работ в 2015 году в целях устранения неисправностей и повреждений ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика", поддержания оборудования в состоянии пригодном к эксплуатации, отсутствовали, то Управлением правомерно не приняты документы, подтверждающие планируемые расходы на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" (договоры подряда на выполнение работ на сумму 44556,35 тыс. рублей). В связи с изложенным доводы Общества о необходимости включения указанных расходов на основании пункта 29 Основ ценообразования, как расходов, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, отклоняются.
Доводы представителей заявителя о том, что экономическая обоснованность заявленных расходов не вызывала сомнений у регулирующего органа, так как дополнительные материалы по обоснованию предложений не были им запрошены, не принимаются во внимание в связи с тем, что обязанность запрашивать дополнительные обосновывающие материалы Правилами регулирования тарифов на регулирующий орган не возложена. Пунктом 19 названных Правил установлено, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости. Необходимость уточнения предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом.
Учитывая, что Обществом по статье "работы и услуги производственного характера" заявлены только расходы на ремонт ОРУ 110-кВ ПС "Синтетика" в размере 44 556,35 тыс. рублей, доказательства экономической обоснованности заявленных расходов регулирующему органу представлены не были, принимая во внимание необходимость выполнения сетевой организацией мероприятий по содержанию сетевого оборудования в рабочем состоянии, произведенный Управлением расчет затрат на ремонтные работы и утверждение по данной статье расходов суммы в размере 2486,85 тыс. рублей нарушение прав регулируемой организации не повлекли.
Отсутствие в протоколе заседания Правления от 27 декабря 2014 г. N 68-э указания на то, по каким критериям и основаниям рассматриваемые затраты на работы и услуги производственного характера в состав которых входят расходы на ремонт основных средств утверждены Управлением в размере 2 486,85 тыс. рублей, то есть признаны экономически обоснованными, а также отсутствие оснований отклонения заявленных Обществом разногласий, изложенных в письме от 25 декабря 2014 г. исх. Г.Т./03-714 не является обстоятельством, свидетельствующим о необоснованности принятого в отношении Общества решения.
Согласно пунктам 26, 28 Правил регулирования тарифов в протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования), основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 28 Основ ценообразования).
Требования, предъявляемые к содержанию протокола, регулирующим органом соблюдены, основания отказа во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных Обществом, в нем отражены. Недостаточная мотивированность оснований отказа не повлияла на права и обязанности сетевой организации по существу.
Таким образом, с учетом положений статьи 20 Закона об электроэнергетике, закрепляющей принципы достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также положений пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, правомерно исключил из состава затрат на ремонт основных средств заявленные Обществом необоснованные расходы.
Согласно пунктам 8, 9 Методических указаний N 98-э на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
На основе определенных долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, Управлением произведен расчет необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО "Энергия-Транзит" на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы, что мотивированно отражено в таблице приложения к экспертному заключению.
Необходимая валовая выручка ООО "Энергия-Транзит" на 2015-2019 годы рассчитана в соответствии с Методическими указаниями N 98-э.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 года N 678 в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявленные ООО "Энергия-Транзит" требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" о признании решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 года N 678 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015-2019 годы" недействующим в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" в столбце 4 пункта 13 таблицы приложения N 1 базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. рублей, пункта 13 приложения N 2 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 30 июля 2015 г. N 3-135/15
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании