Письмо Минфина России от 25 ноября 2019 г. N 02-09-09/91259
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу классификации факта принятия и оплаты бюджетного и денежного обязательства как нецелевого использования бюджетных средств, и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Минфином России по обращениям в случаях, если на Минфин России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. Кроме того, Минфин России не наделен полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия) органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств согласно статье 38 БК РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 87 БК РФ под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
При этом формирование и представление главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований осуществляется в порядке, установленным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 261н (далее - Порядок).
Обоснования бюджетных ассигнований в соответствии с пунктом 13 Порядка формируются и представляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с реестрами расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета и распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по кодам классификации расходов бюджетов в сроки, установленные графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Показатели обоснований бюджетных ассигнований и показатели реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета должны соответствовать распределению бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период по кодам классификации расходов бюджетов.
На основании обоснований бюджетных ассигнований, принятых Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с порядком, формируются лимиты бюджетных обязательств, и исполнение бюджета осуществляется, в том числе в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, по мнению Департамента, принятие и оплата бюджетного и денежного обязательства при условии, что расходование указанных средств было осуществлено в соответствии с законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, не может рассматриваться в контексте понятия "нецелевое использование бюджетных средств".
Вместе с тем обращаем внимание, что несоответствие показателей реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи обоснованиям бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств на очередной финансовый год и на плановый период может быть рассмотрено в контексте пункта 1 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающего административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 25 ноября 2019 г. N 02-09-09/91259
Текст письма опубликован не был