Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок
(утв. МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 3 декабря 1996 г.
NN 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197)
I. Общие положения
Настоящий Порядок устанавливает в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" правила оформления, переоформления и выдачи документа "Паспорт бартерной сделки" (Паспорт), формирования и ведения базы данных в МВЭС России, а также информационного обмена между МВЭС России и ГТК России в целях учета и контроля внешнеторговых бартерных сделок. (Приложение 1).
Паспорт - документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами (далее - Договор).
До осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных сделок, до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в МВЭС России Паспорт в соответствии с Правилами оформления паспорта бартерной сделки (далее - Правила). (Приложение 2)
В настоящее время принимаются паспорта бартерных сделок, оформленные Минэкономразвития РФ (см. телеграмму ГТК РФ от 28 мая 2001 г. N ТФ-13023)
По каждому заключенному российским лицом Договору оформляется один Паспорт независимо от даты заключения Договора.
В случае внесения в Договор изменений и/или дополнений, изменяющих сведения, которые использовались при оформлении Паспорта, российские лица до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации согласно условиям такого Договора, обязаны переоформить Паспорт в соответствии с Правилами.
Учитывая специфику бартерных сделок, заключаемых в счет исполнения международных договоров Российской Федерации, Паспорт в отношении таких сделок может быть оформлен при условии, что Договор содержит сведения, позволяющие отнести его к конкретному международному договору Российской Федерации, а в случае, когда Договор оформлен в виде нескольких документов - при условии, если он содержит сведения, позволяющие установить взаимосвязь между ними в целях определения условий исполнения бартерной сделки.
Паспорта могут оформляться с учетом особенностей проведения бартерных операций в торговле с отдельными странами.
МВЭС России за оформление и переоформление Паспорта взимается плата в установленном порядке.
II. Документы, необходимые для оформления и
переоформления Паспорта бартерной сделки
Для оформления Паспорта российское лицо направляет подписанное и удостоверенное печатью российского лица (для юридических лиц) заявление уполномоченному МВЭС России в регионе, в котором осуществлена государственная регистрация российского лица. Если сумма Договора превышает в эквиваленте 1 млн. американских долларов *, Паспорт оформляется только в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному району, по согласованию с МВЭС России, о чем ответственным лицом Управления уполномоченного МВЭС России в регионе делается соответствующая запись в графе Паспорта "Особые отметки".
Телеграммой ГТК РФ от 1 сентября 1998 г. N ТФ-1615 сообщено, что предельная сумма договора, до которой оформление ПСБ отнесено к компетенции уполномоченных МВЭС России в регионах, увеличена до 5 млн. долларов США
См. порядок согласования и оформления в МВЭС России паспортов бартерной сделки уполномоченным МВЭС России по Центральному району, утвержденный приказом МВЭС РФ от 6 декабря 1996 г. N 592
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица Паспорта, составленного по установленной форме в соответствии с Правилами;
- оригинал Договора (изменения и/или дополнения к Договору), на основании которого был составлен Паспорт, и их удостоверенные копии (удостоверенные копии документов остаются в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе);
- оригинал и копия разрешения МВЭС России, выдаваемого в случаях, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
См. Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных пунктом 3 упомянутого Указа (утв. МВЭС РФ, ГТК РФ, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ 28 февраля, 4, 13 марта 1997 г. NN 10-83/897, 01-23/4663, 07-26/356)
- удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
- копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе за оформлением Паспорта);
- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
- копия международного договора Российской Федерации, если Договор, на основании которого составлен данный Паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;
- документы, подтверждающие исполнение части Договора (копии грузовых таможенных деклараций, актов и других документов, свидетельствующих о выполнении работ, оказании услуг, передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности), если Паспорт составлен на основании Договора, заключенного до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
- удостоверенный российским лицом перевод Договора при отсутствии оригинала Договора на русском языке (остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе).
Все представленные МВЭС России документы регистрируются в Журнале.
III. Рассмотрение заявлений на оформление
Паспорта бартерной сделки
Уполномоченный МВЭС России в регионе должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, представленных российским лицом, и правильности их оформления.
Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления. В течение этого срока проводится проверка представленных документов и соответствия сведений, указанных в Паспорте, сведениям, содержащимся в этих документах.
При необходимости представления дополнительных сведений срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления запрашиваемых документов и составляет не более 4 рабочих дней. МВЭС России может отказать в оформлении или переоформлении Паспорта при несоответствии Договора требованиям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
В случае отказа в оформлении Паспорта, одновременно с возвращением оригиналов и копий документов российскому лицу выдаются рекомендации в письменной форме по составлению Паспорта. При этом в Журнале делается соответствующая запись.
IV. Оформление и выдача Паспорта бартерной сделки
В целях автоматизации учета и контроля внешнеторговых бартерных операций Паспорта оформляются по единой установленной форме как в виде документа, так и в электронной форме в структуре dbf-файла (формируется уполномоченными МВЭС России в регионах).
Уполномоченный МВЭС России в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра Паспорта.
Один экземпляр оформленного Паспорта выдается представителю российского лица под его роспись в Журнале, второй экземпляр остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе.
Российское лицо, подписавшее Паспорт, обязано указать в нем сведения, соответствующие условиям договора, на основании которого был составлен данный Паспорт.
Российское лицо, подписавшее Паспорт, обязано ввезти в Российскую Федерацию товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, эквивалентные по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, с даты выпуска экспортированных товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг, перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо в сроки, установленные разрешением МВЭС России в соответствии с требованиями пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
После завершения оформления Паспорта ему присваивается номер, формируемый в соответствии с Правилами.
При его выдаче российское лицо представляет Уполномоченному МВЭС России в регионе документ, подтверждающий оплату за оформление Паспорта.
V. Порядок информационного обмена в целях
осуществления контроля и учета бартерных сделок
См. Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (утверждено ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ 2, 9, 11 апреля 1997 г. NN 07-26/768, 10-83/1355, 01-23/6678)
Ведение баз данных в МВЭС России осуществляется:
- на региональном уровне - уполномоченными МВЭС России в регионах;
- на федеральном уровне - ДРВЭД МВЭС России.
Информационные массивы баз данных федерального уровня формируются на основе данных обо всех оформленных уполномоченными МВЭС России Паспортах. Эти данные уполномоченные МВЭС России в регионах обязаны передавать по телекоммуникационным каналам связи в ДРВЭД МВЭС России в установленном порядке.
Электронные формы всех оформленных МВЭС России Паспортов в структуре dbf-файла передаются в ГТК России. Порядок и регламент передачи в ГТК России электронных форм оформленных Паспортов, Классификатора Уполномоченных МВЭС России в регионах, а также передачи из ГТК России в МВЭС России классификатора ТН ВЭД определяются двусторонним соглашением между МВЭС России и ГТК России.
Первый заместитель Министра
внешних экономических связей
Российской Федерации |
Ю.Н.Греков |
Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации |
В.А.Максимцев |
Первый заместитель Министра
финансов Российской Федерации |
А.П.Вавилов |
"Согласовано"
Первый заместитель
председателя Банка России |
А.А.Хандруев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 1996 г.
Регистрационный N 1213
В порядке приведена форма паспорта бартерной сделки, порядок его получения, список документов, необходимых для его оформления и др.
Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок (утв. МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 3 декабря 1996 г. NN 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 1996 г.
Регистрационный N 1213
Настоящий Порядок вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Порядка опубликован в газете "Российские вести" от 26 декабря 1996 г., N 243 и от 9 января 1997 г., N 3; в газете "Экономика и жизнь", 1997, N 2, в Еженедельнике официальной информации "Курьер", N 2, 1997 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997 г., N 1 (дата подписания выпуска в печать 9 января 1997 г.)