Свердловский областной суд в составе:
судьи Полевщиковой С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником Банниковой Д. П.
с участием прокурора Войновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным исковым заявлениям Поддубной Екатерины Владимировны, Цехера Григория Яковлевича, Золотухиной Татьяны Федоровны,
с участием административных истцов Поддубной Е.А., Цехера Г. Я., представителя Золотухиной Т.Ф. - Цехера Г. Я., представителей Правительства Свердловской области Тертышного А.Н., Черыгова С. В., представителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Ямщикова П. Ю., представителя Министерства и энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И., о признании не действующим нормативного правового акта, установил:
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года.
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП, от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 05 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 08 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП.
Поддубная Екатерина Владимировна, Цехер Григорий Яковлевич, Золотухина Татьяна Федоровна обратились в Свердловский областной суд с самостоятельными административными исковыми заявлениями о признании не действующим постановления Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 N 306-ПП" в части переноса планового срока выполнения работ капитального ремонта многоквартирных жилых домов N 21 корпуса 2-5 по улице Малышева города Екатеринбурга на 2039 - 2041 годы (строки 25525 - 25529).
Помимо этого, административные истцы просили суд восстановить прежнюю редакцию постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в редакции от 21 декабря 2017 года) "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" в части планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: г. Екатеринбург, улица Малышева дом N 21 корпуса N 2-5 на 2018 - 2020 годы.
После объединения в одно административное производство административных исковых заявлений Поддубной Е.В., Цехера Г. Я, Золотухиной Т.Ф (определение суда от 24 октября 2019 года), административный истец Цехер Г. Я., являющийся одновременно представителем Поддубной Е.В., Золотухиной Т.Ф., письменно уточнил заявленные требования, которые были приняты судом определением от 22 ноября 2019 года.
Согласно уточненным требованиям административные истцы просят признать не действующим со дня принятия постановление Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 на 2039 - 2041 годы (строки 25587-25590).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений (квартир) находящихся в многоквартирных домах N 21 корпуса 2-5 по улице Малышева города Екатеринбурга.
14 августа 2019 года административные истцы при рассмотрении гражданского дела N 2а-5315/2019 узнали, что срок капитального ремонта многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 перенесен с 2018 - 2020 годов на 2039 - 2041 годы.
Между тем, решения о переносе планового периода проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домах на более поздний срок - 2039 - 2041, не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку принято в отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
В связи с чем, считают нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, принятым в нарушение части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
От Правительства Свердловской области поступили возражения, в которых представитель административного ответчика просит в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" принято в пределах компетенции Правительства Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не противоречит законодательству, имеющим большую юридическую силу.
В частности, административный ответчик указал, что многоквартирные дома по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса-2-5 были включены в Региональную программу капитального ремонта с плановым периодом выполнения работ в 2015 - 2017 годах.
Позднее срок капитального ремонта спорных многоквартирных домов был перенесен: сначала на 2018 - 2020 года, позднее на 2039 - 2041 года в связи с тем, что многоквартирные дома были отнесены к объекту культурного наследия федерального значения (жилой дом 1930 года постройки, архитекторы М.Я. Гинзбург, А.К. Пастернак, С. В. Прохоров), ремонт которого необходимо осуществлять с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Таким образом, при соблюдении требований Федерального закона N 73-ФЗ капитальный ремонт каждого многоквартирного жилого дома, отнесенного к объектам культурного наследия, требует значительно более продолжительных сроков проведения ремонтных работ и влечет кратное удорожание стоимости капитального ремонта.
От заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области поступил отзыв, в котором изложены возражения против доводов административных истцов.
В частности представитель заинтересованного лица пояснил, что Фонд является одним из исполнителей Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации города Екатеринбурга от 06 ноября 2014 года N 3391 принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5.
Объемы и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года N 632-ПП).
В соответствии с пунктами 25587, 25588, 25589, 25590 (для корпусов 2, 3, 4, 5 соответственно) Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах, в отношении спорных многоквартирных домов Региональной программой запланировано в 2039 - 2041 годы проведение следующих видов работ по капитальному ремонту: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, услуги строительного контроля.
В настоящее время действует Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018 - 2020 годы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2017 года N 643-ПП.
В указанном плане отсутствуют многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5.
Краткосрочные планы на последующие плановые периоды в настоящее время еще не утверждены.
Именно с наступления года, указанного в Краткосрочном плане на соответствующий период у Фонда будут возникать обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5.
Учитывая, что спорные многоквартирные дома входят в состав объекта культурного наследия - ансамбль "жилые дома", что следует из пункта 7 Перечня объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных на территории Свердловской области, размещенном на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, к ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, предъявляются особые требования, регламентируемые Федеральным законом N 73-ФЗ.
В связи с чем, Фонд полагает, что перенос срока проведения капитального ремонта на более поздний срок спорных многоквартирных домов связан именно с необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования, так как собранных средств фонда капитального ремонта недостаточно для финансирования всех необходимых работ, с учетом его статуса как объекта культурного наследия.
От заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области также поступили письменные возражения, в которых, содержится просьба отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Свердловской области и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации, и тем самым не нарушает права административных истцов.
От заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области поступили возражения, суть которых сводится к следующему: многоквартирные жилые дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 - 5 входят в состав объекта культурного наследия федерального значения "Жилые дома, 1931 - 1933 годы, архитекторы М.Я. Гинзбург, А.К. Пастернак, С. В. Прохоров".
В Региональную программу спорные многоквартирные дома включены при ее формировании на общих основаниях.
Между тем, к ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, предъявляются особые требования, предусмотренные Федеральным законом N 73-ФЗ.
На настоящий момент для организации и финансирования работ в отношении объекта культурного наследия на счете регионального оператора накоплено недостаточно средств, а общий уровень износа каждого объекта культурного наследия, включенного в Региональную программу, в среднем составляет 43 - 55%.
При этом проведение капитального ремонта общего имущества в спорных многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, в более ранние годы, чем 2039 - 2041 годы не представляется возможным в силу требований Федерального закон N 73-ФЗ.
Прогнозируемая стоимость работ по капитальному ремонту каждого объекта культурного наследия в среднем превышает в 3,7 - 7 раз стоимость работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не отнесенном к данной категории, что в последствие приведет к нарушению финансовой устойчивости региональной системы капитального ремонта.
От заинтересованного лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области поступили письменные объяснения, в которых указано, что перенос срока проведения капитального ремонта спорного объекта культурного наследия, с Управлением не согласовывался.
От Министерства культуры Российской Федерации также поступил письменный отзыв, согласно которому, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) содержатся сведения об объекте культурного наследия федерального значения "Жилые дома", 1931 - 1933 гг. (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, ул. Хохрякова (далее - Ансамбль).
Ансамбль принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и зарегистрирован в Реестре приказом Минкультуры России от 03 октября 2017 года N 110343-р с присвоением ему регистрационного номера 661720986390006.
Содержащиеся в реестре адресные ориентиры Ансамбля не позволяют однозначно соотнести его с объектами недвижимого имущества, расположенными по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корп. 2-5.
При этом на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, в полномочиях которого находится государственная охрана объекта, приведены уточненные сведения о его местонахождении, согласно которым его адресом является следующий: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21.
В судебном заседании приняли участие административные истцы Поддубная Е.В., Цехер Г. Я., являющийся одновременно представителем Поддубной Е.В., Золотухиной Т.Ф., которые поддержали заявленные требования, и просили суд признать не действующим с 27 сентября 2019 года постановление Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 на 2039 - 2041 годы (строки 25587-25590).
Представители Правительства Свердловской области Тертышный А.Н., Черыгов С. В. представители заинтересованных лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И., Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области - Ямщиков П. Ю. поддержали доводы письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, суд рассматривает административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе рассмотрения объединенного административного дела судом первой инстанции было предложено административным истцам и их представителю уточнить заявленные требования в части оспаривания постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" в соответствующей редакции.
Однако, представитель административных истцов Цехер Г.Я., являющийся одновременно административным истцом, настаивал на рассмотрении принятых судом уточненных требований о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 на 2039 - 2041 годы (строки 25587-25590).
Тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого объединенного административного дела является законность постановления Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП".
Согласно требованиям части 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии оспариваемого постановления, суд установил следующее.
Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (далее - Закон N 127-ОЗ).
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта установлены статьей 7 Закона N 127-ОЗ:
- подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Свердловской области (пункт 2);
- непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом; в ее подготовке принимают участие уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и региональный оператор (пункт 3);
- подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основе информации и сведений, представленных уполномоченному органу в установленном порядке (пункты 4, 5);
- уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту; уполномоченный орган дорабатывает проект региональной программы капитального ремонта с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7);
- региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8);
- размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года N 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области была представлена на рассмотрение Правительства Свердловской области и утверждена 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области N 306-ПП в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола.
Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Оспариваемое административными истцами постановление Правительства Свердловской области N 632-ПП от 27 сентября 2019 года "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" принято в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждается выпиской из протокола от 27 сентября 2019 года.
Постановление оформлено в надлежащей форме, опубликовано на "Официальном интернет - портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2019 года и на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov.ru) 04 октября 2019 года.
Таким образом, нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административными истцами и их представителем.
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (и), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 статьи 168 названного кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "часть 1 статьи 168 названного кодекса"
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения из данного правила определены в приведенной норме их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
В развитие приведенных положений федерального законодательства Правительством Свердловской области принят Закон N 127-ОЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 названного регионального закона).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным федеральным законом (срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме);
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Судом установлено, что постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, а которую были включены многоквартирные дома по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса-2-5, плановый период проведения капитального ремонта установлен 2015 - 2017 годы (строки 78-81).
Постановление Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года N 905-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" плановый период проведения капитального ремонта установлен 2018 - 2020 годы (строки 21462-21465).
Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" срок планового проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5 установлен 2039 - 2041 годы (строки 25525 - 25528).
Этот же период проведения капитального ремонта указанного общего имущества многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 предусмотрен и в оспариваемом административными истцами постановлении Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года N 632-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП" (строки 25587-25590).
Алгоритм по внесению в Региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, четко регламентирован частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и данный порядок административным ответчиком не соблюден, поскольку решение о переносе периода проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.
Довод представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в 2017 году многоквартирные дома по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 были отнесены к объекту культурного наследия федерального значения (жилой дом 1930 года постройки, архитекторы М.Я. Гинзбург, А.К. Пастернак, С. В. Прохоров), в связи с чем, ремонт объекта культурного наследия необходимо осуществлять с учетом требований Федерального закона N 73-ФЗ при продолжительных сроках проведения ремонтных работ и при кратном удорожании стоимости капитального ремонта, подлежит отклонению на основании следующего.
Действительно, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации содержатся сведения об объекте культурного наследия федерального значения "Жилые дома", 1931 - 1933 гг. (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, ул. Хохрякова.
Ансамбль принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и зарегистрирован в Реестре приказом Минкультуры России от 03 октября 2017 года N 110343-р с присвоением ему регистрационного номера 661720986390006.
Общие положения Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке содержания общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ.
Однако, цели содержания и сохранения многоквартирного дома, признанного объектом культурного наследия, различны, поскольку целью содержания общего имущества в многоквартирном доме, включающего в себя, в том числе, капитальный ремонт, обеспечивает безопасные и благоприятные условия проживания граждан, в то время как целью сохранения признается неизменность особенностей объекта, являющихся предметом охраны.
Между тем, признание многоквартирных домов по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 объектом культурного наследия не является тем обстоятельством, с которым жилищное законодательство в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома позволяет вносить в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменения, предусматривающие перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домах по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5, по административному делу не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и как следствие, нарушают права административных истцов на проведение капитального ремонта в сроки, предшествующие актуализации Региональной программы оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта действие которого прекратилось, суд может признать данный акт недействующим полностью или в части, когда такой акт вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты.
Судом установлено, что последняя актуализация Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области нашла свое отражение в постановлении Правительства Свердловской области от 16 января 2020 года N 1-ПП.
Поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения, оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт утратил силу, то с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации и указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд с целью восстановления нарушенных прав административных истцов полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с даты его принятия.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины оплаченной административными истцами при обращении в суд с административными исками, что подтверждается чеками-ордерами ПАО Сбербанк.
Поскольку решение суда состоялось в пользу административных истцов в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежат взысканию в пользу Поддубной Екатерины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) руб., в пользу Цехера Григория Яковлевича - 300 (триста) руб., в пользу Золотухиной Татьяны Федоровны - 300 (триста) руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые заявления Поддубной Екатерины Владимировны, Цехера Григория Яковлевича, Золотухиной Татьяны Федоровны, удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия строки 25587-25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года N 632-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП", в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева д. 21, корпуса 2-5 на 2039 - 2041 годы.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Свердловской области.
Взыскать с Правительства Свердловской области в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу Поддубной Екатерины Владимировны 600 (шестьсот) руб., в пользу Цехера Григория Яковлевича 300 (триста) руб., в пользу Золотухиной Татьяны Федоровны - 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 21 января 2020 г. N 3а-3/2020 "О признании не действующим нормативного правового акта"
Текст решения опубликован в "Областной газете" от 21 марта 2020 г. N 51 (8835), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 21 марта 2020 г.