2 июня 2020 г.
Постановлением ЦИК России от 2 июня 2020 г. N 250/1839-7 действие настоящего документа возобновлено с 2 июня 2020 г.
Постановлением ЦИК России от 27 марта 2020 г. N 245/1815-7 действие настоящего документа было приостановлено c 26 марта 2020 г.
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Порядок изменен с 2 июня 2020 г. - Постановление ЦИК России от 2 июня 2020 г. N 250/1840-7
Утвержден
постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 20 марта 2020 г. N 244/1804-7
Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации
2 июня 2020 г.
1. Общие положения
1.1 Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - общероссийское голосование), проводится на основании статьи 2 указанного Закона, Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 года N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации".
1.2. Общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком.
1.3. В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (далее - участники голосования).
1.4. Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии).
1.5. Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются.
1.6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении общероссийского голосования требуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нижестоящие избирательные комиссии, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют соответствующие меры в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованными с ЦИК России.
2. Комиссии
2.1. Систему комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования составляют следующие комиссии, осуществляющие полномочия по подготовке и проведению общероссийского голосования на соответствующей территории, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) ЦИК России;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах возложены полномочия территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии);
4) участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии).
2.2. Если срок полномочий комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, истекает в период подготовки и проведения общероссийского голосования, срок ее полномочий продлевается и истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.3. Для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий либо возложить полномочия таких территориальных комиссий на территориальные комиссии, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.4. Руководство деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, осуществляют сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах территориальные избирательные комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
2.5. На участках для голосования, дополнительно образованных в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования (в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования) из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, с соблюдением требования о назначении не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
На участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях, участковые комиссии формируются капитанами судов, начальниками полярных станций из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.
Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с настоящим пунктом, истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.6. На участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка (за исключением участков для голосования, образованных на территории города Байконура), участковые комиссии формируются руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Указанные участковые комиссии могут формироваться из числа граждан, не входящих в резерв составов участковых комиссий. Председатели указанных участковых комиссий назначаются лицами, формирующими соответствующую комиссию, одновременно с формированием комиссии. Сведения о составах указанных участковых комиссий незамедлительно направляются указанными выше должностными лицами в соответствующую территориальную комиссию.
На участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка на территории города Байконура, участковые комиссии формируются в установленные настоящим пунктом сроки территориальной избирательной комиссией города Байконура, при этом сведения о составах этих участковых комиссий незамедлительно направляются в ЦИК России.
Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с настоящим пунктом, истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.7. Комиссии обеспечивают информирование граждан Российской Федерации о проведении общероссийского голосования, о порядке и сроках его подготовки и проведения, о дне, месте и времени голосования, в том числе голосования до дня голосования, а также об иных вопросах, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, в том числе возможность ознакомления с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
2.8. Члены комиссий с правом решающего голоса и члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, при подготовке и проведении общероссийского голосования осуществляют свои полномочия, руководствуясь настоящим Порядком.
2.9. При подготовке и проведении общероссийского голосования в порядке, установленном ЦИК России, используется ГАС "Выборы".
При подготовке и проведении общероссийского голосования в порядке, установленном ЦИК России, также может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и иные государственные информационные системы.
2.10. Комиссии рассматривают обращения граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений, с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком. Комиссии обеспечивают своевременное рассмотрение обращений и принимают меры, направленные на восстановление и защиту прав граждан Российской Федерации на участие в общероссийском голосовании.
2.11. Комиссии при подготовке и проведении общероссийского голосования руководствуются требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требованиями и рекомендациями уполномоченных органов.
3. Гласность
3.1. При проведении общероссийского голосования в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов и наблюдатели. Порядок назначения наблюдателей определяет Общественная палата Российской Федерации.
3.2. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списком участников общероссийского голосования (далее - список участников голосования), графиками работы (даты и часы) соответствующей участковой комиссии для проведения голосования до дня голосования в соответствии с пунктами 10.2-10.6 настоящего Порядка, установленными решениями вышестоящих комиссий, реестром обращений о голосовании вне помещения для голосования, актом о проведении голосования вне помещения для голосования, актами о проведении голосования до дня голосования, получать копии указанных актов;
находиться в помещении для голосования в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка, находиться в помещении территориальной или иной комиссии при установлении ею итогов голосования;
наблюдать за выдачей бюллетеней для общероссийского голосования (далее - бюллетени для голосования) участникам голосования;
присутствовать при голосовании участников голосования вне помещения для голосования, в том числе проводимого до дня голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников голосования, подсчетом бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, погашенных бюллетеней для голосования;
наблюдать за подсчетом голосов участников голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок участников голосования;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования при подсчете голосов участников голосования;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка;
обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколом соответствующей комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанного протокола;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества;
присутствовать при составлении протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов";
производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 3.7 и 3.8 настоящего Порядка.
3.3. Представители средств массовой информации, аккредитованные в порядке, установленном ЦИК России (далее - представители СМИ), вправе присутствовать в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования (при условии предварительного согласия участника голосования), при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.
3.4. Представители СМИ вправе:
находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни голосования до дня голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии;
знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, в том числе с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", получать его заверенную копию, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования.
3.5. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России, в помещениях для голосования и помещениях комиссий могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения. При этом порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, порядок трансляции изображения в сети Интернет, а также порядок хранения соответствующих видеозаписей устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, используя общие подходы, определенные в Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденном постановлением ЦИК России от 18 июля 2018 года N 168/1386-7.
3.6. ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации по мере поступления ежедневно доводят до всеобщего сведения информацию о числе участников голосования, проголосовавших (получивших бюллетени для голосования) до дня голосования, в том числе вне помещения для голосования. Указанная информация также размещается в сети Интернет в порядке, установленном ЦИК России.
3.7. Места для фото- и (или) видеосъемки определяются таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей. При подсчете голосов участников голосования, составлении протокола об итогах голосования участковой комиссией место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой комиссии, в том числе обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок участников голосования.
3.8. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением участников голосования. Изображение участника голосования не должно занимать большую часть кадра (экрана). Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней для голосования, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней для голосования до начала подсчета голосов. При осуществлении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования должны соблюдаться положения статьи 152 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, регулирующие распространение информации. Фото- и (или) видеосъемка работы членов комиссии со списком участников голосования, иными документами должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в них содержатся.
3.9. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении общероссийского голосования требуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наблюдатели, представители средств массовой информации при осуществлении своих полномочий учитывают рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованные с ЦИК России.
4. Участки для голосования
4.1. Участки для голосования могут дополнительно образовываться территориальной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 26 дней до дня голосования:
в местах временного пребывания участников голосования (больницах, санаториях, домах отдыха, предприятиях и организациях с непрерывным циклом работы, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах территории Российской Федерации;
в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
Нумерация таких участков для голосования устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
В исключительных случаях указанные участки для голосования могут образовываться с предварительным информированием ЦИК России не позднее чем за три дня до дня голосования, при этом об образовании участков для голосования на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, предварительное информирование ЦИК России не требуется.
4.2. Участки для голосования за пределами территории Российской Федерации образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации в порядке и сроки, установленные ЦИК России.
4.3. Информация об участках для голосования с указанием их номеров, мест нахождения участковых комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых комиссий размещается на официальном сайте ЦИК России не позднее чем за 28 дней до дня голосования, за исключением участков для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка. Информация об участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, размещается в сети Интернет не позднее чем через два дня после их образования. При размещении сведений об участках для голосования, образованных на территориях воинских частей, содержание размещаемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.
5. Списки участников голосования
5.1. Списки участников голосования составляются на основании данных, содержащихся в ГАС "Выборы", в порядке, установленном ЦИК России.
5.2. В списки участников голосования включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании.
5.3. Основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Основанием для включения в список участников голосования военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников голосования, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
5.5. Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление (устное обращение), поданное в соответствующую комиссию не позднее чем в день голосования.
5.6. Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.
График работы участковых комиссий по приему заявлений о голосовании по месту нахождения утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальными комиссиями.
Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения, исключается из списка участников голосования по месту жительства.
Участник голосования вправе отозвать заявление, поданное с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в порядке и сроки, установленные ЦИК России. В этом случае он не исключается из списка участников голосования по месту жительства. Участник голосования, отозвавший заявление, вправе подать новое заявление в порядке и в сроки, установленные ЦИК России.
Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения и явившийся в день голосования на участок для голосования по месту жительства, может быть включен в список участников голосования по месту жительства по решению участковой комиссии после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на участке для голосования по месту нахождения. В случае включения такого участника голосования в список участников голосования по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список участников голосования по месту нахождения.
5.7. Основания для включения участника голосования в список участников голосования для участия в дистанционном электронном голосовании и исключения такого участника голосования из списка участников голосования по месту жительства устанавливаются ЦИК России в соответствии с пунктом 8.15 настоящего Порядка.
5.8. Основанием для включения в список участников голосования участников голосования, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, участников голосования из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, и участников голосования, работающих вахтовым методом, в случае если они не имели возможности подать заявление о голосовании по месту нахождения, является заявление о включении в список участников голосования по месту их временного пребывания, поданное в соответствующую участковую комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Участник голосования, подавший заявление о включении в список участников голосования по месту временного пребывания, исключается из списка участников голосования по месту жительства.
5.9. Участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников голосования на участке для голосования, образованном в месте их пребывания, или на участке для голосования, определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования таких участников голосования, на основании личного письменного заявления, поданного в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.
5.10. Участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии его в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников голосования. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо включить участника голосования в список участников голосования, устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
6. Помещение для голосования
6.1. Помещение для голосования с учетом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
6.2. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением оборудуется информационный стенд, на котором размещаются текст Конституции Российской Федерации и текст Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также могут размещаться иные информационные материалы по решению ЦИК России.
6.3. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для внесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
6.4. При проведении общероссийского голосования используется технологическое оборудование, имеющееся в распоряжении комиссий.
6.5. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые применяются в порядке, установленном ЦИК России.
6.6. Участковая комиссия должна располагать переносными ящиками для голосования, количество которых определяется решением соответствующей территориальной комиссии.
6.7. В случае, предусмотренном пунктом 1.6 настоящего Порядка, по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальной комиссии голосование может быть организовано в специально выделенных местах вне здания, в котором размещается помещение для голосования, перед входом в него или в непосредственной близости от него, которые должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными для помещения для голосования.
7. Бюллетень для голосования
7.1. В бюллетене для голосования воспроизводится текст вопроса, вынесенного на общероссийское голосование, и указываются варианты волеизъявления участника голосования - "Да" или "Нет", справа от которых помещаются пустые квадраты.
7.2. Форма и текст бюллетеня для голосования на русском языке, количество, порядок изготовления и доставки бюллетеней для голосования утверждаются ЦИК России не позднее чем за 31 день до дня голосования.
7.3. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени для голосования печатаются на русском языке и на государственном языке (государственных языках) соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка для голосования печатаются бюллетени для голосования на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене для голосования. Текст такого бюллетеня для голосования на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 26 дней до дня голосования.
7.4. На лицевой стороне всех бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии.
7.5. В случае, предусмотренном пунктом 8.15 настоящего Порядка, голосование проводится с использованием бюллетеня дистанционного электронного голосования.
8. Общий порядок голосования
8.1. Голосование проводится в день голосования с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории участка для голосования расположено место жительства (место пребывания) участников голосования, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации начало голосования на этом участке для голосования может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.
8.2. На участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, а также на участках для голосования, на которых списки участников голосования составлены исключительно на основании заявлений, поданных в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Порядка, участковая комиссия может объявить голосование завершенным раньше установленного времени, если проголосовали все участники голосования, включенные в список участников голосования.
8.3. В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру присутствующим лицам пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а также опечатанные (опломбированные) переносные и (или) стационарные ящики для голосования либо сейф-пакеты (при их использовании), содержащие бюллетени для голосования, оставленные участниками голосования, проголосовавшими до дня голосования, которые в течение дня голосования должны находиться в поле зрения присутствующих лиц. Если в соответствии с пунктом 10.8 настоящего Порядка использовались сейф-пакеты, все переносные ящики для голосования должны быть пустыми. Председатель участковой комиссии также информирует присутствующих лиц о числе участников голосования, включенных в список участников голосования на данном участке, о числе участников голосования, исключенных из него в связи с подачей заявления о голосовании по месту нахождения на ином участке (в соответствующих субъектах Российской Федерации - также о числе участников голосования, исключенных из списка в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании), о числе участников голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения на данном участке, о числе участников голосования, принявших участие в голосовании (получивших бюллетени для голосования) до дня голосования.
8.4. Каждый участник голосования голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
8.5. Бюллетени для голосования выдаются участникам голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина.
8.6. К документам, заменяющим паспорт гражданина, относятся следующие документы, удостоверяющие личность гражданина, выданные уполномоченным государственным органом:
а) на территории Российской Федерации:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
б) за пределами территории Российской Федерации - документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.
В случае если участнику голосования паспорт гражданина Российской Федерации не выдавался, при реализации права на участие в общероссийском голосовании им может быть использован паспорт гражданина СССР образца 1974 года, если в этом паспорте содержится следующая информация, свидетельствующая о наличии гражданства Российской Федерации:
указание о принадлежности к гражданству Российской Федерации (на форзаце паспорта);
либо имеется вкладыш к паспорту, свидетельствующий о наличии гражданства Российской Федерации;
либо имеется штамп о регистрации по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года (на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
8.7. При получении бюллетеня для голосования участник голосования расписывается в соответствующей графе списка участников голосования в получении бюллетеня для голосования. Член участковой комиссии, выдавший участнику голосования бюллетень для голосования, также расписывается в соответствующей графе списка участников голосования.
8.8. Голосование проводится путем внесения участником голосования в бюллетень для голосования любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
8.9. Бюллетень для голосования заполняется участником голосования в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 8.11 настоящего Порядка.
8.10. Если участник голосования считает, что при заполнении бюллетеня для голосования допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает участнику голосования новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке участников голосования против фамилии данного участника голосования. Испорченный бюллетень для голосования, на котором член участковой комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень для голосования незамедлительно погашается.
8.11. Участник голосования, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования или заполнить бюллетень для голосования, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника голосования (другого лица), не являющегося членом комиссии, наблюдателем, представителем СМИ. В таком случае участник голосования устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого участника голосования (другого лица) для заполнения бюллетеня для голосования. При этом в соответствующей графе списка участников голосования указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь участнику голосования.
8.12. Заполненный бюллетень для голосования опускается участником голосования в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании.
8.13. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
8.14. В случае, предусмотренном пунктом 1.6 настоящего Порядка, участковая комиссия организовывает голосование в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованными с ЦИК России, в том числе обеспечивает соблюдение участниками голосования, лицами, указанными в пунктах 3.1 и 3.3 настоящего Порядка, необходимой дистанции до других граждан (санитарное дистанцирование).
8.15. По предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ЦИК России может предусмотреть возможность голосования участников голосования, зарегистрированных по месту жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации, также посредством дистанционного электронного голосования. Порядок проведения такого голосования, а также перечень субъектов Российской Федерации, где проводится такое голосование, устанавливаются ЦИК России. Для подготовки и проведения дистанционного электронного голосования решением ЦИК России может быть сформирована специальная территориальная комиссия.
9. Голосование вне помещения для голосования
9.1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены или имеют право быть включенными в список участников голосования на данном участке для голосования.
9.2. Голосование вне помещения для голосования в соответствии с настоящим разделом проводится в день голосования, а также в период с 25 по 30 июня 2020 года. Голосование вне помещения для голосования организуется для участников голосования, подавших письменные или устные обращения (в том числе переданные при содействии других лиц), включая подавших обращения с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные обращения в специальном реестре в электронном виде либо на бумажном носителе.
9.3. При регистрации обращения в реестре указываются дата и время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество участника голосования, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства (места нахождения, если участник голосования подал заявление о голосовании по месту нахождения в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Порядка), фамилия и инициалы члена участковой комиссии, принявшего обращение, а также проставляется подпись данного члена комиссии (при ведении реестра на бумажном носителе). Если обращение передано при содействии другого лица, это указывается в реестре. По окончании голосования реестр (при ведении реестра в электронном виде - распечатанный на бумажном носителе) хранится вместе со списком участников голосования.
9.4. Обращения могут быть поданы в участковую комиссию в течение периода, который начинается за 14 дней до дня голосования и заканчивается в день голосования в 17 часов по местному времени, а с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" - начинается за 25 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по московскому времени за девять дней до дня голосования. Обращение, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем участник голосования либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия обращения.
Обращения в участковую комиссию лиц, явившихся в помещение для голосования, но в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 1.6 настоящего Порядка, не имеющих возможности проголосовать в помещении для голосования, рассматриваются до 20 часов по местному времени дня голосования.
9.5. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.
9.6. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени для голосования и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней для голосования не может превышать более чем на пять процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов участковой комиссии обращений, по которым будет проводиться голосование (но не менее двух бюллетеней для голосования).
9.7. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования установленной формы, необходимое количество бланков заявлений, содержащих данные об участнике голосования, подавшем соответствующее обращение о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения бюллетеня для голосования. В список участников голосования вносится отметка о том, что к соответствующему участнику голосования выехали (вышли) члены участковой комиссии.
9.8. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели, представители СМИ. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, изъявившим такое желание. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух наблюдателей, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса. При проведении голосования вне помещения для голосования осуществление фото- и (или) видеосъемки в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно только при согласии владельцев помещения и (или) участников голосования.
9.9. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в разделе 8 настоящего Порядка.
9.10. По прибытии членов участковой комиссии к участнику голосования на бланке заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования участник голосования своей подписью удостоверяет получение бюллетеня для голосования. На бланке заявления также делаются отметки о получении нового бюллетеня для голосования взамен испорченного.
9.11. В случае если участник голосования вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования или заполнить бюллетень для голосования, он вправе воспользоваться для этого помощью другого участника голосования (другого лица) в соответствии с пунктом 8.11 настоящего Порядка.
9.12. Члены участковой комиссии, выехавшие (вышедшие) по обращениям участников голосования, вправе выдать бюллетени для голосования только тем участникам голосования, обращения которых зарегистрированы в реестре.
9.13. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшие (выходившие) по обращениям участников голосования, в соответствующей графе списка участников голосования на основании заявлений о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с подписями участников голосования делают особую отметку о том, что участник голосования проголосовал вне помещения для голосования, а также ставят свои подписи.
9.14. Если участник голосования, от которого поступило обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному участнику голосования в помещении для голосования бюллетень для голосования до возвращения членов участковой комиссии, выезжавших (выходивших) по обращению данного участника голосования, и установления факта, что указанный участник голосования не проголосовал вне помещения для голосования.
9.15. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения прав участника голосования, а также возможность искажения его волеизъявления.
9.16. Решением ЦИК России могут быть установлены особенности организации голосования вне помещения для голосования на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации.
10. Голосование до дня голосования
10.1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование всех участников голосования на одном или нескольких участках для голосования, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 8 настоящего Порядка, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов участников голосования и устанавливаются итоги голосования в соответствии с разделом 11 настоящего Порядка. Опубликование указанных итогов до окончания времени голосования на соответствующей территории не допускается.
10.2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование отдельных групп участников голосования, включенных в список участников голосования на соответствующем участке для голосования, которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях и тому подобное), и в связи с этим невозможно провести голосование по участку для голосования в целом в соответствии с пунктом 10.1 настоящего Порядка, не ранее чем за 20 дней до дня голосования.
В этом случае голосование проводится вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования.
Данное голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе необходимое число бюллетеней для голосования, список участников голосования либо выписку из него, содержащую сведения об участниках голосования, к которым они выезжают для проведения данного голосования.
При проведении данного голосования участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, изъявившим такое желание.
Если при проведении данного голосования присутствует не менее двух наблюдателей, голосование может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
До проведения голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
Участник голосования, голосующий в соответствии с настоящим пунктом, расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня для голосования в списке участников голосования либо в выписке из него. В указанных выписке либо списке члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование, делают отметку о том, что участник голосования проголосовал, с указанием даты и времени голосования. Если участник голосования расписывался в выписке из списка участников голосования, то указанные отметки после окончания проведения голосования вносятся в список участников голосования. Указанная выписка хранится вместе со списком участников голосования.
Участник голосования заполняет бюллетень для голосования и опускает его в переносной ящик для голосования.
10.3. Территориальная избирательная комиссия для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе разрешить провести голосование всех участников голосования на одном или нескольких участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 8 настоящего Порядка, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов участников голосования и устанавливаются итоги голосования в соответствии с разделом 11 настоящего Порядка.
10.4. Территориальная избирательная комиссия для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, проживающих за пределами территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в соответствии с правилами, установленными пунктом 10.2 настоящего Порядка.
10.5. Участнику голосования должна быть предоставлена возможность проголосовать до дня голосования в помещении участковой комиссии в период с 25 по 30 июня 2020 года. При этом время (режим) работы участковой комиссии в указанные дни устанавливается соответствующей территориальной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Участник голосования расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня для голосования в списке участников голосования. В указанном списке член участковой комиссии делает отметку о том, что участник голосования проголосовал в помещении для голосования до дня голосования, указывает дату и время голосования.
Участник голосования голосует в соответствии с разделом 8 настоящего Порядка.
Во все дни, когда проводится голосование в соответствии с настоящим пунктом, в помещении для голосования могут присутствовать лица, указанные в пунктах 3.1 и 3.3 настоящего Порядка.
По решению соответствующей территориальной комиссии при проведении голосования в соответствии с настоящим пунктом вместо переносного ящика для голосования может использоваться стационарный ящик для голосования.
10.6. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальной комиссии в период с 25 по 30 июня 2020 года в установленное в указанном решении время, которое не должно совпадать с временем (режимом) работы участковой комиссии для организации голосования, указанного в пункте 10.5 настоящего Порядка, может быть организовано голосование для групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах).
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, в период с 25 по 30 июня 2020 года.
Голосование, предусмотренное настоящим пунктом, проводится в соответствии с правилами, установленными пунктом 10.2 настоящего Порядка.
10.7. При проведении голосования в соответствии с разделом 9 настоящего Порядка по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются дата (даты) и время голосования, количество бюллетеней для голосования, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество выданных участникам голосования и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками голосования) бюллетеней для голосования, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, и наблюдателях, представителях СМИ, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
При проведении голосования в соответствии с пунктами 10.2, 10.4 и 10.6 настоящего Порядка о проведении голосования по каждому переносному ящику для голосования составляется акт, в котором указываются дата (даты) и время голосования, количество участников голосования, получивших бюллетени для голосования, сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование, и других лицах, присутствовавших при голосовании, который хранится у председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
При проведении голосования в соответствии с пунктом 10.5 настоящего Порядка о проведении голосования составляется акт, в котором указываются количество участников голосования, получивших бюллетени для голосования, дата (даты) и время их голосования, сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование, и других лицах, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится у председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
При проведении голосования в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка до дня голосования, а также при голосовании в соответствии с пунктами 10.2, 10.4-10.6 настоящего Порядка по истечении времени голосования очередного дня до дня голосования прорези для бюллетеней для голосования в переносном (стационарном) ящике для голосования опечатываются с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, а в начале голосования на следующий день печати снимаются, что указывается в соответствующем акте. Переносные (стационарные) ящики для голосования с бюллетенями для голосования участников голосования, проголосовавших в соответствии с указанными пунктами, не используются при проведении голосования в день голосования и не вскрываются до начала подсчета голосов участников голосования.
10.8. При проведении голосования в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка до дня голосования, а также при проведении голосования в соответствии с пунктами 10.2, 10.4-10.6 настоящего Порядка по решению участковой либо вышестоящей комиссии могут использоваться сейф-пакеты. В случае их использования бюллетени для голосования из переносного (в случае, предусмотренном пунктом 10.5 настоящего Порядка, - стационарного) ящика для голосования по истечении времени голосования очередного дня до дня голосования помещаются в сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов участников голосования. В случае использования сейф-пакета акт, предусмотренный пунктом 10.7 настоящего Порядка, составляется в отношении каждого сейф-пакета и хранится у председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
10.9. Решением ЦИК России могут быть установлены особенности организации голосования до дня голосования на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации.
11. Подсчет голосов в участковой комиссии
Об использовании технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ см. постановление ЦИК России от 28 февраля 2020 г. N 240/1783-7
Об особенностях использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ см. постановление ЦИК России от 2 июня 2020 г. N 250/1846-7
11.1. Участковая комиссия осуществляет подсчет голосов и составляет протокол об итогах голосования, который содержит следующие строки:
строка 1: число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, выданных участникам голосования;
строка 3: число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования;
строка 4: число недействительных бюллетеней;
строка 5: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Да", содержащейся в бюллетенях;
строка 6: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет", содержащейся в бюллетенях.
11.2. Форма протокола участковой комиссии об итогах голосования устанавливается ЦИК России.
11.3. Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования и голосов участников голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
11.4. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования и числа бюллетеней для голосования, испорченных при голосовании участниками голосования. Погашенные бюллетени для голосования упаковываются и опечатываются.
11.5. Перед непосредственным подсчетом голосов по списку участников голосования проводится подсчет числа участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и числа бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, полученные данные оглашаются и вносятся соответственно в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, после чего список участников голосования убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников голосования, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
11.6. Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
11.7. При сортировке бюллетеней для голосования участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией в соответствии с пунктом 7.4 настоящего Порядка.
11.8. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных (в случае, предусмотренном пунктом 10.5 настоящего Порядка, - стационарном) ящиках для голосования (сейф-пакетах). Вскрытию указанных ящиков для голосования (сейф-пакетов) предшествует проверка неповрежденности печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения (сохранности сейф-пакетов). Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования установленной формы оглашается и вносится в соответствующий акт. Если число бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в соответствующем ящике для голосования (соответствующем сейф-пакете), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку участников голосования, выписке из него либо заявлениям участников голосования с подписями о получении бюллетеня для голосования. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в соответствующем ящике для голосования (соответствующем сейф-пакете), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном ящике для голосования (сейф-пакете), решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования, выявленных при сортировке бюллетеней для голосования. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней для голосования, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня для голосования недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
11.9. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения.
11.10. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных (в случае, предусмотренном пунктом 10.5 настоящего Порядка, - и стационарного) ящиков для голосования (сейф-пакетов) и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", одновременно отделяют бюллетени для голосования неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования. При сортировке бюллетеней для голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участников голосования и представляют бюллетени для голосования для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается. Бюллетени для голосования неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени для голосования упаковываются отдельно и опечатываются.
11.11. Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки в обоих квадратах, или в которых отметки проставлены таким образом, что невозможно определить волеизъявление участника голосования. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника голосования этот бюллетень для голосования откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней для голосования путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень для голосования, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней для голосования. Общее число недействительных бюллетеней для голосования (с учетом числа бюллетеней для голосования, признанных недействительными в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Порядка) оглашается и вносится в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
11.12. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени для голосования подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника голосования в каждом бюллетене для голосования. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования из разных пачек не допускается. Полученные данные оглашаются и вносятся в строки 5 и 6 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
11.13. После этого члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают путем суммирования данных строк 4, 5 и 6, оглашают и вносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования. В указанное число также входят бюллетени для голосования, обнаруженные в сейф-пакетах.
11.14. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели.
11.15. После ознакомления с рассортированными бюллетенями для голосования проводится проверка контрольных соотношений:
сумма числа голосов участников голосования, поданных по позиции "Да", числа голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет", и числа недействительных бюллетеней для голосования (сумма строк 4, 5 и 6) равна числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3);
число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования (строка 1), больше или равно числу бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2).
Если указанные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. По результатам указанного подсчета вносятся необходимые уточнения.
Затем проводится проверка следующего соотношения: число бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2), больше или равно числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3).
Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета указанное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения и который прилагается к протоколу участковой комиссии. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными.
11.16. После осуществления подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенных при голосовании и подсчете голосов, по которым принимаются решения, после чего подписывает протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в одном экземпляре и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания и ставится печать участковой комиссии. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
11.17. После подписания протокола об итогах голосования по требованию члена участковой комиссии и наблюдателя, а также представителя СМИ участковая комиссия обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. Заверение копии протокола производится председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии. При этом лицо, заверяющее копию протокола, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой комиссии. Выдаваемые заверенные копии протокола нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей необязательно.
11.18. После подписания протокола об итогах голосования всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий протокол участковой комиссии об итогах голосования вместе с приложенными документами незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
11.19. Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования могут быть переданы в территориальную комиссию по техническим каналам связи с обязательным последующим представлением при первой возможности протокола и иной документации, включая бюллетени для голосования. Протоколы и документация участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, могут храниться в установленном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
11.20. Данные протоколов об итогах голосования участковых комиссий участков для голосования, образованных на территории Российской Федерации, размещаются в сети Интернет в соответствии с инструкцией, утверждаемой ЦИК России, не позднее чем через восемь часов после окончания голосования.
12. Установление итогов, определение результатов голосования
12.1. Протоколы об итогах голосования участковых комиссий, первые экземпляры протоколов об итогах голосования территориальных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах. Данные протоколов об итогах голосования могут быть переданы в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи.
12.2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации и составляет протокол об итогах голосования.
12.3. Прием протоколов участковых комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной комиссии с правом решающего голоса по приему протоколов участковых комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов территориальной комиссии с правом решающего голоса и наблюдателей. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой комиссии с правом решающего голоса с протоколом об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
12.4. Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса передает протокол участковой комиссии с приложенными к нему документами члену территориальной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов.
Данные, содержащиеся в протоколе, незамедлительно вводятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка выполнения контрольных и иных соотношений данных, внесенных в указанный протокол. Если после ввода содержащихся в протоколе данных в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, корректирующие данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению территориальной комиссии.
12.5. Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Порядка, предъявляемыми к составлению протокола, председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной комиссии с правом решающего голоса протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей участковой комиссии об итогах голосования.
Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований настоящего Порядка, предъявляемых к составлению протокола, и (или) при наличии обоснованных обращений о допущенных нарушениях указанная комиссия по решению территориальной комиссии или иной вышестоящей комиссии обязана составить протокол с отметкой "Повторный" или провести повторный подсчет голосов, составив протокол с отметкой "Повторный подсчет голосов". Первоначально представленный протокол остается в территориальной комиссии.
12.6. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Порядка, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников голосования, территориальная или иная вышестоящая комиссия вправе признать итоги голосования на соответствующем участке для голосования недействительными.
12.7. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования, в который вносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в субъекте Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола об итогах голосования.
12.8. Для подписания протокола вышестоящая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенных нижестоящими комиссиями при установлении итогов голосования. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает его копии. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания и ставится печать комиссии.
12.9. Территориальная комиссия на основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории не позднее дня, следующего за днем голосования. Территориальная избирательная комиссия для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, на основании протоколов участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования не позднее чем через день после дня голосования.
12.10. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов об итогах голосования территориальных комиссий, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации не позднее чем через день после дня голосования.
12.11. ЦИК России на основании протоколов об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги общероссийского голосования и определяет его результаты, составляет сводную таблицу и протокол об итогах общероссийского голосования и принимает решение о результатах общероссийского голосования не позднее чем через пять дней после дня голосования.
12.12. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" изменения в Конституцию Российской Федерации считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.
Число (количество) участников голосования (граждан Российской Федерации), принявших участие в общероссийском голосовании, определяется по числу (количеству) бюллетеней для голосования в ящиках для голосования.
12.13. Официальным опубликованием результатов общероссийского голосования является опубликование решения ЦИК России о результатах общероссийского голосования, которое осуществляется в "Российской газете" в течение трех дней со дня его принятия.
13. Исчисление сроков
13.1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
13.2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Порядке количество дней до дня наступления соответствующего события.
13.3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Порядке количество дней до дня наступления соответствующего события.
13.4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Порядке количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
14. Заключительные положения
14.1. Решение ЦИК России о результатах общероссийского голосования направляется Президенту Российской Федерации, передается в "Российскую газету" для опубликования, размещается на официальном сайте ЦИК России в сети Интернет.
14.2. Хранение, передача в архив и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, осуществляются в порядке, установленном ЦИК России по согласованию с Федеральным архивным агентством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 марта 2020 г. N 244/1804-7 "О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2020 г., N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 июня 2020 г. N 255/1885-7
Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 июня 2020 г. N 254/1879-7
Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 19 июня 2020 г. N 253/1871-7
Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 2 июня 2020 г. N 250/1840-7
Изменения вступают в силу с 2 июня 2020 г.
Постановлением ЦИК России от 2 июня 2020 г. N 250/1839-7 действие настоящего документа возобновлено с 2 июня 2020 г.
Постановлением ЦИК России от 27 марта 2020 г. N 245/1815-7 действие настоящего документа было приостановлено c 27 марта 2020 г.