Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 23.03.2020 N 125
Государственная программа
Алтайского Края "Развитие туризма в Алтайском крае"
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае"
Ответственный исполнитель программы |
управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; краевое государственное казенное учреждение "Алтайавтодор" (далее - "КГКУ "Алтайавтодор"); краевое государственное бюджетное учреждение "Туристский центр Алтайского края" (далее - "КГБУ "Алтайтурцентр"); некоммерческая организация "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" (далее - "Алтайский фонд МСП"); органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее - "органы местного самоуправления") (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Развитие приоритетных проектов в сфере туризма, стимулирование предпринимательских и общественных инициатив"; подпрограмма 2 "Развитие санаторно-курортного комплекса Алтайского края"; подпрограмма 3 "Повышение качества и конкурентоспособности туристских и сопутствующих услуг"; подпрограмма 4 "Продвижение туристского продукта региона на российский и зарубежный рынки" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках программы |
региональный проект Алтайского края "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Алтайском крае"; региональный проект Алтайского края "Экспорт услуг"; региональный проект Алтайского края "Развитие экспорта медицинских услуг" |
Цели программы |
развитие туристско-рекреационного комплекса Алтайского края, внутреннего и въездного туризма в регионе за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, повышения его конкурентоспособности и доступности на российском и зарубежном рынках |
Задачи программы |
создание условий для развития объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры Алтайского края; создание условий для устойчивого функционирования и развития санаторно-курортного комплекса Алтайского края; формирование комфортной туристской среды на территории Алтайского края; повышение узнаваемости Алтайского края на российском и зарубежном рынках |
Индикаторы и показатели программы |
численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения; объем предоставленных платных услуг туристскими организациями и коллективными средствами размещения; объем инвестиций в основной капитал в туристскую инфраструктуру |
Сроки и этапы реализации программы |
2020-2024 годы (без разделения на этапы) |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" (далее также - "государственная программа") в 2020-2024 годах составляет 1790528,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 318413,6 тыс. рублей; в 2021 году - 602400,8 тыс. рублей; в 2022 году - 704319,6 тыс. рублей; в 2023 году - 82697,0 тыс. рублей; в 2024 году - 82697,0 тыс. рублей; из них: за счет средств федерального бюджета - 880528,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 74018,2 тыс. рублей; в 2021 году - 340839,9 тыс. рублей; в 2022 году - 465670,3 тыс. рублей; в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 904277.8 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 242209,6 тыс. рублей; в 2021 году - 258024,9 тыс. рублей; в 2022 году - 238649,3 тыс. рублей; в 2023 году - 82697,0 тыс. рублей; в 2024 году - 82697,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 5721.8 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 2185,8 тыс. рублей; в 2021 году - 3536,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0 тыс. рублей; в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального, краевого и местного бюджетов |
Ожидаемые результаты реализации программы |
численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2024 году составит 791,55 тыс. человек; объем предоставленных платных услуг туристскими организациями и коллективными средствами размещения в 2024 году составит 6029,6 млн. рублей; объем инвестиций в основной капитал в туристскую инфраструктуру составит не менее 500 млн. рублей в год |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Создание условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на российском и зарубежном рынках, усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей России определены основными целями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
Туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития многих регионов России, в том числе и Алтайского края.
Благодаря совместной работе Правительства Алтайского края и бизнес-сообщества региона за последние годы туризм стал полноценной отраслью экономики, от активного развития которой получают мультипликативный эффект как субъекты бизнеса, территории, так и регион в целом. В первую очередь этому способствовало активное стратегически-ориентированное развитие отрасли: создана одна из первых в России особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, единственная в Сибирском федеральном округе игорная зона, туристские кластеры, поддерживаемые на федеральном уровне. С 2011 года в регионе реализуются мероприятия государственной программы "Развитие туризма в Алтайском крае". В целях повышения эффективности правового регулирования на региональном и муниципальном уровнях в 2018 году в Алтайском крае принят закон "О туризме в Алтайском крае", в 2019 году принят закон "Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения в Алтайском крае".
В регионе регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным видам туризма, созданы профессиональные сообщества, ведется работа по формированию положительного имиджа края как одной из основных туристских дестинаций России.
Все больше территорий Алтайского края вовлекаются в процесс создания комфортной туристской среды и формирования унифицированных туристских продуктов. Географическое положение региона позволяет формировать трансграничные и межрегиональные туристские маршруты, расширяющие спектр туристского предложения и создающие дополнительные возможности развития туроператорской деятельности.
Алтайский край характеризуется как многопрофильный туристский регион, предлагающий разнообразные программы отдыха и туризма. Наиболее востребованы у жителей и гостей региона лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, детский, сельский, событийный, активный виды туризма. К перспективным направлениям развития туристской отрасли относятся экологический, горнолыжный, гастрономический, медицинский виды туризма.
В крае действует 1008 субъектов сферы туризма (по состоянию на 01.06.2019). Отдых туристов обеспечивают 321 коллективное средство размещения общего назначения, 41 санаторно-курортное учреждение, более 180 сельских гостевых домов, более 170 турбаз и организаций отдыха. В целом количество мест единовременного размещения в регионе составляет порядка 50 тыс., из них круглогодичного действия - 20,4 тыс., из которых 7,8 тыс. мест - в санаторно-оздоровительных учреждениях. Туроператорские и турагентские услуги в регионе оказывают более 180 организаций.
Объем поступлений от всех видов налогов, сборов и страховых взносов по собирательной группировке "Туризм" (туристские и сопутствующие услуги) за 2018 год составил 6520,9 млн. рублей (в 2017 году - 5794,6 млн. рублей).
В настоящее время наиболее посещаемыми с целью туризма и рекреации муниципалитетами края являются: Алтайский, Егорьевский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Змеиногорский, Косихинский, Красногорский, Краснощековский, Кулундинский, Курьинский, Павловский, Первомайский, Романовский, Смоленский, Советский, Солонешенский, Тальменский, Чарышский районы, города Барнаул, Белокуриха, Бийск, Яровое.
Лидером высокотехнологичного туризма в крае служит региональный санаторно-курортный комплекс, который ежегодно оздоравливает более 150 тыс. человек. Большинство санаторно-курортных организаций Алтайского края сконцентрировано в городе-курорте федерального значения Белокурихе.
В регионе осуществляется развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны в Алтайском районе. В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" сформированы туристско-рекреационные кластеры "Белокуриха", "Барнаул - горнозаводской город" и автотуристский кластер "Золотые ворота". Реализация данных инвестиционных проектов осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, при котором за счет бюджетных средств создаются объекты обеспечивающей инфраструктуры (в том числе автомобильные дороги, сети электро-, водоснабжения и т.д.), за счет частных инвестиций возводятся туристские объекты (в том числе средства размещения туристов, объекты показа, торговли, питания и т.д.).
Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ) на территории Алтайского района Алтайского края общей площадью 3,3 тыс. га утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 69. В 2017 году завершено строительство объектов внешней и внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры ОЭЗ (сети электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения и связи). В ОЭЗ зарегистрировано более 20 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций на общую сумму свыше 6,9 млрд. рублей. Резидентами ведется строительство гостиничных и спортивно-развлекательных комплексов, объектов питания, оздоровительных центров. К услугам туристов предлагаются средства размещения различной ценовой категории, популярными объектами посещения являются искусственный наливной водоем, горнолыжный комплекс, Тавдинские пещеры, пасечное хозяйство, галерея "Простор" и др.
Игорная зона площадью 2,3 тыс. га создана на территории Алтайского района по инициативе Администрации Алтайского края в 2008 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 N 155-р. За счет бюджетных средств созданы объекты внешней инженерной (сети электро-, газоснабжения) и транспортной инфраструктуры игорной зоны. Первый игорно-развлекательный комплекс на территории игорной зоны начал действовать в 2014 году. Ежегодно игорную зону посещают порядка 90 тыс. человек.
Создание туристско-рекреационного кластера "Белокуриха" осуществляется на территории города Белокурихи, Смоленского и Алтайского районов. Целью проекта является расширение потенциала санаторно-курортного комплекса Алтайского края, формирование нового предложения санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг и повышение их качества. За счет бюджетных средств построены объекты транспортной инфраструктуры, завершено строительство объектов газоснабжения, электроснабжения, силовой подстанции. Инвесторами кластера построено более 60 туристских объектов. В городе Белокурихе открыты отели, рестораны, торговые центры, спортивные и оздоровительные объекты. Продолжается развитие курортного субкластера "Белокуриха-2", в составе которого функционирует историко-архитектурный комплекс "Андреевская слобода", ресторан "Гоголь", музей шоколада, горнолыжный комплекс на горе Мишина, туристские маршруты и терренкуры, арт-объекты, ведется строительство гостиниц с объектами оздоровления и питания. Вокруг территории курорта "Белокуриха-2" сформирован природный парк регионального значения "Предгорье Алтая". В Смоленском районе, в непосредственной близости от города Белокурихи, функционирует туристский комплекс "Сибирское подворье", ставший популярной площадкой отдыха и оздоровления, а также проведения событийных мероприятий.
Проект создания автотуристского кластера "Золотые ворота" реализуется на территории города Бийска. Концепция проекта предполагает создание многофункционального комплекса, включающего объекты размещения, питания, торговли, придорожного сервиса. За счет бюджетных средств инвестиционная площадка полностью обеспечена инженерной инфраструктурой, а именно сетями электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, силовой подстанцией и газовой котельной. Инвесторами кластера реализованы проекты по строительству торговых комплексов, арт-эко-отеля, комплекса придорожного сервиса.
Формирование туристско-рекреационного кластера "Барнаул - горнозаводской город" на территории города Барнаула предполагает восстановление и реставрацию памятников архитектуры, строительство новых современных объектов коллективного размещения, общественного питания, мест для отдыха и культурного времяпрепровождения, торгово-сервисного обслуживания, культурно-познавательного назначения, а также строительство современной обеспечивающей инфраструктуры. За счет бюджетных средств построены и введены в эксплуатацию более 10 объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера, в числе которых сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, проведена реконструкция мостовых сооружений, запущены очистные сооружения с сетями ливневых канализаций, модульная котельная, выполнено берегоукрепление и строительство набережной на р. Обь. За счет средств частных инвесторов проведены работы по реставрации зданий, имеющих историческую ценность, созданы новые места размещения, объекты торговли, развлечений и экскурсионного показа.
С целью продвижения туристского продукта Алтайского края на российском и зарубежном рынках регион принимает ежегодное участие в крупнейших туристических выставках международного уровня. На территории Алтайского края также проводятся специализированные выставочные, деловые и событийные мероприятия. Кроме того, осуществляется активное взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, в том числе в ходе проведения на регулярной основе информационно-ознакомительных и пресс-туров по краю.
Для обеспечения качественного обслуживания отдыхающих сформирована система многоуровневой подготовки специалистов в сфере туризма различной квалификации, начиная с контактного персонала и заканчивая уровнем высшего менеджмента. В четырех вузах и семи образовательных учреждениях среднего профессионального образования Алтайского края ведется подготовка специалистов для туристической отрасли. Ежегодно данные учебные заведения заканчивают порядка 450 человек.
С целью формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями сфер гостиничного сервиса и туризма, общественного питания и торговли в 2014 году в городе Барнауле создано КГБПОУ "Алтайская академия гостеприимства". В 2015 году состоялось открытие филиала КГБПОУ "Алтайская академия гостеприимства" в городе-курорте Белокурихе. Дальнейшее развитие деятельности этого учебного заведения будет способствовать эффективной подготовке квалифицированных кадров для туристской отрасли региона в условиях единого образовательно-производственного комплекса "ССУЗ - ВУЗ - сфера туризма".
За последние годы Алтайский край был неоднократно отмечен ведущими премиями в области туриндустрии на российском и международном уровнях.
В 2018 году статуса "Лучшее событие года" Национального календаря событий удостоены праздник "Цветение маральника", Всероссийский фестиваль традиционной культуры "День России на Бирюзовой Катуни", Международный гастрономический фестиваль "АХ! Фест".
Проекты Алтайского края стали победителями национальной премии "Russian Event Awards" 2018. Гран-при присвоено празднику "Цветение маральника". Призовые места по разным номинациям также заняли праздник "Алтайская зимовка", событийный календарь Алтайского края, долина семейного отдыха "Алтайское Холмогорье".
По итогам 2018 года Алтайский край занял 6 место в Национальном туристическом рейтинге регионов России (в 2017 году - 7 место), а также стал победителем известной премии National Geographic Traveler Awards 2018 в номинации "Российский оздоровительный отдых".
По итогам конкурса, проведенного Национальной Ассоциацией информационно-туристских организаций, КГБУ "Алтайтурцентр" в 2018 году признано лучшим туристско-информационным центром России.
Несмотря на позитивные тенденции последних лет в сфере туризма, существует ряд системных проблем в данной отрасли. К основным факторам, сдерживающим развитие туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Алтайского края, относятся:
сложность привлечения финансовых (инвестиционных) ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов в сфере туризма;
недостаточное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры в муниципальных образованиях региона;
выраженная сезонность функционирования туристско-рекреационного комплекса;
отставание показателей качества туристских и сопутствующих услуг в регионе от международных стандартов;
дефицит квалифицированных сотрудников туристских предприятий;
высокая доля теневого сектора экономики в сфере оказания услуг в туризме;
недостаточное развитие единого информационного пространства для туристов и отдыхающих;
отсутствие средств у хозяйствующих субъектов на продвижение туристского продукта на российский и зарубежный рынки.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Поэтому необходим комплексный подход к их решению. Реализация государственной программы позволит выстроить в крае систему взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества по вопросам реализации инвестиционных проектов в туротрасли, развития туристской инфраструктуры, улучшения качества предоставляемых услуг, формирования и продвижения конкурентоспособного туристского продукта, повышения узнаваемости региона на российском и зарубежном рынках.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Настоящая государственная программа определяет систему мер, направленных на достижение целей государственной политики в области развития туризма в Алтайском крае, и является продолжением комплекса мероприятий, реализованных в рамках государственных программ Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы и "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2015-2021 годы.
Приоритеты государственной политики в сфере туризма Алтайского края на период до 2025 года определены на основании:
Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае";
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316;
Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 2581-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;
закона Алтайского края от 01.11.2017 N 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае";
закона Алтайского края от 03.04.2018 N 14-ЗС "О туризме в Алтайском крае";
закона Алтайского края от 11.11.2019 N 83-ЗС "Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения в Алтайском крае";
стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС;
региональных проектов Алтайского края "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Алтайском крае", "Экспорт услуг", "Развитие экспорта медицинских услуг".
К приоритетным направлениям государственной политики в сфере реализации государственной программы "Развитие туризма в Алтайском крае" в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами в том числе отнесены:
усиление социально-экономической роли туризма;
увеличение количества потребителей услуг в сфере туризма и санаторно-курортного лечения, расширение целевой аудитории отдыхающих;
повышение инвестиционной активности в сфере туризма;
повышение конкурентоспособности туристского продукта, в том числе посредством улучшения сервиса, расширения ассортимента туристских и сопутствующих услуг;
формирование единого информационного пространства для туристов;
расширение сфер и форм международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
2.2. Цели и задачи государственной программы
Алтайский край обладает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Основной целью государственной программы является развитие туристско-рекреационного комплекса Алтайского края, внутреннего и въездного туризма в регионе за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, а также повышения его конкурентоспособности и доступности на российском и зарубежном рынках.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Алтайского края, предусмотренных соответствующими краевыми программами, включая обеспечение стабильного экономического роста, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, реализацию на территории края крупных инвестиционных проектов в сфере туризма (особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, игорной зоны, туристских кластеров).
К числу основных задач государственной программы, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
создание условий для развития объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры Алтайского края;
создание условий для устойчивого функционирования и развития санаторно-курортного комплекса Алтайского края;
формирование комфортной туристской среды на территории Алтайского края;
повышение узнаваемости Алтайского края на российском и зарубежном рынках.
2.3. Индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы предусматривается создание организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих формированию и продвижению конкурентоспособного туристского продукта, развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, росту инвестиционной активности в сфере туризма, стимулированию предпринимательских и общественных инициатив по развитию приоритетных видов туризма в регионе, повышению качества предоставляемых услуг.
В результате реализации государственной программы:
численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2024 году составит 791,55 тыс. человек;
объем предоставленных платных услуг туристскими организациями и коллективными средствами размещения в 2024 году составит 6029,6 млн. рублей;
объем инвестиций в основной капитал в туристскую инфраструктуру составит не менее 500 млн. рублей в год;
количество вновь созданных объектов туристской индустрии в рамках инвестиционных проектов в сфере туризма составит не менее 7 единиц в год;
количество получателей государственной поддержки в сфере туризма составит не менее 12 единиц в год;
численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях в 2024 году составит 162,1 тыс. человек;
объем использования средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края составит в 2023 году 100%;
доля курортов с установленными границами округов санитарной (горно-санитарной) охраны в их общем количестве составит к 2025 году 100%;
доля гостиниц и иных коллективных средств размещения, получивших свидетельство о присвоении категории, в их общем количестве составит в 2022 году не менее 60%;
количество внедренных информационных сервисов и ресурсов составит к 2023 году не менее 3 единиц;
количество участников образовательных программ, тренингов и мастер-классов, проведенных для специалистов сферы туризма, составит не менее 150 человек ежегодно;
количество исследований, проведенных по тематике развития туризма в Алтайском крае, составит не менее 1 единицы в год;
количество проведенных событийных мероприятий, направленных на продвижение турпродукта региона, составит ежегодно не менее 4 единиц;
количество выставочных мероприятий, в которых регион принял участие, составит ежегодно не менее 12 единиц.
Для расчета основных индикаторов и показателей эффективности реализации программы используются данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (размещенные в открытом доступе), сведения администраций муниципальных районов и городских округов, поступающие в управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях, а также об индивидуальных показателях результативности реализации мероприятий государственной программы приведены в таблице 1 приложения 1. Методика расчета индикаторов государственной программы представлена в приложении 7 к государственной программе.
2.4. Сроки реализации государственной программы
Сроки реализации государственной программы с 2020 по 2024 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются.
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Мероприятия государственной программы сгруппированы по направлениям в четыре подпрограммы и приведены в таблице 2 приложения 1.
Мероприятия подпрограммы 1 "Развитие приоритетных проектов в сфере туризма, стимулирование предпринимательских и общественных инициатив" направлены на формирование конкурентоспособного круглогодичного туристского продукта Алтайского края путем привлечения инвесторов к созданию и реконструкции объектов туристской индустрии, развитию приоритетных проектов в сфере туризма.
Мероприятия подпрограммы 2 "Развитие санаторно-курортного комплекса Алтайского края" направлены на формирование устойчивого спроса на услуги санаторно-курортных организаций региона, развитие и благоустройство курортных территорий, а также сохранение природных лечебных ресурсов Алтайского края.
Мероприятия подпрограммы 3 "Повышение качества и конкурентоспособности туристских и сопутствующих услуг" направлены на обеспечение развития сервиса на предприятиях туриндустрии региона, повышение качества предоставляемых туристам услуг, улучшение навигации и информированности граждан, путешествующих по Алтайскому краю.
Мероприятия подпрограммы 4 "Продвижение туристского продукта региона на российский и зарубежный рынки" направлены на повышение узнаваемости Алтайского края на российском и зарубежном рынках, продвижение всесезонного турпродукта региона.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования государственной программы в 2020-2024 годах составляет 1790528,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 318413,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 602400,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 704319,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 82697,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 82697,0 тыс. рублей;
из них:
за счет средств федерального бюджета -
880528,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 74018,2 тыс. рублей;
в 2021 году - 340839,9 тыс. рублей;
в 2022 году - 465670,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета -
904277.8 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 242209,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 258024,9 тыс. рублей;
в 2022 году - 238649,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 82697,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 82697,0 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов -
5721.8 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 2185,8 тыс. рублей;
в 2021 году - 3536,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 0 тыс. рублей;
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий государственной программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о федеральном, краевом бюджетах, а также решений представительных органов местного самоуправления о бюджетах городских округов и муниципальных районов на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В случае экономии средств краевого бюджета при реализации одного из мероприятий государственной программы допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию государственной программы приведены в таблице 3 приложения 1.
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных в ней целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются: минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются:
нормативно-правовые, организационные и управленческие риски. В их числе непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия государственной программы, недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, неадекватность системы мониторинга реализации государственной программы, отставание от сроков реализации программных мероприятий. Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее осуществления и оперативного внесения необходимых изменений;
макроэкономические риски, которые связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости туристских и сопутствующих услуг, снизить их доступность и сократить объем инвестиций в туристскую индустрию;
финансовые риски, которые связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств краевого бюджета, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в осуществлении государственной программы.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Наиболее отрицательное влияние на выполнение государственной программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках государственной программы отсутствует возможность управления этими рисками. Вероятен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы туризма;
своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей государственной программы;
обеспечения эффективной координации деятельности иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;
совершенствования межведомственного взаимодействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.