Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к государственной программе
Алтайского края
"Развитие туризма
в Алтайском крае"
Подпрограмма 1
"Развитие приоритетных проектов в сфере туризма, стимулирование предпринимательских и общественных инициатив"
Паспорт
подпрограммы 1 "Развитие приоритетных проектов в сфере туризма, стимулирование предпринимательских и общественных инициатив"
Участники подпрограммы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; КГКУ "Алтайавтодор"; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
создание условий для развития объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры Алтайского края |
Задачи подпрограммы |
реализация приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма; стимулирование инвестиционной деятельности, предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма |
Перечень мероприятий подпрограммы |
мероприятия по развитию: особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Алтайский район); игорной зоны (Алтайский район); туристского кластера "Катунь" (Алтайский район); туристского кластера "Белокуриха - Предгорье Алтая" (г. Белокуриха, Смоленский район); туристского кластера "Барнаул - горнозаводской город. 2 этап" (г. Барнаул); спортивно-туристского кластера "Тягун" (Заринский район); автотуристского кластера "Золотые ворота" (г. Бийск); предоставление грантов в сфере туризма; предоставление субсидий в сфере туризма |
Индикаторы и показатели подпрограммы |
количество вновь созданных объектов туристской индустрии в рамках инвестиционных проектов в сфере туризма; количество получателей государственной поддержки в сфере туризма |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 1 в 2020-2024 годах составляет 1288887,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 200264,6 тыс. рублей; в 2021 году - 485351,8 тыс. рублей; в 2022 году - 586570,6 тыс. рублей; в 2023 году - 10500,0 тыс. рублей; в 2024 году - 6200,0 тыс. рублей; из них: за счет средств федерального бюджета - 880528,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 74018,2 тыс. рублей; в 2021 году - 340839,9 тыс. рублей; в 2022 году - 465670,3 тыс. рублей; в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 402636.8 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 124060,6 тыс. рублей; в 2021 году - 140975,9 тыс. рублей; в 2022 году - 120900,3 тыс. рублей; в 2023 году - 10500,0 тыс. рублей; в 2024 году - 6200,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 5721.8 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 2185,8 тыс. рублей; в 2021 году - 3536,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0 тыс. рублей; в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального, краевого и местного бюджетов |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
количество вновь созданных объектов туристской индустрии в рамках инвестиционных проектов не менее 7 единиц в год; количество получателей государственной поддержки в сфере туризма составит не менее 12 единиц в год |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Туристско-рекреационная сфера Алтайского края является одной из наиболее диверсифицированных в России. Благодаря участию в федеральных проектах в регионе создана одна из первых в России особая экономическая зона туристско-рекреационного типа и игорная зона. В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" сформированы туристско-рекреационные кластеры "Белокуриха", "Барнаул - горнозаводской город" и автотуристский кластер "Золотые ворота". Дальнейшее развитие данных проектов является одной из стратегических задач развития туротрасли региона.
Общий объем инвестиций в сферу туризма за период 2011-2018 гг. составил 19,1 млрд. рублей, из них 5,7 млрд. рублей средства федерального бюджета, 1,7 млрд. рублей средства регионального бюджета, 11,7 млрд. рублей средства частных инвесторов.
Реализация на территории Алтайского края различных программ и проектов позволила с 2010 года увеличить в 1,3 раза количество туристских предприятий, в 2 раза возросло количество гостиниц.
К наиболее посещаемым туристским дестинациям региона относятся:
1. Левобережье реки Катунь в Алтайском районе;
2. Город-курорт Белокуриха;
3. Горная Колывань (в границах Змеиногорского, Курьинского и Краснощековского районов);
4. Озеро Большое Яровое и город Яровое;
5. Горько-соленые озера Завьяловского и Романовского районов.
Вместе с тем туристско-рекреационный комплекс Алтайского края уже сегодня характеризуется высоким уровнем загрузки в "высокий сезон", в связи с чем экономическое развитие отрасли связано с интенсификацией круглогодичной загруженности существующего номерного фонда и дальнейшим увеличением количества круглогодичных средств размещения. Перспективным является решение данной задачи через разработку и продвижение комплексных инвестиционных проектов, предполагающих вовлечение широкого круга инвесторов, в том числе в рамках кластеров.
В целях развития объектов туристской инфраструктуры необходимо активное привлечение инвестиций для реализации ряда крупных проектов, в том числе по развитию города-курорта федерального значения Белокурихи и курортного субкластера "Белокуриха-2", особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны в Алтайском районе, а также расширения туристско-экскурсионного потенциала краевой столицы - города Барнаула и наукограда - города Бийска, формирования нового предложения на рынке туруслуг региона путем развития всесезонного активного отдыха на территории спортивно-туристского кластера "Тягун" в Заринском районе. Значительным потенциалом комплексного развития туротрасли также обладают горько-соленые озера в степной части края (в том числе в границах города Яровое, Завьяловского и Романовского районов), Горная Колывань и Чарыш (в том числе в границах Змеиногорского, Курьинского, Краснощековского, Чарышского районов).
Учитывая высокую стоимость строительства обеспечивающей инфраструктуры, с целью снижения финансовой нагрузки на потенциальных инвесторов проектов и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в рамках реализации подпрограммы 1 предусмотрено привлечение бюджетных средств на строительство и реконструкцию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры (в том числе автомобильные дороги, сети электро-, водоснабжения и т.д.). Формирование объектов транспортной и обеспечивающей инфраструктуры с привлечением бюджетных средств окажет положительное влияние на повышение инвестиционной активности бизнеса по созданию объектов туристской инфраструктуры.
Комплексное развитие туристских дестинаций позволит повысить качество и расширить перечень предоставляемых туристам услуг, увеличить востребованность турпродукта Алтайского края как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что окажет благоприятное влияние на рост занятости в сфере туризма и на повышение объема налоговых платежей от оказания услуг и, как следствие, на улучшение показателей социально-экономического развития региона.
К наиболее перспективным для комплексного освоения относятся территории, занимающие лидирующие позиции в регионе по числу действующих туристских предприятий и количеству принятых туристов и экскурсантов. В рамках реализации подпрограммы 1 рассматривается возможность реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию туристских кластеров "Катунь", "Белокуриха - Предгорье Алтая", "Барнаул - горнозаводской город. 2 этап".
Дальнейшее развитие отрасли предполагает вовлечение в систему кластерного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры и реализацию комплексных инвестиционных проектов на территории популярных туристских дестинаций юго-востока, северо-востока и запада региона, среди которых Горная Колывань, Чарыш, Солонешье, Завьялово, Романово, Яровое.
Одним из действенных методов стимулирования предпринимательских и общественных инициатив, направленных на формирование круглогодичного турпродукта и развитие туротрасли региона, является оказание государственной поддержки.
С целью дальнейшего развития приоритетных видов туризма в Алтайском крае подпрограммой 1 предусматриваются механизмы финансовой поддержки хозяйствующих субъектов сферы туризма, включая предоставление грантов на реализацию проектов по организации туристско-экскурсионных поездок по Алтайскому краю для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-значимых проектов, проектов по развитию сферы туризма и рекреации на территории муниципальных образований, а также субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию сельских гостевых домов, оборудование коллективных средств размещения, объектов показа необходимой инфраструктурой для приема туристов с ограниченными возможностями здоровья, субсидирование части затрат туроператоров на экскурсионные поездки по Алтайскому краю для детей и на туры в приоритетные территории, предоставление субсидий организациям, осуществляющим деятельность на территории особых экономических зон.
Оказание государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности и общественным организациям в виде субсидий и грантов позволит увеличить темпы развития приоритетных видов туризма, станет дополнительным стимулом для оформления официального статуса предприятиям, оказывающим услуги в сфере туризма и, как следствие, снижения доли неформальной занятости в отрасли.
Оказание государственной поддержки туроператорам окажет влияние на расширение перечня туристских маршрутов по территории Алтайского края и увеличение востребованности регионального турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, что даст дополнительный стимул для развития приоритетных видов туризма.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 разработана на основании действующих документов стратегического планирования Алтайского края. Развитие туротрасли дает значительный мультипликативный эффект для развития сферы услуг в регионе в целом, позволяет решать вопросы занятости населения и повышения его благосостояния.
Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1 направлены на формирование конкурентоспособного круглогодичного туристского продукта путем привлечения инвесторов к созданию и реконструкции объектов туристской индустрии, развитию приоритетных проектов в сфере туризма.
2.2. Цели, задачи, мероприятия подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание условий для развития объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры Алтайского края.
Для достижения указанной цели будут решены следующие основные задачи:
1.1.1. Реализация приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;
1.1.2. Стимулирование инвестиционной деятельности, предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма.
Финансируемые мероприятия подпрограммы 1 приведены в таблице 2 приложения 1 к государственной программе: к задаче 1.1.1. - мероприятия 1.1.1.2., 1.1.1.4., 1.1.1.6.; к задаче 1.1.2. - мероприятия 1.1.2.1., 1.1.2.2.
Нефинансируемые мероприятия подпрограммы 1, которые реализуются управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности совместно с органами местного самоуправления и представителями бизнес сообщества региона (по согласованию) в период с 2020 по 2024 годы в рамках задачи 1.1.1. Развитие приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма:
мероприятие 1.1.1.1. Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Алтайский район);
мероприятие 1.1.1.3. Развитие туристского кластера "Катунь" (Алтайский район);
мероприятие 1.1.1.5. Развитие туристского кластера "Барнаул - горнозаводской город. 2 этап" (г. Барнаул);
мероприятие 1.1.1.7. Развитие автотуристского кластера "Золотые ворота" (г. Бийск).
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 1
Показатели подпрограммы 1 представлены в таблице 1 приложения 1 к государственной программе.
В результате реализации подпрограммы 1 ожидается:
создание благоприятных условий для ежегодного строительства новых объектов туристской индустрии в рамках реализации инвестиционных проектов в сфере туризма не менее 7 единиц в год;
оказание государственной поддержки в сфере туризма путем предоставления субсидий и грантов не менее чем 12 субъектам предпринимательской деятельности, некоммерческим организациям, органам местного самоуправления ежегодно.
2.4. Сроки реализации подпрограммы 1
Реализация подпрограммы 1 будет осуществляться в период с 2020 года по 2024 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
3. Объем финансирования подпрограммы 1
Общий объем финансирования подпрограммы 1 в 2020-2024 годах составляет 1288887,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 200264,6 тыс. рублей;
в 2021 году-485351,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 586570,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 10500,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 6200,0 тыс. рублей;
из них:
за счет средств федерального бюджета -
880528,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 74018,2 тыс. рублей;
в 2021 году - 340839,9 тыс. рублей;
в 2022 году - 465670,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета -
402636.8 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 124060,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 140975,9 тыс. рублей;
в 2022 году - 120900,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 10500,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 6200,0 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов -
5721.8 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 2185,8 тыс. рублей;
в 2021 году - 3536,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 0 тыс. рублей;
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы 1 подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о федеральном, краевом бюджетах, а также решений представительных органов местного самоуправления о бюджетах городских округов и муниципальных районов на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В случае экономии средств краевого бюджета при реализации одного из мероприятий подпрограммы допускается перераспределение данных средств на осуществление иных подпрограммных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий подпрограммы 1 приведены в таблице 2 приложения 1 к государственной программе.
4. Механизм реализации подпрограммы 1
Контроль за ходом реализации подпрограммы 1 осуществляется управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, которым определяются формы и методы организации управления реализацией подпрограммы.
Ответственность за реализацию подпрограммы 1 и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты о ходе реализации подпрограммы 1, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации подпрограммы, и направляет их в Министерство экономического развития Алтайского края и Министерство финансов Алтайского края.
Общественную оценку реализации государственной программы с ежегодным рассмотрением ее итогов осуществляет общественный совет при управлении Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Работа по реализации на территории края приоритетных проектов в сфере туризма осуществляется управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности совместно с органами местного самоуправления Алтайского края (по согласованию) с привлечением по мере необходимости органов исполнительной власти региона.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования проектирования, строительства, реконструкции объектов обеспечивающей инженерной инфраструктуры в рамках мероприятий по созданию туристских кластеров государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" изложен в приложении 6 к государственной программе.
Порядки предоставления субсидий из краевого бюджета на строительство и реконструкцию гостевых домов в сельской местности, включая работы, связанные с подведением газа, воды, устройством канализации и электросетей; оборудование коллективных средств размещения, объектов показа необходимой инфраструктурой для приема туристов с ограниченными возможностями здоровья; проведение туристско-экскурсионных поездок по Алтайскому краю для детей; организацию туров в приоритетные территории; осуществление деятельности организаций на территории особых экономических зон, а также порядки предоставления грантов на реализацию проектов по развитию сферы туризма и рекреации на территории муниципальных образований края утверждаются постановлениями Правительства Алтайского края.
Порядки предоставления грантов на реализацию проектов по организации туристско-экскурсионных поездок по Алтайскому краю для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; реализацию социально значимых проектов, ориентированных на развитие туризма в регионе, а также на формирование имиджа края как привлекательного туристского региона, утверждаются указом Губернатора Алтайского края.
Средства федерального бюджета направляются в бюджет региона в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.