Truck and bus tyres and rims (metric series). Part 2. Rims
Дата введения - 1 июля 2020 г.
Взамен ГОСТ ИСО 4209-2-2006
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ"), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 542 "Продукция нефтехимического комплекса" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июля 2019 г. N 120-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2019 г. N 1026-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 4209-2-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2020 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 4209-2:2012 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья" ("Truck and bus tyres and rims (metric series) - Part 2: Rims", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 4 "Шины и диски грузовых автомобилей и автобусов" Технического комитета по стандартизации ISO/TC 31 "Шины, ободья и вентили" Международной организации по стандартизации (ISO).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Взамен ГОСТ ИСО 4209-2-2006
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает обозначения и основные размеры профилей глубоких неразъемных ободьев, предназначенных для монтажа шин, используемых преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах.
Размеры обода - размеры контура, необходимого для установки (монтажа) шины на обод.
Обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин приведены в ISO 4209-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему)]:
ISO 3911, Wheels and rims for pneumatic tyres - Vocabulary, designation and marking (Колеса и ободья для пневматических шин. Словарь, обозначения и маркировка)
ISO 4000-2, Passenger car tyres and rims - Part 2: Rims (Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 2. Ободья)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO 3911.
4 Обозначение и маркировка
Обозначение обода должно включать в себя код номинального диаметра, код номинальной ширины обода (например, 17.5 х 5.25) и обозначение формы бортовой закраины обода, при необходимости (например, 16 x 6 K).
5 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°
5.1 Бортовая закраина обода
Рекомендуемые размеры профилей с формой бортовой закраины обода К приведены в таблице 1.
Для обода с закраиной В и J размеры приведены в ISO 4000-2.
5.2 Профили обода
Размеры и допускаемые отклонения размеров ободьев приведены на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
------------------------------
a)Наружная сторона автомобиля.
b)Угол наклона кромки, эквивалентный половине минимального радиуса R.
c)Ширина бортовой закраины, которая включает в себя радиус закругления кромки. Участок закраины за пределами минимальной ширины не должен быть больше, чем наивысшая точка закраины.
d)Размеры включают в себя минимальную огибающую монтажного ручья для монтажа шины, за исключением участков сварного шва или отверстия для вентиля.
------------------------------
1 - отверстие под вентиль (см. 5.4)
Примечание - При использовании ободьев с бескамерными шинами необходимы выступы на наружной стороне и предпочтительны выступы на внутренней стороне обода.
Рисунок 1 - Профиль глубокого обода с углом наклона посадочной полки 5°
Таблица 1 - Размеры профилей глубокого обода с углом наклона посадочной полки 5°
Размеры в миллиметрах
Код номинального диаметра обода |
Код номинальной ширины обода и тип бортовой закраины b) |
В, не менее |
G |
Р, не менее |
Р1, не менее |
Н a) (расчетное) |
L (расчетное) |
М, не более |
R2, не менее |
16 |
6 K и шире |
11,5 |
20 |
19,5 |
19,5 |
20 |
22 |
47 |
10,5 |
a) Минимальные значения глубины монтажного ручья H и угла наклона полки обода, необходимые для монтажа камерной шины. Для бескамерной шины могут потребоваться большие значения, чтобы обеспечить необходимое пространство для вентиля. b) Размер А = код номинальной ширины обода x 25,4 (округляют до 0,5 мм) (приращения кода = 0.5). |
Таблица 2 - Коды номинальной ширины обода
Код номинальной ширины обода |
А, мм |
|
6.00 |
6 |
152,5 |
6.50 |
6 1/2 |
165,0 |
7.00 |
7 |
178,0 |
7.50 |
7 1/2 |
190,5 |
8.00 |
8 |
203,0 |
8.50 |
8 1/2 |
216,0 |
9.00 |
9 |
228,5 |
9.50 |
9 1/2 |
241,5 |
10.00 |
10 |
254,0 |
10.50 |
10 1/2 |
266,5 |
11.00 |
11 |
279,5 |
12.00 |
12 |
305,0 |
13.00 |
13 |
330,0 |
14.00 |
14 |
355,5 |
15.00 |
15 |
381,0 |
Дополнительные варианты исполнения профилей полок обода и их размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 3.
------------------------------
a)Профиль с наружной стороны автомобиля.
b)Профиль с внутренней стороны автомобиля.
c)Справочное значение.
------------------------------
Рисунок 2 - Дополнительные исполнения профилей полок обода
Таблица 3 - Размер E для скругленных выступов обода
Код номинальной ширины обода и тип бортовой закраины |
E, мм |
6 K и шире |
|
Для E также допускается значение, равное |
5.3 Диаметр обода и длина окружности по выступу
Код номинального диаметра обода, соответствующее значение диаметра обода D и длина окружности по выступу приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Диаметр обода и длина окружности по выступу на посадочной полке с углом наклона 5°
Размеры в миллиметрах
Код номинального диаметра обода |
Диаметр обода a) D |
Длина окружности по выступу |
|
плоскому |
скругленному b) |
||
16 |
405,6 |
1274,2 |
1276,4 |
a) Допускаемые отклонения приведены только для проектирования. Длину окружности полки обода измеряют рулеткой. b) Допускаемое отклонение |
5.4 Отверстия для вентилей
5.4.1 Кромки отверстия для вентилей со стороны монтажа шины должны быть скруглены или скошены.
5.4.2 Кромки отверстия для вентилей с наружной (внешней) стороны не должны иметь заусенцев, которые могут повредить вентили.
5.4.3 Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом колеса необходимо поддерживать в чистом и гладком состоянии внутреннюю поверхность вентильного отверстия на участке не менее 0,75 мм или составляющем не менее 25 % толщины обода.
5.4.4 Следует использовать соответствующие вентили. Отверстия для вентилей бескамерных шин должны соответствовать приведенным на рисунках 3 и 4.
Примечание - Требования к отверстиям для других вентилей находятся в разработке и будут приведены при очередном пересмотре настоящего стандарта.
Рисунок 3 - Размеры вентильного отверстия для бескамерных шин
------------------------------
a)Плоская поверхность без радиальной штриховки.
b)Плоская поверхность для вкручиваемых вентилей.
------------------------------
Рисунок 4 - Исполнение поверхности в зоне вентильного отверстия
6 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°
6.1 Профили обода
Размеры профилей ободьев и соответствующие допускаемые отклонения приведены на рисунке 5 и в таблицах 5 и 6.
------------------------------
a)Сторона монтажа шины.
b)Угол наклона, эквивалентный половине минимального радиуса.
е)Размеры приведены для минимального ручья обода.
------------------------------
Рисунок 5 - Размеры профилей ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 5 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода 9.75
Размеры в миллиметрах
Обозначение размера обода |
А |
Н a), не менее |
h, не менее |
L а), не менее |
М а), не более |
Р, не менее |
17.5 х 5.25 |
133,5 |
24 |
7,0 |
4 |
55 |
25 |
19.5 х 5.25 |
27 |
56 |
||||
22.5 х 5.25 |
30 |
8 |
57 |
|||
17.5 х 6.00 |
152,5 |
24 |
8,5 |
11 |
60 |
|
17.5 х 6.00 НС |
30 |
63 |
30 |
|||
19.5 х 6.00 |
27 |
62 |
30 b) |
|||
19.5 х 6.00 RW |
24 |
9,0 |
19 |
56 |
25 |
|
22.5 х 6.00 |
30 |
8,5 |
11 |
63 |
30 |
|
17.5 х 6.75 |
171,5 |
24 |
9,0 |
62 c) |
25 |
|
17.5 х 6.75 НС |
30 |
14 |
70 |
32 |
||
19.5 х 6.75 |
27 |
64 |
30 b) |
|||
19.5 х 6.75 RW |
24 |
19 |
56 |
25 |
||
22.5 х 6.75 |
30 |
14 |
66 c) |
32 |
||
17.5 х 7.50 |
190,5 |
24 |
9,5 |
65 c) |
25 |
|
17.5 х 7.50 НС |
30 |
10,0 |
21 |
74 |
34 |
|
19.5 х 7.50 |
27 |
9,5 |
67 |
30 |
||
19.5 х 7.50 RW |
25 |
58 |
||||
22.5 х 7.50 |
30 |
10,0 |
68 c) |
34 |
||
24.5 х 7.50 |
70 c) |
|||||
17.5 х 8.25 |
209,5 |
24 |
9,5 |
14 |
55 c) |
26 |
17.5 х 8.25 НС |
30 |
10,0 |
28 |
74 |
36 |
|
19.5 х 8.25 |
27 |
9,5 |
67 |
30 |
||
19.5 х 8.25 RW |
25 |
21 |
58 |
|||
22.5 х 8.25 |
30 |
10,0 |
28 |
70 c) |
36 |
|
24.5 х 8.25 |
72 c) |
|||||
19.5 х 9.00 |
228,5 |
9,5 |
68 |
30 |
||
22.5 х 9.00 |
10,0 |
70 c) |
36 |
|||
24.5 х 9.00 |
72 c) |
|||||
22.5 х 9.75 |
247,5 |
70 c) |
||||
a) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода. b) При монтаже одинарных шин для легких грузовых автомобилей (индекс нагрузки с) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин. |
Таблица 6 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода 10.50
Размеры в миллиметрах
Обозначение размера обода |
А |
Н a), не менее |
h, не менее |
L а), не менее |
М а), не более |
Р |
17.5 х 10.50 |
266,5 |
24 |
9,5 |
14 |
55 |
26 |
19.5 х 10.50 |
30 |
10,0 |
30 |
68 b) |
34 |
|
22.5 х 10.50 |
70 b) |
|||||
19.5 х 11.75 |
298,5 |
68 b) |
||||
22.5 х 11.75 |
70 b) |
|||||
19.5 х 12.25 |
311 |
68 b) |
||||
22.5 х 12.25 |
70 b) |
|||||
19.5 х 13.00 |
330 |
68 b) |
||||
22.5 х 13.00 |
70 b) |
|||||
19.5 х 14.00 |
355,5 |
68 b) |
||||
22.5 х 14.00 |
70 b) |
|||||
19.5 х 15.00 |
381 |
11,0 |
68 b) |
|||
22.5 х 15.00 |
70 b) |
|||||
20.5 х 16.00 |
406,5 |
70 b) |
||||
22.5 х 16.00 |
70 b) |
|||||
20.5 х 18.00 |
457 |
70 b) |
||||
22.5 х 18.00 |
70 b) |
|||||
a) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода. b) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин. |
6.2 Диаметры ободьев
Коды номинального диаметра глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и их значения приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Код номинального диаметра и соответствующие ему значения диаметра обода
Код номинального диаметра обода |
Значение диаметра обода D |
17.5 |
444,5 |
19.5 |
495,3 |
20.5 |
520,7 |
22.5 |
571,5 |
24.5 |
622,3 |
а) Предельные отклонения приведены только для проектирования шин. Длину окружности посадочной полки обода определяют измерительной рулеткой. |
6.3 Отверстия для вентилей
6.3.1 Общие положения
Размеры, расположение и исполнение вентильных отверстий обода приведены на рисунке 6 и в таблице 8.
------------------------------
a)Сторона шины.
b)Наружная сторона.
------------------------------
Рисунок 6 - Размеры вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 8 - Размеры вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
Размеры в миллиметрах
Диаметр вентильного отверстия V (min/max) |
Расположение |
Минимальный диаметр кольцевой плоскости в зоне установки вентиля |
Толщина обода в зоне кольцевой плоскости t (min/max) |
|
Сторона шины S1 |
Наружная сторона S2 |
|||
9,7/10,0 |
В стенке монтажного ручья |
18 |
16 |
5,5/6,0 |
16,5 |
12,5 |
3/6 |
||
В основании монтажного ручья |
18 |
16 |
5,5/5,6 |
|
15,7/16,1 |
В стенке монтажного ручья |
19,3 |
19,3 |
4,8/8 |
В основании монтажного ручья |
19,3 |
19,3 |
4,8/8 |
|
27 |
27 |
3,5/6 |
||
Примечания 1 Применение вентилей для отверстий диаметром от 9,7 до 10,0 мм при толщине обода t более 6,0 мм и для отверстий диаметром от 15,7 до 16,1 мм при толщине обода t более 8,0 мм - по согласованию с изготовителем вентилей. 2 Кольцевые плоскости для вентильного отверстия S1 и S2 должны быть параллельными, допускаемое отклонение от параллельности - не более 0,2 мм. |
6.3.2 Характеристики вентильных отверстий обода
6.3.2.1 Кромки вентильных отверстий со стороны шины должны быть скруглены или иметь фаску.
6.3.2.2 Кромки вентильных отверстий с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
6.3.2.3 Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом для бескамерной шины необходимо поддерживать поверхность вентильного отверстия в чистом и гладком состоянии на участке, составляющем не менее 25 % толщины профиля обода (см. рисунок 7).
------------------------------
a)Сторона шины.
b)Наружная сторона.
c)См. 6.3.2.1.
d)См. 6.3.2.2.
е)См. 6.3.2.3.
f)См. 6.3.2.4.
------------------------------
Рисунок 7 - Вентильное отверстие обода
6.3.2.4 Вентильное отверстие обода должно быть цилиндрическим, его диаметр должен быть одинаковым по всей высоте для обеспечения герметичности вентиля при давлении в шине более 300 кПа.
6.3.2.5 Вентильное отверстие должно иметь с двух сторон концентрические кольцевые плоскости, обеспечивающие надежную герметичность соединения вентиля с ободом для бескамерной шины, что позволяет выдержать давление в шине более 300 кПа.
6.3.2.6 В ободьях для бескамерных шин угол наклона кольцевой плоскости для вентиля вкручиваемого типа должен обеспечивать доступ к вентилю при измерении давления в сдвоенной шине в процессе эксплуатации, а также для подкачивания воздуха в шину.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 4209-2-2019 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2019 г. N 1026-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 июля 2020 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2010 г., N 21
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 3