г. Волгоград 18 ноября 2019 года
Волгоградский областной суд в составе председательствующего Ждановой С.В., при секретаре Булдаковой С.В., с участием прокурора Волгоградской областной прокуратуры Стрельниковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании недействующим в части приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области", установил:
приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее также - Комитет) от 27 июня 2018 года N 49-н (далее - Приказ N 49-н) внесены изменения в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-н): в приложении 1 к приказу N 46-н строка 525801 изложена в новой редакции.
Согласно внесённым изменениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050009:19, принадлежащего Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) на праве постоянного (бессрочного) пользования, определена исходя из удельного показателя 17-го вида разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в размере 10 055,45 руб. за кв. м.
Пунктом 2 Приказа N 49-н установлено, что приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Приказ N 49-н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июля 2018 года, а также в печатном издании "Волгоградская правда", N 79, 13 июля 2018 года.
Управление Росреестра по Волгоградской области обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 2 Приказа N 49-н в той части, в которой его действие распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения за 2016 - 2018 г.г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого положения статьям 5 и 391 Налогового кодекса РФ. В результате принятия Комитетом оспариваемой нормы нарушаются права истца как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Волгоградской области Регулярная Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Михайлов Н.А. против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, утверждённой Приказом N 46-н, была допущена кадастровая ошибка в части определения вида разрешённого использования земельного участка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости, в связи с этим изменённая кадастровая стоимость подлежит применению к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости. Кроме того, указал на то, что руководитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Судом установлено, что на основании государственного контракта от 25 июня 2015 года N 1-К/2015 (далее - государственный контракт) между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (заказчиком) и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (исполнителем) последним проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области. Государственная кадастровая оценка проводилась в отношении объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года; в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, был включён земельный участок с кадастровым номером 34:34:050009:19.
Пунктом 2.4.9 государственного контракта установлен срок предоставления гарантии качества предоставляемых услуг - 8 лет со дня приёмки их заказчиком. В течение гарантийного срока исполнитель обязался в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности или Методических документов при оказании Услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в ходе использовании отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков, безвозмездно устранить выявленные нарушения и предоставить исправленные Отчёты об определении кадастровой стоимости земельных участков (пункт 10.3 государственного контракта).
В силу пункта 4 Правил государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 11 указанных Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктами 1.2, 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания), действовавших на дату принятия Приказа N 46-н, предусмотрен расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний.
В ходе рассмотрения дела установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050009:19 в период проведения государственной кадастровой оценки определялась в разрезе видов разрешённого использования земельных участков, установленных в пункте 1.2.16 Методических указаний (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).
2 октября 2017 года в адрес Комитета от управления экономического развития администрации Волгограда поступила информация о необходимости приведения в соответствие кадастровой стоимости земельных участков с их фактическим видом разрешённого использования, в том числе по спорному земельному участку, вид разрешённого использования которого относится к 17 группе вида разрешённого использования (пункт 1.2.17 Методических указаний) - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В связи с выявлением рассматриваемой ошибки административным ответчиком инициировано обращение к Исполнителю работ, данная ошибка Исполнителем работ признана и исправлена, письмом от 1 марта 2018 года N 15/00630 Исполнитель уведомил Комитет о перерасчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:0009:19, который в рамках гарантийных обязательств отнесён к 17 группе видов разрешённого использования. В отношении указанного земельного участка Исполнителем определён удельный показатель кадастровой стоимости в размере 10 055,45, руб./кв. м, кадастровая стоимость установлена в размере 13606023,85 рублей 68 копеек.
Правильность расчёта приведённого показателя административным истцом либо иными участниками административного дела не оспаривается.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 2.4, 2.5, 2.8, 2.9 пункта 2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утверждённого Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222, к полномочиям Комитета отнесена реализация полномочий по проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с федеральным законодательством.
Проанализировав приведённые выше нормы в совокупности с установленными обстоятельствами, суд полагает, что исправление ошибки, допущенной в отчёте об определении кадастровой стоимости, может быть произведено оценщиком в рамках гарантийных обязательств по соответствующему государственному контракту на проведение работ по определению кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по результатам государственной кадастровой оценки и её результаты утверждены нормативным актом субъекта Российской Федерации, исправление исполнителем работ в рамках гарантийных обязательств обнаруженных недостатков не препятствует Комитету внести соответствующие изменения в ранее принятый нормативный правовой акт.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта в части внесения изменений в строке 525801 таблицы 9 приложения N 1 к приказу N 46-н уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Оценивая доводы административного истца о недопустимости распространения действия увеличенной кадастровой стоимости на правоотношения за прошлый период, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, Приказ N 49-н официально опубликован в интернет-портале 2 июля 2018 года, а также в печатном издании "Волгоградская правда" 13 июля 2018 года, оспариваемым пунктом 2 его действие в отношении спорного земельного участка распространено на отношения, возникшие с 1 января 2016 года, то есть на правоотношения, возникшие до момента официального опубликования.
При этом правовая сфера применения оспариваемого нормативного правового акта в указанном пункте не конкретизирована.
Из материалов дела усматривается, что Управление Росреестра по Волгоградской области владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком с 28 декабря 2009 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 апреля 2019 года.
При таких данных, в соответствии с положениями статей 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец является плательщиком земельного налога за земельный участок, налоговая база за который определяется исходя из его кадастровой стоимости. Следовательно, оспариваемым приказом на прошлое время, с 1 января 2016 года, распространено действие увеличенного удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает её субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 24.17 Закона об оценочной деятельности датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Следовательно, увеличение кадастровой стоимости для целей налогообложения применительно к рассматриваемому спору с учётом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации может быть применено с налогового периода 2019 года.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Положения статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусматривают возможности ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления реестровых ошибок, совершённых при определении кадастровой стоимости.
Поскольку допущенная при определении государственной кадастровой оценки земель в составе земель населённых пунктов в Волгоградской области и устранённая Приказом N 49-н ошибка в оценке земельного участка с кадастровым номером 34:34:050009:19 не является технической, соответствующие положения оспариваемого приказа относительно применения изменённой кадастровой стоимости к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости, противоречат приведённым выше нормам федерального законодательства.
Поскольку установлено противоречие пункта 2 оспариваемого приказа в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорного земельного участка для целей налогообложения приведённым выше положениям федерального законодательства, при этом указанным пунктом исходя из формулировки действие увеличенной кадастровой стоимости распространено исключительно на прошлое время, суд приходит к выводу о том, что данный пункт следует признать недействующим со дня принятия оспариваемого приказа.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемая норма не нарушает права истца, суд считает несостоятельными, поскольку распространение действия приказа на отношения, возникшие с 1 января 2016 года, ухудшает положение плательщика земельного налога в случае увеличения кадастровой стоимости.
Также являются несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что руководитель Комитета не является надлежащим административным ответчиком по делу, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050009:19 для целей налогообложения с 1 января 2016 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Жданова |
С.В. |
решение в окончательной форме принято 19 ноября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 18 ноября 2019 г. N 3а-317/2019 "О признании частично недействующим пункта 2 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27.06.2018 N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)