Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение ПАО "ОДК-УМПО", поступившее из Минфина России, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для создания объектов капитального строительства, в том числе зданий, необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая положения указанных статей ГрК РФ, вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов.
Указанная позиция, подтверждается сложившейся судебной практикой (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 2.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 г., Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г., пункт 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) согласно которой, вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания (в соответствии с положениями ГрК РФ, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), а также с учетом наличия самостоятельного назначения этого имущества (по отношению к земельному участку на котором такое имущество расположено) и способности выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
При этом следует учитывать, что полномочия кадастрового инженера по отнесению тех или иных объектов к движимым или недвижимым вещам положениями Закона N 218-ФЗ, Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не установлены.
Одновременно полагаем возможным отметить, что снятие объектов недвижимости с государственного кадастрового учета осуществляется в соответствии со статьями 14, 15, 23, 35, 40 Закона N 218-ФЗ и применяется исключительно в случае прекращения существования объекта недвижимости. В этой связи, а также принимая во внимание, что в настоящее время Закон N 218-ФЗ не содержит положений, определяющих порядок исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объектах, которые были ошибочно внесены в ЕГРН, полагаем, что снятие с государственного кадастрового учета, в том числе прекращение прав на описываемые в обращении объекты капитального строительства могут быть осуществлены на основании вступившего в силу судебного акта, содержащего соответствующее предписание органу регистрации прав.
Заместитель директора |
Э.У. Галишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов. При этом полномочия кадастрового инженера по отнесению тех или иных объектов к движимым или недвижимым вещам законом не установлены.
В настоящее время не определен порядок исключения из ЕГРН сведений об объектах, которые были ошибочно внесены в реестр. Минэкономразвития считает, что необходимые действия могут быть совершены по решению суда, содержащему соответствующее предписание органу регистрации прав.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 марта 2019 г. N Д23и-8958 "О рассмотрении обращения от 7 февраля 2019 г. N 25/09-121"
Текст письма опубликован не был