Изменение N 4 к СП 120.13330.2012
"СНиП 32-03-2003 Метрополитены"
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. N 863/пр)
Дата введения - 25 июня 2020 г.
Настоящее Изменение введено в действие через 6 месяцев со дня издания приказа Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 863/пр
4 Общие положения
Пункт 4.6. Изложить в новой редакции:
"Возведение зданий и сооружений, прокладку подземных коммуникаций и посадку зеленых насаждений в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, эксплуатирующей метрополитен.".
Пункт 4.6. Дополнить пунктами 4.6а, 4.6б в следующей редакции:
"4.6а При пересечении в плане линий метрополитена подземными инженерными коммуникациями требования к их расположению и конструкции не предъявляются в следующих случаях:
- расстояние от верха (низа) конструкции метрополитена до низа (верха) коммуникации более 20 м;
- между сооружением метрополитена и коммуникацией залегают устойчивые грунты по ГОСТ 25100 (плотные глины, нетрещиноватые полускальные и скальные породы) мощностью не менее 6 м.
4.6б В случаях, отличных от условий по 4.6а, к расположению и конструкциям прокладываемых инженерных коммуникаций предъявляются следующие требования:
- трасса коммуникации на участке пересечения с сооружениями метрополитена должна быть прямолинейной в плане и профиле, с уходом за габариты конструкции не менее чем на 10 м, после чего допускаются криволинейные участки;
- пересечение коммуникациями над и под сооружениями метрополитена допускается только при условии применения защитных технических решений (футляры, железобетонные обоймы, коллекторы, трубы с массивным защитным покрытием и др.), исключающих нарушение гидроизоляции;
- защитные футляры должны выводиться за габариты сооружений метрополитена не менее чем на 10 м в каждую сторону;
- прокладка коммуникаций под наземными линиями метрополитена должна предусматриваться в футлярах, концы которых должны выводиться за пределы ограждения территории метрополитена не менее чем на 3 м;
- расстояние в свету между прокладываемой коммуникацией (с учетом защитного футляра, обоймы или технологического бурового канала) и конструкцией метрополитена должно соответствовать требованиям, регламентируемым соответствующим нормативным документом для данного вида коммуникации, проверяться геотехническим расчетом из условия предотвращения негативных воздействий при прокладке и во всех случаях составлять не менее 1,0 м.
Прокладка газопроводов под подземными сооружениями метрополитена не допускается.".
Пункт 4.16. Изложить в новой редакции:
"На линии через 5-8 км необходимо предусматривать тупик за станцией для оборота и отстоя поездов. Длину тупика следует принимать с учетом отстоя необходимого числа составов на линии при максимальных размерах движения.
При необходимости возможно устройство оборота поездов перед станцией.
На первом пусковом участке линии протяженностью до 20 км в одном из тупиков необходимо предусматривать пункт технического обслуживания (ПТО) подвижного состава с производственными и санитарно-бытовыми помещениями.
При протяженности линии свыше 20 км ПТО следует размещать по заданию технического заказчика. По заданию технического заказчика в ПТО может предусматриваться только смотровая канава без помещений.
У станции, вблизи которой предусматривается строительство электродепо, ПТО не размещается.".
Пункт 4.22. "Изложить в новой редакции:
"4.22 В метрополитене могут предусматриваться дополнительные сооружения и устройства [1], позволяющие использовать его в качестве защитного сооружения гражданской обороны для защиты работников наибольшей работающей смены метрополитена и населения в соответствии с СП 165.1325800, СП 88.13330 и [67].
Решение о приспособлении линий метрополитена в качестве защитного сооружения гражданской обороны для защиты населения принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание - На новых участках линий метрополитена в городской застройке, в которой имеются защитные сооружения гражданской обороны или предусмотрены мероприятия гражданской обороны, допускается не предусматривать дополнительные сооружения и устройства.".
Пункт 4.27. Первый абзац. Дополнить слова: "линий и станций" словами: ", преимущественно исключающими участие человека в принятии управляющих решений".
Пункт 4.28. Заменить слово: "Допускается" на "Рекомендуется".
5 Инженерные изыскания и проектирование
5.4 Станции, перегонные тоннели, притоннельные сооружения
5.4.1 Станции
Пункт 5.4.1.3. Первый абзац. Заменить слово: "бокового" на "берегового".
Третий абзац. Исключить слова: ", при соответствующем технико-экономическом обосновании,".
Четвертый абзац. Исключить слова: "глубокого заложения".
Подпункт 5.4.1.4. Таблица 5.6.
Первая строка. Первая графа. Изложить в новой редакции:
"Ширина островной платформы станции:
мелкого заложения, наземной, надземной, односводчатой глубокого заложения, станции закрытого типа
то же, колонной глубокого заложения".
Третья строка. Первая графа. Изложить в новой редакции:
"Расстояние от края платформы:
до колонн станций мелкого и глубокого заложения
до пилонов и стен беспроемных частей станции мелкого и глубокого заложения".
Восьмая строка. Первая графа. Изложить в новой редакции:
"Ширина среднего зала станции закрытого типа".
Подпункт 5.4.1.4. Пятый абзац. Изложить в новой редакции:
"Перед входом на эскалатор должна быть предусмотрена площадка шириной не менее расстояния между наружными краями поручней, длиной не менее 4,5 м.".
Пункт 5.4.1.16. Заменить слова: "приложения Л.2" на "таблицы Н.3".
Дополнить пункт 5.4.1 подпунктом 5.4.1.27 в следующей редакции:
"5.4.1.27 Ступени лестниц на путях движения пассажиров должны быть ровными, без выступов, иметь шероховатую структуру, препятствующую скольжению. Край первых ступеней лестниц при спуске и подъеме, в том числе крайних ступеней между площадками на лестничных маршах, необходимо выделять полосами яркой контрастной окраски желтого цвета.".
5.5 Доступность метрополитена для инвалидов и маломобильных групп населения
5.5.2 Входы и пути движения
Подпункт 5.5.2.7. Исключить слова: ", а также ширина эвакуационного пути в тоннелях".
5.5.3 Лестницы и пандусы
Подпункт 5.5.3.5. Исключить.
5.6 Строительные конструкции
5.6.3 Обделки и гидроизоляция
Подпункт 5.6.3.18. Изложить в новой редакции:
"Конструкции тоннелей открытого и полузакрытого способов работ должны иметь замкнутую по контуру гидроизоляцию, предотвращающую при повреждении бесконтрольную миграцию просочившихся грунтовых вод по поверхности изолируемых конструкций.".
Подпункт 5.6.3.20. Первый абзац. Заменить слова: "не ниже 15" на "не ниже В15".
Подпункт 5.6.3.24. Изложить в новой редакции:
"Гибкую гидроизоляцию, устраиваемую с внутренней стороны ограждения котлована "стена в грунте" или с внутренней стороны обделки, следует защищать внутренней конструкцией в виде прижимной стенки или вторичной обделки соответственно, рассчитанной на восприятие ожидаемого гидростатического давления. При этом необходимо обеспечить сплошное адгезионное сцепление гидроизоляции к внутренней конструкции не менее 0,5 МПа или при отсутствии адгезионного сцепления оснастить гидроизоляцию секционной контрольно-инъекционной системой восстановления водонепроницаемости.".
5.7 Путь и контактный рельс
5.7.1 Путь
Подпункт 5.7.1.12. Изложить в новой редакции:
"5.7.1.12 На главных путях подземных участках линий радиусом менее 300 м следует предусматривать охранные приспособления в виде контррельсов охранного типа, на надземных участках линий следует предусматривать охранные приспособления в виде контррельсов мостового типа или контруголков.".
Подпункт 5.7.1.13. Дополнить перед словами: "Контррельсы мостового типа" предложением в следующей редакции: "Контррельсы охранного типа на подземных участках должны соответствовать типу укладываемых рельсов и устанавливаться внутри колеи вдоль внутреннего рельса.".
5.7.2 Контактный рельс
Подпункт 5.7.2.3. Четвертое перечисление. Заменить слово: "бетону." на "бетону;"
Дополнить перечислением в следующей редакции:
"- в экстренных ситуациях при эксплуатации - ускоренный монтаж и демонтаж узлов крепления контактного рельса".
5.8 Вентиляция, кондиционирование, теплоснабжение, отопление, сжатый воздух
5.8.1 Общие положения
Подпункт 5.8.1.14. Третий абзац. Дополнить слова: "В условиях стесненной городской застройки" словами: "для трасс мелкого заложения".
5.8.2 Вентиляция и кондиционирование
Подпункт 5.8.2.32. Дополнить подпунктом 5.8.2.32а в следующей редакции:
"5.8.2.32а Конструкции воздуховодов (вентиляционных веток) диаметром более 300 мм систем местной вентиляции, имеющих выход на поверхность, должны исключать проникновение посторонних лиц на объекты метрополитена.".
5.8.4 Отопление
Подпункт 5.8.4.2. Изложить в новой редакции:
"В качестве источника теплоснабжения следует применять городские распределительные тепловые сети ТЭЦ, районные котельные, водяные или паровые котельные предприятий или жилых зданий, а также автономные источники тепла с учетом СП 373.1325800."
Дополнить подпунктом 5.8.4.2а в следующей редакции:
"5.8.4.2а При проектировании систем с тепловым насосом предпочтительнее применение воздушных систем, где источником отбора тепла является воздух. Допускается применение тепловых насосов - геотермальных и смешанного типа.
Теплонасосное оборудование допускается применять как отдельно, так и совместно в следующих системах:
- теплоснабжение систем водяного и воздушного отопления и вентиляции;
- теплоснабжение систем ГВС;
- холодоснабжение систем кондиционирования.".
Пункт 5.8.4.3. Первый абзац. Перечисление г). Заменить слова "не ниже 3°С." на "не ниже 3°С;"
Дополнить перечислением д) в следующей редакции:
"д) для теплонасосных систем - воду (пропиленгликоль) с температурным графиком 55°С - 40°С или фреоновые хладагенты.".
5.9 Водоснабжение, водоотвод, канализация
5.9.1 Водоснабжение
5.9.1.12. Второй абзац. Изложить в новой редакции:
"Душевые и умывальные в ПТО, раковины в ТПП и машинных помещениях эскалаторов или в смежных помещениях машинистов, раковины в БТП на станциях глубокого заложения следует обеспечить горячей водой.".
5.9.3 Канализация
Подпункт 5.9.3.1. Второй абзац. Дополнить слова: "машинных помещениях эскалаторов" словами: "или смежных помещениях машинистов".
5.10 Электроснабжение
5.10.1 Общие положения
Подпункт 5.10.1.3. Первый абзац. Перечисление а). Дополнить слова: "установки связи," словами: "видеонаблюдения, громкоговорящего оповещения,".
5.12 Автоматика и телемеханика управления движением поездов (АТДП)
Подпункт 5.12.2. Второе предложение. Изложить в новой редакции:
"Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля должны быть функционально, информационно и технически совместимы с другими подсистемами устройств АТДП метрополитена.".
Пункт 5.12.11. Первый абзац. Дополнить слова: "кабины машиниста" словами: "согласно [5]".
5.13 Средства связи
Пункт 5.13.17. Первый абзац. Перечисление и). Заменить слово: "коллекторов;" на "коллекторов."
Перечисление к). Исключить.
5.18 Охрана окружающей среды
5.18.3 Геотехническое сопровождение проектирования и строительства
Пункт 5.18.3.4. Дополнить предложением в следующей редакции:
"Принимаемая расчетная модель должна быть обоснована в соответствии с требованиями подраздела 8.9 СП 248.1325800.2016".
6 Строительство
6.1 Общие положения
Пункт 6.1.1. Заменить слово "заказчика" на "технического заказчика".
6.3 Геодезическо-маркшейдерское обеспечение
6.3.3 Планово-высотная сеть в подземных выработках
Пункт 6.3.3.1. Изложить в новой редакции:
"6.3.3.1 Планово-высотная сеть в подземных выработках (тоннельная триангуляция, основная подземная полигонометрия) является основой для точного перенесения в натуру проекта всех тоннельных сооружений, выполняется во время проведения тоннелепроходческих работ и является обязанностью технического заказчика".
6.3.4 Геодезическое и маркшейдерское обеспечение строительно-монтажных работ
Пункт 6.3.4.2. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"6.3.4.2 Рабочую планово-высотную сеть в подземных выработках следует создавать от пунктов основной подземной полигонометрии по мере удаления забоя на расстояние 150 м для определения положения проходческих механизмов, обеспечивающих сооружение обделок.".
6.8 Строительные площадки
Пункт 6.8.12. Исключить ссылку: "[39]".
6.11 Санитарно-гигиеническое обеспечение
Пункт 6.11.3. Исключить слова ", а при невозможности достижения указанных параметров - в [39]".
Пункт 6.11.4. Исключить ссылку: ", [39]".
Исключить ссылку: "СП 91.13330.2012 "СНиП II-94-80 Подземные горные выработки".
Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:
"ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация";
"СП 248.1325800.2016 Сооружения подземные. Правила проектирования";
"СП 373.1325800.2018 Источники теплоснабжения автономные. Правила проектирования".
Пункт Б.19. Исключить второе предложение: "К таким территориям относятся: национальный парк, природный заказник, городской лес или лесопарк, водоохранная зона и другое".
Пункт Б.14. Дополнить пунктом Б.41а в следующей редакции:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пункт Б.41"
"Б.41а станция с закрытой платформой: Особый тип станции, посадочная платформа которой отгорожена от транспортной зоны стеной (колоннами) с раздвижными автоматическими дверьми;".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 4 к СП 120.13330.2012 "СНиП 32-03-2003 Метрополитены" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. N 863/пр)
Текст изменения опубликован на официальном сайте Минстроя России, на сайте Росстандарта (http://protect.gost.ru)
Дата введения - 25 июня 2020 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие с 28 января 2023 г.
Приказом Минстроя России от 27 декабря 2022 г. N 1131/пр СП 120.13330.2012 признан не подлежащим применению с даты введения в действие СП 120.13330.2022