Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
комитета Тульской области
по региональной безопасности
от 26.03.2020 N осн-28
Порядок
привлечения к административной ответственности
I. Общие положения
Настоящий порядок разработан в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Законом Тульской области N 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. "Об административных правонарушениях в Тульской области", иными нормативными правовыми актами.
II. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического, или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Административный штраф - административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (ст. 3.5 КоАП РФ).
Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение.
Физическое лицо - лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях - должностные лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ (ст. ст. 28.2, 28.5, 28.6, 28.8 КоАП РФ).
Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).
Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ).
III. Участие лица, совершившего административное правонарушение,
его законного представителя или защитника в производстве по делу
об административном правонарушении.
3.1. Субъектом административного правонарушения является физическое, юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение.
К физическим лицам - субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (ч. З ст. 2.6 КоАП РФ).
3.2. Физические лица в производстве по делу об административном правонарушении могут выступать как лично, так и через представителей.
3.3. С учетом положений ст. 25.5 КоАП РФ юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.
Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, в том числе общего характера, на участие в административных делах, заверенной нотариально (или иным приравненным способом), выданной физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.
В связи с этим специальные полномочия, например, на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т.д. могут в доверенности не оговариваться.
3.4. Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
3.5. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо.
Вместе с тем должностные лица в производстве по делу об административном правонарушении выступают как лично, так и через представителей.
3.6. Копии предусмотренных настоящим разделом документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.
3.7. Не могут выступать в качестве представителей физических и юридических лиц (должностных лиц) в производстве по делам об административных правонарушениях сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч.1 ст. 25.12 КоАП РФ).
IV. Возбуждение дел об административных правонарушениях
4.1. Должностные лица комитета Тульской области по региональной безопасности, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
4.1.1. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностными лицами комитета Тульской области по региональной безопасности, осуществляющими управление и координацию деятельности органов исполнительной власти области в сфере противодействия терроризму и экстремизму, наделенными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.2, 5.5 (в части невыполнения законных решений, постановлений, распоряжений и предписаний органов государственной власти, их должностных лиц), 5.3-2 Закона Тульской области от 09 июня 2003 г. N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" приказом комитета Тульской области по региональной безопасности от __________ N _____ "О наделении полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях", путем составления протокола об административном правонарушении.
4.2. Порядок и сроки возбуждения дел об административных правонарушениях
4.2.1. Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
4.2.2. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол) составляется должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности немедленно после выявления совершения административного правонарушения, т. е. с момента установления должностным лицом факта административного проступка (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). (Приложения N 1, N 2, N 3).
В случае, если уполномоченному должностному лицу комитета Тульской области по региональной безопасности для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Вместе с тем существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
4.2.3. При составлении протокола уполномоченное должностное лицо комитета Тульской области по региональной безопасности разъясняет физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица (далее - лицо), в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и соответствующими положениями главы 25 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Свидетели, специалисты, эксперты, переводчики при участии в деле об административном правонарушении предупреждаются об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений.
Такие объяснения могут быть получены как в самом протоколе об административном правонарушении, так и на отдельном бланке объяснений.
Отсутствие таких разъяснений и предупреждений в протоколе или отдельном объяснении лица может быть признано судом нарушением, влекущим невозможность использования такого доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Кроме того, должностное лицо комитета Тульской области по региональной безопасности выясняет, владеет ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, русским языком и нуждается ли в услугах переводчика, что удостоверяется подписью данного лица.
В случае, если указанное лицо не владеет русским языком, должностное лицо Комитет Тульской области по региональной безопасности привлекает переводчика в порядке, установленном ст. 25.10 КоАП РФ. Переводчик предупреждается об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за заведомо неправильный перевод.
4.2.4. После составления протокола лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данное лицо имеет право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, его составившим, лицом,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.