Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Формирование навыков
Б.1 Общие положения
На практических занятиях рекомендуется использовать образцы грузов массой около 0,5 т согласно таблице А.1 приложения А, а также необходимые грузозахватные приспособления (канатные и цепные стропы, коуши, скобы, струбцины и т.д.).
Инструктор (обучающий) демонстрирует обучаемым основные методы строповки, строповочное оборудование, крепление канатных стропов к грузу и крюку, пробный подъем и подъем, транспортирование груза, опускание груза на подготовленное основание. Каждое действие должно сопровождаться демонстрацией подачи ручных сигналов, голосовых сигналов и необходимыми комментариями, включая ответы на вопросы обучаемых.
После проведения демонстрации инструктором обучаемые выполняют каждый шаг операции по отдельности под наблюдением инструктора до тех пор, пока не будут действовать безошибочно. Если инструктор уверен, что обучаемые усвоили порядок выполнения каждого шага, они проводят полный цикл операции по строповке и перемещению груза. Тренировка может быть выполнена группой из трех человек, один из которых выступает в роли стропальщика, в два других - его помощников. В случае ошибок в действиях обучаемого или его помощников инструктор должен прервать операцию и возобновить ее только после разбора причин ошибки и ее возможных последствий.
Б.2 Использование двухветвевых стропов
Б.2.1 Необходимое оснащение
Для проведения обучения применяют следующее оснащение:
а) грузы (стальной брус, пакет стальных брусьев, стальную трубу или пакет стальных труб) в соответствие с таблицей А.1 приложения А массой от 0,5 до 1 т длиной не более 3 м;
б) двухветвевой канатный строп длиной 5 м с диаметром каната 10 мм;
в) подкладки под груз (четыре штуки сечением 150 x 250 мм длиной 1 м).
Б.2.2 Последовательность проведения операции
Пример последовательности практического обучения приведен в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Пример последовательности практического обучения при использовании двухветвевого стропа
Номер шага |
Описание шага |
Действие |
1 |
Груз |
|
Начало операции |
Инструктор подает команду начать работу |
|
Оценка массы груза и положения его центра тяжести |
Обучаемый оценивает массу груза и положение его центра тяжести и докладывает инструктору: "Масса 0,5 т (например), центр тяжести определен" |
|
2 |
Проверка стропа |
Обучаемый направляет помощников разложить двухветвевой строп на полу, проверяет длину ветвей и подтверждает диаметр каната 10 мм. Обучаемый проверяет канатные стропы на наличие повреждений или дефектов и докладывает инструктору (например): "Строп в норме" |
3 |
Вызов крана и установка крюка над грузом |
Из безопасного места обучаемый подает крановщику (оператору крана) сигнал установить кран над грузом, указывая при этом на позицию загрузки (при этом он выступает также в роли сигнальщика). Путем подачи сигналов крановщику (оператору крана) обучаемый подает ему команды по перемещению крана и тележки для установки крюка над центром тяжести груза. Обучаемый проверяет правильность установки крюка с двух перпендикулярных направлений и, убедившись в правильности установки, сообщает инструктору (например): "Крюк установлен" |
4 |
Установка стропов |
Обучаемый определяет и отмечает места крепления, вместе с помощниками дважды оборачивает стропы вокруг груза и подтверждает, что стропы установлены правильно |
5 |
Навеска на крюк |
Обучаемый подает команду крановщику (оператору крана) опустить крюк до положения, в котором можно легко навесить строп. Обучаемый навешивает строп на крюк таким образом, чтобы его ветви не переселись друг с другом. Обучаемый подтверждает, что строп установлен правильно и его ветви находятся на равном расстоянии от центра тяжести груза |
6 |
Подготовка пробного подъема |
Обучаемый подает сигнал на подъем с минимальной скоростью, а помощники направляют (поддерживают, но никогда не держат) стропы так, чтобы они не смещались со своих заданных положений. Обучаемый подает сигнал остановить подъем перед тем, как канаты стропов окажутся полностью натянутыми. Обучаемый подает сигнал, а затем подтверждает, что помощники убрали руки с канатов и переместились в безопасное место. Обучаемый подтверждает, что кольцо стропа установлено в зеве крюка, ветви стропа не пересекаются и равноудалены от центра тяжести груза, угол между ветвями стропа не более 60°, крюк находится непосредственно над центром тяжести груза, ветви стропа одинаково натянуты |
7 |
Пробный подъем |
Обучаемый дает сигнал для медленного подъема и сигнал для остановки подъема, когда груз поднят на высоту 100-200 мм над основанием. Если поднятый груз наклоняется, то обучаемый дает команду на опускание, поправляет положение стропов и повторяет операцию пробного подъема. Действия проводят до тех пор, пока не будет обеспечено горизонтальное положение груза. Обучаемый подтверждает устойчивое положение груза |
8 |
Подъем и транспортирование груза |
Обучаемый направляет помощников для установки подкладок под груз в место разгрузки. Обучаемый дает сигнал крановщику (оператору крана) на подъем и останавливает подъем, когда груз находится на высоте около 2 м. Обучаемый указывает крановщику (оператору крана) маршрут транспортирования и место разгрузки. Обучаемый подает сигналы крановщику (оператору крана), направляет груз, сопровождая его спереди, и останавливает кран над местом разгрузки |
9 |
Опускание груза |
Обучаемый направляет груз в точку, расположенную чуть выше места разгрузки, дает сигнал для медленного опускания и дает сигнал "СТОП" на высоте 100-200 мм над подкладками. Обучаемый регулирует положение груза и подтверждает, что подкладки размещены правильно. Обучаемый подтверждает, что его помощники и он сам находятся в безопасной зоне. Обучаемый подает сигнал на медленное опускание и сигнал "СТОП", когда груз коснулся подкладок, но ветви стропа остаются натянутыми. Обучаемый вставляет стопоры между грузом и подкладками. Обучаемый подает сигнал на опускание крюка до тех пор, пока натяжение ветвей стропа не ослабнет |
10 |
Конец операции |
Обучаемый подает сигнал на опускание крюка до положения, в котором можно легко снять строп, и снимает строп с крюка. Обучаемый подает сигнал на подъем крюка до высоты около 2 м, а затем сигнал об окончании операции. Обучаемый вместе с помощниками снимает строп с груза и проверяет его состояние. Обучаемый вместе с помощниками убирает строп в место хранения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.