Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Общая организация и зонирование территории городского округа
Статья 40. Общая организация территории городского округа
1. Город Губкинский расположен на левом берегу реки Пяку-Пур в 200 км от северного полярного круга в северо-восточной части Западно-Сибирской равнины, в 890 км от административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа - города Салехарда.
Внешние транспортно-экономические связи городского округа осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом. По территории городского округа в северо-восточном направлении проходит автомобильная дорога регионального значения Сургут - Салехард. В 16 км от города находится железнодорожная станция Пурпе на линии Екатеринбург - Сургут - Новый Уренгой.
2. В соответствии с законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2004 года N 112-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Губкинский" муниципальное образование город Губкинский наделено статусом городского округа.
В состав городского округа входит 1 населенный пункт - город Губкинский, являющийся административным центром городского округа.
3. В соответствии с классификацией, установленной СП 42.13330.2016, городской округ город Губкинский по численности населения относится к группе малых городов (свыше 20 до 50 тысяч человек).
Общая площадь земель в границах муниципального образования город Губкинский составляет 7 257,5 га, в том числе земли населенного пункта 1 579 га.
Типологическая характеристика муниципального образования город Губкинский приведена в таблице 62.
Таблица 62
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Статус муниципального образования |
городской округ |
Площадь территории |
72,575 |
Группа по численности населения |
малый |
Плотность населения |
393,6 чел./ |
Роль в системе обслуживания |
город окружного значения, центр обслуживания городского округа |
4. Планировочная структура территории городского округа формируется двумя крупными планировочными частями (макрозонами), которые разделяет улица Магистральная.
Севернее улицы Магистральная расположена промышленная зона, сформированная объектами нефтегазодобывающей отрасли - основной отрасли промышленности городского округа и включающая в себя территории производственного, коммунального, инженерно-технического назначения. Элементом планировочной структуры промышленной зоны является "территория".
Южнее улицы Магистральной формируется компактное планировочное образование жилой, общественно-деловой застройки с системой озеленения и зон отдыха. Основными элементами данного планировочного образования являются микрорайоны.
5. При определении перспективы развития городского округа город Губкинский необходимо учитывать:
1) местоположение города в системе расселения;
2) социально-экономическую специализацию и роль города в системе формируемых центров обслуживания населения;
3) специфику северных регионов;
4) прогноз социально-экономического развития территории;
5) санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях.
6. Возможные направления территориального развития городского округа город Губкинский на перспективу определяются на основании генерального плана с учетом нормативно-технических и нормативно-правовых актов в области градостроительства Ямало-Ненецкого автономного округа, города Губкинского.
Общая потребность в территории для развития города, включая резервные территории, определяется на основании генерального плана города и утвержденных проектов планировки территории города.
7. Общую организацию территории города следует осуществлять на основе сравнения вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, выявляющих возможность рационального использования территории, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания, с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения в среде обитания с факторами вредного воздействия, максимального сохранения естественных экологических систем.
При этом необходимо учитывать:
1) возможности развития города за счет имеющихся территориальных ресурсов (резервных территорий) с учетом выполнения требований природоохранного законодательства;
2) возможность повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах города, в том числе за счет реконструкции сложившейся застройки;
3) изменение структуры жилищного строительства;
4) требования законодательства по развитию рынка земли и жилья.
Статья 41. Функциональное зонирование территории городского округа
1. В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана городского округа и внесении в него изменений функциональное зонирование осуществляется в границах территории городского округа.
Функциональное зонирование может осуществляться применительно к отдельным частям территории городского округа.
2. С учетом преимущественного функционального использования территория городского округа может разделяться на функциональные зоны, приведенные в таблице 63.
Таблица 63
Функциональные зоны |
Виды использования территории |
Жилые зоны |
застройка многоэтажными многоквартирными жилыми домами |
застройка среднеэтажными многоквартирными жилыми домами | |
застройка малоэтажными многоквартирными жилыми домами | |
застройка индивидуальными жилыми домами | |
жилая застройка иных видов, в том числе временного использования | |
Общественно-деловые зоны |
многофункциональная общественно-деловая застройка |
специализированная общественная застройка (объектами делового, общественного и коммерческого назначения, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами здравоохранения, объектами науки, образования и просвещения, объектами культуры, спортивными объектами, объектами религиозного назначения и др.) | |
Рекреационные зоны |
озелененные территории общего пользования |
территории для массового отдыха населения | |
Производственные зоны |
застройка производственного назначения |
застройка коммунально-складского назначения | |
Зона инженерной инфраструктуры |
объекты инженерной инфраструктуры |
Зона транспортной инфраструктуры |
объекты транспортной инфраструктуры городского округа |
объекты внешнего транспорта в границах городского округа | |
Зоны сельскохозяйственного использования |
объекты сельскохозяйственного назначения |
территории, предназначенные для ведения садоводства и огородничества | |
Зоны особо охраняемых территорий |
особо охраняемые природные территории |
территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) | |
Зоны специального назначения |
объекты ритуального назначения, места захоронения |
объекты обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов | |
иные объекты, в том числе режимные | |
Иные зоны (территории) |
территории общего пользования, резервные территории и др. |
3. Границы функциональных зон устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам городского округа город Губкинский;
5) естественным границам природных объектов;
6) иным границам.
4. При функциональном зонировании территории городского округа следует учитывать зоны с особыми условиями использования территорий, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечисленные в таблице 64.
Таблица 64
Наименование зон с особыми условиями использования территории |
Объекты, для которых устанавливаются зоны |
Санитарно-защитные зоны |
промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальные производства, объекты коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека; |
Санитарный разрыв |
автомагистрали, гаражи и автостоянки, магистральные трубопроводы углеводородного сырья, компрессорные станции, иные объекты; |
Придорожные полосы |
автомобильные дороги вне границ населенных пунктов; |
Полосы воздушных подходов |
аэродромы (на перспективу); |
Район аэродрома (вертодрома) |
аэродромы, вертодромы (на перспективу); |
Приаэродромная территория |
аэродромы (на перспективу); |
Охранные зоны |
объекты электросетевого хозяйства; объекты теплосетевого хозяйства; газораспределительные сети; магистральные трубопроводы; линии и сооружения связи и радиофикации; стационарные пункты наблюдения за состоянием окружающей природной среды; гидрометеорологические станции; земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению; особо охраняемые природные территории; |
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы |
водные объекты; |
Зоны санитарной охраны |
источники водоснабжения, водопроводы питьевого назначения; |
Санитарно-защитная полоса |
водоводы; |
Рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны |
водные объекты рыбохозяйственного значения; |
Зоны затопления, подтопления |
территории вблизи водных объектов; |
Лесопарковые зоны и зеленые зоны |
защитные леса; |
Зоны охраны, защитные зоны объектов культурного наследия |
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры); |
Зоны охраняемых объектов |
здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; |
Зоны охраны от вредного влияния горных разработок (горных работ) |
месторождения полезных ископаемых; |
Зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные зоны |
военные объекты; |
Режимные территории |
объекты органов уголовно-исполнительной системы. |
5. Границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами функциональных зон.
6. При составлении баланса существующего и проектного использования территорий городского округа следует учитывать резервные территории.
Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городского округа, определенных генеральным планом.
Резервные территории не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями, функциональное назначение которых не соответствует утвержденным документам территориального планирования.
Включение земельных участков в состав резервных территорий не влечет прекращения или изменения прав на такие земельные участки у их правообладателей до изъятия этих земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством.
Земельные участки для размещения садоводческих товариществ следует размещать с учетом перспективного развития городского округа за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства.
Статья 42. Установление красных линий и линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений
1. Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территории городского округа.
Красные линии устанавливаются с учетом: категории дорог и улиц; состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.); санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.
2. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения (в том числе их конструктивные элементы).
В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных и надземных пешеходных переходов, павильонов и др.).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение:
- объектов транспортной инфраструктуры (площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов);
- отдельных нестационарных объектов автосервиса для попутного обслуживания (контейнерные автозаправочные станции, мини-мойки, посты проверки содержания оксида углерода (CO) и углеводородов (CH) в отработавших газах автомобилей);
- отдельных нестационарных объектов для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
3. В целях определения места допустимого размещения зданий и сооружений при подготовке документации по планировке территории устанавливаются линии отступа от красных линий.
Линии отступа устанавливаются с учетом зон с особыми условиями использования территорий, сложившегося использования земельных участков и территорий.
Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
4. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - и жилые здания с квартирами в первых этажах.
Минимальные расстояния от объектов жилой застройки до красных линий улиц и проездов рекомендуется принимать по таблице 65.
Таблица 65
Виды зданий, строений, сооружений |
Расстояния до красной линии, не менее |
Многоквартирные дома с квартирами в первых этажах |
на магистральных улицах - 6 м; на жилых улицах и проездах - 3 м; |
Малоэтажные жилые дома, в том числе индивидуальные * |
на улицах - 5 м; на проездах - 3 м; |
Садовые дома в садоводческих товариществах |
на улицах - 5 м; на проездах - 3 м; |
Хозяйственные постройки, закрытые автостоянки (гаражи) |
на улицах и проездах - 5 м. |
* В отдельных случаях допускается размещение индивидуальных жилых домов по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки, а также в соответствии со сложившимися местными традициями. |
Примечание. Нормативы расстояний от жилых домов и хозяйственных построек до красных линий улиц и соседних участков являются рекомендуемыми и могут быть уточнены в правилах землепользования и застройки.
5. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков объектов обслуживания до красных линий следует принимать по таблице 66.
Таблица 66
Виды объектов обслуживания |
Расстояния до красной линии, не менее |
Лечебные корпуса объектов здравоохранения, расположенных в жилой зоне (от стен здания) |
30 м |
Поликлиники (от стен здания) |
15 м |
Дошкольные образовательные и общеобразовательные организации (от стен здания) |
25 м |
Пожарные депо (от стен здания): |
|
I, III типов |
15 м |
II, IV, V типов |
10 м |
Кладбища традиционного и смешанного захоронения, закрытые кладбища и мемориальные комплексы (от границ земельных участков) |
6 м |
Примечание. Расстояние от границ участка пожарного депо до стен общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и медицинских организаций стационарного типа - не менее 30 м.
Статья 43. Нормативные требования к охране окружающей среды
1. При планировке и застройке территории городского округа город Губкинский следует выполнять требования по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
На территории городского округа необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и других факторов природного и техногенного риска.
2. Предельные значения допустимых уровней воздействия на окружающую среду и человека устанавливаются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и приведены в таблице 67.
Таблица 67
Функциональные зоны |
Предельные значения, обеспечивающие условия безопасности |
|||
максимальный уровень шумового воздействия, дБА |
максимальный уровень загрязнения атмосферного воздуха |
максимальный уровень электромагнитного излучения от радиотехнических объектов |
загрязненность сточных вод * |
|
Жилые зоны |
55 (с 7.00 до 23.00) 45 (с 23.00 до 7.00) |
1 ПДК ** |
1 ПДУ *** |
нормативно очищенные на локальных очистных сооружениях, выпуск в коллектор с очисткой на очистных сооружениях |
Общественно-деловые зоны |
60 |
1 ПДК |
1 ПДУ |
аналогично условиям, установленным для жилых зон |
Производственные зоны |
нормируется по границе объединенной санитарно-защитной зоны 70 |
нормируется по границе объединенной санитарно-защитной зоны 1 ПДК |
нормируется по границе объединенной санитарно-защитной зоны 1 ПДУ |
нормативно очищенные на локальных очистных сооружениях с самостоятельным или централизованным выпуском |
Рекреационные зоны, в том числе места массового отдыха населения |
70 (с 7.00 до 23.00) 60 (с 23.00 до 7.00) |
0,8 ПДК |
1 ПДУ |
нормативно очищенные на локальных очистных сооружениях с возможным самостоятельным выпуском |
Зоны особо охраняемых природных территорий |
65 |
0,8 ПДК |
1 ПДУ |
нормативно очищенные на локальных очистных сооружениях с самостоятельным или централизованным выпуском |
Зоны сельскохозяйственного использования |
70 |
0,8 ПДК - садоводческие, огороднические товарищества 1 ПДК - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения |
1 ПДУ |
аналогично условиям, установленным для зон особо охраняемых природных территорий |
* Норматив качества воды устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00. ** ПДК - предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. *** ПДУ - предельно допустимые уровни электромагнитного излучения. |
Примечание. Значение максимально допустимых уровней относятся к территориям, расположенным внутри зон. На границах зон должны обеспечиваться значения уровней воздействия, соответствующие меньшему значению из разрешенных в зонах по обе стороны границы.
3. Предельные значения допустимых уровней радиационного воздействия на окружающую среду и человека при отводе земельных участков под застройку следует принимать в соответствии с таблицей 68.
Таблица 68
Виды объектов капитального строительства |
Предельные значения, обеспечивающие условия безопасности |
Здания жилого и общественного назначения |
отсутствие радиационных аномалий; значения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения менее 0,3 мкЗв/ч и плотность потока радона с поверхности грунта не более 80 мБк/( |
Здания и сооружения производственного назначения |
отсутствие радиационных аномалий; значения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения не превышают 0,6 мкЗв/ч и плотность потока радона с поверхности грунта в пределах контура застройки менее 250 мБк/( |
Примечания.
1. Участки, отводимые под застройку, с выявленными в процессе изысканий радиоактивными загрязнениями подлежат в ходе инженерной подготовки дезактивации (радиационной реабилитации).
2. Система защиты здания от повышенных уровней гамма-излучения и радона должна быть предусмотрена в проекте:
1) при проектировании зданий и сооружений производственного назначения на участке с мощностью эквивалентной дозы гамма-излучения выше 0,6 мкЗв/ч, плотностью потока радона с поверхности грунта более 250 мБк/(·с);
2) при проектировании зданий жилого и общественного назначения на участке с мощностью эквивалентной дозы гамма-излучения выше 0,3 мкЗв/ч, плотностью потока радона с поверхности грунта более 80 мБк/(·с).
4. При подготовке генерального плана, документации по планировке территории городского округа город Губкинский и внесении в них изменений следует предусматривать мероприятия по улучшению мезо- и микроклиматических условий (защита от ветра, обеспечение проветривания территорий, оптимизация температурно-влажного режима, рациональное использование солнечной радиации и др.).
Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать продолжительность инсоляции помещений и территорий в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Ориентация световых проемов по сторонам горизонта для проектируемых зданий определяется в соответствии с СП 52.13330.2016.
Расчет продолжительности инсоляции помещений и территорий выполняется по инсоляционным графикам, утвержденным в установленном порядке, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
5. В целях охраны окружающей среды размещение производственных предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следует осуществлять в соответствии с параметрами, приведенными в таблице 69.
Таблица 69
Виды производственных объектов |
Нормативные параметры размещения |
Производственные объекты I и II класса опасности |
Размещаются независимо от характеристики транспортного обслуживания на удалении от жилой зоны и мест массового отдыха населения с установлением санитарно-защитных зон |
Производственные объекты III и IV классов опасности |
Размещаются на периферии городского округа с установлением санитарно-защитных зон |
Производственные объекты V класса опасности |
Могут размещаться у границ жилой зоны с установлением санитарно-защитных зон |
Объекты с непосредственным примыканием земельных участков к водным объектам |
Размещение объектов в прибрежных зонах водных объектов допускается по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. Количество и протяженность примыканий земельных участков объектов к водоемам должны быть минимальными. Размещение объектов в водоохранных зонах рек и водоемов допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным и природоохранным законодательством. При размещении на прибрежных участках водоемов и водотоков планировочные отметки площадок производственных объектов должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчетной высоты волны, определяемой в соответствии с требованиями по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения. За расчетный горизонт следует принимать наивысший уровень воды с вероятностью его превышения для объектов, имеющих народнохозяйственное и оборонное значение, один раз в 100 лет, для остальных объектов - один раз в 50 лет, а для объектов со сроком эксплуатации до 10 лет - один раз в 10 лет. |
Объекты с источниками загрязнения атмосферного воздуха |
Следует размещать с подветренной стороны по отношению к жилой застройке (для ветров преобладающего направления) с учетом потенциала загрязнения атмосферы. |
Объекты, требующие особой чистоты атмосферного воздуха |
Не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним объектам с источниками загрязнения атмосферного воздуха |
Производственные зоны |
В соответствии с таблицей 99 настоящих нормативов. |
6. Для производственных предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду и здоровье человека, следует предусматривать санитарно-защитные зоны (специальные территории с особым режимом использования) в соответствии с таблицей 70.
Таблица 70
Наименование показателей |
Значение показателей |
1 |
2 |
Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств * (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) |
Для промышленных объектов и производств: I класса - 1000 м; II класса - 500 м; III класса - 300 м; IV класса - 100 м; V класса - 50 м |
Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) |
Устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Устанавливается единая санитарно-защитная зона, либо индивидуально для каждого объекта |
Размер санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом |
Устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным по Ямало-Ненецкому автономному округу или его заместителем |
Минимальная площадь озеленения санитарно-защитных зон |
Принимается в зависимости от ширины санитарно-защитной зоны, %: до 300 м - 60; свыше 300 до 1000 м - 50; свыше 1 000 до 3 000 м - 40; свыше 3 000 - 20 |
Ширина полосы древесно-кустарниковых насаждений |
Предусматривается на территории санитарно-защитной зоны со стороны жилых и общественно-деловых зон при ширине санитарно-защитной зоны, м: свыше 100 - не менее 50 м; до 100 - не менее 20 м |
* Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. |
7. В целях обеспечения охраны водных объектов, а также сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов следует соблюдать требования к водоохранным зонам, прибрежным защитным и береговым полосам водных объектов, а также рыбоохранным и рыбохозяйственным заповедным зонам водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, установленные законодательством и приведенные в таблице 71.
Таблица 71
Наименование показателей |
Значение показателей |
1 |
2 |
Ширина водоохранных зон * |
Для рек или ручьев (от их истока) протяженностью: до 10 км - 50 м; от 10 до 50 км - 100 м; от 50 км и более - 200 м. Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья - совпадает с прибрежной защитной полосой. Для истоков реки, ручья - радиус водоохранной зоны 50 м. Для озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 Для водохранилища, расположенного на водотоке, - равной ширине водоохранной зоны этого водотока. |
Ширина прибрежных защитных полос * |
Устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет для уклона: обратного или нулевого - 30 м; до 3 градусов - 40 м; 3 и более градуса - 50 м. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков - 50 м. |
Ширина береговых полос |
Для водных объектов общего пользования за исключением каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более 10 км - 20 м. Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более 10 км - 5 м. Для болот, природных выходов подземных вод (родников) и иных водных объектов не определяется. |
Ширина рыбоохранных зон |
Для рек и ручьев (от их истока до устья) протяженностью, км: до 10 - 50 м; от 10 до 50 - 100 м; от 50 и более - 200 м. Для озера, водохранилища, за исключением, водохранилища, расположенного на водотоке, или озера, расположенного внутри болота, - 50 м. Для водохранилища, расположенного на водотоке, - равна ширине рыбоохранной зоны этого водотока. Для рек, ручьев или их частей, помещенных в закрытые коллекторы, - не устанавливаются. Для рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), - 200 м. Для прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами - 50 м. |
Размеры рыбохозяйственных заповедных зон |
Размеры, границы и необходимость установления определяются с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, а также с использованием результатов проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов и научных исследований, касающихся водных биологических ресурсов. Устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству. |
* При наличии централизованных систем ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной, а также за пределами территории населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. |
Статья 44. Нормативные требования к обеспечению доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения
1. При планировке и застройке территории городского округа необходимо обеспечивать доступность жилых объектов, объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, связи и информации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий и сооружений следует предусматривать для инвалидов и других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с СП 59.13330.2016, СП 136.13330.2012, СП 137.13330.2012, СП 138.13330.2012, РДС 35-201-99.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
2. Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное количество и категория инвалидов, а также группа мобильности устанавливаются заданием на проектирование.
Согласование задания на проектирование производится с участием уполномоченных органов в сфере социальной защиты населения и общественных организаций инвалидов.
3. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (библиотеки, музеи, театры, места отправления религиозных обрядов и др.); объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения, страховые организации; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; здания и сооружения, предназначенные для работы с пользователями услуг связи, в том числе места оказания услуг связи и их оплаты на объектах связи; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, в том числе станции и остановки всех видов транспорта; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к указанным зданиям и сооружениям территории и площади.
4. Проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении:
- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда маломобильных групп населения;
- эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
- своевременного получения маломобильными группами населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
5. Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения, приведены в таблице 72.
Таблица 72
Наименование объектов |
Значение показателей |
|
минимально допустимого уровня обеспеченности |
максимально допустимого уровня территориальной доступности |
|
1 |
2 |
3 |
Специализированные квартиры для отдельных категорий инвалидов |
в жилых домах муниципального социального жилищного фонда - по заданию на проектирование |
радиус пешеходной доступности 300 м до объектов торговли товарами первой необходимости и объектов бытового обслуживания |
Гостиницы, мотели, пансионаты, кемпинги |
при количестве номеров 20 и более - 5% общего числа номеров; при количестве номеров менее 20 - по заданию на проектирование |
не нормируется |
Центры социального обслуживания инвалидов |
по заданию на проектирование |
для стационарных учреждений - 2 ч; для нестационарных учреждений: надомного обслуживания - 1500 м; дневного пребывания - 500 м |
Общественные здания и сооружения различного назначения |
5% общей вместимости объекта или расчетного количества посетителей |
в зависимости от назначения зданий и сооружений |
Автостоянки (парковки) транспортных средств личного пользования на участках около или внутри объектов обслуживания |
по таблице 26 настоящих нормативов |
|
Остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов |
по заданию на проектирование |
до входов в общественные здания - 100 м; до входов в жилые здания, в которых проживают инвалиды, - 300 м |
6. В целях создания безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения размещение объектов, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения, следует осуществлять в соответствии с таблицей 73.
Таблица 73
Наименование объектов |
Нормативные параметры размещения |
1 |
2 |
Центры социального обслуживания |
Проектируются двух основных типов: надомного обслуживания и дневного пребывания, которые допускается объединять в одном здании в качестве отделений единого центра, а также включать в состав домов-интернатов для инвалидов и престарелых. Центр и его структурные подразделения должны размещаться в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп. При включении центра или его подразделений в состав жилого здания, рассчитанного на проживание инвалидов и престарелых, помещения территориального центра должны проектироваться с учетом обслуживания дополнительно не менее 30% численности инвалидов и престарелых, проживающих в здании. |
Специализированные квартиры для инвалидов на креслах-колясках |
На расстоянии: от объектов торговли товарами первой необходимости и приемных пунктов объектов бытового обслуживания - не более 300 м; от пожарных депо - не более 3000 м. |
Специализированные детские учреждения |
На отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, автомобильных дорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. |
Специализированные школы-интернаты для детей с нарушениями зрения и слуха |
На расстоянии не менее 1500 м от радиопередающих объектов (дополнительно к условиям размещения, установленным для специализированных детских учреждений). |
Пути движения маломобильных групп населения |
При проектировании участка здания или сооружения должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования. Вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте. Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы организации, учреждения, предприятия. На путях движения маломобильных групп населения не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие препятствие для движения маломобильных групп населения. Проектирование пешеходных путей для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на креслах-колясках, следует осуществлять в соответствии с СП 59.13330.2016. На покрытии пешеходных путей следует предусматривать тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения. Покрытия пешеходных путей, в том числе тактильно-контрастные указатели, следует проектировать в соответствии с СП 59.13330.2016. Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования вместо типовых предупреждающих указателей, допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей в соответствии с СП 59.13330.2016. |
Благоустройство и места отдыха |
На участке объекта на основных путях движения людей следует предусматривать не менее чем через 100 - 150 м места отдыха, доступные для маломобильных групп населения, оборудованные в соответствии с СП 59.13330.2016. Устройства и оборудование (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски. Объекты, лицевой край поверхности которых расположен на высоте от 0,7 до 2,1 м от уровня пешеходного пути, не должны выступать за плоскость вертикальной конструкции более чем на 0,1 м, а при их размещении на отдельно стоящей опоре - более 0,3 м. При увеличении размеров выступающих элементов (с нижним краем менее 2,1 м от земли) пространство под этими объектами необходимо выделять бортовым камнем высотой не менее 0,05 м либо ограждениями с высотой нижнего края от земли не выше 0,7 м. Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением тактильных наземных указателей или на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0,7 - 0,8 м. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.