Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
Алтайского края "Развитие
физической культуры
и спорта в Алтайском крае"
Подпрограммы
государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в алтайском крае"
Подпрограмма 1
"Развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни у населения в Алтайском крае"
Паспорт
подпрограммы 1 "Развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни у населения в Алтайском крае"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство спорта Алтайского края |
Участники подпрограммы |
Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края, иные органы исполнительной власти Алтайского края; краевые государственные бюджетные (автономные) учреждения, физкультурно-спортивные организации, имеющие статус юридического лица (спортивные клубы и (или) команды мастеров), иные некоммерческие организации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и иные организации (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
создание социальных и организационных условий для развития в Алтайском крае массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни |
Задачи подпрограммы |
создание условий для привлечения граждан различных возрастов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе в сельской местности; создание и модернизация материально-технической базы для развития физической культуры и массового спорта в Алтайском крае |
Перечень мероприятий подпрограммы |
реализация Единого календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Алтайского края, плана работы Министерства спорта Алтайского края; организация и проведение краевых летних и зимних олимпиад сельских спортсменов Алтайского края; реализация мероприятий регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва" во исполнение федерального проекта "Спорт - норма жизни" в рамках национального проекта "Демография", направленных на развитие материально-технической базы физкультурно-спортивных организаций; предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов спорта; осуществление мероприятий по предоставлению местным бюджетам субсидий на обеспечение условий для развития физической культуры и спорта и по приобретению спортивного инвентаря и оборудования для муниципальных учреждений, развивающих физическую культуру и массовый спорт, и для вновь открытых в муниципальных районах Алтайского края детско-юношеских спортивных школ и клубов, спортивных сооружений |
Показатели подпрограммы |
эффективность использования существующих объектов спорта; единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта; доля населения Алтайского края, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи; доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста; доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста; доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности сельского населения Алтайского края в возрасте 3-79 лет; удельный вес социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, в общем количестве организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 1 "Развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни у населения в Алтайском крае" (далее - "подпрограмма 1") составляет 3879089,6 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 1605741,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 87920,0 тыс. рублей; 2021 год - 474866,1 тыс. рублей; 2022 год - 487989,5 тыс. рублей; 2023 год - 384120,0 тыс. рублей; 2024 год - 170845,4 тыс. рублей; из краевого бюджета - 2143756,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 731574,2 тыс. рублей; 2021 год - 390073,4 тыс. рублей; 2022 год - 332619,1 тыс. рублей; 2023 год - 560064,0 тыс. рублей; 2024 год - 129425,7 тыс. рублей; из местных бюджетов - 9165,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 8766,6 тыс. рублей; 2021 год - 398,8 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 120426,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 120426,8 тыс. рублей. Объемы финансирования подпрограммы 1 подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном, краевом и местном бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
к концу 2020 года: увеличение эффективности использования существующих объектов спорта до 80 процентов; к 2024 году: увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, до 2688 человек; увеличение доли населения Алтайского края, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 53 процентов; в том числе учащихся и студентов - до 70 процентов; увеличение доли детей и молодежи в возрасте 3-29 лет, проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи до 94 процентов; увеличение доли граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста до 52 процентов; увеличение доли граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста до 20 процентов; увеличение доли сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности сельского населения Алтайского края в возрасте 3-79 лет до 35 процентов; повышение удельного веса социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, в общем количестве организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, до 3,4 процента |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Развитие физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики Алтайского края.
Регулярные занятия физической культурой и спортом являются универсальным механизмом сохранения и укрепления здоровья, влияют на уровень физической подготовленности и работоспособности населения.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2010 году составляла 19,4%, по итогам 2018 года - 42,6% от общей численности населения Алтайского края.
Практическая значимость поддержания необходимого уровня двигательной активности подкреплена данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым двигательная инертность является четвертым по значимости фактором риска, влияющим на показатели смертности. В Глобальных рекомендациях по физической активности для здоровья, принятых ВОЗ в 2010 году, занятия физической культурой и спортом рассматриваются как эффективная форма профилактики заболеваемости, прежде всего, неинфекционных заболеваний. Показательно, что страны с высоким уровнем развития массового спорта одновременно лидируют и по средней продолжительности жизни населения.
Современная демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения. Чтобы снизить нагрузку государства на обслуживание граждан пожилого возраста, необходимо укреплять их физическое и духовное здоровье.
Путь к активному долголетию - это правильное питание и регулярное медицинское обследование, привлечение граждан пожилого возраста к участию в спортивных мероприятиях и приобщение их к физической культуре.
Так, например, мероприятие 1.1.1. "Реализация Единого календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Алтайского края, плана работы Министерства спорта Алтайского края" подпрограммы включает в себя физкультурные мероприятия среди лиц средних и старших возрастных групп населения по баскетболу, биатлону, лыжным гонкам, футболу, шахматам и другим видам спорта, которые направлены на повышение качества жизни и создание условий для увеличения продолжительности здоровой жизни граждан пожилого возраста, проживающих на территории Алтайского края. Только в рамках месячника пожилого человека Министерством спорта Алтайского края проводится более 30 спортивных мероприятий с участием граждан старшего поколения.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать условия для активного долголетия пожилых людей нашего региона.
Комплексный эффект запланированных государственной программой мероприятий по активизации соревновательной деятельности, повышению доступности спортивной инфраструктуры и физкультурно-оздоровительных услуг, формированию персональной мотивации к физическому развитию и самореализации внесет вклад в увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
Достижению цели государственной программы послужит комплекс действий по активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, включающий в том числе организацию физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения, реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), повышение доступности услуг в сфере физической культуры и спорта, предоставляемых населению, и стимулирование физкультурно-спортивной работы по месту жительства и трудовой деятельности.
Для решения задачи по повышению уровня обеспеченности спортивной инфраструктурой предполагается создание новых объектов для занятий физической культурой и массовым спортом как в организованных формах, так и самостоятельно. К 2022 году во всех муниципальных районах будут оборудованы малые спортивные площадки (всего 59 единиц) на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
В Алтайском крае запланировано строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, а также, учитывая высокую социальную значимость и популярность футбола и хоккея среди населения, крытого катка для хоккея, искусственных футбольных полей. Планируется также модернизация инфраструктуры соответствующих организаций спортивной подготовки за счет средств федерального, краевого, местных бюджетов и средств частных инвесторов. В результате ожидается увеличение численности занимающихся на этапах спортивной подготовки и повышение уровня конкурентоспособности перспективных спортсменов.
Ключевым вопросом в успешном развитии физической культуры и спорта является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Алтайскому краю число тренеров с высшим образованием в области физической культуры и спорта составляет 71,6% от общей штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - больше 10%, а 18,3% штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
В настоящее время в развитии физической культуры и спорта в Алтайском крае наблюдаются следующие положительные тенденции:
изменение общественного мнения о значимости физической культуры и спорта в оздоровлении и воспитании населения;
улучшение материально-спортивной базы сферы физической культуры и спорта;
существенное улучшение социальной защиты и поддержки спортсменов высокого класса, в том числе спортсменов-инвалидов, а также тренеров, в том числе детских;
улучшение результатов работы по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами физической культуры и спорта, развитие адаптивного спорта;
создание организационных основ для развития профессионального спорта;
увеличение количества тренеров, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Однако, несмотря на позитивные тенденции развития физической культуры и спорта, в системе подготовки спортивного резерва до настоящего времени существуют нерешенные проблемы финансового, материально-технического, научно-методического и кадрового обеспечения, отсутствуют современные спортивные сооружения и сопутствующая инфраструктура, назрела необходимость совершенствования системы подготовки специалистов в данной сфере и повышения их квалификации и т.п.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта, способствовать раскрытию социально-экономического потенциала спорта.
Таким образом, существует потребность комплексного решения названных проблем в рамках реализации подпрограммы 1.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 1
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Приоритеты региональной политики в сфере физической культуры и спорта сформированы с учетом целей и задач, обозначенных в следующих документах:
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации";
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
закон Алтайского края от 11.09.2008 N 68-ЗС "О физической культуре и спорте в Алтайском крае";
постановление Администрации края от 04.03.2011 N 100 "О Стратегии развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года".
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1 являются:
1. совершенствование системы проведения массовых спортивных и физкультурных мероприятий;
2. внедрение системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни;
3. создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
4. развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения.
2.2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание социальных и организационных условий для развития в Алтайском крае массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1. создание условий для привлечения граждан различных возрастов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе в сельской местности.
2. создание и модернизация материально-технической базы для развития физической культуры и массового спорта в Алтайском крае.
Мероприятия подпрограммы 1 с указанием объемов финансирования приведены в таблице 2 государственной программы.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 1
Показатели подпрограммы 1 представлены в таблице 1 государственной программы.
В результате реализации подпрограммы 1 предполагается:
к концу 2020 года:
повышение эффективности использования существующих объектов спорта до 80 процентов;
к 2024 году:
увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, до 2688 человек;
увеличение доли населения Алтайского края, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 53 процентов; в том числе учащихся и студентов - до 70 процентов;
увеличение доли детей и молодежи в возрасте 3-29 лет, проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи до 94 процентов;
увеличение доли граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста до 52 процентов;
увеличение доли граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), проживающих в Алтайском крае, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста до 20 процентов;
увеличение доли сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности сельского населения Алтайского края в возрасте 3-79 лет до 35 процентов;
повышение удельного веса социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, в общем количестве организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, до 3,4 процента.
2.4. Сроки реализации подпрограммы 1
Срок реализации подпрограммы 1: 2020-2024 годы.
3. Объем финансирования подпрограммы 1
Объем финансирования подпрограммы 1 составляет 3879089,6 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета - 1605741,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 87920,0 тыс. рублей;
2021 год - 474866,1 тыс. рублей;
2022 год - 487989,5 тыс. рублей;
2023 год - 384120,0 тыс. рублей;
2024 год - 170845,4 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 2143756,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 713574,2 тыс. рублей;
2021 год - 390073,4 тыс. рублей;
2022 год - 332619,1 тыс. рублей;
2023 год - 560064,0 тыс. рублей;
2024 год - 129425,7 тыс. рублей;
из местных бюджетов - 9165,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 8766,6 тыс. рублей;
2021 год - 398,8 тыс. рублей;
из внебюджетных источников - 120426,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 120426,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы 1 подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном, краевом и местном бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае экономии средств краевого бюджета при реализации одного из мероприятий подпрограммы 1 допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Подпрограмма 2
"Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва"
Паспорт
подпрограммы 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство спорта Алтайского края |
Участники подпрограммы |
иные органы исполнительной власти Алтайского края; краевые государственные бюджетные (автономные) учреждения, физкультурно-спортивные организации, имеющие статус юридического лица (спортивные клубы и (или) команды мастеров), иные некоммерческие организации |
Цель подпрограммы |
повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений и конкурентоспособности спортсменов Алтайского края |
Задачи подпрограммы |
обеспечение высокой конкурентоспособности алтайских спортсменов на российском и международном спортивном уровнях; развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва, поддержка профессионального спорта (включая спорт высших достижений) |
Перечень мероприятий подпрограммы |
реализация мероприятий регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва" во исполнение федерального проекта "Спорт - норма жизни" в рамках национального проекта "Демография", направленных на формирование спортивного резерва; обеспечение деятельности краевых государственных бюджетных (автономных) учреждений спортивной подготовки; обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта; государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации; материальное стимулирование спортсменов Алтайского края, членов сборных команд Российской Федерации, участников Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и их тренеров по итогам выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях, улучшение их жилищных условий; выплата именных стипендий Губернатора Алтайского края для ведущих, юных талантливых спортсменов; поощрение детских спортивных тренеров Алтайского края |
Показатели подпрограммы |
доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва; доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва; доля граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет; доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; доля лиц, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве лиц, занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку; доля лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта; доля лиц, имеющих спортивные разряды и звания, занимающихся футболом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общей численности лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта "футбол" |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" (далее - "подпрограмма 2") составляет 3175992,3 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета 40146,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 15409,2 тыс. рублей; 2021 год - 12381,5 тыс. рублей; 2022 год - 12355,4 тыс. рублей; из краевого бюджета - 3133346,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 678228,3 тыс. рублей; 2021 год - 613842,1 тыс. рублей; 2022 год - 613841,8 тыс. рублей; 2023 год - 613717,0 тыс. рублей; 2024 год - 613717,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 2500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 500,0 тыс. рублей; 2021 год - 500,0 тыс. рублей; 2022 год - 500,0 тыс. рублей; 2023 год - 500,0 тыс. рублей; 2024 год - 500,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
увеличение к концу 2020 года: доли спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, до 23 процентов; доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, до 48,5 процента; доли граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет до 43,8 процента; доли организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, до 100 процентов; доли лиц, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, до 25 процентов; увеличение к 2024 году: доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, до 100 процентов; доли лиц, имеющих спортивные разряды и звания, занимающихся футболом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общей численности лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта "футбол", до 24,4 процента |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Спорт высших достижений остается одним из важнейших приоритетов в развитии спорта в Алтайском крае.
Мировой и отечественный опыт показывает, что средства, вложенные государством в развитие физической культуры и спорта, обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. Понимание того, что будущее страны невозможно без физически и духовно здоровых членов общества, способствует усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства.
Перед системой спортивных организаций стояли и стоят две основные задачи: воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка спортивного резерва для спорта высших достижений. При этом необходимо учитывать тенденцию современного спорта высших достижений - его профессионализацию.
Спортсмены Алтайского края достойно представляют свой регион на всероссийских и международных соревнованиях. Количество ведущих спортсменов Алтайского края, вошедших в составы сборных команд России по олимпийским видам спорта, и призеров Сибирского федерального округа составляет 62 человека.
В целях стимулирования спортсменов Алтайского края, членов сборных команд Российской Федерации, участников Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и их тренеров по итогам выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях, осуществляются единовременные денежные выплаты. Спортсмены получают субсидии на улучшение их жилищных условий; выплачиваются именные стипендии Губернатора Алтайского края десяти ведущим и юным талантливым спортсменам; поощряются детские спортивные тренеры Алтайского края.
В последнее время назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию организаций в части их ведомственной принадлежности, наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
С 2018 года в крае функционирует 77 физкультурно-спортивных организаций, 50 из которых полностью перешли на реализацию программ спортивной подготовки и 22 частично, что составляет 93,5% от общей численности физкультурно-спортивных и образовательных организаций, находящихся в ведомственной принадлежности органов управления физической культурой и спортом, образованием. На сегодняшний день общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 45156 человек. В 2018 году доля занимающихся на тренировочном этапе в общем числе занимающихся на этапе начальной подготовки составляла 67,4%, доля занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства в общем числе занимающихся на тренировочном этапе - 4,48%, доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в общем числе занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства - 32,7%. К 2024 году будет обеспечен переход всех занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта на программы спортивной подготовки.
В настоящее время возможно говорить о частично сформированной физкультурно-спортивной отрасли в Алтайском крае как отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Однако процесс подготовки спортивного резерва в Алтайском крае имеет ряд существенных проблем:
недостаточный уровень финансирования физкультурно-спортивной деятельности в муниципальных спортивных школах, а также уменьшение доли расходов на тренировочную и соревновательную деятельность, что не позволяет организовать тренировочный процесс на высоком уровне;
оснащенность школ спортивным инвентарем и оборудованием зачастую не соответствует современным требованиям: недостаточное финансирование не позволяет приобретать высококачественный инвентарь для повышения мастерства и увеличения результативности;
дефицит квалифицированных кадров в отрасли: меняющиеся технологии спортивной подготовки требуют постоянного повышения квалификации имеющихся кадров, их социальной защиты и поддержки, а также привлечения в сферу новых квалифицированных специалистов;
незначительное количество специализированных спортивных баз и их удаленность от сети отделений по виду спорта, развиваемых в муниципальных ДЮСШ, не позволяют осуществлять целенаправленную подготовку спортсменов.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, позволит обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на краевом и муниципальном уровнях.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 2
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2
Приоритеты региональной политики в сфере развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва сформированы с учетом целей и задач, обозначенных в следующих документах:
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации";
закон Алтайского края от 11.09.2008 N 68-ЗС "О физической культуре и спорте в Алтайском крае".
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2 являются:
1. развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;
2. развитие студенческого спорта;
3. совершенствование системы развития спорта высших достижений;
4. совершенствование системы поддержки команд мастеров по игровым видам спорта;
5. усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.
2.2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений и конкурентоспособности спортсменов Алтайского края.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1. обеспечение высокой конкурентоспособности алтайских спортсменов на российском и международном спортивном уровнях;
2. развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва, поддержка профессионального спорта (включая спорт высших достижений).
Мероприятия подпрограммы 2 с указанием объемов финансирования приведены в таблице 2 государственной программы.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 2
Показатели подпрограммы 2 представлены в таблице 1 государственной программы.
Основными результатами реализации подпрограммы 2 будут являться:
1. увеличение к концу 2020 года:
до 23 процентов доли спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва;
до 48,5 процента доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва;
до 43,8 процента доли граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет;
до 100 процентов доли организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
до 25 процентов доли лиц, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
2. увеличение к 2024 году:
до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта;
до 24,4 процента доли лиц, имеющих спортивные разряды и звания, занимающихся футболом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общей численности лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта "футбол".
2.4. Сроки реализации подпрограммы 2
Срок реализации подпрограммы 2: 2020-2024 годы.
3. Объем финансирования подпрограммы 2
Финансирование подпрограммы 2 осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования подпрограммы 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" (далее - "подпрограмма 2") составляет 3175992,3 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета - 40146,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 15409,2 тыс. рублей;
2021 год - 12381,5 тыс. рублей;
2022 год - 12355,4 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 3133346,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 678228,3 тыс. рублей;
2021 год - 613842,1 тыс. рублей;
2022 год - 613841,8 тыс. рублей;
2023 год - 613717,0 тыс. рублей;
2024 год - 613717,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников - 2500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 500,0 тыс. рублей;
2021 год - 500,0 тыс. рублей;
2022 год - 500,0 тыс. рублей;
2023 год - 500,0 тыс. рублей;
2024 год - 500,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы 2 подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае экономии средств краевого бюджета при реализации одного из мероприятий подпрограммы 2 допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Подпрограмма 3
"Развитие адаптивного спорта в Алтайском крае"
Паспорт
подпрограммы 3 "Развитие адаптивного спорта в Алтайском крае"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство спорта Алтайского края |
Участники подпрограммы |
краевые государственные бюджетные учреждения, физкультурно-спортивные организации, имеющие статус юридического лица (спортивные клубы и (или) команды мастеров), иные некоммерческие организации и иные организации (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
создание условий для развития физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Алтайском крае |
Задачи подпрограммы |
повышение эффективности спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Перечень мероприятий подпрограммы |
обеспечение деятельности ОО "ФОКИ "Инваспорт" Алтайского края на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; развитие спорта высших достижений и профессионального спорта среди инвалидов, в том числе проведение тренировочных мероприятий, организация участия инваспортсменов во всероссийских и международных соревнованиях; организация и проведение краевых спортивных мероприятий по различным видам спорта, спартакиад, фестивалей и иных физкультурных и спортивных мероприятий среди людей с ограниченными возможностями, в том числе приобретение высококачественного спортивного инвентаря и оборудования |
Показатели подпрограммы |
количество ведущих инваспортсменов, вошедших в составы сборных команд России по паралимпийским видам спорта |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 3 "Развитие адаптивного спорта в Алтайском крае" (далее - "подпрограмма 3") за счет краевого бюджета составляет 45800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 9160,0 тыс. рублей; 2021 год - 9160,0 тыс. рублей; 2022 год - 9160,0 тыс. рублей; 2023 год - 9160,0 тыс. рублей; 2024 год - 9160,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подпрограммы 3 подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
увеличение количества ведущих инваспортсменов, вошедших в составы сборных команд России по паралимпийским видам спорта, до 25 человек |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 3
В Алтайском крае большое внимание уделяется созданию условий, способствующих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышению качества их жизни, активно развивается сфера адаптивного спорта: край входит в десятку лучших регионов России по показателям его развития.
В настоящее время в крае функционирует около 450 клубов адаптивной физической культуры и спорта, в которых занимается более 24000 человек. Активно работают спортивные клубы в г. Барнауле - ФОК инвалидов "Патриот", ОО "ФОКИ "Инваспорт", футбольный клуб инвалидов-ампутантов "Алтай"; в г. Бийске - ФОК "Пересвет", "Инфоспорт"; в г. Заринске - "Инфоспорт" и другие.
Повышению интереса лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом способствует регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий. Спортивно-массовые мероприятия среди инвалидов включены отдельным разделом в краевой календарный план. Это краевые спартакиады среди инвалидов по зрению, слуху, лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, а также среди воспитанников специализированных коррекционных школ-интернатов и детских домов, фестивали по шахматам, шашкам. Стали развиваться новые виды спорта, такие как гребля на байдарках и каноэ, волейбол сидя, триатлон, бочча, настольный теннис спорта слепых. Лица с ограниченными возможностями здоровья участвуют во всероссийских и краевых массовых стартах.
На базе краевых и муниципальных ДЮСШ выделяются ставки для тренеров, работающих с инвалидами, в КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва" работает отделение паралимпийских видов спорта.
Важным фактором популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов являются успехи инваспортсменов на всероссийских и международных соревнованиях. Представители Алтайского края постоянно принимают участие в составах сборных команд России на Паралимпийских, Сурдлимпийских играх. Всего в состав сборных команд России от Алтайского края входят 22 таких спортсмена.
В то же время в крае до настоящего времени отсутствует специализированное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в спорте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно квалифицированных тренеров-преподавателей, требует совершенствования система подготовки и переподготовки тренеров, судей, специалистов по адаптивному спорту, отсутствует должное взаимодействие между образовательными школами, детско-юношескими спортивными школами.
Выполнение мероприятий подпрограммы 3 с привлечением соответствующих финансовых ресурсов обеспечит эффективное и полномасштабное решение проблемы развития спорта инвалидов в Алтайском крае.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 3
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3
Приоритеты региональной политики в сфере развития адаптивного спорта сформированы с учетом целей и задач, обозначенных в следующих документах:
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302;
закон Алтайского края от 11.09.2008 N 68-ЗС "О физической культуре и спорте в Алтайском крае".
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3 являются:
развитие адаптивной физической культуры и спорта, вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой;
повышение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
2.2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 3
Целью подпрограммы 3 является создание условий для развития физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Алтайском крае.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения задачи по повышению эффективности спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Мероприятия подпрограммы 3 с указанием объемов финансирования приведены в таблице 2 государственной программы.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 3
Показатели подпрограммы 3 представлены в таблице 1 государственной программы.
В результате реализации подпрограммы 3 к 2024 году предполагается увеличение количества ведущих инваспортсменов, вошедших в составы сборных команд России по паралимпийским видам спорта, до 25 человек.
2.4. Сроки реализации подпрограммы 3
Срок реализации подпрограммы 3: 2020-2024 годы.
3. Объем финансирования подпрограммы 3
Финансирование подпрограммы 3 осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования подпрограммы 3 составляет 45800,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 9160,0 тыс. рублей;
2021 год - 9160,0 тыс. рублей;
2022 год - 9160,0 тыс. рублей;
2023 год - 9160,0 тыс. рублей;
2024 год - 9160,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы 3 подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае экономии средств краевого бюджета при реализации одного из мероприятий подпрограммы 3 допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.