Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-07-05/22161
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц:
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица, сообщаем, что подобный запрос следует направлять надлежащим образом оформленный (на бланке органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения с подписью лица на то уполномоченного).
Вместе с тем, Департамент считает необходимым отметить следующее.
Обязательные общие требования к бухгалтерскому (бюджетному) учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция 157н).
В соответствии с пунктами 197, 199, 200 Инструкции N 157н счет 020500000 "Расчеты по доходам" предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требования к плательщику, возникающего в силу договора (соглашения), а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, и расчетов по сумме поступившего от плательщика предварительного платежа (аванса). При этом субъектом учета обеспечивается ведение аналитического учета расчетов по поступлениям в разрезе видов поступления по плательщику и договору (требованию).
Также в силу положений Инструкции N 157н субъекту учета необходимо при ведении бухгалтерского учета обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, соблюдая принцип осмотрительности.
Применение принципа осмотрительности в отношении расчетов по суммам поступлений, учитываемых па счете 020500000 "Расчеты по доходам", означает необходимость обособленного учета кредиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как обязательство, носящее в основном немонетарный характер, от дебиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как актив, носящий в основном монетарный характер.
Единый порядок составления, представления государственными (муниципальными) автономными учреждениями и государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями установлен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Согласно пункту 69 Инструкции N 33н информация в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее - Сведения (ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Сведения (ф. 0503769) составляется отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности.
Также необходимо отметить, что пунктом 8 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н, определено, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели активов и обязательств отражаются обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, Инструкцией N 33н), отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств.
Учитывая изложенное, в Сведениях (ф. 0503769) показатели расчетов по счету 020500000 "Расчеты по доходам" отражаются обособленно по самостоятельным объектам учета - обособленно дебиторская и кредиторская задолженность в разрезе видов поступлений (поступлений, возникающих в силу договора), а не обобщенно по контрагенту.
Дополнительно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора".
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.ru.
С уважением,
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) показатели расчетов по счету 020500000 "Расчеты по доходам" отражаются обособленно по самостоятельным объектам учета - обособленно дебиторская и кредиторская задолженность в разрезе видов поступлений (поступлений, возникающих в силу договора), а не обобщенно по контрагенту.
Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-07-05/22161
Текст письма опубликован не был