Письмо ГТК РФ от 18 февраля 1997 г. N 11-01/655
"Об организации исполнения Федеральных законов о введении в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР"
Приказом ГТК РФ от 12 ноября 2003 г. N 1268 настоящее письмо признано недействующим
Принятие нового Уголовного кодекса Российской Федерации и, в связи с этим, внесение изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в период осуществления в стране судебно-правовой реформы является важным этапом на пути становления правового государства, совершенствования системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства.
В условиях работы по новому Уголовному кодексу особое значение приобретает повышение ответственности руководителей таможенных органов за надлежащую организацию работы, четкий контроль со стороны соответствующих отраслевых отделов за работой подчиненных им таможен.
Особое значение для охраны складывающихся экономических отношений имеет глава 22, предусматривающая преступления в сфере экономической деятельности. Она заменила главу 6 Уголовного кодекса РСФСР, регулирующей хозяйственные преступления. В эту главу "Преступления в сфере экономической деятельности" включены и такие составы преступлений, как "Контрабанда" - ст. 188 УК; "Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники" - ст. 189 УК; "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран" - ст. 190 УК; "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" - ст. 193 УК и "Уклонение от уплаты таможенных платежей" - ст. 194 УК РФ, которые, в соответствии со ст. 117 п. 9 УПК РСФСР, подлежат расследованию таможенными органами, как органами дознания.
Таким образом, Федеральным Законом Российской Федерации от 15 декабря 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР, в связи с принятием УК РФ, вступившим в силу с 25 декабря 1996 года, т.е. с момента его опубликования, увеличено количество статей, по которым таможенные органы проводят дознание.
В соответствии со ст. 126 УПК РСФСР предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений предусмотренных в части 1 этой статьи, в том числе по ст. 194 УК РФ.
Одновременно ст. 126 УПК РСФСР в части 2 устанавливает: "Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел".
В случаях, если по делам подследственных таможенным органам в порядке ст. 117 УПК РСФСР, окажутся указанные в ч. 2 ст. 126 УПК РСФСР лица, уголовные дела направлять соответствующему прокурору для решения вопроса о передаче их по подследственности в надлежащий орган расследования.
При квалификации составов преступлений, совершенных до введения в действие нового УК РФ, следует руководствоваться ст. 9 УК РФ. В постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого после фабулы состава преступления необходимо указать часть, номер статьи УК РСФСР, а также ссылку на время введения этой статьи, предусматривающей уголовную ответственность на момент совершения преступления.
В новом УК РФ предусмотрена обратная сила закона - ст. 10. В связи с этим, окончательное решение по уголовному делу, возбужденному в 1997 году по статьям прежнего Уголовного кодекса РСФСР, принимается с учетом ст. 10 УК РФ. Так, если при расследовании возбужденного в 1997 г. уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162-6 УК РСФСР, будет установлено, что размер уклонения от уплаты таможенных платежей составляет от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, то такое дело подлежит прекращению по п. 2 ст. 5 УПК РСФСР - отсутствием состава преступления. Однако при этом в обязательном порядке решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности в соответствии с таможенным кодексом РФ.
Часть 2 ст. 188, статьи 193, 194 УК РФ предусматривают более мягкое наказание, либо меньшие размеры или сроки наказаний по сравнению с санкциями сопоставимых статей УК РСФСР - 78, 162-6, 162-8.
В основном, указав новые номера статей, законодатель без особых изменений оставил название статей, их диспозиции, касающиеся составов преступлений в отношении таможенных правонарушений.
В новом УК РФ ст. 188 - "Контрабанда" разделена на четыре части. Во второй части предусматривается перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
В соответствии со ст. 188 УК РФ и Закона РФ от 13 ноября 1996 года "Об оружии" к огнестрельному оружию относятся различные виды оружия, предназначенного для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, автоматы, пулеметы, гладкоствольные охотничьи ружья и другое оружие, имеющее основные части - ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку).
Наряду с указанным в ч. 2 ст. 188 УК РФ к контрабанде отнесено перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
К культурным ценностям, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ относятся движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, которые указаны в ст.ст. 7, 20, 21 Закона РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 года, включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из России. Согласно ст. 9 названного закона к ним относятся предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, картины и рисунки, художественно оформленные предметы культурного назначения, в частности иконы, редкие коллекции и другие ценности, перечисленные в указанной статье закона.
Перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов (т.е. обычных товаров), за исключением указанных в части второй ст. 188 УК РФ, совершенных помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием согласно нового УК РФ квалифицируется по ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Однако, согласно примечанию к указанной статье, деяние, предусмотренное частью первой, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно или должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия квалифицируются частью 3 ст. 188 УК, а совершенные организованной группы - четвертой частью.
Содержание признаков контрабанды раскрыто непосредственно в диспозиции ст. 188 УК РСФСР. Квалификация действий по перемещению предметов через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения, а не наличия у физического лица, перемещающего предметы (товары), абстрактного права на перемещение товара или предметов.
Причем при расследовании таких дел и судебном их рассмотрении необходимо также доказать о наличии в действиях виновного прямого умысла (лицо сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления), а также когда стоимость перемещаемых товаров двести минимальных размеров оплаты труда (с 1 января 1997 г. - 83490 руб.).
Квалификация по ст. 194 УК РФ - уклонение от уплаты таможенных платежей, имеет место тогда, когда стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. В иных случаях, уклонение от уплаты таможенных платежей, должно рассматриваться, как административное правонарушение и ответственность в таких случаях наступает в соответствии со ст.ст. 281 - 284 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Определенную сложность представляет расследование дел по ст. 193 УК РФ - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 162-8 прежнего Уголовного кодекса).
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному начислению на их счет в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.
Согласно вышеупомянутого Закона, перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков России должен быть осуществлен в течении 30 дней со дня осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика или банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке.
Таким образом законодателем установлена уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета уполномоченных банков России.
Однако, как правило, факты невозвращения средств в иностранной валюте из-за рубежа скрываются, а таможенные органы еще очень робко и недостаточно активно занимаются проверкой фирм и организаций по этим вопросам и очень редко вскрывают подобные случаи.
Невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы - умышленное преступление, поэтому при проверке, а затем и при расследовании дела необходимо добыть доказательства вины конкретного должностного лица о сокрытии этих средств и неперечислении их на счета уполномоченного банка Российской Федерации, поскольку состав данного преступления предусматривает специального субъекта - руководителя организации (независимо от формы собственности). Соучастниками субъекта могут быть и другие должностные лица.
Следует иметь ввиду, что невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы руководителем организации влечет уголовную ответственность только тогда, когда эта сумма превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Только после глубокой профессиональной проверки работа предприятия, организации или фирмы можно обнаружить сокрытие непоступления средств в иностранной валюте и принять надлежащие меры к возбуждению уголовного дела и проведению дознания, после проведения которого в соответствии со ст.ст. 119, 121 УПК РСФСР уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности.
Законодатель в ст. 117 п. 9 УПК РСФСР (редакция Федерального Закона от 21 декабря 1996 года), предусматривает проведение дознания таможенными органами и по ст.ст. 189 и 190 УК Российской Федерации.
Статья 189 УК РФ - "Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения" направлена на защиту экономических интересов Российской Федерации, но и преследует цель: обеспечить международные обязательства по нераспространению оружия массового поражения.
Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т.е. вывозе в одно или несколько иностранных государств технологии, научно-технической информации или услуг, на базе которых там могут быть разработаны и созданы как аналоги существующих видов оружия массового поражения, средств его доставки, обычного вооружения или военной техники, так и принципиально новые средства видения войны.
Таким образом, незаконность экспорта означает, что он осуществляется с нарушением Федерального Закона Российской Федерации от 7 июля 1995 года "О государственном регулировании военно-технической деятельности" и Положения о военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами.
Под технологией понимается как определенная документация, так и оборудование, которое позволяет воссоздать производственный процесс в целом либо какие-то его этапы (циклы) на базе выявленных закономерностей.
Научно-техническая информация включает в себя сведения о физических, химических и иных явлениях и процессах, которые зафиксированы на разного рода материальных носителях.
Под экспортируемыми услугами в данном случае понимается оказание организационной, научно-технической, методической и иной помощи заинтересованным зарубежным военно-экономическим партнерам в проведении соответствующих исследований и работ.
Преступление признается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации технологий, научно-технической информации либо с момента оказания услуг соответствующего характера за рубежом.
Субъективная сторона преступления - вина в форме прямого умысла.
Субъектом преступления являются руководители предприятий и организаций, которые на основе лицензий осуществляют военно-техническое сотрудничество с иностранными партнерами.
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает также ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Установление ответственности за такие действия и выделение такого состава в самостоятельную статью Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 190) наиболее точно отражает смысл этого общественного опасного деяния.
Диспозиция указанной статьи предусматривает невозвращение указанных предметов из-за границы, предполагая, что за границу предметы художественного, исторического и археологического достояния были доставлены законным путем с согласия соответствующих органов, установленных Законом РФ от 15.04.93 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" за границу с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. В случае же отказа от возврата их на территорию Российской Федерации или задержке по каким-либо другим мотивам с выражением наличия не возвращать их в Россию, полагает наступление ответственности соответствующих лиц, отвечающих за их сохранность и возвращение.
Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла. Виновный сознает, что умышленно не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации доверенные ему художественные ценности и желает так поступать.
Вместе с тем следует отметить, что в новом Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся составы преступлений, отразившие новые подходы в обеспечении законности при осуществлении дознания, следствия. В ст. 300 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; за фальсификацию доказательств - ч. 2, 3 ст. 303 УК РФ. Статья 178 УК РСФСР (в редакции нового УК РФ - ст. 301) дополнена отдельным составом преступления, предусматривающего ответственность, за заведомо незаконное содержание под стражей.
Принятие таких статей в новое уголовное законодательство предусматривает повышение ответственности правоохранительных органов за правильное привлечение виновных к ответственности и, в то же время, повышение ответственности за допускаемые нарушения прав граждан.
В связи с изложенным - предлагаю:
1. Всем начальникам отделов дознания таможенных органов организовать в соответствующих отраслевых подразделениях изучение нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства и принять надлежащие меры к их точному исполнению.
2. Руководителям отделов организации дознания региональных таможенных управлений и оперативных таможен установить строгий контроль за правильным применением норм уголовного законодательства, не допуская фактов необоснованного возбуждения, а также необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел, в случае совершения виновными уголовных правонарушений.
3. Ежеквартально в каждом отделе дознания изучать правоприменительную практику, делать правильные выводы, принимать меры к устранению правонарушений, о чем информировать ООД управления по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК РФ.
4. Контроль за исполнением настоящего оставляю за собой.
Начальник Управления |
М.В.Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо содержит сведения о квалификации составов преступлений, предусмотренных новым УК РФ, которые подлежат расследованию таможенными органами и возникают в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.
Письмо ГТК РФ от 18 февраля 1997 г. N 11-01/655 "Об организации исполнения Федеральных законов о введении в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом ГТК РФ от 12 ноября 2003 г. N 1268 настоящее письмо признано недействующим