См. справку "Коронавирус COVID-19"
Введение
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. от 03.07.2019 N 159-ФЗ) в целях выработки единого подхода для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера.
Представленные ниже положения направлены на повышение эффективности и обоснованности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Общие теоретические положения, используемые в Методических рекомендациях
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. от 03.07.2019 N 159-ФЗ);
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 11 "О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (с изм. от 28.12.2019 N 1934);
Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации 1;
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно классификации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основными критериями, определяющими отнесение произошедшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).
Чрезвычайная ситуация признается чрезвычайной ситуацией межрегионального характера, если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.
При этом необходимо, чтобы на территории этих субъектов Российской Федерации был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органами государственной власти субъектов Российской Федерации были приняты решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации регионального характера, чрезвычайные ситуации на территории субъектов Российской Федерации были вызваны одним источником.
Чрезвычайная ситуация признается чрезвычайной ситуацией федерального характера, если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате нее, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
Если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате возникшей чрезвычайной ситуации, составляет свыше 500 человек, Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Правительственная комиссия) принимает решение об отнесении ее к чрезвычайной ситуации федерального характера на основании информации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о количестве людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате чрезвычайной ситуации.
Если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате возникшей чрезвычайной ситуации, не превышает 500 человек, основанием для принятия решения об отнесении ее к чрезвычайной ситуации федерального характера является соответствующий размер материального ущерба.
Для целей настоящих методических рекомендаций термины "материальный ущерб" и "ущерб" являются идентичными. Под оперативной оценкой ущерба от чрезвычайных ситуаций понимается абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, устанавливаемый в срок, определенный Правительственной комиссией, как правило, не превышающий 30-ти дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС.
Оперативная оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий.
Методические рекомендации устанавливают общие положения и принципы, на основе которых рекомендуется проводить оперативную оценку ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации об обращении в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Составляющие оперативной оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с ГОСТ Р 55201-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства" ущерб от чрезвычайной ситуации - абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, оперативная оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций включает определение размеров следующих его составляющих:
оказание помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации;
реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации;
проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также ущерб по отраслям: энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству;
ущерб окружающей среде.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за оказание методической помощи исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации по определению размера составляющих материального ущерба, представлены в таблице.
Документы, обосновывающие размер причиненного ущерба, подготавливаются исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация. Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону чрезвычайной ситуации своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Расчет составляющих оперативной оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
3.1. Расчет расходов на оказание помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации
Ущерб, связанный с оказанием помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи.
При этом оцениваются следующие виды помощи:
финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) - гражданам, постоянно проживающим в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, и зарегистрированным в них по месту жительства, чье имущество первой необходимости было утрачено частично или полностью в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
Членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), выплачивается единовременное пособие:
в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.
Количество граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, определяется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления путем составления предварительных сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи и (или) в связи с получением вреда здоровью, и необходимых бюджетных ассигнованиях (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
3.2. Расчет расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации
На основании информации исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации (стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения), определяемых Минстроем России, рассчитывается общий объем расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
По результатам расчетов готовится информация о расходах на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
3.3. Расчет расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству
Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации определен пунктом 1 приложения N 1 к Положению об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846.
При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оперативную оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ.
По результатам расчета подготавливается информация о расходах на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
Оперативный расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется профильными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация. При этом Минэнерго России, Минстрой России, Минтранс России и Минсельхоз России в рамках своей компетенции организуют оказание исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону чрезвычайной ситуации своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
3.4. Расчет ущерба окружающей среде
Составляющими ущерба окружающей среде являются:
ущерб, нанесенный поверхностным и подземным водам;
ущерб, нанесенный животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;
ущерб, нанесенный лесному фонду;
ущерб, нанесенный атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, а также ущерб, нанесенный объектам растительного и животного мира, занесенным в красную книгу Российской Федерации, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.
Расчет указанных составляющих ущерба окружающей среде (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании методических и иных документов Правительства Российской Федерации, Минприроды России и Росрыболовства.
4. Порядок принятия решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера
В случае возникновения чрезвычайной ситуации, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, превышает 500 человек, Правительственная комиссия принимает решение об отнесении ее к чрезвычайной ситуации федерального характера на основании соответствующего обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации к председателю Правительственной комиссии - Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - председатель Правительственной комиссии), содержащего информацию о количестве людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате чрезвычайной ситуации.
При возникновении чрезвычайной ситуации, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, не превышает 500 человек, и для которой в соответствии с особенностями ее развития и (или) прогнозными оценками существуют основания для последующего отнесения ее к чрезвычайной ситуации федерального характера согласно размеру материального ущерба, в целях определения источника финансирования мероприятий по ликвидации ее последствий не позднее 15-ти дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации обращается к председателю Правительственной комиссии с просьбой о проведении заседания Правительственной комиссии по вопросу отнесения возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального характера. К указанному обращению прилагаются копии нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации регионального характера.
Для рассмотрения Правительственной комиссией вопроса об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации межрегионального характера к председателю Правительственной комиссии обращаются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) двух и более субъектов Российской Федерации, территорию которых затрагивает зона чрезвычайной ситуации. К указанным обращениям прилагаются копии нормативных правовых актов органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС и отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации регионального характера.
В обращениях, указанных в абзацах втором и третьем раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется указывать краткую характеристику возникшей чрезвычайной ситуации, информацию о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, предварительном (предполагаемом) размере материального ущерба, а также предпосылки, позволяющие сделать вывод об отнесении чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера.
На основании указанного обращения (обращений) МЧС России направляет запросы членам Правительственной комиссии и при необходимости в иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) о проведении оперативной оценки ущерба. Срок проведения оперативной оценки определяется в зависимости от условий обстановки в зоне чрезвычайной ситуации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) уведомляет заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их сферой ведения о результатах оперативной оценки ущерба. При наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации заинтересованные федеральные органы исполнительной власти согласовывают представленные результаты оперативной оценки ущерба.
После завершения оперативной оценки ущерба высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) повторно обращается (обращаются) к председателю Правительственной комиссии с просьбой о проведении заседания Правительственной комиссии по вопросу отнесения возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального (межрегионального) характера. В обращении указывается общий размер ущерба от чрезвычайной ситуации, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с приложением информации о размерах его составляющих (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям). К указанной информации прилагаются копии писем об уведомлении федеральных органов исполнительной власти относительно размера составляющих ущерба в соответствии с их сферой ведения и при наличии копии писем федеральных органов исполнительной власти о согласовании размера ущерба.
После направления председателю Правительственной комиссии повторного обращения (обращений) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации), указанного (указанных) в абзаце седьмом раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, МЧС России организует проведение заседания Правительственной комиссии, на котором заслушивается высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации). При наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти на указанном заседании Правительственной комиссии подтверждают результаты оценки ущерба от чрезвычайной ситуации в сфере своего ведения.
Дата проведения заседания Правительственной комиссии определяется в зависимости от условий обстановки в зоне чрезвычайной ситуации.
По итогам заседания Правительственной комиссии принимается решение об отнесении или не отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального (межрегионального) характера, и выдаются рекомендации высшему исполнительному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по вопросу обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В дальнейшем величина ущерба от чрезвычайной ситуации может уточняться. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти проводится анализ соответствия величины уточненного ущерба и размера ущерба, полученного на основании оперативной оценки.
------------------------------
1Положение об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по отнесению возникшей чрезвычайной ситуации к ЧС федерального или межрегионального характера. Указано, как принимаются соответствующие решения, какие составляющие используются для оперативной оценки ущерба от ЧС. Приведены формы заполняемых документов.
Методические рекомендации по организации работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1)
Текст методических рекомендаций опубликован не был