Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Темы, подлежащие рассмотрению в отношении типа обучения, необходимого для целевого назначения
D.1 Общие положения
В соответствии с МЭК 61069-1, анализ установленного целевого назначения приводит в результате к постановке множества задач, которые следует выполнить, чтобы соответствовать целевому назначению (миссии).
Решение некоторых из этих задач может осуществляться автоматически при помощи соответствующей ОСУ.
Такая система упрощает задачу персонала. Однако средства контроля и управления оборудованием, которыми управляет данная система, изменяются и, кроме того, появится задача наблюдения за правильностью действия этой системы.
Новая группа задач, которая выполнялась конкретным специалистом или группой специалистов, изменяется, а необходимые знания технологии промышленного процесса, и практические навыки должны быть вновь приобретены вместе с новым подходом к решению задач.
Ряд факторов, который влияет на способность правильного выполнения задачи человеком, может быть сгруппирован следующим образом:
a) определяющие факторы, такие как:
- знания,
- менталитет;
b) навыки, такие как:
- технические навыки,
- принятие решения,
- коммуникабельность.
Данные факторы всегда присутствуют независимо от группы выполняемых задач и этапа жизненного цикла, в котором они должны быть выполнены, хотя их уровень и значение могут изменяться. Их следует рассматривать в течение каждого учебного мероприятия.
D.2 Определяющие факторы
D.2.1 Общие положения
Определяющие факторы обеспечивают необходимую основу для выполнения требуемых задач. Они также позволяют специалистам находить при этом лучший способ выполнения задачи.
D.2.2 Знания
"Знания" - полное собрание фактов и взаимосвязей, приобретенных через информацию, изучение и опыт.
К области знаний следует отнести: язык (разговорный и письменный), математику, соответствующую технологию, методы измерения и управления, экономику, процедуры администрирования и т.д.
Каждый человек должен в максимально возможной степени быть осведомленным о своей работе прежде, чем приступить к участию в программе обучения, чтобы изучить то, что необходимо для выполнения работы на требуемом уровне.
Релевантные знания или ключевые знания определяют, что должен знать каждый человек, назначенный для выполнения конкретной задачи, чтобы выполнить эту задачу.
Не все релевантные знания имеют одинаковое значение, тем не менее, их можно разделить на две категории:
- необходимые знания;
- дополнительные знания.
Хотя, в целом, желание все знать в максимально возможной степени является хорошей практикой, но факты вне категории "необходимые знания" следует изучать только в том случае, когда сам обучающийся активно желает их знать. С другой стороны, ключевые знания не должны быть минимальными и ограничиваться только фактами категории "необходимые знания". Ключевые знания следует поддерживать на уровне, который вселяет в работника чувство спокойствия и уверенности, что он справится со стоящей перед ним задачей (задачами).
D.2.3 Менталитет
"Менталитет" - совокупность внутренних сил, которые определяют поведение человека. Трудно определить такие силы, и точно так же трудно определить явно менталитет человека. Все же менталитет остается важным.
Менталитет формируется, начиная с раннего детства.
Менталитет может измениться, но это очень медленный процесс, происходящий, главным образом, под влиянием опыта.
Если определенный менталитет имеет важное значение для выполнения задачи, следует создавать такие рабочие условия, которые активно мотивируют развитие такого менталитета.
D.3 Навыки
D.3.1 Общие положения
"Навыки" - способность применять знания на практике.
Навыки могут быть разделены на три категории:
- технические навыки;
- принятие решения;
- коммуникабельность.
D.3.2 Технические навыки
Технические навыки, которые приобретаются:
- при приведении в действие оборудования с использованием ручных средств, клавиатуры, экранов и т.д.;
- при управлении по правилам, требующим, чтобы оператор был способен распознать информацию, представляемую ему системой, и связывать ее с требуемым действием, руководствуясь процедурами, которым необходимо следовать.
Во время обучения следует отрабатывать выполнение безопасных действий, доведение до автоматизма ручных переключений и т.д.
В программу обучения следует включать некоторые достаточно очевидные навыки, такие как, например, использование карандаша и бумаги. Этим следует заниматься, так как к реальной работе могли бы быть привлечены люди, которые не обязательно владеют этими навыками, но которые обладают ценным практическим опытом, необходимым для других аспектов задачи.
D.3.3 Умение принимать решения
Чтобы принять эффективное решение в определенной ситуации, важно иметь и/или определять факты, которые связаны с проблемой, и быть способным применить эти факты к ситуации, сделать вывод и действовать надлежащим образом.
Для этого требуется, чтобы оператор использовал свои основные знания контролируемого процесса, применял их, чтобы идентифицировать информацию, полученную от системы, и сформировать стратегию преодоления ситуации, используя известные правила. В основном необходимо рассматривать факты, чтобы найти приемлемую интерпретацию.
По возможности в процессе обучения следует применять тренажеры.
D.3.4 Умение эффективно взаимодействовать
Навыки разговорного или письменного взаимодействия являются необходимыми для информирования, убеждения, объяснения и т.д. или в случае, когда кто-то объясняет, выслушивает, ясно дает понять что-то, демонстрирует, задает вопросы, комментирует приглашения, устанавливает обратную связь, и т.д.
D.4 Краткий обзор вопросов обучения
Таблица D.1 содержит перечни (в виде матрицы) различных учебных предметов, которые будут включены в программу обучения.
Для каждого из предметов следует указать требуемый уровень знания и навыков для данной задачи.
Содержание матричной таблицы не является исчерпывающим, и следует дополнить ее, исходя из конкретных потребностей миссии и задач, для которых учебная программа задумана.
Каждую из ячеек в матричной таблице следует далее расширить, чтобы предоставить информацию о содержании и ходе подготовки того или иного учебного предмета.
Таблица D.1 - Учебные дисциплины
Учебные дисциплины |
Уровень знаний |
Уровень навыков |
||
должен знать |
полезно знать |
должен знать |
полезно знать |
|
Общие дисциплины: |
|
|
|
|
- Языки: |
|
|
|
|
- родной язык; |
|
|
|
|
- английский язык; |
|
|
|
|
- языки программного обеспечения |
|
|
|
|
- Математика: |
|
|
|
|
- вычисления; |
|
|
|
|
- основные функции; |
|
|
|
|
- булева алгебра; |
|
|
|
|
- матричная алгебра; |
|
|
|
|
- статистика; |
|
|
|
|
- моделирование |
|
|
|
|
- Технология: |
|
|
|
|
- физика; |
|
|
|
|
- химия; |
|
|
|
|
- электроника; |
|
|
|
|
- механика; |
|
|
|
|
- материалы |
|
|
|
|
- Администрирование: |
|
|
|
|
- использование форм; |
|
|
|
|
- письменные отчеты; |
|
|
|
|
- интерпретация данных; |
|
|
|
|
- составление бухгалтерского баланса |
|
|
|
|
- Социальные аспекты: |
|
|
|
|
- коммуникабельность; |
|
|
|
|
- работа в коллективе; |
|
|
|
|
- эффективное слушание; |
|
|
|
|
- устные выступления; |
|
|
|
|
- выступление с презентацией |
|
|
|
|
Специализированные дисциплины: |
|
|
|
|
- Оборудование: |
|
|
|
|
- области применения; |
|
|
|
|
- запорная арматура; |
|
|
|
|
- двигатели; |
|
|
|
|
- насосы; |
|
|
|
|
- конвейеры; |
|
|
|
|
- теплообменники; |
|
|
|
|
- печи; |
|
|
|
|
- измерительные приборы; |
|
|
|
|
- модули управления; |
|
|
|
|
- системы управления; |
|
|
|
|
- диагностические инструменты |
|
|
|
|
- Инжиниринг: |
|
|
|
|
- методы измерения; |
|
|
|
|
- методы управления; |
|
|
|
|
- инжиниринг программного обеспечения; |
|
|
|
|
- прикладной инжиниринг; |
|
|
|
|
- инжиниринг электрики; |
|
|
|
|
- инжиниринг механики; |
|
|
|
|
- управление проектами; |
|
|
|
|
- управление обслуживанием; |
|
|
|
|
- энергетика |
|
|
|
|
- Типовой процесс: |
|
|
|
|
- горение; |
|
|
|
|
- производство энергии; |
|
|
|
|
- очистка воды; |
|
|
|
|
- дистилляция; |
|
|
|
|
- каталитическая обработка; |
|
|
|
|
- просушивание; |
|
|
|
|
- фильтрация; |
|
|
|
|
- охлаждение/замораживание; |
|
|
|
|
- технологический маршрут; |
|
|
|
|
- сбыт; |
|
|
|
|
- энергосбережение; |
|
|
|
|
- охрана окружающей среды |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.