Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами Абрамова Г.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Эрдыниева Р.И.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Кореповой В.В. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Ростелеком": Черезовой О.А. (доверенность от 09.11.2018 N 01/29/554-18), Масчан К.В. (доверенность от 21.10.2019 N 01/29/445-19),
представители ООО "Профстроймонтаж" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профстроймонтаж" от 16.01.2020 N 682170433 (вх. от 23.01.2020 N 11223-ЭП/20), направленную письмом Московского УФАС России от 22.01.2020 N ПО/2846/20 (вх. от 16.01.2020 N 2018-ЭП/20) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на строительство линий связи для реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на территории Тверской области для нужд Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" (извещение N 31908573841), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Профстроймонтаж" (далее - Заявитель) от 16.01.2020 N 682170433 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на строительство линий связи для реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на территории Тверской области для нужд Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" (извещение N 31908573841) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком", утвержденного решением Совета директоров ПАО "Ростелеком" (протокол от 15.10.2019 N 05) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
26.11.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
1) дата окончания подачи заявок - 10.12.2019;
2) На участие в Запросе котировок подано и допущено к участию в закупке 8 заявок;
3) дата рассмотрения заявок - 20.12.2019;
4) дата подведения итогов Запроса котировок - 26.12.2019;
5) начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦ): 1 485 993 600 рублей с учетом НДС.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком нарушен порядок присвоения рейтинга участников закупки.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушен порядок присвоения рейтинга участников закупки, поскольку Заказчиком не правомерно не принято ценовое предложение Заявителя, содержащее наибольшее снижение НМЦ договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 1.3.1 Положения о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Из Жалобы Заявителя следует, что в ходе проведения "переторжки" представлен коэффициент снижения цены 0,880, при этом такой коэффициент снижения не принят и не зафиксирован в протоколе подведения итогов "переторжки" от 26.12.2019 N 31908573841/4.
В соответствии с протоколом подведения итогов "переторжки" от 26.12.2019 N 31908573841/4 победителями Запроса котировок признаны заявки участников N N 1, 2, 3, 4, 6 с коэффициентом снижения цены 0,885, при этом Заявителю (участник N 7) присвоен 6 порядковый номер с коэффициентом снижения 0,890.
В соответствии с пунктом 25 Информационно карты Документации установлен следующий порядок проведения "переторжки":
1. "Коэффициент снижения, с которым все участники выходят на переторжку, равен 1 (единице);
2. После начала "переторжки" с одной ценой электронная торговая площадка (далее - ЭТП) предлагает участникам подтвердить текущее снижение коэффициента в течение времени, установленного для шага "переторжки";
3. Когда все участники (в количестве равном или большем максимальному количеству победителей) подтвердили текущее снижение, переторжка переходит к следующему шагу;
4. Переторжка продолжается до тех пор, пока после окончания времени ожидания подтверждения Участниками текущего коэффициента снижения, количество участников, подтвердивших согласие с текущим снижением коэффициента, не будет меньше, чем установленное максимальное количество победителей. Когда количество участников, подтвердивших согласие на текущее снижение коэффициента, меньше, чем установленное максимальное количество победителей, такой шаг "переторжки" признается несостоявшимся. ЭТП фиксирует коэффициент снижения, установленный на предыдущем шаге как единый итоговый коэффициент снижения для всех победителей открытого запроса котировок;
5. По завершении "переторжки" Заказчик присваивает рейтинг заявкам Участников исходя из следующего:
- в первую очередь рейтинг присваивается заявкам Участников, подтвердивших согласие на снижение коэффициента на несостоявшемся шаге;
- во вторую очередь рейтинг присваивается участникам, подтвердившим согласие на снижение коэффициента на этапах, предшествующих несостоявшемуся шагу в порядке увеличения коэффициента;
6. Участники ранжируются по времени подачи согласия на снижение коэффициента (наивысший рейтинг присваивается Участникам, согласие которых поступило ранее);
7. Победителями Открытого запроса котировок будут признаны Участники, предложившие наименьший коэффициент снижения и заявкам которых присвоен наилучший рейтинг по результатам проведения "переторжки" в пределах максимального количества победителей, установленного для каждого лота в протоколе основного этапа Закупки (оценки и сопоставления Заявок)
8. Каждый Участник на переторжке имеет право не улучшать сведения своей Заявки;
9. По итогам "переторжки" на ЭТП составляется протокол "переторжки".
Согласно пункту 14 Информационной карты Документации максимально возможное количество победителей по каждому лоту зависит от количества допущенных, но не более целевого количества победителей по каждому лоту и определяется следующим образом:
Количество участников |
Максимальное количество победителей |
1 - 2 |
1 |
3 |
2 |
4 - 5 |
3 |
6 |
4 |
7 и более |
5 |
В соответствии с протоколом основного этапа закупки от 20.12.2019 N 31908573841/3 требованиям Документации соответствуют 8 заявок участников закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы о ходе проведения "переторжки" и сообщил, что в ходе проведения "переторжки" достигнуто снижение цены 0,880, при этом в связи с тем, что такое снижение подтверждено менее чем 5 участниками Запроса котировок, на основании подпункта 4 пункта 25 Информационной карты Документации такое снижение признано несостоявшимся, а также зафиксировано предыдущее подтвержденное снижение 0,885.
Вместе с тем, указанный в пункте 25 Информационный карты Документации порядок проведения "переторжки" не позволяет Заказчику выявить лучшее ценовое предложение среди участников Запроса котировок, поскольку не позволяет в ряде случаев зафиксировать наибольшее снижение НМЦ единиц услуг.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок проведения этапа Запроса котировок, а также не принявшего наибольшее ценовое снижение, противоречат части 6 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, часть 20 статьи 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 16.01.2020 по результатам проведения Запроса котировок заключены договоры от 16.01.2020 N N 3334391, 3334341, 3334388, 3334343, 3334337.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профстроймонтаж" (ИНН: 3811167528, ОГРН: 1133850019577) от 16.01.2020 N 682170433 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на строительство линий связи для реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на территории Тверской области для нужд Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" (извещение N 31908573841) обоснованной.
2. Признать в действиях ПАО "Ростелеком" нарушение части 20 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку по результатам Запроса котировок заключены договоры.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии ФАС России |
Р.В. Семенов |
Члены Комиссии ФАС России |
Г.А. Абрамов |
|
Р.И. Эрдыниев |
|
В.В. Корепова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2020 г. N 223ФЗ-75/20 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "Профстроймонтаж" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был