Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Южно-Сахалинска
от 3 апреля 2020 г. N 996-па
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы"
Паспорт муниципальной программы
1. |
Наименование программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы", (далее - муниципальная программа) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Соисполнители программы |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; Департамент культуры администрации города Южно-Сахалинска; Муниципальные учреждения администрации города Южно-Сахалинска; Ресурсоснабжающие, эксплуатирующие и управляющие компании; Юридические лица; Индивидуальные предприниматели; Физические лица; Энергосервисные и энергоаудиторские компании; Инвесторы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Обоснование разработки программ |
1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; 4. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях"; 5. Указ Президента РФ от 13.05.2019 N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации"; 6. Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 278 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства"; 7. Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; 8. Распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск"; 9. Распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 15.02.2019 N 93-р "Об утверждении концепции развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" с 2018 по 2030 годы путем внедрения цифровых технологий в основных сферах муниципальной деятельности "Умный Южно-Сахалинск". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Цели программы |
1. Реализация на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2. Создание правовых, экономических и организационных основ способствующих снижению потерь при выработке и транспортировки энергоресурсов; 3. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечение комфортной и безопасной среды проживания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Задачи программы |
1. Развитие и реализация направлений информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения; 2. Реализация мероприятий способствующих снижению расходов в сфере потребления энергоресурсов; 3. Реализация мероприятий способствующих цифровизации городского хозяйства; 4. Реализация мероприятий способствующих цифровизации объектов социальной направленности; 5. Реализация мероприятий по повышению надежности работы систем жизнеобеспечения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Количество подготовленных информационных мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, шт.; 2. Доля расхода потребления ЖКУ в многоквартирных домах, в %; 3. Доля расхода потребления ЖКУ в муниципальных учреждениях, в %; 4. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии, в %; 5. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды, в %; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в один этап в период с 2020 года по 2025 годы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы на 2020 - 2025 годы - 94829,80 тыс. рублей, из них в том числе:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит к 2025 году достичь следующих результатов: 1. Увеличение количества подготовленных информационных мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности - с 20 до 45 шт.; 2. Снижение доли удельного расхода потребления ЖКУ в многоквартирных домах - с 18% до 3%; 3. Снижение доли удельного расхода потребления ЖКУ в муниципальных учреждениях - с 18% до 3%; 4. Снижение доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии - с 20,78% до 20,48%; 5. Снижение доли потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды - с 91,73% до 62,50%; |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации программы
В соответствии с законом Сахалинской области от 23.03.2011 N 25-ЗО "Об административно-территориальном делении Сахалинской области" город Южно-Сахалинск является административным центром Сахалинской области. Город Южно-Сахалинск образует городской округ "Город Южно-Сахалинск".
В состав территории городского круга "Город Южно-Сахалинск" входят следующие населенные пункты: город Южно-Сахалинск; села Ключи, Новая Деревня, Санаторное, Синегорск, Березняки, Старорусское, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское.
Общая площадь земель муниципального образования составляет 90498,77 га. Численность населения городского округа согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2019 составила 206,14 тыс. чел., в т.ч. городского 198,973 тыс. чел., сельского - 7,164 тыс. чел.
Общая площадь жилых помещений жилищного фонда составляет 4955,30 тыс. м, в т.ч. общая площадь жилых помещений жилищного фонда индивидуальной застройки составила 1077,90 тыс. м.
Теплоснабжение
К системам централизованного теплоснабжения (отопление) подключено 4089,60 тыс. м, что составляет 82,5% от общей всего жилого фонда городского округа.
К системам централизованного горячего водоснабжения подключено 3599,40 тыс. м, что составляет 72,6% от общей площади всего жилого фонда городского округа.
Природно-климатические условия города Южно-Сахалинска существенно влияют на уклад жизни населения, специфичность развития отрасли ЖКХ. В городе Южно-Сахалинске преобладает централизованное теплоснабжение от ТЭЦ, мини-ТЭЦ и сети муниципальных и ведомственных котельных. На территории городского округа функционируют 16 муниципальных котельных, 12 из которых - малые и мелкие мощностью до 5 Гкал/ч, а также 4 ведомственные котельные, более 100 источников тепловой энергии прочих ведомств и предприятий, осуществляющих теплоснабжение только собственных абонентов с суммарной установленной мощностью 130 Гкал/ч. Кроме этого, котельные являются и источниками комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в том числе:
- "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" ПАО "Сахалинэнерго" установленной электрической мощность 455,24 МВт;
- 2 мини-ТЭЦ ООО "СахГЭК" с суммарной установленной мощностью 8 МВт. Протяженность всех трубопроводов центрального отопления составляет порядка 321,6 км, в том числе 72,5% тепловых сетей по всей протяженности имеют срок эксплуатации более 28 лет.
К существующим проблемам организации качественного теплоснабжения городского округа следует отнести следующие моменты:
- высокий процент износа тепловых сетей;
- разбалансировка систем отопления;
- неудовлетворительное состояние внутренних систем отопления;
- необеспеченность температурных режимов отпуска тепловой энергии;
- гидравлическая разрегулировка тепловых сетей;
- завышенные расходы теплоносителя по сравнению с расчетными;
- отсутствие водоподготовки на ряде котельных;
- завышенный расход тепла у потребителей близких к теплоисточнику;
- недопоставка тепла у конечных потребителей;
- несогласованные температурные графики отпуска тепла;
- наличие открытых систем теплоснабжения.
Водоподготовка для подпитки тепловых сетей котельных АО "Сахалинская Коммунальная Компания" присутствует только на 5 котельных, построенных после 2012 года. Часть системы теплоснабжения городского округа "Город Южно-Сахалинск" - открытого типа.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" с 01.01.2013 подключение объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается. С 01.01.2022 использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.
На "Южно-Сахалинской ТЭЦ-1" два энергетических котла БК3-320-140. Закрытая система на котлах N 1 и N 2 по состоянию на 1 января 2019 года имеет средневзвешенный срок службы более 40 лет. Паротурбинные установки станции работают с продленным сроком эксплуатации. На котельной N 21 "Весточка" АО "Сахалинская Коммунальная Компания" установленные котлы имеют средневзвешенный срок службы свыше 40 лет. На котельной N 8 1 котел имеет срок службы более 40 лет. На котельной N 16 1 котел имеет срок эксплуатации превышающий 30 лет. При существующих утвержденных эксплуатационных температурных графиках на 2018/2019 годы строительство жилых домов на значительном удалении от "Южно-Сахалинской ТЭЦ-1" без строительства новых источников теплоснабжения практически невозможно из-за недотопа конечных потребителей.
На котельных N 11 и N 16 на 2019 год наблюдается дефицит установленной мощности. Также к существующим проблемам надежного снабжения топливом следует отнести:
- отсутствие резервного топлива на котельных;
- использование в качестве основного топлива на части источников тепловой энергии привозного жидкого топлива (керосин и дизельное) и угля. Жидкое и твёрдое является привозным, доставляется железнодорожным и автомобильным транспортом, что приводит к увеличению стоимости вырабатываемого энергоресурса (тепла, ГВС, электроэнергии).
Необходимо отметить, что в период 2011 - 2018 годы стала изменяться структура применяемого топлива на котельных. Количество котельных, использующих в качестве основного топлива природный газ увеличилась в 2 раза, что повлияло на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, снизились расходы на транспортировку и хранение газа в больших объемах. Сбоев, которые могли бы мешать поставкам газа на источники тепловой энергии не выявлено.
Развитие систем теплоснабжения в целом предполагает продолжить реализацию мероприятий по газификации всех муниципальных котельных и ведомственных источников теплоснабжения.
Анализ предполагаемой перспективной застройки и изменения численности населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2034 года на основе фактических темпов застройки выявил несколько зон перспективной застройки не обеспеченных тепловыми мощностями существующих источников теплоснабжения или не обеспеченных возможностью подключения к существующим источникам теплоснабжения по критериям надежности.
В связи с чем, предлагается строительство 8-ми новых котельных, в том числе:
- строительство нового источника теплоснабжения в зоне массовой жилой застройки "Зима Мира" с установленной тепловой мощностью 10 Гкал/ч в 2 очереди. Начало проектирования 2019. Окончательная тепловая мощность источника теплоснабжения определится на стадии проектирования;
- строительство нового источника теплоснабжения в зоне массовой жилой застройки "Поле Чудес" с установленной тепловой мощностью 15,5 Гкал/ч в две очереди. Срок строительства первой очереди в 2028 году. Окончательно тепловая мощность источника теплоснабжения определяется на стадии проектирования;
- строительство нового источника теплоснабжения в зоне массовой жилой застройки "Гарант" с установленной тепловой мощностью 3,2 Гкал/ч. Срок строительства в 2028 году. Окончательно тепловая мощность источника теплоснабжения определяется на стадии проектирования;
- строительство нового источника теплоснабжения в зоне массовой жилой застройки выше ТРЦ "Аллея" с установленной тепловой мощностью 1,6 Гкал/ч. Начало строительство источника теплоснабжения 2019 год;
- строительство нового источника теплоснабжения с установленной тепловой мощностью 1,6 Гкал/ч для новой СОШ в с. Дальнее. Строительство источника теплоснабжения ориентировочно 2026 году;
- строительство новой котельной "Южная" с установленной тепловой мощностью 50 Гкал/ч ниже ул. Больничная и правее пр. Мира. Срок начала строительства 2021 год. Окончательно тепловая мощность источника теплоснабжения определяется на стадии проектирования;
- в перспективе рассматривается возможность строительство двух новых источников теплоснабжения для перспективной застройки рядом с железнодорожной станцией Христофоровка и в том же районе (выше на 600 м) котельной для двух дошкольных учреждений;
- в перспективе планируется рассмотреть возможность строительства новой котельной для теплоснабжения потребителей тепла с. Дальнее, с отключением их от тепловых сетей "Южно-Сахалинской ТЭЦ-1".
- в перспективе планируется к переводу на сжигание природного газа в качестве основного топлива следующие котельные:
- котельная N 8 в 2023 году;
- котельная N 12 в 2024 году;
- котельная N 16 ("Березняки") в 2021 году;
По котельной N 15 в 2024 году предлагается установка резервуаров дизельного топлива для обеспечения котельной резервным видом топлива.
По котельной N 21 предлагается модернизация котельной с заменой существующих угольных котлов (введены в эксплуатацию в 1977 году) с ручной подачей угля на угольные котлы с механической подачей угля поэтапно с 2021 - 2022 годы.
По котельной N 23 предлагается модернизация котельной с заменой существующих угольных котлов с ручной подачей угля на угольные котлы с механической подачей угля поэтапно с 2019 - 2020 годы.
Дополнительно, для более эффективной работы теплового оборудования необходимо провести следующие мероприятия:
- по реконструкции тепловых сетей, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса, а также для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения потребителей;
- осуществить новое строительство тепловых сетей для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки;
- по реконструкции тепловых сетей для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки, в том числе с увеличением диаметра трубопроводов;
- по реконструкции тепловых сетей для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов, в том числе с увеличением диаметра трубопроводов;
- по реконструкции тепловых пунктов;
- по строительству и реконструкции насосных станций;
- по строительству и реконструкции тепловых сетей для повышения эффективности функционирования системы теплоснабжения за счет ликвидации неперспективных и энергоёмких котельных.
В перспективе планируется перевести потребителей ГВС с открытой системы на закрытую. Для выполнения данных работ планируется осуществить при сохранении действующих схем присоединения системы отопления абонентов с установкой в зданиях абонентов блочных тепловых пунктов с теплообменниками ГВС.
Водоснабжение и водоотведение
Положение с обеспечением населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" отвечающим нормативам питьевой водой вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (93% городского и 66% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения. Качество воды поверхностных водных объектов городского округа "Город Южно-Сахалинск", используемых для водоснабжения населения, в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное. Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа. С каждым годом износ коммуникаций увеличивается на 1%. По данным МКП "Городской Водоканал" на 1 января 2019 года износ трубопроводной сети составляет от 65% до 75%. Оборудование КНС до 70%. Из общего объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только та часть, которая изношена на 100%. Действующая в городе Южно-Сахалинске система водоснабжения имеет износ более 70%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя. Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие высокоэффективной системы водоотведения. По результатам проведенного анализа за счет средств межбюджетных отношений с июня 2019 года проводятся комплексные мероприятия по техническому обследованию системы водоснабжения и водоотведения с последующим составлением программы по комплексному развитию сетей и улучшения качества предоставляемых услуг. По результатам работы планируется провести работы по актуализации системы водоснабжения и водоотведения. В связи с реализацией пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный Южно-Сахалинск" планируется провести установку датчиков протечки на магистральных и внутриквартальных сетях, приобрести и установить SKADA "SIEMENS" для диспетчеризации всех линейных объектов и потребителей.
Жилищный фонд
На сегодняшний день жилищный фонд городского округа является самым крупным потребителем энергоресурсов. По состоянию на 01.01.2019 степень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета составляет:
- по электрической энергии - 99,9%;
- по воде - 14%;
- по теплоснабжению - 27%;
- по газоснабжению - 99%;
Основными проблемами энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде города являются:
- высокий уровень материально-технического износа объектов жилищного фонда и его сохраняющийся рост, превышение темпов старения жилищного фонда над темпами модернизации, ведущее к росту рисков аварийности и значительным потерям энергоносителей;
- малая информированность горожан о выгодности и престижности реализации энергосберегающих мероприятий;
- безынициативность, нежелание собственников домов вкладывать средства в энергоэффективные технологии и оборудование. Энергосберегающие мероприятия в жилищном фонде города реализуются только в рамках проведения капитального ремонта;
- отсутствие рынка энергосервисных услуг;
- низкая степень поддержки и стимулирования со стороны государственной власти.
Учитывая, что государственная политика в области энергосбережения постоянно меняется в настоящее время для осуществления поставленной цели планируется к реализации комплекс следующих мер:
- внедрение энергосберегающих мероприятий, направленных на снижение потребления тепловой энергии (промывка трубопроводов и стояков системы отопления, установка автоматической системы регулирования подачи теплоносителя на отопление в зависимости от погодных условий, установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления, оборудование отопительных приборов радиаторными регуляторами температуры в помещениях (квартирах);
- замена асбестоцементной изоляции трубопроводов системы отопления на пенополиуретановую изоляцию;
- внедрение автоматизированных узлов учета водоснабжения с передачей данных на центральный диспетчерский пункт ресурсоснабжающих компаний и ЕЕДС города.
Энергосбережение
Основным направлением реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является сокращение потребления энергоресурсов муниципальными учреждениями бюджетной сферы, жилым фондом, предприятиями и организациями различных форм собственности и видов деятельности. Мероприятия по энергосбережению охватывают практически все сферы экономики городского округа "Город Южно-Сахалинск" и должны стать как инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, так и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения и жизнедеятельности. В условиях роста цен на электроэнергию, газ и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2025 года фактически повысится в несколько раз. Аналогичные прогнозы темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению. В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск" становится снижение конкурентоспособности организаций коммунального комплекса, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития предприятий. В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Цифровизация городского хозяйства
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" с 2019 на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" приступили к реализации пилотного проекта по цифровизации "Умный Южно-Сахалинск".
Одним из приоритетных направлений пилотного проекта "Умный Южно-Сахалинск" является цифровизация городского хозяйства.
Большая часть, имеющейся информации поступающая с различных источников не востребована в полном объеме. Старения сетей, техногенные процессы по всему миру не дают полноценной оценки происходящему. Одним из факторов, определяющим способность быстро и качественно выявить, оценить и устранить недостатки в работе систем жизнеобеспечения населения, является степень их автоматизации, которая обхватывает все процессы жизнедеятельности.
На первоначальном этапе развития городского хозяйства планируется сформировать единую информационную платформу, к которой в дальнейшем будут подключены все потребители и поставщики услуг.
С 2020 планируется усовершенствовать систему диспетчеризации МКП "Городской Водоканал", АО "Сахалинская Коммунальная Компания", МУП "Электросервис", которая в дальнейшем позволит сократить время и расходы связанные с подключением к сетям всех потребителей ЖКУ.
Пилотный проект по цифровизации городского хозяйства продлится до 2024 года.
Повышение энергоэффективности
Государство уже довольно давно озаботилось проблемой энергоэффективности в разных отраслях экономики Российской Федерации. Сдерживающим фактором повышения производительности труда является устаревшее энергоёмкое оборудование. С ведением санкций затормозился процесс технологического перевооружения предприятий. Именно поэтому в настоящее время государственными структурами ведется работа по импортозамещению. С целью осведомления владельцев предприятий, проводятся регулярные выставки новых электрических машин, аппаратов, станков с программным управлением и др. оборудования, с высоким классом энергетической эффективности.
Вся суть мероприятий направлена на то, чтобы с наименьшими финансовыми расходами провести техническое перевооружение основных промышленных предприятий, что в дальнейшем позволит снизить потребление энергоресурсов, при том же количестве выпускаемой продукции, а вне которых случаях перевооружение предприятий позволило бы и во все роботизировать основные процессы производства.
После внедрения указанных мероприятий в ряде отраслей промышленного производства и сельском хозяйстве наблюдается экономический рост товарной продукции. В целях оптимизации бюджетных расходов на содержание зданий, строений, сооружений в бюджетном секторе экономики происходит реконструкция инженерных сетей с внедрением автоматизированных процессов рециркуляции. При реализации мероприятий программы планируется ежегодно сокращать бюджетные расходы на оплату за потребленные ЖКУ и электроэнергию муниципальными учреждениями на 3%.
2. Цели и задачи муниципальной программы
2.1. Реализация на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Для достижения поставленной цели к 2025 году необходимо будет решить следующую задачу:
- развитие и реализация направлений информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения.
2.2. Создание правовых, экономических и организационных основ способствующих снижению потерь при выработке и транспортировки энергоресурсов;
Для достижения поставленной цели к 2025 году необходимо будет решить следующую задачу:
- реализация мероприятий способствующих снижению расходов в сфере потребления энергоресурсов.
2.3. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечение комфортной и безопасной среды проживания.
Для достижения поставленной цели к 2025 году необходимо будет решить следующие задачи:
- реализация мероприятий способствующих цифровизации городского хозяйства;
- реализация мероприятий способствующих цифровизации объектов социальной направленности;
- реализация мероприятий по повышению надежности работы систем жизнеобеспечения.
3. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Успешная реализация муниципальной Программы позволит к 2025 году достичь следующих результатов:
3.1. Увеличение количества подготовленных информационных мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности - с 20 до 45 шт.;
3.2. Снижение доли удельного расхода потребления ЖКУ в многоквартирных домах - с 18% до 3%;
3.3. Снижение доли удельного расхода потребления ЖКУ в муниципальных учреждениях - с 18% до 3%;
3.4. Снижение доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии - с 20,78% до 20,48%;
3.5. Снижение доли потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды - с 91,73% до 62,50%;
Основные целевые показатели (индикаторы) выполнения Программы приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы рассчитана на 6 лет, с 2020 по 2025 годы. Её реализацию планируется осуществить в один этап, что обеспечит непрерывность и преемственность программных мероприятий с предыдущими аналогичными муниципальными программами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5. Перечень мероприятий муниципальной программы
Перечень мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов ее реализации, а также исходя из полномочий и функций соисполнителей.
В рамках Программы для решения установленных задач реализуются следующие основные мероприятия:
Задача 1. Развитие и реализация направлений информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения, в том числе:
- проведение информационных мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе:
- развитие и реализация направлений информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения.
Задача 2. Реализация мероприятий способствующих снижению расходов в сфере потребления энергоресурсов, в том числе:
- установка приборов учета энергоресурсов на объектах жизнеобеспечения, в том числе:
- приобретение и монтаж недостающих приборов учета энергоресурсов для муниципальных учреждений, в том числе разработка ПСД;
- установка (замена) индивидуальных приборов учета электрической энергии жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Задача 3. Реализация мероприятий способствующих цифровизации городского хозяйства, в том числе:
- мероприятие способствующее реализации концепции "Умный Южно-Сахалинск", в том числе:
- моделирование программы развития инновационной деятельности в системах коммунальной инфраструктуры.
Задача 4. Реализация мероприятий способствующих цифровизации объектов социальной направленности, в том числе:
- проведение мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе:
- реконструкция тепловых узлов учета в зданиях муниципальных учреждений.
Задача 5. Реализация мероприятий по повышению надежности работы систем жизнеобеспечения, в том числе:
- проведение энергетических обследований объектов жизнеобеспечения, в том числе: - проведение энергетических обследований в отношении муниципальных учреждений; (культура и образование)
- проведение энергетического обследования муниципального имущества и технологических процессов;
- прочие мероприятия, способствующие энергосбережению и повышению энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре, в том числе:
- выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по теме: "Разработка Программы повышения надежности эксплуатации систем теплоснабжения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск";
- диспетчеризация муниципальных котельных на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", в том числе подготовка ПСД.
Перечень мероприятий программы с указанием ответственных исполнителей и (или) соисполнителей, сроков реализации, ожидаемых результатов, рисков и последствие от их не реализации приведен в приложении N 1, 2 к муниципальной программе.
6. Характеристика мер правового регулирования муниципальной программы
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности направлены на продуктивную реализацию мероприятий программы, достижение целей, задач и конечных результатов программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы регламентируется федеральными и региональными законодательными актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами муниципального образования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации программы отражены в приложении N 3 к муниципальной программе.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы
Состав показателей (индикаторов) результативности и эффективности муниципальной программы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Перечень индикаторов муниципальной программы предусматривает возможность корректировки в случае изменения приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, цифровизации технологических процессов производства, распределения и экономии энергоресурсов существенно влияющих на развитие предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса.
Сведения об индикаторах (показателях) Программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации приведены в приложении N 4 к Программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы
Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной Программы сформирован на основании аналитической информации предоставленной ресурсоснабжающими компаниями в разрезе потребителей в процентном и количественном отношении, в соответствии с квартальной и годовой периодичностью за 2019 год, показателя дорожной карты пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный Южно-Сахалинск". Основные целевые показатели (индикаторы) выполнения Программы приведены в приложении N 4 к настоящей Программе. Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в ходе реализации Программы.
9. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Объемы и источники финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета городского округа на соответствующий год, исходя из финансовых возможностей. Распределение средств бюджета городского округа и областного бюджета на реализацию мероприятий Программы по годам приведено в приложениях N 5, 6 к настоящей Программе.
10. Меры муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы
В процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, недофинансирования, ухудшения финансово-экономического состояния экономики области, обусловленных использованием новых подходов к решению задач в этой области, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации.
Комплексная оценка рисков приведена в таблице:
N |
Риск |
Мероприятия программы |
Описание риска |
Меры по снижению риска |
1. |
Финансовый |
2.1., 2.3., 4.2., 5.1., 5.2., 5.3., 5.4. |
Недостаточное бюджетное и межбюджетное финансирование мероприятий Программы, вызванные различными причинами, в том числе возникновением бюджетного дефицита; |
- оперативное реагирование и внесение изменений в Программу, снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Программы; |
2. |
Экономический |
2.1., 2.3., 4.2., 5.1., 5.2., 5.3., 5.4. |
Связанные с резким ухудшением состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса, а также природными и техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями |
- своевременное перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде; - привлечения средств внебюджетных источников (собственников помещений в многоквартирных домах, инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры, кредитных средств банков и т.д.); |
3. |
Административный |
1.1., 2.2., 2.3., |
Наличие неблагоприятных факторов, а также дефицит финансирования, непопулярность среди населения отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий структурных подразделений аппарата, отраслевых (функциональных) органов администрации города Южно-Сахалинска могут привести к тому, что отдельные мероприятия будут выполнены в ограниченном объеме, что приведет к снижению эффективности Программы в целом. |
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных соисполнителей Программы; - мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы; - разработка соответствующих мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации Программы. |
4. |
Регуляторный |
2.2., 3.1., |
- изменения федерального и регионального законодательства в сфере тарифной политики на услуги ЖКХ |
- ежедневный мониторинг изменения федерального и регионального законодательства; - своевременная оценка факторов влияющая на реализацию мероприятий муниципальной программы; - своевременная подготовка муниципальных нормативных правовых актов, в части компенсации выпадающих доходов; |
В рамках разработки муниципальной программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.
11. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Эффективность реализации программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных целевых показателей (индикаторов), как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Показатели (индикаторы) программы и их значения приведены в приложении N 4 к муниципальной программе.
Отчет о реализации основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы соисполнитель предоставляет ответственному исполнителю программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
Ответственный исполнитель обобщает представленные отчетные данные и готовит сводный отчет о выполнении мероприятий муниципальной программы в соответствии с установленными требованиями.
В зависимости от значения показателя оценки эффективности () реализация муниципальной программы признается:
- эффективной при ;
- недостаточно эффективной при ;
- неэффективной при < 0,6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.