Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку
предоставления муниципальных
гарантий муниципального
образования город Салехард
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии муниципального образования город Салехард (далее - предварительный анализ, муниципальная гарантия), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии (далее - последующий анализ).
2. Предварительный анализ финансового состояния принципала проводит департамент финансов Администрации города Салехарда (далее - департамент финансов) до предоставления муниципальной гарантии на основании анализа документов, предоставляемых принципалом в соответствии с Перечнем документов, представляемых заявителем в целях получения муниципальной гарантии муниципального образования город Салехард (приложение N 1 к Порядку предоставления муниципальных гарантий муниципального образования город Салехард).
3. Последующий анализ финансового состояния принципала проводит департамент финансов после предоставления муниципальной гарантии в течение срока действия предоставленной гарантии ежегодно до прекращения обязательств на основании следующих документов, предоставляемых принципалом в департамент финансов не позднее 01 мая текущего года:
а) копии бухгалтерского отчета о деятельности принципала за последний отчетный год по утвержденным Министерством финансов Российской Федерации формам и пояснительные записки к ним с отметками территориального налогового органа об их принятии (или извещением территориального налогового органа об их принятии в электронном виде);
б) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на начало текущего года и на конец последнего отчетного периода текущего года с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более пяти процентов общего объема задолженности) и сроков ее погашения;
в) нотариально заверенной копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за отчетный год (распространяется на экономические субъекты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной ежегодной аудиторской проверке);
г) справки налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности принципала по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, полученной не ранее чем за 14 дней до даты ее представления;
д) расчета стоимости чистых активов принципала на последнюю отчетную дату и на начало текущего года.
4. Анализ финансового состояния принципала проводится на основе методики расчета оценочных показателей.
2. Методика расчета оценочных показателей
5. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы оценочных показателей:
а) коэффициенты ликвидности;
б) коэффициенты соотношения собственных и заемных средств;
в) показатели рентабельности.
6. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность принципала оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
6.1. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам принципала в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела V бухгалтерского баланса за вычетом строк 1530 - "доходы будущих периодов", 1540 - "оценочные обязательства"):
Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги, ценные бумаги компаний с государственным участием в уставном капитале не менее 25%. При отсутствии соответствующей информации строка 1240 при расчете (К1) не учитывается.
6.2. Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность принципала оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства.
Показатель К2 определяется как отношение:
(денежные средства и денежные эквиваленты + финансовые вложения + дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей "финансовые вложения" и "дебиторская задолженность" (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)". Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
6.3. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) (К3) является обобщающим показателем платежеспособности принципала, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные ("Итого" раздела II бухгалтерского баланса):
Для расчета (К3) предварительно корректируются уже названные группы статей бухгалтерского баланса, а также "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)", "запасы" и "прочие оборотные активы" на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".
7. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4).
Является одной из характеристик финансовой устойчивости принципала и определяется как отношение собственных средств (итог раздела III бухгалтерского баланса) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам ("Итого" разделов IV и V бухгалтерского баланса) за вычетом строки 1530 - "доходы будущих периодов", 1540 - "оценочные обязательства":
8. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) (К5):
8.1. Для неторговых организаций:
отношение прибыли от продаж (стр. 2200 отчета о финансовых результатах) к выручке от реализации (стр. 2110 отчета о финансовых результатах).
8.2. Для торговых организаций:
отношение прибыли от продаж (стр. 2200 отчета о финансовых результатах) к валовой прибыли (стр. 2100 отчета о финансовых результатах).
3. Оценка финансового состояния принципала
9. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении принципалу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весом.
Пороговые значения показателей и выбор категории риска в зависимости от их фактических значений показателей:
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
более 1,0 |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0 (нерентабельное) |
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель |
Вес показателя |
К1 |
0,11 |
К2 |
0,05 |
К3 |
0,42 |
К4 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
Итого |
1 |
Формула расчета суммы баллов S:
Сумма баллов S влияет на категорию принципала следующим образом:
S = (более 1,15) - первая категория (предоставление муниципальной гарантии не вызывает сомнений);
S = (0,6 - 1,15) - вторая категория (предоставление муниципальной гарантии требует взвешенного подхода);
S = (менее 0,6) - третья категория (предоставление муниципальной гарантии связано с повышенным риском).
10. Дополнительно к анализу финансового состояния принципала производится оценка стоимости чистых активов принципала в соответствии с Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 84н.
11. Сводная оценка финансового состояния принципала корректируется в соответствии с качественным анализом, который основывается на анализе дополнительной информации о принципале, находящейся в свободном доступе. По результатам качественного анализа этой информации финансовое состояние принципала оценивается как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
12. Финансовое состояние принципала оценивается как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные отрицательно повлиять на финансовую устойчивость принципала лица в перспективе (в течение срока действия муниципальной гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) относятся (не связанные с сезонными факторами) существенное снижение поступлений от основной деятельности принципала, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности.
Финансовое состояние принципала не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- наличие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- наличие у принципала скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
- выявлены случаи неисполнения в течение последнего года принципалом обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращения принципалом обязательств по иным договорам с гарантом путем предоставления взамен исполнения обязательств отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более.
13. Финансовое состояние принципала оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности принципала свидетельствует об отсутствии прямых угроз финансовому положению. Тем не менее, существуют негативные явления (тенденции), которые до окончания срока действия муниципальной гарантии могут привести к появлению финансовых трудностей, если принципалом не будут приняты необходимые превентивные меры.
14. Финансовое состояние принципала оценивается как неудовлетворительное, если в отношении принципала введена процедура банкротства в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, т.е. предприятие является устойчиво неплатежеспособным или анализ принципала свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых может быть устойчивая неплатежеспособность принципала в ближайшем будущем. К негативным явлениям относятся: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.