В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области", на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2018 N 07-5310 "О направлении Примерного порядка", в целях совершенствования системы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - Порядок) (прилагается).
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при осуществлении полномочий в рамках межведомственного взаимодействия руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2004 N 206-ПП "Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области" ("Областная газета", 2004, 6 апреля, N 80-81) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 15.10.2009 N 1280-ПП и от 26.03.2014 N 242-ПП.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П. В. Крекова.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утвержден
постановлением
Правительства
Свердловской области
от 2 апреля 2020 г. N 188-ПП
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий порядок определяет общие условия организации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области (далее - органы и учреждения системы профилактики) при выявлении и учете несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществления межведомственного взаимодействия при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении.
2. Настоящий порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р, Областным законом от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ), постановлениями Правительства Свердловской области от 07.12.2005 N 1043-ПП "Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав" и от 20.10.2009 N 1522-ПП "О Концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года", распоряжением Правительства Свердловской области от 26.02.2018 N 80-РП "Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2018 - 2020 годы".
3. Основными целями деятельности органов и учреждений системы профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются профилактика детского и семейного неблагополучия, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
4. Основными задачами деятельности органов и учреждений системы профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
1) реализация единых подходов при осуществлении выявления, постановки на персонифицированный учет, оформления документов, ведения делопроизводства, внесения данных в информационную систему в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области (далее - АИС "Подросток"), организации комплексной индивидуальной профилактической работы, снятия с учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
2) осуществление непрерывного сопровождения несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи государства, до устранения причин и условий, приводящих к социально опасному положению, в том числе посредством оказания комплексной медицинской, социальной, психологической, юридической, педагогической и иной необходимой помощи;
3) повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
4) обеспечение адресного подхода в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении;
5) ведение мониторинга деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики по коррекции реабилитации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
6) обеспечение контроля за реализацией индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
7) реализация мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Деятельность органов и учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
1) межведомственное взаимодействие - определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) распределение сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;
3) индивидуальный подход - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и семьи;
4) законность - предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области;
5) комплексность - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических и психологических аспектов;
6) максимальный учет интересов несовершеннолетнего;
7) конфиденциальность - предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
6. Для целей настоящего порядка применяются следующие понятия:
1) территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области (далее - территориальная комиссия) - коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющий деятельность на территориях отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, имеющий межведомственный характер формирования, созданный в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;
2) координация - обеспечение согласованности действий органов и учреждений системы профилактики при выявлении и учете несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными формами координации являются:
проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний, круглых столов;
оперативный обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии;
проведение совместных целевых профилактических мероприятий и рейдов;
заслушивание представителей органов и учреждений системы профилактики на заседаниях территориальной комиссии;
создание рабочих групп для решения вопросов, входящих в компетенцию территориальной комиссии;
проведение информационно-методических мероприятий для органов и учреждений системы профилактики;
разработка и утверждение согласованных межведомственных планов мероприятий по направлениям профилактической работы;
изучение деятельности органов и учреждений системы профилактики по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии;
иные формы;
3) комплексная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, индивидуальной программой реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, утвержденными постановлениями территориальной комиссии;
4) выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, - комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью устранения причин и условий социально опасного положения;
5) ведение персонифицированного учета - сбор, обработка и хранение информации, получаемой от органов и учреждений системы профилактики, о несовершеннолетних и (или) семьях, находящихся в социально опасном положении, с помощью АИС "Подросток";
6) документы персонифицированного учета - документы, оформляемые органами и учреждениями системы профилактики при выявлении социально опасного положения несовершеннолетних и (или) семей, формы и порядок заполнения которых установлены настоящим порядком. К документам персонифицированного учета относятся карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, карта семьи, находящейся в социально опасном положении.
7. Органы и учреждения системы профилактики, осуществляющие выявление и учет несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организацию комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе за сохранение конфиденциальности информации в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении.
Глава 2. Порядок выявления несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении
8. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Свердловской области являются:
1) территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (в том числе органы опеки и попечительства);
2) учреждения социального обслуживания населения Свердловской области (центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома-интернаты);
3) органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления муниципальных образований), осуществляющие управление в сфере образования;
4) государственные, муниципальные или частные образовательные организации, в том числе:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
организации дополнительного образования;
профессиональные образовательные организации;
5) государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;
6) государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее - центры занятости населения);
7) органы по делам молодежи;
8) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения по работе с молодежью;
9) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и подведомственные отделы полиции;
10) федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" и подведомственные учреждения (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Деятельность по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
9. В деятельности по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, могут принимать участие:
1) подразделения надзорной деятельности в территориальных органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере культуры;
3) государственные и муниципальные учреждения культуры;
4) органы местного самоуправления муниципальных образований и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере физической культуры и спорта;
5) государственные и муниципальные организации дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;
6) организации спортивной подготовки;
7) граждане;
8) социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения;
9) иные органы и организации.
10. Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:
1) сведения, полученные специалистами органов и учреждений системы профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей;
2) сведения, полученные в ходе ведомственных и межведомственных профилактических мероприятий, рейдов и операций, проводимых органами и учреждениями системы профилактики;
3) обращения несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), родственников;
4) сообщения от граждан, государственных, муниципальных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием телефонов доверия, горячих линий;
5) сведения, полученные из средств массовой информации и (или) размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных общедоступных источниках.
11. Обстоятельствами, свидетельствующими о нахождении несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, являются:
1) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни, выражающееся в том числе в:
отсутствии у несовершеннолетних необходимой одежды и регулярного питания, несоблюдении санитарно-гигиенических требований к уходу за несовершеннолетними и проживанию несовершеннолетних;
отсутствии заботы о здоровье несовершеннолетнего, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, в том числе вследствие болезни, бедности, неопытности родителей (законных представителей);
трате пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетнего, в ущерб его интересам;
запрещении родителями (законными представителями) несовершеннолетнему посещать образовательную организацию;
отказе родителей (законных представителей) от медицинской помощи, обследования и лечения (в том числе стационарного) несовершеннолетнего при наличии медицинских показаний, а также невыполнении рекомендаций врача, приводящем к угрозе жизни и здоровью ребенка;
оставлении детей раннего возраста без присмотра родителей (законных представителей);
наличии случаев рецидивов отравлений и бытовых травм несовершеннолетних;
наличии у несовершеннолетнего гипотрофии 3-4 степени, выраженной белково-энергетической недостаточности, не обусловленной тяжелой соматической патологией;
невыполнении родителями (законными представителями) детей-инвалидов индивидуальной программы их реабилитации;
проживании несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи);
2) совершение несовершеннолетним административного правонарушения, общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два и более раза);
3) совершение несовершеннолетним противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция и иное), в том числе участие несовершеннолетнего в деятельности организаций, деятельность которых официально запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации;
4) совершение родителями (законными представителями) несовершеннолетнего административного правонарушения, посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, в том числе неоднократно (два и более раза);
5) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей), членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками, выражающееся в том числе в:
физическом насилии - преднамеренном нанесении ребенку физических повреждений, а также телесных наказаний, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;
сексуальном насилии или развращении несовершеннолетнего;
эмоциональном или психологическом насилии - однократном или многократном воздействии на ребенка, его отвержении со стороны родителей (законных представителей) и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации (в том числе в угрозах в адрес ребенка, оскорблениях и унижении его достоинства, открытом неприятии и постоянной критике, игнорировании основных нужд ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, психическом воздействии, вызвавшем у ребенка психическую травму, преднамеренной изоляции ребенка, лишении его социальных контактов);
иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним;
6) самовольные уходы несовершеннолетних из семей, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) наличие у несовершеннолетних аддикций, приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;
8) систематические пропуски занятий в образовательных организациях и (или) неаттестации по нескольким предметам общеобразовательной программы вследствие ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних;
9) поступление (обращение) в медицинские организации несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
10) попытки совершения суицидов несовершеннолетними;
11) несвоевременное и (или) позднее обращение за медицинской помощью родителей ребенка;
12) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений;
13) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.
12. Информация о выявлении факторов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, для устранения которых требуется организация межведомственного взаимодействия, поступающая в органы и учреждения системы профилактики, указанные в части первой пункта 8 настоящего порядка, независимо от того, в какой форме она поступила (устной (по телефону или лично) или письменной), регистрируется в журнале регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних (далее - журнал) по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку, если иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами органов и учреждений системы профилактики.
Руководителем органа и учреждения системы профилактики определяется лицо, ответственное за регистрацию поступающей информации, устанавливается порядок действий сотрудников по организации проверки, оформления документов персонифицированного учета.
13. Органы и учреждения системы профилактики, получившие информацию о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, в течение трех рабочих дней проводят проверку поступившей информации во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией в целях получения объективных сведений о нахождении несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении.
При этом в исключительных случаях указанный в части первой настоящего пункта срок проверки может быть продлен по решению руководителя органа и учреждения системы профилактики до десяти рабочих дней.
Результат проверки поступившей информации о наличии фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении фиксируется в журнале.
В случае если факты (признаки) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве органа и учреждения системы профилактики, осуществлявших проверку информации.
Вся информация о фактах (признаках) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего хранится в соответствии с порядком, обеспечивающим ее конфиденциальность.
14. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего органами и учреждениями системы профилактики, проводившими проверку указанной информации, в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в структурное подразделение исполнительного органа государственной власти Свердловской области, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии и организацию контроля за выполнением ее решений органами и учреждениями системы профилактики (далее - подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии), письменное заключение, подписанное руководителем, с приложением заполненной карты несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку и карты семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку.
15. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков) нахождения семьи в социально опасном положении органами и учреждениями системы профилактики, проводившими проверку указанной информации, в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, письменное заключение, подписанное руководителем, с приложением заполненной карты семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку.
16. Органы и организации, участвующие в деятельности по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, указанные в пункте 9 настоящего порядка, о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего информируют подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии.
17. При выявлении признаков нахождения в социально опасном положении несовершеннолетнего и (или) семьи, не проживающих на территории муниципального образования, где они были выявлены, органы и учреждения системы профилактики, выявившие признаки нахождения в социально опасном положении несовершеннолетнего и (или) семьи, информируют подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, по месту жительства несовершеннолетнего.
Документы персонифицированного учета заполняются органами и учреждениями системы профилактики по месту жительства несовершеннолетнего.
В случае если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы по месту выявления признаков нахождения в социально опасном положении, но фактически постоянно там проживают, профилактическая работа осуществляется по месту фактического проживания во взаимодействии с подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, по месту регистрации несовершеннолетнего и (или) семьи (в пределах Свердловской области).
Если несовершеннолетний и (или) семья, имеющие признаки нахождения в социально опасном положении, не зарегистрированы на территории Свердловской области, то осуществляется переписка с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации в пределах Российской Федерации.
В случае если место жительства несовершеннолетнего, имеющего признаки нахождения в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту выявления и дальнейшего устройства несовершеннолетнего.
В случае если место жительства семьи, имеющей признаки нахождения в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту выявления семьи.
В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, орган и учреждение системы профилактики незамедлительно передают сведения о выявленных фактах и обстоятельствах в соответствующий орган, установленный статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ.
В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы внутренних дел.
Глава 3. Порядок признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, организации системы персонифицированного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении
18. Организация и ведение системы персонифицированного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в соответствии со статьей 9 Закона Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ с использованием АИС "Подросток".
19. Документы персонифицированного учета, поступившие в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего порядка, подлежат регистрации в АИС "Подросток" в течение одного рабочего дня и предварительному рассмотрению на заседании территориальной комиссии, но не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня их регистрации.
20. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, осуществляет подготовку к рассмотрению на заседании территориальной комиссии поступивших документов персонифицированного учета, в том числе при необходимости в течение трех рабочих дней формирует запросы о предоставлении дополнительной информации в органы и учреждения системы профилактики, иные органы и организации.
С целью получения дополнительных сведений о наличии признаков нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, может осуществляться сбор следующих документов:
1) копий документов, удостоверяющих личности, степень родства;
2) документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
3) сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;
4) сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего и (или) семьи и характеристик жилой площади;
5) обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
6) сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности членов семьи;
7) характеристик с места жительства и/или места работы родителей (законных представителей), места работы несовершеннолетних;
8) иных документов.
21. Органы и учреждения системы профилактики представляют информацию о несовершеннолетнем и (или) семье, имеющих признаки нахождения в социально опасном положении, в соответствии с запросом подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня получения запроса.
22. Рассмотрение вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении на заседании территориальной комиссии обеспечивается подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня первичного рассмотрения на заседании территориальной комиссии документов персонифицированного учета.
В исключительных случаях срок рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении может быть продлен до тридцати календарных дней.
При рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении на заседание территориальной комиссии приглашаются несовершеннолетний и его родители (законные представители). В случае неявки на заседание территориальной комиссии несовершеннолетний, его родители (законные представители) уведомляются о принятом территориальной комиссией решении в письменной форме.
При рассмотрении вопроса о признании семьи находящейся в социально опасном положении приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетних и при необходимости несовершеннолетние, другие члены семьи. В случае неявки на заседание территориальной комиссии родители (законные представители) уведомляются о принятом территориальной комиссией решении в письменной форме.
23. При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11 настоящего порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:
1) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;
2) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, следует считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию;
3) совершение несовершеннолетним правонарушения (как преступления, так и административного правонарушения);
4) совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.
24. При признании семьи находящейся в социально опасном положении территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11 настоящего порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:
1) наличие в семье ребенка (детей), признанного (признанных) находящимся (находящимися) в социально опасном положении;
2) неоднократное привлечение территориальной комиссией родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
3) совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на физическое, духовное или нравственное развитие несовершеннолетнего, либо злоупотребление родительскими правами или неисполнение обязанностей, установленных Семейным кодексом Российской Федерации;
4) привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
25. Основаниями проведения комплексной индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, указанные в пунктах 23 и 24 настоящего порядка, если они зафиксированы в документах, установленных статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ.
26. Решение о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении принимается в ходе заседания территориальной комиссии по результатам изучения и обсуждения имеющейся информации большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме постановления.
Постановление территориальной комиссии о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении оформляется в соответствии с пунктом 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", и предусматривает поручения с указанием сроков исполнения в адрес органов и учреждений системы профилактики, рекомендации иным заинтересованным органам и организациям, в том числе поручения по проведению анализа причин возникновения социально опасного положения, разработке предложений по формированию планов мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, либо организации ведомственной индивидуальной профилактической работы.
Копии постановления территориальной комиссии о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней.
27. Постановка несовершеннолетнего и (или) семьи на персонифицированный учет и организация комплексной индивидуальной профилактической работы осуществляются в соответствии с постановлением территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, указанным в пункте 26 настоящего порядка.
28. Сведения о рассмотрении информации о несовершеннолетних и (или) семьях на заседании территориальной комиссии, признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС "Подросток" в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания.
29. Органы и учреждения системы профилактики в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении направляют в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, предложения для включения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, мероприятий, направленных на устранение причин и условий, обуславливающих социально опасное положение.
30. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, в течение трех рабочих дней со дня получения предложений, указанных в пункте 29 настоящего порядка, формирует проект индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению N 4 к настоящему порядку и организует его рассмотрение на ближайшем заседании территориальной комиссии.
В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, указываются органы и учреждения системы профилактики, ответственные за исполнение и сроки проведения мероприятий.
31. Проект индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с мероприятиями по диагностике, коррекции и реабилитации несовершеннолетних утверждается на заседании территориальной комиссии в форме постановления.
32. Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, содержит профилактические мероприятия, реализуемые органами и учреждениями системы профилактики с участием несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), а также иных лиц (близких родственников несовершеннолетних (родных братьев и сестер, бабушек, дедушек), проживающих совместно с несовершеннолетними, а также лиц, не являющихся близкими родственниками, проживающих совместно с несовершеннолетними).
33. Постановление территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, должно содержать сроки представления органами и учреждениями системы профилактики информации о результатах реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, и внесения ими соответствующих сведений в АИС "Подросток".
Копии постановления территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.
34. Мероприятия индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС "Подросток" в течение трех рабочих дней со дня утверждения.
35. Вопрос о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социальном опасном положении, с персонифицированного учета выносится для рассмотрения на заседании территориальной комиссии на основании:
1) предложений председателя, заместителя председателя или членов территориальной комиссии;
2) ходатайств органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.
36. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета и прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы принимается территориальной комиссией в следующих случаях:
1) достижение несовершеннолетними 18-летнего возраста;
2) вынесение судом решения об отмене постановления территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
3) смерть несовершеннолетнего (несовершеннолетних), родителей (законных представителей);
4) лишение родителей родительских прав;
5) выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительства за пределы территории, на которую распространяются полномочия территориальной комиссии, в том числе за пределы Российской Федерации;
6) устранение обстоятельств, явившихся основанием для принятия территориальной комиссией решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
7) при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
37. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета принимается территориальной комиссией в ходе заседания территориальной комиссии по результатам изучения имеющейся информации, подтверждающей наступление случая (обстоятельств), указанных в пункте 36 настоящего порядка, большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме постановления.
После принятия территориальной комиссией постановления, предусматривающего решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета, органы и учреждения системы профилактики прекращают проведение комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей.
Копии постановления территориальной комиссии о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней.
38. Сведения о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС "Подросток" в течение трех рабочих дней.
39. В случае изменения места жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления территориальной комиссии о прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы информация о принятом решении направляется в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
40. Максимальный срок нахождения семей в статусе "находящаяся в социально опасном положении" не может превышать трех лет.
Далее территориальной комиссией решается вопрос о рассмотрении в судебном порядке вопроса об ограничении или лишении родителей (иных законных представителей) прав в отношении детей. Данное решение принимается в форме постановления.
41. Министерство социальной политики Свердловской области на основании сведений, содержащихся в АИС "Подросток", анализирует информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, и оказывает консультационную помощь органам и учреждениям системы профилактики в организации системы персонифицированного учета указанной категории граждан.
Глава 4. Порядок организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении
42. Координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики при проведении комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, обеспечивают территориальные комиссии.
43. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими организацию комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Свердловской области являются органы и учреждения системы профилактики, указанные в части первой пункта 8 и пункте 9 настоящего порядка, а также:
1) территориальные комиссии;
2) государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа";
3) федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа";
4) государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ладо";
5) государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области "Дворец молодёжи";
6) государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Детский оздоровительный центр "Юность Урала";
7) федеральное казенное учреждение "Кировградская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области;
8) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
9) социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения, иные органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области.
44. Комплексная индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики посредством психолого-педагогического, медико-социально-правового и воспитательного сопровождения, в том числе оказания социальных услуг, и направлена на согласованное выполнение индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
45. Информация о проведении комплексной индивидуальной профилактической работы подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, территориальной комиссией должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области.
46. Комплексная индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики до наступления обстоятельств, указанных в пункте 36 настоящего порядка.
47. Срок проведения комплексной индивидуальной профилактической работы определяется территориальной комиссией отдельно в отношении каждого несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, на основании:
1) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания их находящимися в социально опасном положении;
2) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые направлены на выведение несовершеннолетнего и (или) семьи из социально опасного положения.
48. Органы и учреждения системы профилактики представляют в территориальную комиссию информацию об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с указанными в программе сроками по форме согласно приложению N 5 к настоящему порядку.
Анализ реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляет территориальная комиссия с учетом представленной информации органов и (или) учреждений системы профилактики.
Периодичность проведения анализа реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, определяется территориальной комиссией индивидуально в отношении каждого несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении и состоящих на персонифицированном учете, но не реже одного раза в квартал.
49. Территориальная комиссия может создавать рабочие группы, состоящие из представителей органов и учреждений системы профилактики, иных заинтересованных организаций с целью мониторинга реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, и подготовки предложений о необходимости продолжения проведения комплексной индивидуальной профилактической работы, внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, прекращения проведения комплексной индивидуальной профилактической работы.
50. Информацию о результатах реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, поступившую в территориальную комиссию от органов и учреждений системы профилактики, не подключенных к АИС "Подросток", вносит в АИС "Подросток" сотрудник подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, ответственный за ведение персонифицированного учета.
51. Информация о необходимости корректировки проведения комплексной индивидуальной профилактической работы путем внесения изменений и (или) дополнений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в территориальную комиссию в форме:
1) предложений от председателя, заместителя председателя или членов территориальной комиссии;
2) ходатайств от органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.
52. При наличии вступившего в законную силу приговора суда в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, о назначении наказания в виде лишения свободы, а также вступившего в законную силу решения суда о направлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, территориальная комиссия принимает решение о внесении в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, соответствующих изменений на срок, указанный в решении суда.
53. Изменения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, утверждаются постановлением территориальной комиссии.
Копии постановления территориальной комиссии о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.
54. Данные об изменениях, внесенных в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, заносятся в АИС "Подросток" сотрудником подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, ответственным за ведение персонифицированного учета, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
55. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, формирует на каждого несовершеннолетнего и (или) семью, находящихся в социально опасном положении, наблюдательное дело, содержащее материалы об организации проведения комплексной индивидуальной профилактической работы.
К наблюдательному делу приобщаются следующие документы:
1) карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
2) карта семьи, находящейся в социально опасном положении;
3) постановление территориальной комиссии о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, на персонифицированный учет;
4) постановление территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
5) индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
6) постановление территориальной комиссии о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
7) информация органов и учреждений системы профилактики об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
56. При постановке на персонифицированный учет несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в социально опасном положении, допускается ведение одного наблюдательного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.
57. Органы и учреждения системы профилактики (за исключением органов внутренних дел) ведут накопительные дела несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, в которых обобщают материалы о проведенной индивидуальной профилактической работе, в том числе индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, акты обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, справки, информации, запросы, рапорты, характеристики и иные документы.
58. Органы и учреждения системы профилактики вносят результаты реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в АИС "Подросток" в порядке, утвержденном территориальной комиссией.
59. Критериями эффективности проведения комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
1) в психолого-педагогической сфере:
улучшение взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений;
организация совместного досуга родителей (законных представителей) и детей;
участие родственников, других взрослых лиц в воспитании ребенка;
улучшение успеваемости ребенка;
посещение ребенком организаций дополнительного образования;
поступление в детский сад или группу краткосрочного пребывания;
членство ребенка в коллективе (творческое объединение, кружок, общественная организация);
включение семьи в занятия в детско-родительской тренинговой группе;
изменение стиля семейного воспитания;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;
2) в медицинской сфере:
медицинское обследование и при необходимости лечение члена семьи;
оздоровление ребенка в санатории, других оздоровительных учреждениях;
избавление от алкоголизма, наркомании, других вредных привычек;
включение в систему здорового образа жизни, здоровый образ жизни в быту;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;
3) в культурно-досуговой деятельности:
вовлечение ребенка в спортивные секции, кружки, другие формы развивающего досуга;
организация массовых мероприятий с включением в них несовершеннолетнего;
посещение культурно-досуговых учреждений;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;
4) в сфере организации занятости:
трудоустройство несовершеннолетнего или родителей (законных представителей);
регистрация несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
признание несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) безработными;
предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;
5) в социально-бытовой сфере:
наличие света, газа и других коммунальных услуг (в случае отключения ранее);
отсутствие пожароопасного состояния жилья (приняты меры по пожарной безопасности жилого помещения);
удовлетворительное санитарное состояние жилого помещения, в котором проживает семья (чисто, отсутствуют посторонние неприятные запахи, вещи прибраны);
создание по месту жительства семьи необходимых условий для жизни, обучения, развития детей (наличие продуктов питания с учетом возраста детей, в исправном состоянии хозяйственно-бытовых принадлежностей и мебели, спального места с постельными принадлежностями, одежды и обуви по сезону и в соответствии с размером, игрушек и (или) канцелярских принадлежностей с учетом пола и возраста детей).
Приложение N 1
к Порядку
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Форма
ЖУРНАЛ
регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения
несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении,
нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних
________________________________________________________
(наименование органа (учреждения) системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)
начат ________________________
окончен ______________________
Номер строки |
Дата поступления сведений |
Источник поступления сведений (организация, Ф.И.О. ответственного лица, гражданина) |
Информация о лицах (несовершеннолетних, родителях, законных представителях) в отношении которых поступили сведения (Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства, адрес места регистрации, занятость, иное) |
Информация о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка, о несовершеннолетнем и (или) семье, находящихся в социально опасном положении (критерии социально опасного положения несовершеннолетнего и (или) семьи) |
Результат проверки сведений. Принятые меры (оказание помощи, дата и время передачи сведений, орган/учреждение, специалист, которому переданы сведения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Форма
КАРТА
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
_________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования, расположенного на территории
Свердловской области, органа (учреждения), выявившего
несовершеннолетнего)
_________________________________________________________________________
Дата выявления __________________________________________________________
(число, месяц, год)
Ф.И.О. несовершеннолетнего ______________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
(число, месяц, год)
Гражданство _____________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
_________________________________________________________________________
Место учебы (работы) ____________________________________________________
Обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний ______________
_________________________________________________________________________
Сведения о родителях (законных представителях):
Мать ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения ___________________________________________________________
(число, месяц, год)
Гражданство _____________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
_________________________________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________
Отец ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения ___________________________________________________________
(число, месяц, год)
Гражданство _____________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
_________________________________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________
Опекун (попечитель)/законный представитель ______________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения ___________________________________________________________
(число, месяц, год)
Гражданство _____________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
_________________________________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________
Информация о семье:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Причины нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении:
1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения,
общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два
и более раза);
2) совершение несовершеннолетним противоправных или
антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция
и иное);
3) самовольные уходы несовершеннолетнего из семьи, образовательных
и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги,
или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
4) наличие у несовершеннолетнего аддикций, в том числе алкоголизма,
токсикомании, наркомании, игромании, дромомании;
5) поступление (обращение) несовершеннолетнего в медицинские
организации, которое дает достаточные основания полагать, что вред его
здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) попытки совершения суицида несовершеннолетним;
7) приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков,
немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и
других сильнодействующих одурманивающих веществ;
8) иные причины ____________________________________________________
Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)
Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав _____________________________________
(число, месяц, год)
Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение
_________________________________________________________________________
Председатель территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
___________________________ ____________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 3
к Порядку
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Форма
КАРТА
семьи, находящейся в социально опасном положении
_________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования, расположенного на территории
Свердловской области, органа (учреждения), выявившего семью)
_________________________________________________________________________
Дата выявления (число, месяц, год) ______________________________________
Адрес проживания семьи __________________________________________________
Обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально
опасном положении _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о членах семьи:
Сведения о родителях и других членах семьи с 18 лет | ||||||||
Номер строки |
Степень родства |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Место регистрации, место жительства |
Место работы |
Злоупотребление алкоголем и иное |
Наличие судимости |
Состоит на учете (где) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о несовершеннолетних членах семьи до 18 лет | |||||
Номер строки |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Место регистрации, место жительства |
Занятость несовершеннолетних |
Состоит на учете (где) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Информация о семье:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Категория семьи:
1) полная
2) многодетная
3) неполная ________________________________________________________
(одинокая мать, установлено отцовство, родители в
разводе, потеря кормильца)
4) семья с опекаемым ребенком ______________________________________
5) семья, воспитывающая ребенка-инвалида ___________________________
6) иные виды семей _________________________________________________
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
1) семья имеет детей, находящихся в социально опасном положении;
2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными
представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие
употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков,
наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа
жизни;
3) совершение родителями (законными представителями) преступлений в
отношении несовершеннолетнего, административного правонарушения,
посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный
порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности,
собственности, общественной безопасности и общественного порядка;
4) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных
представителей), членов семьи, родственников, или лиц, проживающих
совместно с ними, но не являющихся родственниками;
5) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных
представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими
средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами,
занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и иных
правонарушений;
6) иные причины ____________________________________________________
Жилищно-бытовые условия семьи (нужное подчеркнуть):
отдельная квартира (дом);
комната в общежитии;
частный дом;
иное _______________________________________________________________
Право пользования жилым помещением (нужное подчеркнуть):
собственность;
по договору социального найма;
иное _______________________________________________________________
Источники дохода семьи:
1) заработная плата;
2) пенсии;
3) алименты;
4) государственные пособия;
5) иное ____________________________________________________________
Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)
Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав _____________________________________
(число, месяц, год)
Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение
_________________________________________________________________________
Председатель территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
__________________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 4
к Порядку
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Форма
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
территориальной комиссии
______________________________
(наименование территориальной
комиссии)
по делам несовершеннолетних
и защите их прав
от _______________ N __________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении
1. Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей) _______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Сведения о членах семьи (Ф.И.О., дата рождения, место работы/учебы):
мать: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
отец: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
законный представитель: _________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
дети: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
иные члены семьи: _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Адрес фактического проживания: _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Адрес регистрации: ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Орган, выявивший несовершеннолетнего/семью, находящихся в социально
опасном положении (краткая характеристика несовершеннолетнего/семьи до
постановки на персонифицированный учет): ________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Категория несовершеннолетнего в соответствии со статьей 5 Федерального
закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" _____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Признаки (индикаторы) нахождения несовершеннолетнего/семьи в социально
опасном положении: ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Основания для разработки индивидуальной программы: (документы,
предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или)
законодательством Свердловской области) _________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Цель индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего/семьи: ______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Контрольные сроки и периодичность рассмотрения результатов реализации
индивидуальной программы реабилитации и адаптации: ______________________
_________________________________________________________________________
(дата, период (еженедельно/ежемесячно/ежеквартально))
10. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, задействованные в реализации
мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации: __________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
11. Мероприятия, направленные на устранение причин и условий,
обуславливающих социально опасное положение
Номер строки |
Субъекты профилактики |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия (дата) |
Ответственный |
Срок представления информации (дата) |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
12. Дата внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и
адаптации: ______________________________________________________________
Номер строки |
Субъекты профилактики |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия (дата) |
Ответственный |
Срок представления информации (дата) |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
13. Постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав о снятии с персонифицированного учета: от ________________
N _____________
Основание принятого решения _____________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложение N 5
к Порядку
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Форма
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении,
____________________________________________________________________
(Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей),
дата рождения несовершеннолетнего, адрес проживания)
за период с _______________ по __________________
Наименование мероприятия, утвержденного индивидуальной программой реабилитации и адаптации |
Ф.И.О. лица, ответственного за проведение мероприятия |
Дата проведения мероприятия |
Информация об исполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Предложения по проведению индивидуальной профилактической работы ________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(предложения по внесению изменений в индивидуальную программу
реабилитации и адаптации, ходатайства и иное)
Руководитель органа (учреждения)
системы профилактики _________________ ________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2020 г. N 188-ПП "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"
Вступает в силу с 3 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 3 апреля 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 7 апреля 2020 г.