Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Дополнительные комментарии ("обратная связь")
6.1. Основные достижения по развитию конкуренции в регионе в отчетный период
Реализация в 2019 году комплекса мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды в Пермском крае в рамках региональной "дорожной карты", в целом позволила повысить эффективность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края по содействию развитию конкуренции.
1. Одной из ключевых задач региональной власти является формирование благоприятных условий для дальнейшей реализации инвестиционных программ и расширения деятельности компаний.
По данным Пермьстата, за январь-сентябрь 2019 года на развитие экономики и социальной сферы региона было направлено более 181,3 млрд рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года составил 16,5%. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) за девять месяцев 2019 года составил почти 139,5 млрд рублей или 12,1% к уровню аналогичного периода 2018 года (в сопоставимых ценах).
В настоящее время в Пермском крае реализуется ряд инвестиционных проектов с созданием более 26,6 тысяч рабочих мест. Текущие инвестиции в основной капитал идут как на модернизацию действующего производства, так и на создание нового. Это, в свою очередь, позволяет создавать новые рабочие места, снижать издержки производства, тем самым улучшать конкурентные преимущества предприятий Пермского края. В регионе развит институт СПИК - на сегодняшний день заключено 17 инвестконтрактов. Также в Пермском крае 28 инвестпроектов имеют статус "приоритетных" и находятся на сопровождении Агентства инвестиционного развития региона.
Вместе с тем по итогам 11 месяцев прошлого года организациями Прикамья получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 297,7 млрд рублей. Это на 57,6% выше уровня соответствующего периода 2018 года.
В целом по краю 70,7% обследованных организаций завершили отчетный период с прибылью в объеме более 309 млрд рублей. Это на 47,6% превышает уровень соответствующего периода 2018 года. Сумма убытка нерентабельных организаций края сократилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 44,3% и составила 11,4 млрд рублей.
Основной объем сальдированной прибыли края (92,8%) получен организациями промышленных производств. Доля прибыльных организаций в промышленности края за отчетный период сложилась несколько ниже среднекраевого уровня - 66,5%, сумма прибыли, полученная ими, составила 283,3 млрд рублей (на 49,0% выше аналогичного показателя января - ноября 2018 года).
100% доля прибыльных предприятий к общему числу наблюдается в сфере производства одежды, бумажных изделий, нефтепродуктов, лекарств, компьютеров, транспорта и мебели. Наибольшая доля убыточных предприятий находится в сфере производства кожи и изделий из нее (100%), полиграфии (100%) и производства, передачи и распределения пара и горячей воды, а также кондиционирование воздуха (73,6%).
С 1 января 2020 года на территории Пермского края отменен единый налог на вмененный доход. Решение поддержали 44 из 46 территорий региона. Отменяя на год раньше устаревший налоговый режим, который не соответствовал принципам справедливой конкуренции, власти региона взяли дополнительный год как раз для того, чтобы помочь бизнесу переориентироваться на оптимальные для каждого вида налоговые режимы
В течение прошлого года для более комфортного перехода предпринимателей на иные налоговые режимы была проделана большая работа по корректировке действующих размеров налоговых ставок и условий применения специальных налоговых режимов. Было проведено более 125 семинаров и встреч в территориях (собирали предложения от бизнеса по корректировке налоговых режимов, консультировали предпринимателей по выбору оптимальных режимов, использованию действующих льгот).
В результате были внесены изменения в региональное налоговое законодательство, которые не увеличили налоговое бремя для тех организаций и предпринимателей, у кого налоговая нагрузка была адекватной.
Новый документ актуализировал распределение территорий, в соответствии с которым дифференцирована стоимость патента. Кроме этого, была отменена сложная дифференциация в сфере розничной торговли, общественного питания и пассажирских автобусных перевозок, стоимость патента в этих сферах установлена на уровне нижней границы. Также был расширен перечень видов предпринимательской деятельности, для которых возможно применение патентной системы. Для упрощенной системы налогообложения снято ограничение по количеству работников для сферы ресторанного бизнеса и общественного питания, а также введены пониженные ставки для резидентов технопарков и индустриальных парков: по объекту налогообложения "Доходы" - 2%, по объекту налогообложения "Доходы минус расходы" - 7% установлены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП в сфере ИТ-технологий.
Правительство региона предложило не просто отменить досрочно этот вид налога, но и предусмотрело в региональном бюджете двойную компенсацию территориям от выпадающих доходов после отмены ЕНВД на период 2020 - 2021 годов. Для 44 территорий, принявших решение об отмене ЕНВД с 1 января 2020 года, сумма компенсации из регионального бюджета на 2021 - 2022 годы составит 4 млрд 116 млн рублей. Компенсация не носит целевой характер: полученные средства муниципалитеты будут направлять по своему усмотрению в соответствии с существующими потребностями конкретного муниципалитета. Власти территорий смогут использовать дотацию, в том числе и для различной поддержки малого бизнеса.
Согласно данным Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, на конец января 92,3% предпринимателей, использовавших ЕНВД до 1 января 2020 года, выбрали другие режимы налогообложения. Среди поданных уведомлений 67% - о переходе на упрощенную систему налогообложения, 57% - на патентную систему, 3% - на общий режим налогообложения. Те, кто не подали уведомления о переходе на другие режимы налогообложения - 7,7% предпринимателей - автоматически переведены на общую систему налогообложения.
2. Результаты проведенного мониторинга подтвердили заинтересованность бизнес-сообщества и населения в развитии конкуренции. Итоги мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках Пермского края свидетельствуют, что в целом потребители положительно оценивают возможность выбора, качество продукции пермских производителей, осуществляющих свою деятельность на приоритетных и социально значимых рынках Пермского края, однако считают, что цены на продукты и услуги в Пермском крае завышены по сравнению с другими регионами.
3. Министерство в течение 2019 года непрерывно оказывало информационную, консультационную и методическую поддержку муниципальным образованиям Пермского края в области развития конкуренции.
На официальном сайте Министерства в разделе "Развитие конкуренции" создан и постоянно наполняется подраздел "Развитие конкуренции на муниципальном уровне", в котором размещены основные материалы о состоянии и развитии конкуренции органов местного самоуправления Пермского края.
В 2019 году подписаны соглашения о взаимодействии между Министерством и администрациями всех (46) муниципальных районов и городских округов Пермского края.
В рамках заключенных Соглашений муниципальные образования являются соисполнителями ряда мероприятий, определенных в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае на 2019 - 2021 годы", утвержденного распоряжением губернатора Пермского края от 31 декабря 2019 г. N 210-р. Также муниципалитеты являются ответственными исполнителями по рынку оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и сфере наружной рекламы региональной "дорожной карты".
Показатели, отражающие наличие указанных рынков в муниципальных "дорожных картах" включены в методику формирования Рейтинга муниципальных образований Пермского края по уровню содействия развитию конкуренции.
Подробная информация по актуализации методики формирования Рейтинга муниципальных образований Пермского края и результатах проведенного анкетирования за 2019 год приведена разделе 2.2.2 Доклада.
4. В 2019 году в Пермском крае была продолжена работа по привлечению негосударственных структур, представителей бизнес-сообществ к развитию конкурентной среды и обеспечению принципов добросовестной конкуренции.
В Пермском крае успешно реализуется проект "Отраслевые стандарты качества" (далее - ОСК), разработанный и развиваемый общественным объединением отраслевых сообществ - Межотраслевой ассоциацией развития конкуренции (МАРК). Удачным является решение объединить работу по развитию конкуренции на площадках общественного объединения МАРК и Рабочей группы по содействию развитию конкуренции Совета по развитию предпринимательства при губернаторе Пермского края. Благодаря созданной конструкции в активную работу по развитию конкуренции вовлечены практически все заинтересованные и причастные стороны как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сообщества и научных кругов. работа по содействию разработке отраслевых стандартов качества.
Совместно с отраслевыми сообществами разработана модель жизненного цикла развития добросовестной конкуренции с использованием Отраслевых стандартов качества, для последующей разработки регламентов, обеспечивающих непрерывное использование и совершенствование Отраслевых стандартов качества в системе государственных закупок в Пермском крае.
Совместно с Прокуратурой Пермского края разработаны и апробированы подходы межведомственного взаимодействия по профилактике и устранению проявлений недобросовестной конкуренции в виде демпинга и нарушений законодательства.
Совместно с Министерством по регулированию контрактной системы апробирована система совместной разработки Типовых конкурсных документаций с использованием Отраслевых стандартов качества в качестве отраслевых предложений.
27 ноября 2019 г. проведены общественные слушания на тему "Новая редакция Типовой документации контрактов в области охраны объектов бюджетной сферы". В заседании приняли участие представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае, УФАС по Пермскому краю, ИОГВ и отраслевых сообществ.
6.2. Наименования муниципальных образований, которые с точки зрения содействия развитию конкуренции и внедрения Стандарта развития конкуренции можно отметить с хорошей стороны
Разнообразие подходов к разработке программных мероприятий в муниципальных образованиях Пермского края свидетельствует о важности и необходимости учета специфики развития конкретного муниципального образования. Таким образом, лучшие муниципальные практики можно использовать как точки роста в деятельности власти по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции.
Город Губаха
На территории Губахинского городского округа осуществляет деятельность автономная некоммерческая организация "Губахинский районный Бизнес-Инкубатор", которая осуществляет поддержку малого предпринимательства, оказывает помощь на начальной стадии развития новых предприятий, создание условий и предоставление ресурсов для развития компаний. Общий объем финансирования в 2019 году составил 4009426 руб.
В 2019 году проведены следующие мероприятия:
30 августа 2019 года на площадке Центральной библиотеки города Губахи состоялась рабочая встреча Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае с предпринимателями Губахинского, Александровского и Кизеловского муниципальных образований;
23 сентября 2019 года состоялся обучающий семинар на тему: "Коллективный договор как система регулирования взаимоотношений общества и его работников";
30 сентября 2019 года - семинар "Охрана труда для руководителей и специалистов";
7 октября 2019 года - семинар "Пожарно-технический минимум";
26 ноября 2019 года - образовательный семинар: "Налоговая перезагрузка. Альтернативы ЕНВД".
Город Пермь
По заказу администрации города Перми ООО "Прикамский исследовательский центр "Технологии социального согласия" было проведено социологическое исследование по теме "Конкурентная среда на рынках товаров, работ и услуг города Перми". Исследование проводилось на территории города Перми 1 августа - 16 сентября 2019 года методом стандартизированного интервью с использованием электронного устройства (планшетного компьютера).
Для формирования выборки принимались данные из открытых источников, например, справочники работающих предприятий, данные сайта госзакупок. Опрос проводился среди экспертов предприятий и организаций МСП, ведущих деятельность на территории города Перми на товарных рынках представленных в таблице 6.1. Уровень эксперта - собственник, директор или заместитель директора предприятия или организации (в том числе коммерческий, финансовый, исполнительный, технический директора).
Таблица 6.1
Товарные рынки
N п/п |
Рынки |
Опорная информация из открытых источников |
Объем выборки |
1 |
Рынок государственных закупок |
753 контракта муниципального уровня, заключенных в 2018 году, по данным сайта http://www.zakupki.gov.ru |
100-170 |
2 |
Рынок жилищно-коммунального хозяйства |
501 организация, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги по данным сайта http://2gis.ru/perm |
70-120 |
3 |
Рынок услуг дошкольного образования |
246 организаций раннего развития детей/частных детских садов по данным сайта http://2gis.ru/perm |
40-70 |
4 |
Рынок услуг розничной торговли |
1195 продуктовых магазинов шаговой доступности по данным сайта http://2gis.ru/perm |
200-300 |
Всего по целевой выборке опрошено 608 представителей субъектов МСП (каждый сотый).
В рамках исследования субъектам МСП было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их деятельности, оценки конкурентных условий ведения бизнеса и оценки барьеров ведения предпринимательской деятельности.
На основе анализа ответов, полученных от субъектов МСП, был подготовлен доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг города Перми в 2019 году с основными результатами которого можно ознакомиться по ссылке http://invest.gorodperm.ru/small_business/competition/.
Лысьвенский городской округ
Муниципальная практика "По созданию благоприятных условий для сбыта сельскохозяйственной продукции"
На сегодняшний день в Лысьвенском городском округе производителями сельскохозяйственной продукцией являются 5 сельхозпредприятий и 21 крестьянское (фермерское) хозяйство. На территории округа насчитывается более 5 тыс. личных подсобных хозяйств, также имеющих статус сельхозтоваропроизводителей, реализующих излишки продукции.
Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются 3 предприятия и 1 сельскохозяйственный потребительский перерабатывающе-сбытовой кооператив.
Работа по созданию сельскохозяйственной кооперации в Лысьвенском городском округе проводилась на протяжении нескольких лет. В результате был создан сельскохозяйственный потребительский перерабатывающее - сбытовой кооператив "Надежда". Основная цель кооператива - создание соответствующих условий для бесперебойной реализации собственной сельскохозяйственной продукции сельхозтоваропроизводителями Лысьвенского городского округа и обеспечение жителей округа качественными продуктами питания.
После создания кооператива был составлен бизнес-план, и направлена заявка в Министерство сельского хозяйства Пермского края на получение гранта на развитие кооператива. В рамках реализации данного проекта построен цех убоя и переработки мяса на имеющейся площади 635 кв. м.
Среднегодовая численность работающих 10 чел.
Основным видом деятельности кооператива является переработка и консервирование мяса. Также кооператив "Надежда" предлагает следующие услуги:
- копчение мяса, куры, сала и дичь;
- изготовление колбас из сырья сельхозтоваропроизводителей;
- реализацию мяса под заказ: говядина, свинина, баранина, кролики, бройлеры, утки, гуси, индюки (туши, полутуши, четвертины, мякоть, ливер).
На своих торговых точках кооператив реализует следующую продукцию:
- парное мясо: телятина, свинина, баранина;
- мясо кроликов, индюков, гусей;
- молочная продукция: молоко, молоко топленое, сливки, творог, масло сливочное, масло топленое, сыр;
- мед;
- куриное и перепелиное яйцо;
- мясные полуфабрикаты и колбасные изделия (более 10 видов) собственного производства.
Вся продукция изготовлена из экологически чистого сырья, произведенного местными сельхозтоваропроизводителями. Данная продукция не содержит ГМО, вредных добавок и различных заменителей натуральных продуктов.
Выручка от реализации переработанной продукции в 2018 году составила 28000 тыс. руб.
Объем переработанной в 2018 году продукции:
- из говядины - 70,0 тонн.
- из баранины - 11,0 тонн.
- из свинины - 19,0 тонн.
Администрация города Лысьвы поддержала открытие магазина. На приобретение оборудования, из местного бюджета было выделено 400 тыс. руб. по программе поддержки кооперации.
Также на территории Лысьвенского городского округа ежегодно проводятся весенне-осенние и предновогодние сельскохозяйственные ярмарки с участием местных и краевых сельхозтоваропроизводителей, что способствует развитию здоровой конкуренции среди производителей.
Муниципальное образование "Город Березники"
Практика применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
В настоящее время в муниципальном образовании "Город Березники" реализуется инвестиционный проект по созданию жилого микрорайона в соответствии с Соглашением о совместной деятельности по освоению земельного участка, площадью 38,5 га для жилищного строительства, заключенным в 2016 году между Пермским краем, в лице губернатора Пермского края, ООО "ЕвроХим - Усольский калийный комбинат" (далее Общество) и муниципальным образованием "Город Березники" (Город Березники), в лице главы города.
В рамках Соглашения:
Пермский край (ПК) со своей стороны обеспечивает:
- подписание трехстороннего специального инвестиционного контракта относительно инвестиционного проекта ООО "ЕвроХим - Усольский калийный комбинат" по созданию промышленного производства "Усольский калийный комбинат (далее Инвестиционный проект);
- организацию проведения в т.ч. в отношении Инвестиционного проекта процедуры отбора инвестиционных проектов в целях присвоения статуса "приоритетный инвестиционный проект";
- организацию проведения в т.ч. в отношении Инвестиционного проекта процедуры рассмотрения документов, обосновывающих соответствие Инвестиционного проекта критериям, определенным Законом ПК от 09.07.2015 N 503-ПК.
В случае принятия по результатам процедур положительного решения - подписание распоряжения губернатора ПК в целях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации Инвестиционного проекта.
Общество обеспечивает:
- организацию и проведение за свой счет проектно-изыскательских работ, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации, финансирование строительства в объеме, обеспечивающем ввод в эксплуатацию следующих объектов:
многоквартирные дома;
все необходимые сети, автодорога;
общеобразовательная школа;
два детских сада;
спортивный комплекс.
- безвозмездную передачу в собственность (на баланс) городу Березники вышеупомянутых объектов, за исключением многоквартирных домов.
Город Березники обеспечивает:
в порядке, установленном законодательством РФ, ПК и муниципальными правовыми актами при условии соблюдения антимонопольного законодательства РФ:
- предоставление Обществу в аренду земельного участка, без проведения торгов;
- наличие и должную работоспособность городских сетей, к которым будет произведено подключение объектов;
- принятие на безвозмездной основе от Общества на баланс, введенные в эксплуатацию объекты (за исключением домов);
- содействие в решении земельных и имущественных вопросов в ходе реализации Инвестиционного проекта;
- решение иных вопросов в рамках своей компетенции.
Пермский муниципальный район
В 2019 году в районе запущен процесс внедрения новой муниципальной практики в развитии конкуренции. Данная практика направлена на субъектов торговли, бытовых услуг, которые в текущем году применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Цель практики в условиях жесткой конкуренции на рынках розничной торговли, бытового обслуживания района и отмены ЕНВД в 2020 году помочь бизнесу наиболее безболезненно перейти на другие системы налогообложения.
Данная практика реализуется посредством предоставления субъектам розничной торговли, бытовых услуг субсидий на возмещение части фактически произведенных следующих затрат:
- приобретение мебели, оборудования для осуществления деятельности (для субъектов сферы бытовых услуг),
- приобретение торгового оборудования, мебели, оргтехники для осуществления деятельности (для субъектов сферы торговли);
- приобретение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), фискального накопителя; программного обеспечения для работы ККТ, фискального накопителя, оплата услуг (выполнение работ) по настройке ККТ, оплата услуг (выполнение работ) по модернизации ККТ; оплата по договору с оператором фискальных данных; приобретение автоматизированной системы для бланков строгой отчетности;
- оплата услуг в области бухгалтерского учета;
- приобретение программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета;
- оплата услуг по предоставлению (изготовлению) сертификата ключа проверки электронной подписи для участия субъекта малого и среднего предпринимательства в аукционах (по аренде земли, по заключению договора на право размещения нестационарного торгового объекта, по заключению договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте), а также оплата иных услуг по предоставлению электронной подписи (для субъектов сферы торговли).
Механизм реализации практики определен Постановлением администрации Пермского муниципального района от 20.11.2019 N 801 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях отмены единого налога на вмененный доход".
Проект данного постановления прошел обсуждения с представителями бизнес-сообщества района, депутатами Земского Собрания Пермского муниципального района, а также процедуру оценки регулирующего воздействия.
Данная практика может быть распространена и на другие муниципалитеты.
Соликамский городской округ
В целях более эффективной поддержки и развития предпринимательства, создания комфортных условий для начинающего бизнеса, в Соликамском городском округе осуществляет деятельность инновационно-производственный Бизнес-инкубатор "Верхнекамье" (далее - Б-и "Верхнекамье").
Основной целью Б-и "Верхнекамье" является создание новых субъектов малого предпринимательства и их поддержка в момент появления на рынке на ранней стадии деятельности посредством создания системы (структуры) инновационного предпринимательства, способной постоянно генерировать новые продукты, новые бизнесы, находить новые ниши в существующих рынках или выходить на новые рынки.
В Б-и "Верхнекамье" размещаются предприниматели, работающие в сфере глубокой лесопереработки, производства строительных материалов из местного сырья, инноваций, производства сувенирной и наградной атрибутики, производства детских развивающих игрушек, логистики, организации праздников и фотоуслуг, театрального искусства.
В 2019 году Б-и "Верхнекамье" принял участие в организации и проведении 22 ярмарочных мероприятий.
В качестве организации, управляющей деятельностью Б-и "Верхнекамье", выступает некоммерческая организация "Соликамский фонд поддержки малого предпринимательства" (далее - Фонд). Учредителем Фонда является администрация Соликамского городского округа.
Материально-техническая база Фонда позволяет проводить разнообразные образовательные и общегородские социальные мероприятия. Организация подобных мероприятий позволяет наладить полезные знакомства среди предпринимателей, а также повысить уровень знаний и мастерства предпринимателей разного уровня в различных сферах деловой активности. Бизнес-инкубатор, не только предоставляет помещение и оборудование для проведения мероприятий, но и обеспечивает информационную поддержку.
В 2019 году Фондом организовано и проведено 41 образовательное мероприятие (тренинги, семинары, вебинары и форумы).
Краснокамский городской округ
Практика раннего планирования и осуществления закупок на территории Краснокамского городского округа.
Все проекты, требующие финансирования в очередном финансовом году и планируемом периоде, консолидируются в едином документе и публикуются на официальном сайте администрации Краснокамского городского округа, что позволяет субъектам малого предпринимательства распланировать финансовые потоки и своевременно заявиться на участие в конкурсных процедурах.
Документ публикуется на сайте в году, предшествующем очередному в момент утверждения бюджета округа. Это позволяет администрации округа начинать конкурсные процедуры в январе, что положительно сказывается на объемах денежных средств и дает возможность повторно разыграть сэкономленные средства и увеличить долю участия субъектов малого предпринимательства. Практика раннего планирования позволяет устанавливать объективные сроки исполнения работ и оказания услуг, а также осуществлять контроль за ходом исполнения работ, что позволяет сократить объем неисполненных контрактов.
В Программе Краснокамского городского округа "Развитие Краснокамского городского округа на 2019 - 2020 годы" детализировано расписано развитие каждого населенного пункта, входящего в состав Краснокамского городского округа. Уполномоченным органом за формирование данного документа является управление экономического развития администрации Краснокамского городского округа. При формировании указанной программы учитываются предложения отраслевых (функциональных) органов администрации округа и общественных объединений. Источниками финансирования Программы выступают средства федерального, краевого и местного бюджетов, грантов и внебюджетных источников. В программу включаются мероприятия, направленные на благоустройство дорожной, транспортной, инженерной инфраструктуры, сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта и инициативного бюджетирования. Объем финансирования Программы в 2019 году составил более 1,5 млрд руб., в 2020 году - 2,5 млрд руб., что доказывает высокоэффективность применяемой практики.
Очерский городской округ
Муниципальная практика "Интеллектуальная экономическая игра "Предпринимайка".
Цель муниципальной практики: Популяризация положительного имиджа молодежного предпринимательства.
Задачи:
- Развить у школьников познавательную активность, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним источникам;
- Развить интерес к экономике и предпринимательству;
- Сформировать навыки экономического воспитания;
- Выявить наиболее эрудированных учащихся в области экономики и предпринимательства;
- Нацелить молодое поколение на саморазвитие и развитие малого и среднего бизнеса в Очерском городском округе.
Краткое описание практики:
В 2017 - 2019 гг. на территории Очерского городского округа в рамках муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства Очерского муниципального района" реализуется мероприятие - "Интеллектуальная экономическая игра "Предпринимайка".
Экономическая игра "Предпринимайка" проводится в интеллектуальном клубе "Эврика" на базе МАУК "Очерский РДК". Участниками мероприятия являются интеллектуальные команды образовательных учреждений Очерского городского округа, состоящих из учащихся 7-10 классов.
Достигнутые результаты:
- развитие интереса к экономике и предпринимательству;
- участие в игре позволило ребятам получить знания по основам предпринимательства, придумать бизнес-идею - принять участие в краевом конкурсе "Биржа идей", реализуемого в рамках федеральной программы "Ты - предприниматель". Команда заняла 2 место.
Чайковский городской округ
Мероприятия по обеспечению доступности и качества образования детей на рынке психолого-педагогического сопровождения детей.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в Чайковском городском округе составляет 1087 детей, в том числе дошкольного возраста - 412 детей и школьников - 675 детей.
В течение всего отчетного периода осуществлялось взаимодействие с учреждениями с целью оказания своевременной помощи детям с особенностями в развитии:
Бюро МСЭ г. Чайковский,
ОДН и ЗП администрации Чайковского городского округа;
ГБУЗ ПК "Краевая психиатрическая больница N 6" г. Чайковский;
МБУЗ "Чайковская городская детская больница";
КГУ ПК "Межведомственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г. Чайковский;
ООО "Ласточка".
В 2019 году продолжил работу Выездной консультационный пункт "Содружество". В результате, оказана консультативная помощь родителям и педагогам, проживающим в с. Уральское и с. Сосново (40 детей).
Управлением образования администрации Чайковского городского округа организованы и проведены:
- муниципальный конкурс "Учитель года - 2019" по номинации "Педагог обучающихся (воспитанников) с ОВЗ";
- муниципальный смотр-конкурс методических и дидактических средств обучения (Номинация "Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ", Номинация "Реализация ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Наличие указанных номинаций в муниципальных конкурсах является мощным стимулом к расширению инклюзивной практики и формированию инклюзивной культуры в педагогическом сообществе нашей территории.
В течение всего учебного года оказывалась консультативная помощь обратившимся родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением. В общей сложности проведено более 300 консультаций.
В случае необходимости с учетом индивидуальных особенностей детей педагогом-психологом проводились предварительные обследования детей: в 2018 году - 19 и с начала 2019 года - 8, что позволяет минимизировать ситуацию стресса для ребенка.
Чернушинский муниципальный район
Ярмарочная деятельность как механизм развития конкуренции на рынке розничной торговли в Чернушинском районе.
Для обеспечения сбалансированности товарных рынков сельхозпродукцией, продукцией местных товаропроизводителей и изделиями кустарей и народных художественных промыслов сформирован комплекс мер по организации Досугово - ярмарочной площади:
- определена территория для осуществления ярмарочной деятельности, расположенная в общественно - деловом центре города и находящаяся в шаговой доступности от социально значимых объектов здравоохранения, образования, культурного наследия и религиозного значения. Территория граничит с объектами торговли, жилым сектором и подъездными путями к нему;
- в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" в 2019 году выполнены работы по благоустройству Досугово - ярмарочной площади. Комплексное благоустройство территории площади заключалось в формировании зон: отдыха, проведения ярмарочных мероприятий, пешеходных зон, предназначенных для перемещения по площади и сообщения с жилыми секторами, объектами социальной инфраструктуры центральной части города;
- разработан проект Положения по организации ярмарок на территории Чернушинского района (округа) (далее - Положение). Согласно данному Положению, ежегодно формируется план проведения ярмарок, который размещается в информационно - коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации Чернушинского района (округа).
Основным направлением организации Досугово - ярмарочной площади является увеличение присутствия товаров местных производителей, сельхозпродукции и изделий кустарей и народных художественных промыслов на ярмарках, увеличение количества торговых мест для организации и проведения расширенных сезонных, праздничных ярмарок.
Ярмарки нацелены на обеспечение жителей района качественной продукцией собственного производства по доступным ценам.
Увеличение объемов продаж на ярмарках положительно сказывается на стабилизации и снижении уровня цен на социально значимые продукты питания.
На реализацию благоустройства территории Досугово - ярмарочной площади из бюджетов Пермского края и Чернушинского городского поселения было направлено 3463,702 тыс. руб.
Дополнительные финансовые ресурсы для реализации муниципальной практики не требуются.
Ожидаемый результат:
1. Расширение ярмарочной торговли путем увеличения количества ярмарок (ярмарочных площадок), их доступности для организаторов ярмарок, а также увеличения количества торговых мест на ярмарках позволит вовлечь в торговую деятельность новых участников ярмарок.
2. Прогнозируемая и предсказуемая предпринимательская деятельность участников ярмарок повлечет за собой рост производства в малых и средних хозяйствах с получением гарантированного и стабильного канала сбыта.
3. Расширение ярмарочной торговли путем увеличения количества ярмарок (ярмарочных площадок), их доступности для организаторов ярмарок, а также увеличения количества торговых мест на ярмарках позволит вовлечь в торговую деятельность новых участников ярмарок.
4. Прогнозируемая и предсказуемая предпринимательская деятельность участников ярмарок повлечет за собой рост производства в малых и средних хозяйствах с получением гарантированного и стабильного канала сбыта.
5. Возможность потребителя получать свежие и качественные продовольственные товары, а также непродовольственные товары мелких производителей.
Чусовской городской округ
Выявление обособленных подразделений организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чусовского городского округа (далее - округ) с последующей передачей информации в налоговый орган для их регистрации.
В администрации Чусовского городского округа ведется планомерная работа по выявлению организаций, имеющих обособленные подразделения, но не зарегистрированных на территории округа. С этой целью разработан план мероприятий для контроля за организациями, осуществляющими свою деятельность на территории округа:
Ежемесячно проводится сбор информации с сайта ИФНС по вновь созданным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории округа.
Направляются письма как вновь созданным организациям, так и осуществляющим свою деятельность на территории округа с запросом о контрагентах с предоставлением информации о количестве созданных рабочих мест и контрагентов.
В контракты (договоры), заключаемые структурными подразделениями, отраслевыми (функциональными) органами администрации Чусовского городского округа рекомендовано включать пункт об обязательной регистрации обособленных подразделений.
Направляются запросы в налоговые органы по мониторингу предоставленной информации по заключенным контрактам (договорам) структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов администрации Чусовского городского округа и полученной информации о контрагентах от предприятий, организаций.
Информация о выявленных обособленных подразделениях направляется в налоговый орган для принятия мер по регистрации их на территории округа.
6.3. Административные барьеры, препятствующие более динамичному развитию отраслей экономики Пермского края
В ходе отраслевого анализа экономики Пермского края выявлены административные барьеры, препятствующие более динамичному развитию региона, и представлены возможные пути их решения (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Малое и среднее предпринимательство | ||
N |
Барьер |
Предложение |
1 |
Блокировка счетов предпринимателей |
Внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность (отдельные требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") |
2 |
Труднодоступность заемных средств для субъектов предпринимательской деятельности по "Программе 8,5%", низкая степень заинтересованности коммерческих банков для участия в программе |
Разработка мер стимулирования коммерческих банков для участия в программе, предоставление коммерческим банкам более дешевых кредитных ресурсов Центробанка России. Снижение требований к формированию резервов для коммерческих банков на кредитные ресурсы |
3 |
Отсутствие индивидуальных подходов о кредитным сделкам, высокие минимальные суммы при "недорогом" кредитовании и льготном лизинге, высокие ставки кредитования и отсутствие программ финансирования стартовых проектов |
Снижение порога минимальной суммы финансирования в государственных программах и программах финансирования организаций поддержки МСП |
Лесопромышленный комплекс | ||
4 |
Перепродажа населением древесины, предназначенной для личных нужд |
Внесение изменений в ст. 30 Лесного кодекса РФ условий получения древесины с учетом нуждаемости в ней, или заменить право граждан на самостоятельную заготовку древесины в лесу (на корню) на получение готовой продукции или заменить это право на денежную компенсацию. Эффект: увеличение количества перерабатываемой древесины на 2,5 млн куб. м в год |
5 |
Устаревшее лесоустройство: лес может быть только "на бумаге". Отсутствие достоверной информации о лесном фонде, в связи с давностью лесоустройства (более 25 лет) снижает эффективность планирования использования лесов и лесохозяйственных мероприятий. Лесоустройство - это федеральное полномочие, переданное на уровень субъекта РФ. При этом доводимых до регионов субвенций недостаточно для проведения лесоустройства |
Необходимо обновление материалов лесоустройства. Только на примере Пермского края: - Стоимость проведения лесоустройства 1 лесничества (300-500 тыс. Га) в Пермском крае составляет около 50 млн руб. Стоимость проведения лесоустройства 12 млн Га составляет около 1,5 млрд руб. Эффект: увеличение количества заготавливаемой древесины на 4,5 млн куб. м в год |
6 |
Удаленность расчетной лесосеки от мест переработки и сбыта |
Вовлечь в хозяйственный оборот водные пути (р. Каму) - очистка русла Сделать более гибкими весовые ограничения при транспортировке лесовозами (снять ограничение по максимальной нагрузке на лесовоз при неизменной нагрузке на ось) Эффект: увеличение количества используемого леса на 7,5 млн куб. м леса |
7 |
Отсутствие переработки лиственных пород (предприятия в смешанных лесах заготавливают только хвою, оставляя лиственную породу). Часть лесопользователей не в полной мере используют свое право по заготовке древесины, предоставленное установленным договором ежегодной расчетной лесосеки. Действующее лесное и гражданское законодательство не предусматривает ответственности за неполное освоение расчетной лесосеки и за отсутствие глубокой переработки |
Необходимо внедрить экономические меры стимулирования заготовки всей древесины - ввести ответственность за нецелевых пород, в том числе предусмотреть возможность начисления неустойки за отсутствие переработки древесины в рамках правового поля типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" Эффект: Стимулирование развития деятельности по переработке древесины внутри региона, повышение инвестиционной привлекательности региона |
Промышленный комплекс | ||
8 |
Отсутствие дифференциации приоритетности транспортировки продукции при экспорте в зависимости от ее добавленной стоимости |
Вывоз на экспорт в первую очередь продукции с высокой добавленной стоимостью (дифференциация приоритетов) Эффект: решение вопросов транспортировки при экспорте приведет к повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в химической промышленности с общей суммой 420 млрд. руб., и увеличению объемов экспорта продукции на 50% |
Сельское хозяйство | ||
9 |
Увеличение тарифов на энергоносители, а именно, на электрическую энергию, ГСМ, сводит на минимум усилия властей и сельхозтоваропроизводителей, старающихся сохранить потребительские цены на основные продукты питания |
Внести изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, в части включения сельхозпроизводителей в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам) или установления особого порядка ценообразования для сельхозтоваропроизводителей на электроэнергию, или рассмотреть возможность принятия на федеральном уровне порядка субсидирования части затрат на приобретение электрической энергии для сельхозпроизводителей |
Транспорт | ||
10 |
Незначительные штрафы за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Необходимо стимулирование выхода предпринимателей из "теневого" сектора. Соблюдение требований законодательства в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси должно быть экономически выгоднее их несоблюдения, что возможно достигнуть путем усиления ответственности за осуществление перевозок без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта |
Внесение изменений в статью 14.1 КоАП РФ в части увеличения штрафа до 100 000 рублей. |
11 |
Наличие ограничений движения транспортных средств, которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом" (далее - Правила), с общей массой более 44 тонн с 6 и более осями по автодорогам, в том числе регионального значения. При этом не учитываются климатические и технические особенности автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации |
Внести изменение в приложение N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом", а именно дополнить примечание следующим текстом: "Примечание. Допускается увеличение допустимой массы транспортного средства, указанной в таблице, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в период и на величину, установленные высшим исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления соответственно. Примечание. Допускается увеличение осевой нагрузки транспортного средства, указанной в таблице, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в период и на величину, установленные высшим исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления соответственно |
12 |
Большинство городов Российской Федерации расположены вблизи водных объектов (водохранилища, реки, озера, пруды), которые имеют источники питьевого и бытового водоснабжения. В свою очередь указанные источники имеют несколько зон санитарной охраны, которые охватывают обширные площади населенных пунктов. Согласно статье 44 пункта 3 подпункта 1 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Кодекс) запрещается сброс сточных вод, в том числе дренажных, в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, строительство и реконструкция объектов капитального типа становится невозможным, при отсутствии возможности сброса сточных поверхностных вод в ливневую канализацию, с доведением их до городских очистных сооружений |
Внести изменения в статью 44, пункт 3, подпункт 1 Водного кодекса и разрешить сброс дренажных вод, прошедших очистку в локальных очистных сооружениях, до рыбохозяйственных параметров |
13 |
Законодательством РФ для категорированных объектов транспортной инфраструктуры предусмотрено создание и поддержание в исправном состоянии специальных технических средств, а также привлечение подразделений транспортной безопасности, что требует постоянного выделения денежных средств. Часть пристаней и причалов, расположенных на внутренних водных путях, осуществляют посадку (высадку) пассажиров и (или) перевалку грузов только в период навигации и в зимний период не функционируют, в связи с чем выполнение мероприятий по их антитеррористической защищенности не требуется |
Целесообразно предусмотреть Законодательством РФ (в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта в области транспортной безопасности выполнения установленных требований только в период навигации, ввиду отсутствия пассажиров) для пристаней и причалов, осуществляющих посадку (высадку) пассажиров и (или) перевалку грузов только в период навигации, выполнение требований по транспортной безопасности только в навигационный период |
Землеустройство | ||
14 |
Избыточное регулирование объектов культурного наследия затрудняет развитие российских городов. Здания и сооружения, имеющие статус ОКН, не подлежат сносу, их можно только реставрировать. Вокруг таких объектов устанавливаются три вида зон с особыми условиями градостроительной деятельности, режимы которых зачастую дублируют друг друга. Кроме того, субъекты Российской Федерации не обладают всеми полномочиями по управлению такой недвижимостью. Снятие с государственной охраны указанных объектов (около 75 тыс. ОКН регионального и местного значения) осуществляется на федеральном уровне - актом Правительства Российской Федерации. Критерии историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценности ОКН на федеральном уровне не установлены (большинство ОКН включены в реестр в силу закона, на основании советских критериев), в связи с чем отсутствует возможность проведения инвентаризации списков федеральных, региональных и местных памятников |
Внесение изменений в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": - в части исключения дублирования "защитных" и "охранных" зон объектов культурного наследия; - в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом снятия с государственной охраны объектов регионального и местного значения. Необходимо установление на федеральном уровне критериев определения историко-культурной ценности объекта недвижимости в целях повышения капитализации объектов культурного наследия и проведение инвентаризации памятников, включенных в единый государственный реестр. Эффект: Исключение дублирования режимов зон объектов культурного наследия. Передача в полном объеме полномочий по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения субъектам Российской Федерации. Установление критериев историко-культурной ценности и проведение инвентаризации объектов культурного наследия |
Связь и IT | ||
15 |
Устройство многоквартирных домов не соответствуют требованиям оснащенности для оказания услуг электросвязи, размещения оборудования и сетей связи, при этом операторы связи несут необоснованные расходы по оплате за размещение соответствующего оборудования в общем имуществе собственников помещений многоквартирных домов |
Внесение изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 N 126-ФЗ "О связи", Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс (проект федерального закона N 614271-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи"). Эффект: упрощение правил доступа операторов связи в многоквартирные дома позволит обеспечить доступ граждан к услугам электросвязи, кроме того в результате изменения федерального законодательства планируется увеличение налогооблагаемой базы операторов связи, как следствие увеличение налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации |
16 |
Разнообразные требования к предоставлению отчетности физическими и юридическими лицами, необходимость неоднократного предоставления дублирующих сведений в органы власти различных уровней, отсутствие доступа к ранее предоставленным в составе отчетности сведениям в пределах компетенции у органов власти различного уровня, невозможность предоставления отчетности в электронной форме в приоритетном порядке |
Установление единых требований к предоставлению отчетности, с приоритетом на возможность осуществления данных действий в электронной форме и установлением порядка предоставления доступа к отчетности органам власти различных уровней в пределах компетенции. Поддержка законопроекта, разработанного Минэкономразвития России (ID проекта 04/13/10-19/00096018) |
17 |
При создании информационных систем, возникает необходимость обмениваться сведениями из множества баз персональных данных информационных систем различных по своим структурам. Объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой, не допускается. При этом цели обработки персональных данных федеральным законодательством зачастую четко не определены. С учетом изложенного для каждого взаимодействия возникает необходимость разрабатывать отдельный программный модуль, а также проверять достоверность сведений при их получении. Также возникает необходимость увеличения информационных ресурсов для работы отдельных программных модулей и хранения информации в базах данных, в т.ч. повторяющихся, что заметно увеличивает стоимость содержания инфраструктуры и выполнения работ по созданию дополнительных модулей в целом |
Внесение изменений в часть 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" |
_________________________
<1> По данным Министерства образования Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-26-01-33-123.
<2> По данным Министерства образования Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-26-01-33-123.
<3> По данным Министерства социального развития Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-33-05-54-178.
<4> По данным Министерства здравоохранения Пермского края от 11.02.2020 N СЭД-34-01-12-318.
<5> По данным Министерства здравоохранения Пермского края от 11.02.2020 N СЭД-34-01-12-318.
<6> По данным Министерства социального развития Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-33-05-54-178.
<7> По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 04.02.2020 N СЭД-24-02-18-39.
<8> По данным Министерства информационного развития и связи Пермского края от 07.02.2020 N СЭД-20-01-10исх.-66.
<9> По данным Министерства строительства Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-Пвн31-02-1-21-100.
<10> По данным Министерства строительства Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-Пвн31-02.
<11> По данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-Пвн31-02-1-21-100.
<12> По данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 06.02.2020 N СЭД-Пвн31-02-1-21-100.
<13> По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.02.2020 N СЭД-25-02.2-02-2.
<14> По данным Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 03.02.2020 N СЭД-49-01-05-21.
<15> По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.02.2020 N СЭД-25-02.2-02-2.
<16> По данным Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 31.01.2020 N СЭД-30-01-20-79.
<17> По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.02.2020 N СЭД-25-02.2-02-2.
<18> По данным Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 31.01.2020 N СЭД-30-01-20-79.
<19> По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10.02.2020 N 01455-20.
<20> Информация представлена в Ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае за 2019 год.
<21> По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10.02.2020 N 01455-20.
<22> По данным Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.02.2020 N 59.00-02/04-3751-2020.
<23> По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10.02.2020 N 01455-20.
<24> В связи с особенностями методологии Росстата, исключающей расчет валовой добавленной стоимости по мелким видам деятельности, была произведена экспертная оценка на основе данных по структуре ВРП, результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы ИКТ и структуре их затрат.
<25> http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestv ennyix-monopolij.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.