Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2020 г. N 308-ЭС19-27992 по делу N А63-1266/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2019 по делу N А63-1266/2019 Арбитражного суда Ставропольского края по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя (далее - предприятие) к публичному акционерному обществу "Ставропольский завод поршневых колец" (далее - общество) о взыскании 1 002 277 руб. 27 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
установила:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2019, решение от 25.04.2019 изменено, с общества в пользу предприятия взыскано 849 388 руб. 27 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить постановления судов апелляционной инстанции и округа, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив кассационную жалобу, приложенные к ней документы, материалы дела N А63-1266/2019, судья считает, что жалоба с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие, являющееся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, производило отпуск холодной воды и прием сточных вод общества на основании договора от 28.04.2014 N 646/15/14, заключенного сторонами.
В соответствии с названным договором предприятие обязалось осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс по объекту, расположенному по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 5, а абонент (общество) - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением ответчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 договора).
В подпунктах "в", "р", "с" пункта 12 договора определено, что организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод; осуществлять контроль за соблюдением ответчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением ответчиком нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В подпункте "т" пункта 14 названного договора стороны предусмотрели, что абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования по составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на центральную систему водоотведения.
При превышении абонентом установленных нормативов водоотведения абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в центральную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
В целях осуществления контроля за качеством сточных вод предприятием произведен отбор проб сточных вод и контрольного колодца общества, о чем составлен соответствующий акт N 362.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб от 15.12.2017 N 436 качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей свойств сточных вод, в связи с чем предприятие начислило обществу плату в сумме 849 387 руб. 52 коп. (без учета НДС).
Учитывая, что предприятие является плательщиком НДС, при выставлении счета последним начислен НДС 18% в сумме 152 889 руб. 75 коп., в связи с чем плата составила 1 002 277 руб. 27 коп.
Отказ общества от перечисления начисленной платы послужил основанием для обращения предприятия с настоящим иском.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации снабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть ресурс, а абонент обязуется оплачивать принятый ресурс, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее - Правила N 644).
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится путем подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований, сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций - на основании результатов анализов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 (формула расчета кратности превышения, значение которой используется при расчете по формуле, установленной пунктом 123) Правил N 644.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд округа, изменил решение суда первой инстанции, исключив из расчета общества сумму налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на статьи 146, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что установленная пунктом 123 Правил N 644 формула определяет базу для начисления налога, тогда как обязанность его уплаты установлена нормами налогового законодательства, в связи с чем предприятие как организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, размер платы за которые установлен без учета НДС, обязано предъявить к оплате абоненту соответствующую сумму НДС, исчисленную их указанной налоговой базы и ставки НДС (18%), вследствие чего выводы судов апелляционной инстанции и округа об исключении из суммы задолженности НДС являются неправомерными.
В силу части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья находит приведенные заявителем доводы достаточным основанием для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение жалобы на 27 апреля 2020 года на 10 час. 45 мин. в помещении Верховного Суда Российской Федерации по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2020 г. N 308-ЭС19-27992 по делу N А63-1266/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10846/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10846/19
24.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2537/19
25.04.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1266/19