В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 г. N 7-п, Постановлением Правительства Пермского края от 8 мая 2013 г. N 417-п "О разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций, а также об экспертизе проектов административных регламентов предоставления государственных услуг" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденный Приказом Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) от 22 марта 2016 г. N СЭД-33-01-03-178.
2. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства Кель Т.Г., руководителям межрайонных территориальных управлений, территориальных управлений Министерства (далее - территориальные управления) обеспечить соблюдение требований, установленных Административным регламентом.
3. Начальнику отдела документационного обеспечения Министерства Абышевой Т.В. обеспечить:
3.1. ознакомление с настоящим Приказом статс-секретаря - заместителя министра Подъяновой Н.Е., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Кель Т.Г.;
3.2. направление копии настоящего Приказа в территориальные управления, в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";
3.3. опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации, на сайте Министерства minsoc.permkrai.ru.
4. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра Подъянову Н.Е.
И.о. министра |
Д.М. Санников |
Изменения,
которые вносятся в административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденный приказом Министерства социального развития Пермского края от 22.03.2016 N СЭД-33-01-03-178
(утв. приказом Министерства социального развития Пермского края от 2 апреля 2020 г. N СЭД-33-01-03-277)
1. Абзац второй пункта 1.1 изложить в следующей редакции:
"Предметом регулирования настоящего Регламента является государственная услуга по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.";
2. пункт 1.3.1 изложить в следующей редакции:
"1.3.1. Информация о государственной услуге внесена в реестр государственных услуг Пермского края и размещена на Едином портале, официальном сайте Министерства minsoc.permkrai.ru (далее - сайт Министерства) (раздел "Государственные услуги - Перечень государственных услуг Министерства")";
3. пункт 1.3.2 изложить в следующей редакции:
"1.3.2. Государственная услуга предоставляется государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Центр"). Заявитель имеет право подать заявление и документы для предоставления государственной услуги через государственное бюджетное учреждение "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) с момента вступления в силу соглашения о взаимодействии.";
4. пункт 1.3.3 изложить в следующей редакции:
"1.3.3. Место нахождения, графики работы Министерства, территориальных управлений Министерства, Центра предоставляющих государственную услугу, а также справочные телефоны, адреса официального сайта и электронной почты размещены на сайте Министерства (раздел "О Министерстве - Территориальные управления"), Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал), в сети "Интернет".
Информация о графике работы, номерах телефонов территориальных управлений Министерства, Центра для справок (консультаций) также предоставляется при обращении по телефону.";
5. пункт 1.3.4 изложить в следующей редакции:
"1.3.4. На информационных стендах территориальных управлений Министерства размещается следующая информация:
- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;
- перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования к ним;
- режим приема заявителей специалистами территориальных управлений Министерства, Центра по вопросам предоставления государственной услуги;
- информация о сроках предоставления государственной услуги в целом и максимальных сроках выполнения отдельных административных процедур;
- основания отказа в предоставлении государственной услуги;
- порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги;
- порядок получения консультаций;
- порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.";
6. пункт 1.3.5 изложить в следующей редакции:
"1.3.5. Заявитель обладает правом в любое время с момента приема документов получать сведения о предоставлении государственной услуги при помощи телефона, электронной почты или посредством личного посещения Министерства, территориальных управлений Министерства, Центра, а также через МФЦ или на сайте Министерства.
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги проводятся специалистами Центра, Министерства, территориальных управлений Министерства по следующим вопросам:
- перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектность (достаточность) представленных документов;
- время приема и выдачи документов;
- сроки предоставления государственной услуги;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.";
7. пункт 1.3.6 изложить в следующей редакции:
"1.3.6. Информирование о ходе предоставления государственной услуги осуществляется специалистами Центра, Министерства, территориальных управлений Министерства:
- при личном контакте с заявителем, посредством телефонной связи - немедленно;
- посредством почты, электронной почты или на сайте Министерства - в течение 10 рабочих дней с момента регистрации запроса о ходе предоставления услуги.
Консультации по порядку предоставления государственной услуги осуществляются бесплатно.";
8. абзац второй пункта 2.2 изложить в следующей редакции:
"Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляет Центр";
9. абзац пятый пункта 2.4 изложить в следующей редакции: "Объем программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, составляет: 66,5 часа, в том числе тренинги и практические занятия - 47 часов, индивидуальная работа и консультирование 4, 5 часа";
10. пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
"2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещен на официальном сайте Министерства в разделе "Государственные услуги - Перечень государственных услуг Министерства", а также на Едином портале.";
11. абзац десятый пункта 3.2.2 исключить;
12. приложение 1 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к Административному регламенту
по предоставлению государственной
услуги по подготовке лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей
|
Директору организации, осуществляющей подготовку граждан ________________________________________
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ (Ф.И.О. полностью, дата рождения) ________________________________________
данные паспорта: серия ______ N ___________ выдан __________________________________ ________________________________________ (кем выдан, дата выдачи) адрес регистрации ________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ адрес фактического проживания ____________ ________________________________________ контактный телефон ______________________ направлен(а) органом опеки и попечительства ________________________________________ ________________________________________ (дата выдачи направления, при наличии) |
|||||||||||
заявление | ||||||||||||
Прошу зачислить меня в группу по обучению кандидатов в замещающие родители/воспитатели СВГ/постинтернатные воспитатели, действующих замещающих родителей, постинтернатных воспитателей (нужное подчеркнуть) в соответствии с Приказом Министерства социального развития Пермского края от 29 октября 2019 N СЭД-33-01-03-692 "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей", Приказом Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей". Даю согласие на проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных программой (в том числе психологического исследования), раскрытие информации, выдачу заключения по результатам психологического исследования для органов опеки и попечительства _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (наименование, место нахождения)
с целью принятия решения о признании меня усыновителем, опекуном, приемным родителем, постинтернатным воспитателем, воспитателем СВГ (нужное подчеркнуть). | ||||||||||||
" |
|
" |
|
202 |
|
г. |
Подпись |
|
( |
|
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(расшифровка подписи) |
" |
13. приложения 2, 3 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей исключить;
14. приложение 5 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей изложить в следующей редакции:
"Приложение 5
к Административному регламенту
по предоставлению государственной
услуги по подготовке лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей
Программа,
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов", имеющая рецензию кафедры социальной педагогики ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 17 сентября 2019 г., протокол N 1
(утв. приказом Министерства социального развития Пермского края от 2 апреля 2020 г. N СЭД-33-01-03-277)
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью.
Задачи программы:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Формирование у кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - замещающие родители) знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
3. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании принимаемого ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.
4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Объем программы: 66,5 часа, в том числе тренинги и практические занятия - 47 часов, индивидуальная работа и консультирование - 4,5 часа.
Режим занятий: 2-3 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.
Форма проведения подготовки: очно-заочная.
Формы организации занятий:
основная форма - социально-психологический тренинг; а также просмотры и обсуждение тематических учебных фильмов, лекции-беседы, анализ моделируемых ситуаций.
Форма подведения итогов подготовки: тестирование, собеседование.
Учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов"
Разделы, N п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
||
|
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальная работа/консультирование |
|
||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
4 |
1 |
|
3 |
|
1.1 |
Первичное консультирование |
1 |
|
|
1 |
Структурированное интервью |
1.2 |
Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки |
2 |
|
|
2 |
Утвержденный пакет методик |
1.3 |
Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей |
3 |
1 |
2 |
|
|
2.1 |
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) |
1 |
1 |
|
|
|
2.2 |
Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
2 |
|
2 |
|
|
3 |
Этапы развития ребенка |
4 |
|
4 |
|
|
3.1 |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
2 |
|
2 |
|
|
3.2 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
5 |
4 |
1 |
|
|
4.1 |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
1 |
1 |
|
|
|
4.2 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.3 |
Медицинские аспекты развития ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, последствий жестокого обращения |
2 |
2 |
|
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 |
|
3 |
1 |
|
5.1 |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
5.2 |
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
1 |
|
1 |
|
|
5.3 |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка |
2 |
|
1 |
1 |
|
6 |
Адаптация принимаемого ребенка и замещающей семьи |
5 |
|
5 |
|
|
6.1 |
Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
6.2 |
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации |
2 |
|
2 |
|
|
6.3 |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной |
1 |
|
1 |
|
|
6.4 |
Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье |
1 |
|
1 |
|
|
7 |
"Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением |
6 |
|
6 |
|
|
7.1 |
Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними |
2 |
|
2 |
|
|
7.2 |
Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка |
2 |
|
2 |
|
|
7.3 |
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм |
1 |
|
1 |
|
|
7.4 |
Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
6 |
|
6 |
|
|
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством) |
2 |
|
2 |
|
|
8.2 |
Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных. Воспитание безопасного поведения у ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, в общественных местах, в интернет-пространстве |
4 |
|
4 |
|
|
9 |
Особенности полового воспитания принимаемого ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
|
9.1 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности |
1 |
1 |
|
|
|
9.2 |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
2 |
|
2 |
|
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации принимаемого ребенка |
4 |
|
4 |
|
|
10.1 |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
10.2 |
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации |
1 |
|
1 |
|
|
10.3 |
Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
1 |
|
1 |
|
|
10.4 |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон |
1 |
|
1 |
|
|
11 |
Особенности воспитания сирот-сиблингов условиях замещающей семьи |
5 |
1 |
4 |
|
|
11.1 |
Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье |
2 |
|
2 |
|
|
11.2 |
Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей |
3 |
1 |
2 |
|
|
12 |
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья |
6 |
3 |
3 |
|
|
12.1 |
Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития |
3 |
2 |
1 |
|
|
12.2 |
Подготовка членов семьи к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Принятие ребенка всеми членами семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний) |
3 |
1 |
2 |
|
|
13 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
6 |
4 |
2 |
|
|
13.1 |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства |
1 |
1 |
|
|
|
13.2 |
Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства |
1 |
1 |
|
|
|
13.3 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
13.4 |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем |
1 |
1 |
|
|
|
13.5 |
Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства |
2 |
1 |
1 |
|
|
14 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
3 |
|
3 |
|
|
14.1 |
Взаимодействие замещающих семей с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории проживания. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом. Функции замещающей семьи |
3 |
|
3 |
|
|
15 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
2 |
|
2 |
|
|
15.1 |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы |
1 |
|
1 |
|
|
15.2 |
Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью |
1 |
|
1 |
|
Тестирование |
|
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
Собеседование |
|
Итого |
66,5 |
15 |
47 |
4,5 |
|
Содержание разделов
Раздел 1 Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители
Проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;
в) понятие обучающего психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 Представление о потребностях развития принимаемого ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 Этапы развития ребенка
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка; диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение; оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка; причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"); понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
Раздел 6 Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи
Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка; этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации; тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной; роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.
Раздел 7 "Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка в замещающей семье
Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними; эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством); способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице, в общественных местах, в интернет-пространстве. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных.
Раздел 9 Особенности полового воспитания ребенка в замещающей семье
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 Роль замещающей семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи
Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье. Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Позиция родителей. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей.
Раздел 12 Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ОВЗ (по заболеваниям). Создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ. Безопасное проживание ребенка в замещающей семье. Подготовка членов семьи к приему ребенка с ОВЗ. Принятие ребенка всеми членами замещающей семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ОВЗ к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний).
Раздел 13 Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью; формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства; требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения; порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье; порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью; меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства; защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка; порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом; правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 14 Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Основные функции замещающей семьи; взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия; информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории ее проживания; взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 15 Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы; обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители; проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание; составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью.
Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители, успешно освоивших программу
1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания принимаемых детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении принимаемого ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности принимаемого ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Итоговая аттестация по программе.
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки (приложение 1 к настоящей программе).
Модуль "Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи"
Цель модуля: повышение воспитательных компетенций замещающих родителей и развитие родительских умений в воспитании сирот-сиблингов.
Подготовка кандидатов в замещающие родители в рамках данного модуля предоставляет им возможность как можно больше узнать о детях-сиблингах, особенностях взаимодействия с ними, правилах и условиях адаптации семьи к приему новых членов и особенностях взаимоотношений детей между собой.
Задачи модуля:
- оказать помощь замещающим родителям в осознании реальных трудностей воспитания детей-сиблингов и разрешении конфликтных ситуаций с детьми;
- активизировать внутренние ресурсы родителей, формировать представления о необходимости подготовки всех членов семьи к приему новых детей;
- разработать систему правил для родителей, направленных на смягчение конфликтов между детьми и улучшение самочувствия каждого ребенка в семье.
Объем модуля: 5 часов, в том числе лекции - 1 час, семинары-тренинги - 4 часа.
Формы организации занятий: лекции-беседы; семинары-тренинги, анализ моделируемых ситуаций.
Учебно-тематический план модуля "Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи"
Разделы N п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальная работа/консультирование |
||||
1 |
Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи |
5 |
1 |
4 |
|
|
1.1 |
Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к новой семье |
2 |
|
2 |
|
|
1.2 |
Детская подсистема: проблемы и стимулы. Позиция родителей |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Итого |
5 |
1 |
4 |
|
|
Ожидаемый результат:
Повышение компетенций кандидатов в замещающие родители в вопросах воспитания сирот-сиблингов (анкетирование, диагностики).
Формирование у кандидатов в замещающие родители понимания принципов позитивного воспитания детей-сиблингов. Профилактика жесткого обращения с детьми.
Модуль "Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи"
Цель модуля: подготовка кандидатов в замещающие родители к построению эффективной системы взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей обеспечить интегративную адаптацию его в социуме.
Подготовка кандидатов в замещающие родители в рамках данного модуля предоставляет им возможность как можно больше узнать об особенностях воспитания детей-сирот с особыми потребностями здоровья, условиях создания развивающей среды и успешной социализации ребенка.
Задачи модуля:
- оказать помощь кандидатам в замещающие родители в осознании реальных проблем, трудностей воспитания детей-сирот с особыми потребностями здоровья и путей для их решения;
- определить оптимальные условия для развития ребенка с особыми потребностями здоровья;
- активизировать внутренние ресурсы родителей, формировать у кандидатов в замещающие родители представления о необходимости подготовки всех членов семьи к приему ребенка с особыми потребностями здоровья.
Объем модуля (учебных часов): 6 часов, в том числе лекций - 4 часа, семинары-тренинги - 2 часа.
Формы организации занятий: лекции-беседы; семинары-тренинги.
Учебно-тематический план модуля "Особенности воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья в условиях замещающей семьи"
Разделы N п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальная работа/консультирование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ОВЗ |
6 |
4 |
2 |
|
|
1.1 |
Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития |
3 |
3 |
|
|
|
1.2 |
Подготовка членов семьи к приему ребенка с ОВЗ. Посещение детских домов-интернатов для детей-инвалидов (экскурсия, общение со специалистами). Принятие ребенка всеми членами семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ОВЗ к семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Итого |
6 |
4 |
2 |
|
|
Ожидаемый результат:
Повышение социально-педагогических компетенций кандидатов в замещающие родители в вопросах воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (в зависимости от диагноза).
Понимание родителями требований и условий создания развивающей среды для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и медицинского диагноза.
Формирование активной родительской позиции для привлечения профессиональной помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями здоровья.
Учебный план программы подготовки иностранных граждан, лиц без гражданства или граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации
Разделы N п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальная работа/консультирование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
4 |
|
|
4 |
|
1.1 |
Первичное консультирование |
1 |
|
|
1 |
структурированное интервью |
1.2 |
Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки |
2 |
|
|
2 |
|
1.3 |
Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители |
1 |
|
|
1 |
|
2 |
Представление о потребностях развития принимаемого ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей |
2 |
|
1 |
1 |
|
2.1 |
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) |
1 |
|
1 |
|
|
2.2 |
Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
1 |
|
|
1 |
|
3 |
Этапы развития ребенка |
2 |
|
1 |
1 |
|
3.1 |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
1 |
|
1 |
|
|
3.2 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
2 |
|
2 |
|
|
4.1 |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия |
1 |
|
1 |
|
|
4.3 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение |
1 |
|
1 |
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
2 |
|
1 |
1 |
|
5.1 |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
1 |
|
1 |
|
|
5.3 |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка |
1 |
|
|
1 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи |
2 |
|
1 |
1 |
|
6.1 |
Особенности ожидания замещающей семьи; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации |
1 |
|
1 |
|
|
6.2 |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной |
1 |
|
|
1 |
|
7 |
"Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
2 |
|
1 |
1 |
|
7.1 |
Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними. Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
7.3 |
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты |
1 |
|
|
1 |
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
2 |
|
1 |
1 |
|
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах |
1 |
|
1 |
|
|
8.2 |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
1 |
|
|
1 |
|
9 |
Особенности полового воспитания ребенка в замещающей семье |
2 |
|
1 |
1 |
|
9.1 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности |
1 |
|
1 |
|
|
9.2 |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
1 |
|
|
1 |
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
2 |
|
2 |
|
|
10.1 |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации |
1 |
|
1 |
|
|
10.2 |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Социальные связи семьи кандидата; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
1 |
|
1 |
|
|
11 |
Основы международного и российского законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи иностранных граждан |
3 |
|
|
3 |
|
11.1 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка |
1 |
|
|
1 |
|
11.2 |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем |
1 |
|
|
1 |
|
11.3 |
Правовые последствия усыновления - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, а также членов их семей. Последствия отмены усыновления |
1 |
|
|
1 |
|
11.4 |
Ответственность замещающих родителей (кандидатов в усыновители) за постановку несовершеннолетнего на консульский учет, предоставление отчетов об условиях воспитания и содержания ребенка |
1 |
|
|
1 |
|
12 |
Особенности воспитания ребенка в неполной замещающей семье |
2 |
|
1 |
1 |
|
12.1 |
Основные функции замещающей семьи. Риски воспитания ребенка в неполной замещающей семье |
1 |
|
1 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
2,5 |
|
1,5 |
1 |
|
13.1 |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
1,5 |
|
1,5 |
|
|
13.2 |
Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание |
1 |
|
|
1 |
|
|
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
собеседование |
|
Итого |
30 |
|
13,5 |
16,5 |
|
Приложение 1
к Программе
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
"Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа подготовки
лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей "Школа опекунов"
Министерство социального развития Пермского края | |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" ул. Екатерининская, 98, г. Пермь, 614000 Тел./факс: 212-89-70 ИНН 5907022125/КПП 590201001 E-mail: cpmss3@mail.ru | |
СВИДЕТЕЛЬСТВО о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей | |
от "___" _______________ 20__ г. |
N _____________________ |
Ф.И.О. _________________________________________________________________ __________________________________________________ с "____" ______________ 202__ г. по "____" ________________ 20___ г. прошел(а) подготовку в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" по программе, утвержденной Приказом Министерства социального развития Пермского края от __________ N _________________ "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей". ____ | |
Директор |
____________ |
М.П.
г. Пермь, 20__ |
Приложение 2
к Программе
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
"Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа подготовки
лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей "Школа опекунов"
Министерство социального развития Пермского края Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" ул. Екатерининская, 98, г. Пермь, 614000 Тел./факс: 212-89-70, 233-55-26, тел. 233-45-34 ИНН 5907022125/КПП 590201001 E-mail: cpmss3@mail.ru | ||
СВИДЕТЕЛЬСТВО о подготовке иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации | ||
от "___" _______________ 20__ г. |
N _____________________ |
|
Настоящее свидетельство выдано ________________________________________________________________ в том, что он(а) с "___" _____________ 20___ г. по "___" ______________ 20___ г. прошел(а) подготовку по программе иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, в объеме 30 учебных часов в Государственном автономном учреждении дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" по программе подготовки иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства социального развития Пермского края от _______ N _______"Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей". | ||
Директор |
______________________________ г. Пермь, 20__ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Пермского края от 2 апреля 2020 г. N СЭД-33-01-03-277 "О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденный приказом Министерства социального развития Пермского края от 22.03.2016 N СЭД-33-01-03-178"
Вступает в силу с 13 апреля 2020 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства социального развития Пермского края (http://minsoc.permkrai.ru) 3 апреля 2020 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 3 апреля 2020 г., в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 6 апреля 2020 г. N 14