Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа
"Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района"
(утв. постановлением Администрации муниципального района от 27 марта 2020 г. N 186)
Паспорт
Ответственный исполнитель программы (уполномоченный орган) |
- Управление по социальным вопросам Администрации муниципального района (отдел здравоохранения Управления по социальным вопросам) |
Соисполнители программы. |
- |
Участники программы |
- Управление образования Администрации муниципального района; - подведомственные Управлению по социальным вопросам структурные подразделения: отдел здравоохранения, отдел по спорту, туризму и молодежной политике; - МБУ "Молодежный центр Советско-Гаванского муниципального района". |
Цели программы. |
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района. 2. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни у жителей Советско-Гаванского муниципального района. 3. Повышение обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района. |
Задачи программы. |
1. Увеличение охвата населения различными формами профилактических мероприятий, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда здорового образа жизни. 2. Увеличение объема информирования населения по теме здорового образа жизни, в том числе с использованием средств массовой информации. 3. Разработка и выполнение мероприятий по формированию здорового образа жизни в организованных коллективах. 4. Координация и проведение работы по привлечению организаций всех форм собственности к формированию здорового образа жизни. 5. Проведение оценки состояния здоровья и уровня знаний населения муниципального района. 6. Создание условий по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждения здравоохранения муниципального района. 7. Решение жилищных проблем работников отрасли здравоохранения. 8. Мониторинг кадрового потенциала отрасли здравоохранения. |
Подпрограммы |
- |
Основные мероприятия муниципальной программы |
1. Формирование здорового образа жизни, укрепление и сохранение здоровья населения Советско-Гаванского муниципального района. 2. Создание благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях. 3. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. |
Основные целевые индикаторы программы |
1. Естественная убыль населения муниципального района (кол-во случаев 1000 чел. населения). 2. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи (%). 3. Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний (кол-во случаев на 100 тыс. человек). 4. Младенческая смертность (кол-во случаев на 1000 родившихся живыми). 5. Доля жителей, охваченных мероприятиями в рамках Программы (%). 6. Количество подготовленных и опубликованных статей по здоровому образу жизни в печатных изданиях (кол-во статей в СМИ района). 7. Количество подготовленных выступлений по профилактике социально значимых заболеваний на телевидении (кол-во выступлений). 8. Подготовка и проведение "круглых столов" по вопросам материнства и детства, выявления факторов риска (кол-во проведенных мероприятий). 9. Подготовка и проведение социального опроса (анкетирование) по вопросам здорового образа жизни (кол-во проведенных мероприятий). 10. Проведение популяционных акций среди населения (кол-во проведенных мероприятий). 11. Обеспеченность населения района врачами (кол-во специалистов на 10 тыс. населения). 12. Снижение показателя естественной убыли населения муниципального района (снижение показателя на 1000 чел. населения). |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации программы: 2015 - 2022 годы, в один этап. |
Ресурсное обеспечение программы, в том числе за счет средств районного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального, краевого бюджетов и внебюджетных средств, с разбивкой по годам |
Источник финансирования программы - районный бюджет. Объем финансирования Программы в 2015 - 2022 годах - 5802,264 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 25,140 тыс. рублей; 2016 год - 1304,308 тыс. рублей; 2017 год - 2060,000 тыс. рублей; 2018 год - 1400,000 тыс. рублей; 2019 год - 36,016 тыс. рублей; 2020 год - 325,600 тыс. рублей; 2021 год - 325,600 тыс. рублей; 2022 год - 325,600 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Формирование навыков здорового образа жизни у населения муниципального района, включая сокращения потребления алкоголя, табака и исключение потребления наркотиков. 2. Внедрение новых форм работы с населением, направленных на формирование мотиваций к здоровому образу жизни у населения муниципального района. 3. Снижение показателей естественной убыли населения муниципального района с - 1,2 на 1000 населения в 2015 году, до - 1,0 на 1000 населения в 2022 году, увеличение средней продолжительности жизни к 2022 году до 72,5 лет. 4. Увеличение численности населения, приверженного к здоровому образу жизни. 5. Увеличение укомплектованности медицинских учреждений Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района, врачебными кадрами. 6. Улучшение социальной привлекательности и рост престижности профессии медицинского работника. 7. Естественный прирост населения муниципального района за счет повышение рождаемости до 11 детей в год на 1000 человек населения района. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также вступления в силу Федерального Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", реализация мер по профилактике заболеваний и формирования здорового образа жизни являются приоритетными направлениями в сфере охраны здоровья граждан. Вступивший в силу Федеральный Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ, кроме этих функций, возлагает на органы местного самоуправления полномочия по санитарно-гигиеническому просвещению, информированности населения о возможности распространения социально значимых заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов, а также проведению комплекса мер по созданию условий для оказания медицинской помощи населению (в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), в том числе создания благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях.
В целях эффективного функционирования системы здравоохранения в Советско-Гаванском муниципальном районе на основе программноцелевого подхода, необходимо осуществление планомерного проведения мероприятий, направленных на устойчивое функционирование лечебнопрофилактических учреждений, приоритетным направлением деятельности которых является раннее выявление заболеваний и их профилактика. За предыдущий период в рамках реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края проведены капитальные ремонты лечебно-профилактических учреждений, укрепление их материально-технической базы, внедрены современные медицинские профилактические технологии, значительно расширен перечень и увеличен объем диагностических услуг.
Вместе с тем, в современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без внедрения и развития технологий профилактической медицины. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит не только от системы здравоохранения, но и от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.
В Советско-Гаванском муниципальном районе сохраняются высокие показатели смертности населения. В 2013 году наметилось некоторое ее снижение одновременно с увеличением рождаемости.
Показатель смертности в 2013 году составил по муниципальному району 13,1 на 1000 населения, показатель рождаемости - 11,5 на 1000 населения, естественный прирост населения - 1,6 на 1000 населения. В Хабаровском крае данные показатели в 2012 году составили: рождаемость
- 15,8 на 1000 населения, смертность 14,4 на 1000 населения, естественный прирост + 1,4.Среди умерших жители в возрасте до 65 лет составляют 50,3%. В структуре причин общей смертности 58,5% приходится на болезни системы кровообращения, 12,9% - на онкологические заболевания, 11,7%
- на травмы. В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни. Среди них низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, низкая устойчивость к стрессам. Так в 2013 году в структуре причин смертности от сердечно-сосудистых заболеваний число алкогольных кардиопатий увеличилось вдвое, по сравнению с предыдущим периодом и составило 10% от общего числа случаев. Средний возраст умерших от алкогольной кардиопатии - 41-50 лет, 25% среди умерших - женщины, в том числе 8% - женщины репродуктивного возраста.
В муниципальном районе регистрируются высокие показатели заболеваемости социально значимыми болезнями. Так, заболеваемость туберкулезом составляет 56,5 случаев на 100 тысяч населения, что ниже уровня предыдущего года на 17,2%. Показатель смертности от туберкулеза в 2 раза превышает краевой показатель. Не менее тревожно выглядит заболеваемость онкологическими заболеваниями - 365,2 на 100. тыс. населения, это на одном уровне заболеваемости 2012 года. На 1,8 процента по сравнению с 2012 годом уменьшилось количество больных алкоголизмом, хотя данный показатель превышает краевой на 36,8%. На 62,9% в муниципальном районе превышен краевой уровень заболеваемости наркоманией, а токсикоманией в 2 раза.
Актуальность проблем по охране здоровья женщин репродуктивного периода, требует принятия комплекса мер по профилактике нежелательной беременности. Для реализации поставленных целей предусматривается решение задач по улучшению доступности и качества медицинской помощи женщинам в репродуктивном периоде. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельств о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательного отказа от вредных привычек.
Высокий уровень распространенности вредных привычек наряду с низким уровнем стремления к сохранению собственного здоровья является серьезной угрозой для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений. Проблема улучшения состояния здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города требует комплексного целенаправленного подхода к ее решению. Одной из важнейших задач является необходимость сокращения заболеваемости хронической патологией и преждевременной смертности за счет мотивации населения к здоровому образу жизни, повышению ответственности за сохранение здоровья. Данная программа направлена на формирование здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, вредные привычки через информирование населения и обеспечение активных форм его участия в процессе сохранения здоровья.
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Научной концепцией неинфекционных заболеваний признана концепция факторов риска - поведенческих и социальных факторов, непосредственно связанных с повышенной вероятностью возникновения этих заболеваний. Данными факторами риска являются курение, употребление наркотических препаратов, алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, устойчивость к стрессам, материальный и социальный статус.
Снижение уровня факторов риска способствует снижению заболеваемости, острых осложнений болезни и смертности от нее, что приведет увеличению средней продолжительности жизни к 2022 году до 72,5 лет.
Эти данные являются главным обоснованием внедрения в практику целенаправленной работы по воспитанию у населения муниципального района личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребности в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с 01.01.2012 к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относятся в числе прочих следующие вопросы:
- информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального района, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
- участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
- реализация на территории муниципального района мероприятий по формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона органы местного самоуправления в числе прочих должны разрабатывать и реализовывать систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона органы местного самоуправления в числе прочих несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны разрабатывать и реализовывать программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Проблема улучшения состояния здоровья и пропаганды здорового образа жизни среди населения муниципального района требует комплексного целенаправленного подхода к ее решению программноцелевым методом.
Реализация мероприятий Программы Администрацией муниципального района позволит создать условия для сохранения и укрепления здоровья населения Советско-Гаванского муниципального района, будет содействовать формированию навыков ведения здорового образа жизни.
Реализация поставленных перед здравоохранением задач, учитывая их дальнейшее расширение и развитие, требует кардинального улучшения качественного и количественного обеспечения медицинских учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. Ситуация по обеспеченности кадрами в муниципальных учреждениях здравоохранения неудовлетворительная. Укомплектованность должностей специалистов физическими лицами низкая, среди специалистов здравоохранения высока доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Нормативная обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в Хабаровском крае на 01.01.2019 года составляет - 38,9 специалистов, с 01.01.2020 года нормативная обеспеченность врачами возрастет до 41,0 специалиста на 10 тысяч населения, к 2022 году - до 42,7 специалиста.
Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения муниципального района, работающими в КГБУЗ "Советско-Гаванская районная больница" - на 01.01.2020 составила 40 специалистов, средними медицинскими работниками - 87 специалистов. Укомплектованность кадров: физическими лицами врачей - 85,0%, средних медработников - 78,2%.
Более 47% врачей и более 43% средних медицинских работников пенсионного и предпенсионного возраста.
В учреждения здравоохранения муниципального района требуется не менее 5 специалистов с высшим медицинским образованием: врач-кардиолог, участковые врачи-терапевты, врач-педиатр.
Создавшееся положение с низким уровнем оплаты труда специалистов отрасли здравоохранения сдерживает дальнейшее развитие кадрового потенциала, негативно отражается на состоянии и качестве оказания медицинской помощи населению муниципального района.
Анализ факторов, способствующих закреплению специалистов в отрасли здравоохранения, показывает, что к таковым, наряду с ростом реальной заработной платы, относятся обеспечение жильем и дополнительными социальными гарантиями. В связи с этим, в данную муниципальную программу включены мероприятия, направленные на решение кадровых проблем лечебных учреждений.
Важным условием успешной реализации настоящей Программы является компонент управления рисками, с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы. Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
1. Финансовые риски. Возможное уменьшение объема средств районного бюджетов, направляемых на реализацию мероприятий Программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета. Гарантией исполнения мероприятий программы является бюджетная обеспеченность основных мероприятий Программы.
2. Законодательно-правовые риски обусловлены изменением федерального и краевого законодательства в области здравоохранения.
3. Административный риск, связанный с неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации программы, защищен закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий программы.
Для данной Программы, к управляемым относятся также риски межведомственного взаимодействия. На их минимизацию направлены меры по планированию мероприятий и мониторингу их реализации, формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий, с указанием сроков их выполнения. Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Программы, и меры по их минимизации будут предприниматься в ходе оперативного управления.
С целью управления указанными рисками предусматривается:
1. Ежегодная корректировка мероприятий, показателей (индикаторов) и объемов финансирования Программы, на основе проведения мониторинга мероприятий Программы;
2. Информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий Программы;
3. Освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
4. Обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
5. Перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей;
6. Планирование реализации Программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач.
2. Цели и задачи Программы.
Цели программы:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района.
2. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни у жителей Советско-Гаванского муниципального района.
3. Повышение обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района.
Задачи программы:
1. Увеличение охвата населения различными формами профилактических мероприятий, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда здорового образа жизни.
2. Увеличение объема информирования населения по теме здорового образа жизни, в том числе с использованием средств массовой информации.
3. Разработка и выполнение мероприятий по формированию здорового образа жизни в организованных коллективах.
4. Координация и проведение работы по привлечению организаций всех форм собственности к формированию здорового образа жизни.
5. Проведение оценки состояния здоровья и уровня знаний населения муниципального района.
6. Создание условий по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждения здравоохранения муниципального района.
7. Решение жилищных проблем работников отрасли здравоохранения.
8. Мониторинг кадрового потенциала отрасли здравоохранения.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы.
1. Формирование навыков здорового образа жизни у населения муниципального района, включая сокращения потребления алкоголя, табака и исключение потребления наркотиков.
2. Внедрение новых форм работы с населением, направленных на формирование мотиваций к здоровому образу жизни у населения муниципального района.
3. Снижение показателей естественной убыли населения муниципального района с - 1,2 на 1000 населения в 2015 году, до - 1,0 на 1000 населения в 2022 году, увеличение средней продолжительности жизни к 2022 году до 72,5 лет.
4. Увеличение численности населения, приверженного к здоровому образу жизни.
5. Увеличение укомплектованности медицинских учреждений Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района, врачебными кадрами.
6. Улучшение социальной привлекательности и рост престижности профессии медицинского работника.
7. Естественный прирост населения муниципального района за счет повышение рождаемости до 11 детей в год на 1000 человек населения района.
В рамках реализации Программы предусматривается создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарнопросветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения; использование средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия по формированию здорового образа жизни у населения городского сообщества и тем самым целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели.
Увеличение охвата населения санитарно-гигиеническим просвещением через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит увеличить охват населения скрининговым обследованием для раннего выявления заболеваний.
Все это в конечном итоге позволит увеличить продолжительность жизни населения муниципального района и снизить смертность от болезней системы кровообращения.
В целом реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения города.
4. Сроки и этапы реализации Программы.
Выполнение мероприятий муниципальной программы "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района" проводится в один этап.
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы.
Для оценки результатов реализации Программы используются в качестве определяющих следующие показатели (индикаторы):
1. Естественная убыль населения муниципального района (кол-во случаев на 1000 чел. населения). Данный показатель служит для оценки медико-демографического благополучия муниципального района и рассчитывается как отношение общего числа умерших за год на 1000 чел. населения района. Источник информации - статистическая информация по форме N 1-У "Сведения об умерших" отдела ЗАГС Администрации муниципального района.
2. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи (%). Данный показатель служит для оценки качества медицинской помощи, оказываемой населению муниципального района. Источник информации - статистический опрос, рассчитывается как отношение количества опрошенных, положительно оценивающих качество медицинской помощи, к общему числу опрошенных.
3. Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний (кол-во случаев на 100 тыс. человек). Данный показатель рассчитывается как отношение общего числа умерших за год от сердечно-сосудистых заболеваний к среднегодовой численности населения муниципального района помноженной на 100 тыс. чел. Источник информации - статистическая информация по форме N 1-У "Сведения об умерших" отдела ЗАГС Администрации муниципального района.
4. Младенческая смертность (количество детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми). Является важной характеристикой общего состояния здоровья и уровня жизни населения. Показатель рассчитывается как отношение количества случаев смерти детей, умерших в течение года на первом году жизни к сумме двух третей, родившихся живыми в данном году и одной трети родившихся живыми в предыдущем году. Источник информации - статистическая информация по форме N 1-У "Сведения об умерших" отдела ЗАГС Администрации муниципального района.
5. Доля жителей, охваченных мероприятиями в рамках программы (%). Источник информации - статистический опрос, рассчитывается как отношение количества опрошенных, положительно оценивающих реализацию мероприятий Программы в муниципальном районе, к общему числу опрошенных.
6. Количество подготовленных и опубликованных статей по здоровому образу жизни в печатных изданиях (кол-во статей в СМИ района).
7. Количество подготовленных выступлений по профилактике социально значимых заболеваний на телевидении (кол-во выступлений).
8. Подготовка и проведение "круглых столов" по вопросам материнства и детства, выявление факторов риска (кол-во проведенных мероприятий).
9. Подготовка и проведение социального опроса (анкетирование) по вопросам здорового образа жизни (кол-во проведенных мероприятий).
10. Проведение популяционных акций среди населения
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 27 марта 2020 г. N 186 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.