Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Администрации Томской области
от 31.03.2020 N 135а
Характеристика
текущего состояния сферы реализации государственной программы
Государственная программа направлена на повышение качества жизни и безопасности населения Томской области, воссоздание целостной системы профилактики правонарушений, координацию усилий всех субъектов профилактики в данном направлении, повышение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, достижение конкретных результатов на основе разработанных мероприятий.
Приоритетной задачей социально-экономического развития Томской области, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение безопасности населения.
Безопасность жителей Томской области - безусловный приоритет исполнительных органов государственной власти.
Разработка государственной программы вызвана рядом факторов.
Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.
Преступность, несмотря на принимаемые меры, приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей Томской области. Правоохранительным органам удается противодействовать этому процессу, однако усилия, предпринимаемые для решения данной проблемы, не в полной мере соответствуют экономическому, социальному, моральному и физическому урону, наносимому обществу и отдельно взятому человеку. Кроме того, высокий уровень преступности может отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность региона.
Необходимо отметить, что в последнее время вопросам профилактики правонарушений и борьбе с преступностью уделяется большое общегосударственное значение. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". В целях повышения уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования на территории области, создается аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город). Данная сфера общественных отношений затрагивает деятельность многих органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе граждан.
На сегодняшний день правоохранительный сегмент АПК "Безопасный город" включает в себя:
- систему оперативного управления транспортными средствами (90 служебных автомобилей строевых подразделений органов внутренних дел оснащены мониторинговым оборудованием);
- систему видеоконтроля за оперативной обстановкой на территории города Томска, включающую 124 цифровые видеокамеры с выводом контрольного оборудования в Дежурную часть УМВД России по Томской области. Видеозапись сохраняется на протяжении 30 суток, существует возможность ее использования в оперативно-служебной деятельности. Также за счет средств местных бюджетов видеокамеры с выводом контрольного оборудования в дежурные части территориальных органов внутренних дел установлены в ЗАТО Северск (9 камер), г. Асино (4 камеры) и с. Молчаново (6 камер) Томской области;
- сеть стационарных терминалов экстренной связи "гражданин-полиция" (5 единиц);
- группу управления нарядами, действующую в составе Дежурной части УМВД России по Томской области, осуществляющую контроль за оперативной обстановкой на территории областного центра с использованием технических средств АПК "Безопасный город";
- систему автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (43 единицы);
- информационную систему Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Томской области, включающую в себя базу данных "Поток" с отражением информации о прохождении транспортных средств через рубежи контроля (24 места установки стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения "АвтоУраган ВСМ2"). Срок хранения информации на сервисе "Поток плюс" информационной системы ЦАФАП до 3 месяцев;
- единый диспетчерский центр, оборудованный в дежурной части УМВД России по Томской области.
Совместными действиями всех ветвей и органов власти, правоохранительных и надзорных органов в регионе сохранялась экономическая и социальная стабильность, не были допущены этнические и религиозные конфликты.
Общественно-политическая ситуация в регионе оставалась стабильной и не оказывала существенного влияния на криминогенную обстановку.
Состояние преступности в Томской области в 2019 году характеризовалось снижением числа зарегистрированных преступлений (- 1,1%; с 17861 до 17660; Сибирский федеральный округ (далее - СФО): - -0,04%; Россия: - 1,65%).
Основной массив преступлений, совершенных на улицах Томской области, составляют кражи (36,28%), в том числе из автомобилей (12,3%), факты умышленного повреждения имущества (6,3%), грабежи (5,1%), угоны транспортных средств (5,2%), факты умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (1,3%), а также преступления, выявленные инициативно сотрудниками органов внутренних дел, предусмотренные статьей 264.1 УК Российской Федерации (15,7%) и статьей 228 УК Российской Федерации (11,2%).
Структура тяжкой и особо тяжкой преступности характеризуется снижением числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности (-6,7%; с 401 до 374), разбойных нападений (-24,6%; с 61 до 46) и грабежей (-34,9%; с 218 до 142).
Основную долю в общем числе тяжких и особо тяжких преступлений составляют преступления в сфере незаконного оборота наркотиков - 38% и кражи - 29%, число которых в сравнении с показателями 2018 года возросло на 28,6% (с 1208 до 1554) и на 69,5% (с 704 до 1193) соответственно.
Более половины (55,7%) в общем числе зарегистрированных преступлений занимают имущественные преступления, число которых в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 4,3% (с 10285 до 9843).
В структуре преступлений имущественной направленности снизилось число краж и мелких хищений (-12,5%; с 7196 до 6295), в том числе краж из квартир (-14,8%; с 325 до 277), из автомобилей (-9,9%; с 638 до 575), угонов (-11,2%; с 250 до 222) и краж транспортных средств (-24,1%; со 133 до 101), грабежей (-17,5%; с 498 до 411), разбойных нападений (-24,6%; с 61 до 46) и поджогов (-9,8%; со 123 до 111).
Вместе с тем увеличилось число совершенных общеуголовных мошенничеств (+31,1%; с 1734 до 2274) и вымогательств (+26,1%; с 23 до 29).
При снижении общей регистрации преступлений на 1,1% число преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 9% (с 6169 до 5614), в том числе на улице - на 5,1% (с 3760 до 3570). При этом доля преступлений, совершенных в общественных местах, в числе зарегистрированных снизилась с 34,5% до 31,8% (СФО - 33,2%; Россия - 34,1%), а доля уличной преступности снизилась с 21,1% до 20,2% (СФО - 19,9%; Россия - 20%).
Социальная составляющая преступности характеризуется снижением числа преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (-7,8%; с 3533 до 3258), несовершеннолетними (-7%; с 489 до 455), лицами, ранее совершавшими преступления (-10,9%; с 7571 до 6747), в том числе ранее судимыми (-12,2%; с 4243 до 3727), лицами, не имеющими постоянного источника доходов (-12,3%; с 6393 до 5606), безработными (-11%; со 155 до 138).
Вместе с тем отмечается значительный рост преступлений, совершенных иностранными гражданами (+21,1%; со 109 до 132), в состоянии наркотического опьянения (+77,3%; с 22 до 39), несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (+1,3%; с 76 до 77).
При этом удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в числе расследованных (69,2%) является одним из самых высоких показателей по России (5-е место, выше только в Амурской области - 71,4%; Кемеровской области - Кузбассе - 71%; Алтайском крае - 70,4%; Республике Хакасия - 70,1%; СФО - 67,6%; РФ - 58,7%).
В сфере незаконного оборота наркотиков выявлено 1814 преступлений (+26,1%; СФО: -6,9%; Россия: -5%). Количество преступлений, выявленных сотрудниками органов внутренних дел, возросло на 27,9% (с 1384 до 1770; СФО: -5,6%; Россия: -4,9%), в том числе тяжких и особо тяжких составов на 28,6% (с 1154 до 1513; СФО: -5,9%; Россия: -3,7%). При этом число выявленных фактов сбыта наркотических средств выросло на 50% (с 906 до 1359; СФО: -4,9%; Россия: -0,8%).
Приведенные статистические данные показывают, что в ближайшие годы неблагоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения Томской области, увеличением масштаба преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом числа отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальной алкоголизацией и наркотизацией населения, разрастанием коррупции.
Преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных социальных факторов. В этой связи возможные сценарии развития криминальной ситуации в Томской области в долгосрочной перспективе зависят в первую очередь от эволюции ситуации в идеологической, политической и социально-экономической сферах.
Оценивая криминальную ситуацию и прогнозируя возможные тенденции ее развития, также следует учитывать, что преступности присуща определенная инерционность, то есть усилия, предпринимаемые государством в этой сфере, даже при условии их высокой эффективности оказывают положительное влияние с запозданием на несколько лет.
Анализ состояния преступности выявил тенденции развития криминальной обстановки как в Российской Федерации в целом, так и применительно к Томской области, а также конкретизировал характер деятельности исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Томской области по созданию системы профилактики правонарушений, определил новые задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью на территории Томской области, для выполнения которых необходимо использование комплексного подхода.
В долгосрочной перспективе при условии улучшения социально-экономической ситуации в стране и проведения государством эффективной политики, направленной на развитие правоохранительной системы, предположительно будет уменьшаться или стабилизируется количество насильственных преступлений, в том числе совершенных в общественных местах, на фоне некоторого роста общего количества зарегистрированных преступлений, снижаться количество ДТП в местах размещения комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Государственная программа разработана с учетом цели и задач, установленных в стратегических документах Российской Федерации и Томской области. Ее реализация направлена на достижение среднесрочной стратегической цели по созданию благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей.
Реализация государственной программы в полном объеме позволит добиться сокращения количества ДТП в местах размещения комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и снижения уровня правонарушений в регионе.
В целях повышения уровня мобилизационной подготовки и готовности Томской области к работе в условиях военного времени необходимо проведение комплекса мероприятий, в числе которых:
- обеспечение, накопление и хранение средств индивидуальной защиты неработающего населения;
- утилизация средств индивидуальной защиты с истекшими сроками хранения, непригодными к использованию;
- содержание складов мобилизационного резерва и объектов мобилизационной подготовки;
- содержание системы радиопередающих устройств.
Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении пожаров.
Реализация крупных проектов качественным образом меняет структуру экономики области, последовательно решает поставленные задачи по улучшению качества жизни населения и позволяет в дальнейшем поддерживать высокий уровень инвестиционной активности. В то же время это оказывает существенное влияние на рост рисков ЧС и пожаров, так как многие создаваемые экономические объекты будут относиться к категории опасных производственных объектов.
Всего на территории Томской области наблюдается около 20 видов опасных природных явлений, в результате которых:
- в зону подтопления попадает более 80 населенных пунктов, в которых расположено 65 социально значимых объектов, 32 объекта жизнеобеспечения, более 4500 жилых домов с населением около 20000 человек, из них более 2500 детей;
- происходит в среднем 120 лесных пожаров в год, выгорает до 1 тыс. га леса (количество крупномасштабных лесных пожаров, наносящих большой материальный ущерб, резко возрастает в засушливое время);
- из-за опасных экзогенных геологических процессов происходит разрушение капитальных построек (в том числе жилых и производственных объектов, коммуникаций) или возникает угроза их разрушения.
За период 2016-2018 годов в результате внедрения современных технических средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения качества профилактической работы с населением отмечается положительная динамика снижения количества деструктивных событий (ЧС, пожаров) и количества населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при чрезвычайных ситуациях и погибших на пожарах.
Сведения
о ЧС, произошедших в Томской области (в сравнении с соседними субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа и Российской Федерацией в целом)
Субъект Российской Федерации |
Техногенные ЧС, ед. |
Природные ЧС, ед. |
Количество, чел. |
|||||||||
погибло |
пострадало |
|||||||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Российская Федерация |
178 |
170 |
190 |
54 |
42 |
44 |
788 |
556 |
717 |
130959 |
36402 |
57477 |
Томская область |
0 |
1 |
9 |
0 |
2 |
5 |
0 |
1 |
2 |
0 |
22 |
6 |
Новосибирская область |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
6 |
7 |
8 |
25 |
12 |
12 |
Кемеровская область |
5 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
71 |
23 |
14 |
167 |
Количество
пожаров, зафиксированных на территории Томской области (в сравнении с соседними субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа)
Субъект Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
количество пожаров |
погибло людей |
количество пожаров |
погибло людей |
количество пожаров |
погибло людей |
|
Томская область |
931 |
57 |
928 |
70 |
1022 |
71 |
Новосибирская область |
3181 |
196 |
3163 |
192 |
3159 |
217 |
Кемеровская область |
2935 |
182 |
2726 |
174 |
3054 |
256 |
Охват
населения Томской области, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернута региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО)
Объекты классификации |
Всего населенных пунктов |
Всего местных систем оповещения |
Количество неработоспособных местных систем оповещения |
Количество местных систем оповещения, включенных в региональную систему оповещения |
Проживает населения тыс. чел. |
Охват населения |
|||||
Всего |
Техническими средствами автоматизированной системы оповещения за 5 мин. |
Всеми имеющимися средствами оповещения за 30 мин. |
|||||||||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
||||||
Городские округа (города областного подчинения) |
4 |
4 |
0 |
4 |
841,89 |
833,5 |
99 |
833,5 |
99 |
833,5 |
99 |
Муниципальные районы (районные центры, городские поселения) |
16 |
16 |
0 |
16 |
102,08 |
100,03 |
98 |
100,03 |
98 |
100,03 |
98 |
Сельские поселения |
112 |
18 |
0 |
18 |
135,01 |
77,90 |
57,7 |
77,90 |
57,7 |
77,90 |
57,7 |
Итого |
132 |
38 |
0 |
38 |
1078,98 |
992,8 |
92 |
992,8 |
92 |
992,8 |
92 |
Несмотря на устойчивую положительную динамику, существует проблема в сфере защиты населения и территории от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, заключающаяся в недостаточном обеспечении необходимым оборудованием, техникой для выполнения возложенных на сферу защиты задач обеспечения безопасности и повышения эффективности проведения профилактических и аварийно-спасательных работ.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, декларируется прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера, указывающий на то, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных ЧС.
Также в соответствии с Концепцией должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территории от опасностей и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на ЧС на первое место должна выйти "культура предупреждения".
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (далее - КСЭОН) Администрацией Томской области разработан и принят к исполнению План мероприятий по совершенствованию КСЭОН и ее сопряжению с современными системами оповещения населения с учетом особенностей Томской области и зон экстренного оповещения населения.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.08.2012 N 734-ра "О дополнительных мерах по совершенствованию на территории Томской области системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях" определена необходимость совершенствования региональной программы централизованного оповещения населения Томской области (РАСЦО ТО), введенной в эксплуатацию в 1986 году и выработавшей установленный ресурс к 2012 году.
На территории области организована работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации". До конца 2020 года запланировано создание Системы "112" в 20 муниципальных образованиях.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Разработка государственной программы также связана с необходимостью обеспечить:
- безопасность населения Томской области путем проведения скоординированной политики в области обеспечения безопасности населения;
- взаимодействие органов управления всех уровней, предприятий и организаций при реализации мероприятий, направленных на достижение цели и задач государственной программы;
- концентрацию средств областного, местных бюджетов, финансовых и организационных ресурсов предприятий и организаций для достижения цели и задач государственной программы.
Реализация государственной программы в полном объеме позволит:
- добиться сокращения количества ДТП в местах размещения комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и снижения уровня правонарушений в регионе;
- повысить уровень защищенности населения и территории от опасностей и угроз мирного и военного времени;
- повысить эффективность деятельности органов управления и сил гражданской обороны;
- создать системы комплексной безопасности регионального и объектового уровней от ЧС природного и техногенного характера;
- обеспечить дальнейшее развитие системы мониторинга и прогнозирования ЧС;
- снизить риски пожаров и смягчить возможные их последствия, а также повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз пожаров.
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 31 марта 2020 г. N 135а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.