Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Смоленской области
1. Подготовка ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора государственными лесными инспекторами проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с утверждаемыми Департаментами на очередной год ежегодными планами проведения плановых проверок (далее - Планы проверок).
Планы проверок разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
При разработке Планов проверок учитываются особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, установленные статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ.
В 2019 году в Планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.
В соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 294-ФЗ Планы проверок, на 2019 год размещались до 31.12.2018 на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 7.2" имеется в виду "части 7.2 статьи 9"
В 2019 году запланировано проведение 2 плановых проверок в отношении юридических лиц (-50% по сравнению с АГТПГ). По состоянию на 31.12.2019 плановые проверки проведены в полном объеме.
В 2019 году проведено 4 внеплановых проверок (-33% по сравнению с АГТПГ), из них:
4 проверок проведено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований);
Срок проведения каждой из проверок (плановой, внеплановой), не превышал двадцать рабочих дней
Плановая проверка проводилась в месяц, указанный в Плане проверок.
В соответствии с пунктом 74 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, внеплановая проверка исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) проводилась в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием.
Нарушений сроков, установленных требованиями Закона N 294-ФЗ при проведении проверок (плановых, внеплановых) в 2019 году не допущено.
В соответствии с частью 11 статьи 9 и часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки государственными лесными инспекторами проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.
Выбор формы проведения каждой конкретной проверки обусловлен ее целями и задачами, а также основанием проведения внеплановой проверки, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям.
В 2019 году плановые проверки проводились государственными лесными инспекторами, в форме выездных проверок.
2. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственной функции
Должностными лицами Департамента при организации и проведении плановых и внеплановых проверок в 2019 году в обязательном порядке обеспечивалось соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В 2019 году в деятельности Департамента проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, отсутствуют.
Грубые нарушений при организации и проведении проверок (плановых, внеплановых), установленных частью 2 статьи 20 Законом N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, государственными лесными инспекторами в 2019 году не допущено. Заявление об обжаловании действий (бездействия) Департамента либо его должностных лиц в 2019 году в Департамент не поступали.
Результаты проверок государственными лесными инспекторами оформлялись в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Закона N 294-ФЗ.
3. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
В 2019 году должностными лицами Департамента по результатам проведенных проверок в безусловном порядке составлялся акт в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения. Один из экземпляров акта проверки с копиями приложений вручался руководителю, иному должностном)' лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Случаи отказа представителей проверяемой организации в ознакомлении с актом проверки в 2019 году отсутствуют.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок, оформленного в установленной форме, должностными лицами Департамента осуществлялась запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При выявлении нарушений обязательных требований в ходе проверки, должностными лицами, проводившими проверку, готовились предписания об устранении нарушений и вручались руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Всего в 2019 году должностными лицами Департамента выдано 5 (-44% по сравнению с АГТПГ) предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
4. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах:
- патрулирование лесов;
- плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.
Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кратность патрулирования лесов увеличивается в период пожароопасного сезона с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся государственными лесными инспекторами в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373.
В целом государственными лесными инспекторами обеспечена единообразная практика организации и проведения мероприятий по контролю в лесах.
В 2019 году государственными лесными инспекторами проведено 8903 мероприятий по контролю в лесах (+1,3% по сравнению с АГТПГ).
5. Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти, средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований, совершенных в лесах, осуществляется в том числе с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Работниками Департамента поступившие обращения рассматривались в том числе с учетом требований, установленных частью 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а также с учетом результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений.
Также работниками Департамента при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, работниками Департамента проводилась предварительная проверка поступившей информации.
Основная часть обращений, поступивших в Департамент, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений, самовольном использовании лесных участков или нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки.
6. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах
В целях привлечения лиц, совершивших, нарушения обязательных требований, уполномоченными должностными лицами возбуждаются и рассматриваются дела об административных правонарушениях.
Кроме того, рассматриваются дела об административных правонарушениях, возбужденные иными органами (в большинстве случаев это дела, возбужденные прокурорами).
За истекший отчетный период 2019 года возбуждено 711 дел об административных правонарушениях, 5 дел об административных правонарушениях поступили из органов прокуратуры и УМВД России по Смоленской области. Всего рассмотрено 570 дел об административных правонарушениях.
Основное количество дел об административных правонарушения, возбуждены государственными лесными инспекторами по результатам проведенных ими рейдов (патрулирований).
Всего привлечено к административной ответственности 406 лиц, из них 103 лица - гражданина (25%), 220 лиц - должностные лица (54%), 89 лиц - юридические лица (21%).
Всего наложено административных штрафов на сумму 6,5 млн руб., из них взыскано в отчетном периоде 3,461 млн руб., или 53% от общей суммы наложенных штрафов.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяются положения:
статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ;
статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение).
В целях профилактики нарушений обязательных требований в порядке статьи 29.13 КоАП РФ уполномоченные лица вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Департаментом при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам внесено 308 представлений по устранению указанных причин и условий.
7. Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"
Информация о плановых и внеплановых проверках органов местного самоуправления и юридических лиц, проводимых в соответствии с требованиями федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2019 году, вносилась в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
Всего в 2019 году в ФГИС "Единый реестр проверок" внесена информация о проведении 6 проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.