Определение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. N 304-ЭС20-3136 по делу N А27-4138/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.08.2019 по делу N А27-4138/2019, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2019 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" (далее - общество) о признании незаконными распоряжения (приказа) заместителя начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее - управление) Парамоновой Е.С. от 16.11.2018 N 3465-ВН/670-в о проведении внеплановой выездной проверки, решения исполняющего обязанности прокурора города Новокузнецка (далее - прокурор) Рудь А.А. от 19.11.2018 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; бездействия должностных лиц Парамоновой Е.С. и Рудь А.А., выразившегося в отказе выдачи обществу копий документов, послуживших основанием для назначения и согласования проверки,
с участием заинтересованных лиц - Прокуратуры Кемеровской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области,
установила:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.08.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, управлением 16.11.2018 вынесено распоряжение N 3465-ВН/670-в о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества с целью предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Основанием для проверки общества послужили выявленные в ходе проведенной внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Гусейнова А.К.оглы нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а именно: полуфабрикат (сырой) из мяса птицы, полученного 06.11.2018 от поставщика (изготовителя) - общества "Агросоюз", не соответствует требованиям приложения 1, пункта 1.1 приложения 2 Главы 2 ТР ТС 021/2011. В частности, в пищевой продукции выявлено наличие патогенных микроорганизмов - сальмонеллы, что следует из протокола лабораторных исследований от 15.11.2018 N 52120, проведенных специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 1.1 приложения 2 Главы 2" имеется в виду "пункта 1.1 приложения 2 Таблицы 1"
При этом проведение проверки согласовано решением Прокуратуры Кемеровской области от 19.11.2018.
Письмом от 23.11.2018 прокурор отказал обществу в выдаче копий документов, послуживших основанием для назначения и согласования проверки, разъяснив при этом основания проведения и согласования проверки.
Письмом от 27.11.2018 управление также сообщило обществу о праве руководителя, уполномоченного представителя юридического лица получать информацию от органа государственного контроля (надзора), относящуюся к предмету проверки в ходе проведения проверки.
Полагая, что приказ управления и решение прокуратуры, а также действия (бездействия) указанных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды трех инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 699, пришли к выводу о законности действий управления и прокуратуры, отсутствии заявленного бездействия, а также законности вынесенных ненормативных актов.
Суды исходили из того, что основанием для назначения управлением внеплановой проверки в отношении общества послужило мотивированное представление должностного лица управления, содержащее информацию о факте возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в результате поставки некачественной пищевой продукции.
При этом суды, указав на осуществление обществом производственно-хозяйственной деятельность по оптово-розничной торговле пищевой продукцией (склад, цех мясопереработки), наличие товаросопроводительных документов, свидетельствующих о реализации обществом мясной продукции предпринимателю Гусейнову А.К. оглы, отклонили доводы общества об отсутствии у управления правовых оснований для проведения проверки.
Также судами отмечено, что управлением в прокуратуру представлен весь пакет документов, необходимых для принятия решения о согласовании внеплановой выездной проверки. Усмотрев в представленных материалах наличие факта возникновения угрозы здоровью граждан, прокуратурой принято правомерное решение о согласовании проверки.
Вместе с тем отклоняя доводы общества о допущенном бездействии должностных лиц, суды исходили из того, что уполномоченный представитель общества не обращался в с ходатайством о предоставлении документов. К заявлением общества не были приложены документы, подтверждающие полномочия Лакина А.Н. на обращение от имени общества с соответствующими запросами.
Судами также отмечено, что при обращении в суд обществом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана соответствующая правовая оценка.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Агросоюз" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. N 304-ЭС20-3136 по делу N А27-4138/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6117/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6117/19
04.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8937/19
02.08.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4138/19
08.05.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4138/19