Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Повышение эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности администрации города Белгорода за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления города Белгорода.
Ежегодно на стадии разработки (формирования) бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период проводится комплекс мер, направленный на минимизацию расходов, с учетом их приоритетности и значимости.
Кроме того, проводятся мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих.
4.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Белгород", в реализации государственных программ Белгородской области, государственных программ и национальных проектов Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из вышестоящих бюджетов;
- повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород".
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород", в процессе формирования проекта бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ городского округа "Город Белгород" исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород" согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород".
В целом, система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
В 2019 году в целях становления современной модели исполнительной власти, совершенствования деятельности органов муниципальной власти проведены мероприятия по централизации органов бухгалтерского учета муниципальной власти и муниципальных учреждений.
Данные меры позволят осуществлять гибкое управление, получать максимально эффективную отдачу от деятельности созданных структур.
4.2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
На основании требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в городском округе "Город Белгород" определены уполномоченные органы:
- управление муниципального заказа администрации города Белгорода - на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений городского округа "Город Белгород";
- комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода - на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях повышения эффективности осуществления закупок на территории городского округа "Город Белгород" сформирована система нормативного правового регулирования закупок.
С 2015 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг используется региональная информационная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Белгородской области, позволяющая автоматизировать процессы планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, осуществления закупок, исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В городском округе "Город Белгород" сформирована централизованная модель закупок. Доля конкурентных закупок, проведенных уполномоченным органом (управлением муниципального заказа администрации города Белгорода), по итогам 2019 года составила 95 процентов от стоимости закупок всеми способами, включая единственного поставщика (подрядчика исполнителя).
С 2015 года уполномоченным органом проводятся совместные закупки. Доля совместных закупок в общем объеме средств, размещенных уполномоченным органом, в 2019 году составила 18 процентов.
Централизация закупок способствует повышению качества осуществления закупок, снижению риска осуществления закупок заказчиками, не имеющими должного уровня профессиональной подготовки, созданию условий для единообразной правоприменительной практики в рамках субъекта, что способствует более активному участию в осуществлении закупок хозяйствующих субъектов.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования закупочной деятельности заказчиков городского округа "Город Белгород", повышения эффективности и результативности осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупок постановлением администрации города Белгорода от 14 ноября 2018 года N 183 утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд в городском округе "Город Белгород".
4.3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В городском округе "Город Белгород" продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о необходимости формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями на территории городского округа "Город Белгород" приняты следующие муниципальные правовые акты:
- постановление администрации города Белгорода от 09 октября 2015 года N 137 "О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород" и о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания";
- постановление администрации города Белгорода от 09 октября 2015 года N 136 "О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород".
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" муниципальное задание формируется:
- в части муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа "Город Белгород" физическим лицам, - на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;
- в части муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа "Город Белгород" и не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, и работ - на основании регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Белгородской области.
4.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
На 2020 - 2022 годы в городском округе "Город Белгород" запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовой проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности на долгосрочный период с учетом перспектив развития городского округа "Город Белгород".
С 2015 года в городском округе "Город Белгород" осуществляется планомерная работа по сокращению объемов незавершенного строительства. Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития городского округа "Город Белгород".
Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития городского округа "Город Белгород", а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в городской округ "Город Белгород" средств федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений органами местного самоуправления города Белгорода они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оцениваемый эффект от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на бюджет городского округа "Город Белгород".
Кроме того, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику города, посредством решения следующих задач:
- повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями;
- создания новых инструментов бюджетной политики в сфере инвестиций, обеспечивающих "комфортные" условия для частного капитала;
- повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами;
- соблюдения муниципальными заказчиками нормативных сроков строительства (поскольку отклонения приводят к удорожанию стоимости строительства).
Использование механизмов муниципально-частного партнерства позволит обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.
4.5. Организация исполнения бюджета городского округа "Город Белгород" и формирование бюджетной отчетности
Завершающим этапом бюджетного процесса является формирование бюджетной отчетности. Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" позволяет оценить выполнение расходных обязательств городского округа "Город Белгород". Кроме того, это позволяет выявить факты возникновения просроченной задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения.
В целях контроля за расходованием бюджетных средств в городском округе "Город Белгород" осуществляется мониторинг в целях недопущения кредиторской задолженности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений города Белгорода.
В целях управления ликвидностью единого счета бюджета городского округа "Город Белгород" комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода ежедневно проводится мониторинг остатков на едином счете бюджета.
4.6. Реформирование системы бюджетных платежей
В рамках реформирования системы бюджетных платежей осуществлен перевод на обслуживание в комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода всех участников бюджетного процесса городского округа "Город Белгород".
Для совершенствования системы бюджетных платежей открыт единый казначейский счет, который позволил сосредоточить счета муниципальных учреждений в комитете финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода.
Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого казначейского счета позволяет обеспечить соблюдение принципа единства кассы, внедрить единую технологию кассового исполнения бюджета, обеспечить прозрачность движения бюджетных средств, повысить качество и достоверность отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород", а также повысить эффективность управления денежными средствами.
Кроме того, использование единого счета позволяет обеспечить управление всеми свободными остатками денежных средств, находящимися на этом счете.
Совершенствование инструментов управления свободными остатками позволяет сократить объем остатков на едином счете до необходимого среднедневного объема для обеспечения обязательств клиентов.
Текущий контроль за соблюдением оформления расчетных документов на соответствие требованиям банковского и налогового законодательства Российской Федерации возложен на отдел санкционирования расходов и казначейского исполнения бюджета комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.