Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Ивантеевка
Московской области
от 27.02.2020 N 34/7
Порядок
организации и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
1. Общие положения
1.1. Порядок внешнего муниципального финансового контроля "Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Ивантеевка Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 29.05.2018 года N 777/58 (далее - Положение о Контрольно-счетной палате городского округа Ивантеевка), Положением о бюджетном процессе в городе Ивантеевке Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 21.11.2019 N 18/13 (далее - Положение о бюджетном процессе в городского округа Ивантеевка), внутренними документами Контрольно-счетной палаты городского округа Ивантеевка Московской области (далее - Контрольно-счетная палата).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного решения Совета депутатов городского округа Ивантеевка от 21 ноября 2019 г. вместо "N 18/13" следует читать "N 18/3"
1.2. Порядок применяется с учетом:
- Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
- Положения о бюджетном процессе в городском округа Ивантеевка;
1.3. Порядок устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (далее - бюджет), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета (далее - ГАБС) и подготовку заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (далее - Заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета или Заключение).
1.4. Под внешней проверкой в настоящем Положении понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующего законодательства Московской области, Положения о бюджетном процессе городского округа Ивантеевка (далее - Внешняя проверка).
1.5. Целью Порядка является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчета на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.6. Задачами настоящего Порядка являются:
- определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
- определение источников информации для проведения внешней проверки;
- установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;
- установление требований к структуре и содержанию заключений Контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;
- установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
- установление порядка рассмотрения и утверждения заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его в Совет депутатов городского округа Ивантеевка Московской области и Администрацию городского округа Ивантеевка Московской области.
1.7. Порядок предназначен для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты, специалистами сторонних организаций и экспертами, привлекаемыми Контрольно-счетной палатой к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.8. Порядок регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.
1.9. Термины и определения Порядка соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 Порядка.
2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки
2.1. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.
2.2. Задачами внешней проверки являются:
- контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка социально-экономических условий, основных показателей прогноза социально-экономического развития и результатов исполнения бюджета;
- определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета;
- оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных решением о бюджете;
- оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета;
- определение эффективности деятельности по управлению муниципальным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования муниципального имущества), муниципальным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и гарантий;
- оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;
- определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
2.3. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении бюджета городского округа Ивантеевка Московской области за отчетный финансовый год, документы, предоставленные в Контрольно-счетную палату в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в городском округе Ивантеевка, решение о бюджете на отчётный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчётном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные Контрольно-счетной палатой в установленном порядке.
2.4. Объектами внешней проверки являются финансовый орган, главные администраторы средств местного бюджета. В ходе внешней проверки в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой, могут проводиться встречные выборочные проверки в отношении иных лиц, органов и организаций, на которые распространяются полномочия Контрольно-счетной палаты (получатели средств и администраторы поступлений бюджета, получатели целевых межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, субсидий, инвестиций, муниципальных гарантий, плательщики доходов бюджета от использования имущества).
2.5. Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки
3.1. Информационной основой проведения внешней проверки являются:
- нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Московской области, нормативные правовые акты муниципального образования;
- закон Московской области о бюджете Московской области на отчетный финансовый год и на плановый период (далее - закон о бюджете), решение Совета депутатов городского округа Ивантеевка о бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (решение о бюджете) и законы (решения) о внесении изменений в закон о бюджете;
- годовая бюджетная отчетность ГАБС;
- годовой отчет об исполнении бюджета;
- ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета, в том числе консолидированного;
- информация об исполнении муниципальных и ведомственных программ;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности ГАБС (при их составлении ГАБС);
- заключения Контрольно-счетной палаты на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;
- материалы контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой, периоды отчетного года входили в проверяемый период;
- статистические показатели;
- иная информация, полученная Контрольно-счетной палатой в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.
3.2. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения бюджета могут направляться запросы в органы местного самоуправления, Управление Федеральной налоговой службы, иные учреждения и организации, иным лицам.
3.3. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета устанавливаются с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе городского округа Ивантеевка.
4. Содержание внешней проверки
4.1. Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.
4.2. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.
4.3. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.
4.4. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.
4.5. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим, по стоимостной оценке, объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета).
4.6. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы:
- о соответствии отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству;
- о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;
- о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
- о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами финансового органа;
- о соответствии отчетности данным других субъектов (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели) (при необходимости);
- о соответствии характеристик объектов учета способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);
- о достоверности бюджетной отчётности;
- о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.
4.7. В ходе анализа социально-экономических условий и результатов исполнения бюджета определяются экономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы, состояние финансового рынка и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.).
4.8. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей закона Московской области о бюджете, решения Совета депутатов городского округа Ивантеевка о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи решению о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.
4.9. В ходе проверки исполнения решения о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, муниципального долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение).
Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей муниципальных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.
4.10. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.
4.11. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
4.12. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5. Организация внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета
5.1. Внешняя проверка включается в годовой план работы Контрольно-счетной палаты на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Московской области, Положения о бюджетном процессе в городского округа Ивантеевка, Положения о Контрольно-счетной палате.
5.2. Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
5.3. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий Администрации городского округа по реализации их основных положений;
- основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования;
- основных итогов социально-экономического развития муниципального образования за отчетный финансовый год;
- бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
- муниципальных программ (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ);
- решения о бюджете за отчетный финансовый год;
- нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также к законам (решениям) о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также устанавливающих требования к решениям о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.
При необходимости, перечень документов может быть расширен.
На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений Контрольно-счетной палаты на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении бюджета.
5.4. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:
- проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС;
- проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета, и информации по направленным запросам.
5.5. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения Контрольно-счетной палаты с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, утверждение заключения Контрольно-счетной палаты и одновременное направление в Совет депутатов городского округа Московской области и Администрацию городского округа Ивантеевка Московской области.
6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки
6.1. Подготовка заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные Контрольно-счетной палатой в соответствии требованиями бюджетного законодательства.
6.2. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой.
6.3. Структура заключения Контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств может включать следующие основные разделы:
- общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);
- организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);
- результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.)
- выводы по результатам внешней проверки.
6.4. Структура заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и может включать следующие основные разделы:
- общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.);
- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования, общая характеристика исполнения бюджета;
- исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
- исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;
- анализ бюджетных инвестиций;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
- оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;
- анализ долговых и гарантийных обязательств;
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы;
- общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;
- выводы и рекомендации;
- приложения.
6.5. В заключении Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики Московской области и муниципального образования, иным программным и стратегическим документам.
6.6. В заключении Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.
6.7. В заключении Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств исходя из их существенности.
Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).
6.8. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.
6.9. При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется предписание. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года главному администратору бюджетных средств направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения главным администратором бюджетных средств или подведомственным ему субъектом отчетности правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) Контрольно-счетная палата в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного администратора к административной ответственности. Нарушитель освобождается от административной ответственности в случае исправления ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной отчетности. При этом исправление ошибки не исчерпывается представлением пересмотренной бухгалтерской отчетности, требуется ее принятие вышестоящим субъектом отчетности и внесение соответствующих изменений в его сводную отчетность.
6.10. Заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.
7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки
7.1. Заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета готовится и утверждается в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Московской области, Положением о бюджетном процессе в городском округе Ивантеевка, и с учетом установленных сроков направляется в Совет депутатов городского округа Ивантеевка Московской области и Администрацию городского округа Ивантеевка Московской области.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 27 февраля 2020 г. N 34/7 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.