Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
утверждено приказом Управления
от 11.02.2020 г. N 74
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управлении по охране окружающей среды и природопользованию области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении (далее - антимонопольный комплаенс Управления) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления.
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Задачами антимонопольного комплаенса Управления являются:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
- управление комплаенс-рисками;
- контроль за соответствием деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Управления.
1.4. При организации антимонопольного комплаенса Управление руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность руководства Управления в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки комплаенс-рисков;
- обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган Управления
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется начальником Управления, который:
- вводит в действие нормативный правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими и работниками Управления правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение заявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту комплаенс-рисков Управления;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Управления;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на организационно-правовой отдел Управления (далее - Уполномоченное подразделение).
2.3. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган), возлагаются на общественный совет при Управлении.
2.4. Координацию организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении осуществляет заместитель начальника управления, начальник организационно-правового отдела который:
- организует взаимодействие между структурными подразделениями Управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- информирует начальника Управления о нормативных правовых актах и иных документах Управления, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречат антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом и организацию содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
- осуществляет координацию взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
- вносит на утверждение начальнику Управления карты комплаенс-рисков Управления;
- вносит на утверждение начальнику Управления план мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления;
- организует подписание начальником Управления и утверждение коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
- представляет начальнику Управления на утверждение правовой акт об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственные документы Управления, регламентирующие процедуры антимонопольного комплаенса;
- вносит на утверждение начальнику Управления ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса.
2.5. К компетенции Уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
- выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
- подготовка карты комплаенс-рисков Управления;
- подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления;
- определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
- консультирование служащих Управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- подготовка правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Управления, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Управления, разработка предложений по их исключению;
- проведение служебных проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Управление, а также на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе;
- информирование заместителя начальника управления, начальника организационно-правового отдела о нормативных правовых актах и иных документах Управления, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.6. К функциям коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка комплаенс-рисков Управления
3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства осуществляются выявление и оценка комплаенс-рисков.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков Уполномоченным подразделением на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ проектов нормативных правовых актов Управления и действующих нормативных правовых актов Управления, относящихся к сфере деятельности Управления и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Управления.
3.3. Один раз в год Уполномоченным подразделением осуществляется анализ выявленных в Управлении нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел). При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях Управления, о наличии выявленных антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Управлении. Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Управлении должен содержать классифицированные по сферам деятельности Управления сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.4. Анализ действующих актов Управления на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится один раз в год. При проведении Уполномоченным подразделением анализа действующих актов Управления реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающего перечня действующих актов Управления принятых в рамках реализации положений федеральных законов регулирующих отношения связанные с защитой конкуренции в сфере экологии и природопользования, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Управления уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление начальнику Управления сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Управления.
3.5. При проведении анализа проектов актов Управления на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Управления проекта акта Управления и пояснительной записки к нему с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту акта Управления, по итогам которой подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта Управления положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Управлении Уполномоченным подразделением выполняются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Управлении;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Управлении;
в) проведение (один раз в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Управлении, по итогам которых составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения (при их наличии).
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Управления по развитию конкуренции;
б) выдача Управлению предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение в отношении Управления дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение Управления к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Выявляемые комплаенс-риски распределяются Уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением составляется карта комплаенс-рисков Управления по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.10. В карту рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
3.11. Карта комплаенс-рисков составляется один раз в год, утверждается начальником Управления и размещается на официальном сайте Управления.
3.12. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков Управления включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Порядок ознакомления государственных гражданских служащих и работников Управления с настоящим Положением
При поступлении на государственную гражданскую службу, а также при приеме на работу в Управление на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен с настоящим Положением Уполномоченным подразделением.
5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков ("дорожная карта")
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Управления Уполномоченным подразделением на основе карты комплаенс-рисков Управления разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Управления (далее - Дорожная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.2. Дорожная карта разрабатывается ежегодно и утверждается начальником Управления.
5.3. Дорожная карта размещается на официальном сайте Управления.
5.4. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения Дорожной карты.
5.5. Информация об утверждении и исполнении Дорожной карты включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как отдельно для Уполномоченного подразделения Управления, так и для Управления в целом.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Уполномоченным подразделением и утверждаются начальником Управления.
6.5. Уполномоченным подразделением ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.6. Уполномоченное подразделение при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.7. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
- карту комплаенс-рисков Управления, утвержденную начальником Управления;
- ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные начальником Управления;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Управления, утвержденный начальником Управления.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать следующую информацию:
- о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Управления;
- об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Управления;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется Уполномоченным подразделением. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (один раз в год) заместителем начальника управления, начальником организационно-правового отдела.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Управления в течение месяца с момента его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.