Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по ее достижению
Для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, повышения эффективности сельского хозяйства, в том числе роста показателей производительности труда и роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, одним из приоритетов аграрной политики Томской области является обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий качественными трудовыми ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и доступными информационными ресурсами.
По состоянию на 01.01.2020 в Томской области числилось 1907 работников, занимающих должности руководителей и специалистов, 1027 из которых имеют высшее профессиональное образование (53,9% от общего числа), 629 - среднее профессиональное образование. По отношению к 2019 году, количество руководителей сельскохозяйственных организаций увеличилось на 6,5%, а также увеличилась доля руководителей, имеющих высшее образование на 6,6%.
В сельскохозяйственных организациях Томской области работает 18 главных зоотехников, 13 из которых (72,2%) с высшим образованием; 148 ветеринарных врачей и фельдшеров, 75 из которых (50,7%) с высшим образованием; зоотехников всех специальностей, в том числе селекционеров - 53, 47 из которых (88,7%) с высшим образованием. Низкая квалификация приводит к ошибкам в селекционно-племенной работе, некачественному ветеринарному обслуживанию, недостаткам в содержании и обслуживании крупного рогатого скота, что в свою очередь ведет к снижению показателей надоев и валового производства молока.
Для достижения высоких производственных показателей необходимы повышение профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса, организация трудового соперничества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения целей и решения задач устойчивого развития сельских территорий необходимо также повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления путем создания условий и стимулов для проведения ими эффективной работы по социально-экономическому развитию территорий, поощрение муниципальных образований, демонстрирующих наилучшие результаты деятельности.
В целях повышения качества подготовки кадров необходимо укреплять научную, учебную, производственную и опытную базу подготовки кадров, проводить мероприятия, конференции, семинары, способствующие доведению инновационных разработок в аграрном секторе до сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствовать мотивационный механизм материального и морального поощрения специалистов и работников массовых профессий, в том числе проводить областные конкурсы с премированием победителей, показавших наилучшие результаты деятельности.
В 2019 году принято на работу в сельскохозяйственные организации 1822 человек, что на 20,3% ниже уровня предыдущего года.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
В целях совершенствования условий получения и содержания профессионального образования необходимо развивать систему целевой подготовки специалистов в отраслевых образовательных организациях, реализовывать в сельских школах профориентационные проекты в области сельскохозяйственного производства, а также стимулировать приток кадров на село с помощью предоставления социальных выплат.
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Томской области является развитие животноводства. По данным на 01.01.2020, животноводством в области занималось 37 хозяйств. Полностью укомплектованы кадрами 15 хозяйств (40,5%), 7 хозяйств (18,9%) не имеют в штате специалистов, в 15 хозяйствах работает по 1 специалисту (зоотехник либо ветврач).
Для роста обеспеченности кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечения и закрепления молодежи в сельской местности необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению, направленные на создание положительного образа сельских территорий и АПК, информирование широких масс населения о сравнительных преимуществах жизни в сельской местности, в том числе о доступном и просторном жилье, здоровой окружающей среде, дружелюбной социальной атмосфере, возможностях для реализации молодежи и предпринимателей.
Эффективное использование научно-технических достижений в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от механизма доведения знаний до товаропроизводителей.
В целях повышения эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развития сельских территорий и жизнеобеспечения сельского населения важными задачами являются расширение доступа к консультационным и методическим услугам, совершенствование форм и методов консультационной деятельности.
Ежегодно сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывается около 2700 консультационных услуг. При этом 24% консультаций по разным направлениям получают фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы информационного взаимодействия с органами местного самоуправления, являющихся важным звеном в реализации государственной политики.
В этой связи необходимо продолжить работу по формированию единой системы информационного обеспечения, расширения доступа сельхозтоваропроизводителей и муниципальных органов управления АПК к государственным информационным ресурсам и базам данных, обеспечение их информационными продуктами, содержащими актуальную научную, экономическую, технологическую, техническую и иную информацию по направлениям сельского хозяйства и развития сельских территорий. Создание информационных ресурсов и баз данных должно быть направлено как на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте сельскохозяйственной продукции, так и на практическое использование сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в таблице 1"
Таблица 1. Целевые индикаторы Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Количество молодых специалистов, привлеченных в сферу агропромышленного комплекса |
Человек |
35 |
35 |
35 |
Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлена консультационная и информационная поддержка |
Штук |
110 |
110 |
110 |
Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели Программы по всем индикаторам.
Реализация ВЦП будет способствовать достижению цели Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - проведению эффективной аграрной политики и решению задачи содействия устойчивому развитию сельских территорий на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения доступными информационными ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и качественными трудовыми ресурсами, что позволит сохранить кадровый, социальный и экономический потенциал сельских территорий и агропромышленного комплекса и обеспечит повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
ВЦП принимает во внимание приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, Сибири и Томской области, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 и N 597 и направлена на создание условий и предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение положительной динамики экономических показателей сельскохозяйственного производства Томской области.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Томской области и муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов.
В результате реализации мероприятий ВЦП улучшится социальная обстановка на селе вследствие сохранения существующих и создания новых рабочих мест, произойдет рост налогооблагаемой базы.
Достижение цели ВЦП будет осуществляться за счет предоставления государственной поддержки по следующим направлениям:
1. Предоставление государственных услуг и (или) выполнение работ в сфере сельского хозяйства областным государственным бюджетным учреждением "Аграрный центр Томской области" в соответствии с государственным заданием, в том числе:
1.1. Предоставление консультационной помощи субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
1.2. Информационное обеспечение субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет" и средств массовой информации (далее - СМИ).
1.3. Подготовка, выпуск и распространение печатных информационных материалов, формирование отчетности в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
1.4. Организация и проведение информационно-коммуникационных мероприятий для субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
2. Стимулирование организаций и работников агропромышленного комплекса к достижению высоких результатов деятельности, в том числе:
2.1 Организация и проведение областных конкурсов в агропромышленном комплексе Томской области:
- премирование муниципальных образований Томской области - победителей областного конкурса в агропромышленном комплексе Томской области;
- предоставление субсидий победителям областного конкурса в агропромышленном комплексе;
- премирование победителей областного конкурса среди работников агропромышленного комплекса Томской области.
2.2. Предоставление премии Губернатора Томской области имени Героя Социалистического Труда Белозерцевой Екатерины Наумовны.
3. Подготовка, привлечение и закрепление квалифицированных кадров в АПК, в том числе:
3.1 Предоставление грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям на поддержку профориентационных проектов в области сельскохозяйственного производства.
3.2 Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса:
- подготовка кадров агропромышленного комплекса;
- повышение квалификации и переподготовка кадров агропромышленного комплекса;
3.3. Финансовое обеспечение затрат на поддержку кадров агропромышленного комплекса.
4. Информационное обеспечение в области сельскохозяйственного производства, в том числе:
4.1. Организация внедрения программных продуктов в целях создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, представляющей собой совокупность информации о состоянии сельского хозяйства и информационных технологий, технических средств, обеспечивающих ее обработку, а также обеспечение информационными материалами в области сельскохозяйственного производства.
5. Инновационное развитие агропромышленного комплекса, в том числе:
5.1 Организация мероприятий, способствующих инновационному развитию аграрного сектора.
5.2 Создание, развитие научной, учебной, производственной и опытной базы и обеспечение сельскохозяйственным оборудованием и техникой центров коллективного пользования для развития агропромышленного комплекса Томской области.
6. Подготовка, привлечение и закрепление научных кадров в АПК, в том числе:
6.1 Финансовое обеспечение затрат на поддержку научных работников организаций агропромышленного комплекса.
6.2 Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат научным работникам организаций агропромышленного комплекса, связанных с наймом (арендой) жилых помещений.
6.3 Финансовое обеспечение затрат на выплату доплат молодым специалистам к заработной плате.
6.4 Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой труда студентов, привлеченных для прохождения производственных практик.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.