Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Росгидромета по вопросу изъятия и перевода земельных участков для размещения метеорологических радиолокаторов, а также установления публичного сервитута на эти земельные участки и сообщает следующее.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). При этом выбор земельных участков для строительства осуществляется в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса, гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с вышеуказанными статьями, в Росимущество для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимо представить следующие документы:
- заявление в исполнительный орган государственной власти о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
- сведения об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
- сведения об информировании землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков об их возможном выкупе (в случае изъятия земельного участка);
- акт выбора земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах (в случае если предоставлен единственный вариант размещения объекта, то необходимо обоснование отсутствия иных вариантов размещения объектов);
- утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора;
- примерный расчет размера убытков правообладателей (в случае изъятия земельного участка);
- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (юридического лица, которому впоследствии будет предоставлен земельный участок).
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 5.38 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2008 г. N 432, а также с подпунктом Г пункта 4.7 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. N 374, заинтересованное лицо представляет в Территориальное управление Росимущества пакет документов на предварительное согласование места размещения объектов, который должен соответствовать по количественному и качественному содержанию нормам законодательства Российской Федерации. Территориальное управление Росимущества, в свою очередь, подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество предложения о предварительном согласовании места размещения объекта. Росимущество на основании представленных документов принимает решение о согласовании места размещения объекта или обоснованном отказе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "5 июня 2008 г."
Также сообщаем, что полномочия по изъятию земельных участков для размещения метеорологических локаторов у Росимущества отсутствуют.
Кроме того, в статье 49 Земельного кодекса и других федеральных законах отсутствует такое основание для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, как размещение метеорологических локаторов.
По вопросу установления публичного сервитута необходимо отметить, что в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным кодексом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.
Директор Департамента недвижимости |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июня 2011 г. N Д23-2680 "Об изъятии и переводе земельных участков для размещения метеорологических радиолокаторов"
Текст письма опубликован не был