Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Аналитическая часть программы
1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора), муниципального контроля
В соответствии с Перечнем видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченных на их осуществление, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 25 июля 2017 г. N 172, органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, является Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - МЧС Чувашии).
Региональным государственным надзором в области защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций является деятельность МЧС Чувашии, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики (далее - обязательные требования) в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность МЧС Чувашии по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера является оценка соблюдения органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Чувашской Республики и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется должностными лицами сектора государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Чувашии (далее - сектор надзора).
2. Обзор по виду государственного контроля (надзора)
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены обязанности организаций (как юридических лиц), а следовательно, и их руководителей (как должностных лиц) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности:
1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
9) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6 октября 2003 г."
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
За 2019 год надзорная деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) характеризуется следующими показателями: сектором регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций взято на учет 1961 объекта надзора, расположенных на территории Чувашской Республики (в 2018 году (далее - АГТПГ) - 1861, +5,1%). К категории среднего риска отнесена деятельность 909 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к категории умеренного риска - 192.
На 2019 год запланировано проведение проверок - 45 (АППГ - 10, увеличение в 4,5 раза), из них проведено: плановых - 42 (АППГ - 10, увеличение в 4,2 раза, 3 плановые проверки не проведены в связи с прекращением деятельности организаций); внеплановых - 4 (АППГ - 0). Выявлено нарушений - 46 (АППГ - 28, увеличение в 1,6 раза); выдано предписаний - 14 (АППГ - 7, увеличение в 2 раза).
За 12 месяцев 2019 г. сектором регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения плановых выездных проверок составлено 7 протоколов об административных правонарушениях на должностных лиц (АППГ - 7), в том числе: в отношении органов местного самоуправления - 3; в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 4. Мировыми судами вынесено 5 постановлений о привлечении к административной ответственности. В соответствии с частью 1 ст. 20.6 КоАП Российской Федерации "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" назначены штрафы на общую сумму 50 тысяч рублей. На рассмотрении у мировых судей находится 2 административных дела.
В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2019 год сотрудниками сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Чувашии проводились профилактические мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как с персоналом, так и с руководящим составом организаций. Занятия проводятся в форме лекций, бесед, с показом презентаций, видеофильма "Как действовать в условиях чрезвычайных ситуаций". Давались разъяснения по порядку действий при возникновении ЧС, организации деятельности по поддержанию в готовности сил и средств. За 12 месяцев 2019 года проведено 34 профилактических мероприятия, в том числе: в администрациях районов (городов) - 7; на объектах, силы и средства которых включены в районные (городские) звенья ТП РСЧС - 21; на объектах с массовым пребыванием людей - 6. На указанных мероприятиях присутствовало более 500 человек.
На территории Чувашской Республики утверждена Государственная программа Чувашской Республики "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики" (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 г. N 459). Государственная программа направлена на достижение следующих целей:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация экстренного реагирования при ЧС, организация аварийно-спасательных работ по ликвидации возникших ЧС;
совершенствование организации профилактики ЧС, пропаганды и подготовки населения по вопросам гражданской обороны, защиты от ЧС и террористических акций;
повышение общего уровня безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
В рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности":
разработаны и размещены на официальном сайте МЧС Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
- перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении надзора, утвержденный приказом МЧС Чувашии от 5 августа 2019 г. N 39;
- перечень показателей оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Министерства Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Чувашской Республики, утвержденный приказом МЧС Чувашии от 8 августа 2019 г. N 38;
- Руководство по обобщенной правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, утвержденные министром Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям В.И. Петровым 10 декабря 2019 года;
разработаны ежегодные планы проведения плановых проверок органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с применением риск-ориентированного подхода) на 2020 год;
регулярно проводятся консультации и семинары с должностными лицами, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
используется информационная система "Контрольно-надзорная деятельность Чувашской Республики";
информация о проведении проверок вносится в ФГИС "Единый реестр проверок";
по итогам прошедшего полугодия МЧС Чувашии совместно с Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике с представителями исполнительных органов государственной власти Чувашской Республики, федеральных органов государственной власти, организаций и предприятий, органов государственного контроля и средств массовой информации проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Чувашской Республики.
Основными проблемами, выявленными в сфере осуществления государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов;
отсутствие единого понимания обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статистические показатели возникновения чрезвычайных ситуаций (за предшествующие пять лет)
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019* |
Количество ЧС |
6 |
4 |
2 |
3 |
3 |
Погибло людей в результате ЧС |
15 |
3 |
5 |
12 |
5 |
Травмировано людей в результате ЧС |
40 |
18 |
2 |
10 |
33 |
Причиненный ущерб, млн. руб. |
213,5 |
26,08 |
109,8 |
99,2 |
440,5 |
------------------------------
* - по состоянию на 18.12.2019 года.
Таким образом, в 2019 году количество чрезвычайных ситуаций не превысило среднего значения за 5 лет. Высокая сумма ущерба объясняется засухой озимых культур (439,5 млн. руб.).
Наиболее значимыми рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью людей, повреждения имущества вследствие нарушения обязательных требований являются:
1) по объектам средней категории риска:
не сформировано понимание обязательных требований у подконтрольных объектов;
не осуществлены меры по мотивации подконтрольных объектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований;
2) по объектам умеренной категории риска:
не сформировано понимание обязательных требований у подконтрольных объектов;
не осуществлены меры по мотивации подконтрольных объектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
N пп |
Наименование риска |
Мероприятия по предупреждению риска |
1. |
Увеличение погибших и травмированных людей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на субъектах, подконтрольных МЧС Чувашии |
Увеличение консультаций, семинаров со специалистами органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администраций муниципальных образований, организаций, расположенных на территории Чувашской Республики |
2. |
Увеличение материального ущерба при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на субъектах, подконтрольных МЧС Чувашии |
Изменение присвоенных объектам надзора категорий риска в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2016 г. N 338 "Об утверждении порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера" |
3. Цели и задачи программы профилактики нарушений
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2016 г. N 338 "Об утверждении порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера" мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемой органом регионального государственного надзора программой профилактики нарушений.
Цели Программы:
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и муниципального характера;
- повышение прозрачности системы регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Задачи Программы:
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и муниципального характера на территории Челябинской области (далее - обязательные требования), путем активизации профилактической деятельности МЧС Чувашии;
- снижение административной нагрузки на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований;
- снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе проведения регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;
- разъяснение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также населению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и муниципального характера, правил безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации и повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;
- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.