Уважение прав и свобод человека и гражданина - нравственно-правовая парадигма современного мироустройства, которая, как камертон, настраивает все остальные институты общественно-государственного устройства на поступательное и системное движение вперед к многовековому идеалу равенства и справедливости, основанному на представлениях о добре и зле. Степень защищенности прав и свобод является индикатором уровня цивилизованности и демократии в обществе.
Оценка соблюдения прав граждан постоянно эволюционирует, и то, что люди терпеливо принимали в одни времена (в силу ли осознания исторической необходимости или из страха перед репрессиями), вызывает у них чувство протеста - в другие. Борьба за право на справедливое распределение материальных благ, свободу передвижения и плюрализм мнений, имевшая место в конце ХХ века на пороге судьбоносных для России перемен, сегодня уступает место отстаиванию прав на уважение достоинства личности (в том числе обвиняемых и осужденных), на высокое качество жизни и свободу слова.
Этот сложнейший процесс происходит сегодня в постоянной дискуссии органов власти и отдельных институтов гражданского общества, которая порой приобретает крайне острые формы, вплоть до протестных акций. К счастью, в 2019 году они не превратились в институциональные ловушки, когда каждая из сторон не может предложить что-то лучшее в решении вопроса, а в конечном счете проигрывают обе стороны. Вместе с региональными уполномоченными по правам человека мы постоянно работали по этой теме, нередко фактически выполняя роль медиатора (город Москва, Свердловская область, Республика Ингушетия), пытаясь прежде всего обеспечить превенцию нарушения прав граждан, а если это не удавалось, использовали весь свой инструментарий для восстановления нарушенного права, реабилитации невиновного, сатисфакции за причиненный ему вред.
В этом отношении 2019 год был временем обретений и неудач, осмысления процессов в сфере правозащиты и поиска нового инструментария для реагирования на вызовы и угрозы правам человека в современных реалиях. Надеюсь, наработанные нами положительные практики будут востребованы нашими региональными и зарубежными коллегами, а также будущими поколениями омбудсменов.
Наиболее острыми темами 2019 года были бедность, качество и доступность медицины, безопасная окружающая среда, жестокость и насилие в отношении обвиняемых и осужденных, использование недозволенных методов в отношении участников уголовного процесса при собирании доказательств по уголовному делу, злоупотребление мерой пресечения в виде заключения под стражу к лицам, совершившим ненасильственные преступления, несоразмерное применение силы к участникам несанкционированных акций протестов.
При этом в диапазоне общественного запроса на справедливость, как показывает социология института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный), социальная справедливость как явление, представляющее особую значимость для человека в системе социальных и экономических прав, несколько уступила место процессуальной справедливости.
Люди боятся необоснованных уголовных преследований и провокаций, применения к ним насилия, назначения несоразмерных содеянному наказаний, отсутствия возможности доказывать свою невиновность. Высказывается мнение, что быть бедным не так страшно, как невинно осужденным. Восстановить социальный статус при поддержке государства, как считают многие, проще, чем потерянную репутацию в результате признания человека обвиняемым или осуждения. И даже снятая судимость или опровержение в СМИ о необоснованном привлечении к уголовной ответственности не дают возможности вернуться к полноценной жизни.
В связи с этим все большую актуальность приобретают осмысление категории "процессуальная справедливость" в современной России и выработка позиции прокуратуры, руководства следственных органов и органов дознания в отношении этого явления. Надеемся, что прокуроры, руководители органов предварительного расследования будут нетерпимы к негативным фактам и используют все предоставленные им законом средства, чтобы потребовать от следователей и дознавателей строгого соблюдения законности при расследовании по уголовным делам, собирании доказательств, ориентируясь на закрепленные в УПК РФ принципы уважения чести и достоинства, презумпции невиновности, охраны прав и свобод личности в уголовном процессе. Как здесь не вспомнить слова Анатолия Федоровича Кони из его знаменитой статьи "Нравственные начала в уголовном процессе": "Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться". Они были сказаны по поводу состязательного суда, хотя по праву могут быть отнесены ко всем стадиям уголовного процесса.
В этом сегменте институт Уполномоченного особенно востребован, и я с благодарностью хочу отметить, что в большинстве случаев встречаю максимальное понимание и стремление оказать помощь в восстановлении справедливости и законности по конкретным делам со стороны судей, прокуроров, руководителей органов дознания и следственных органов всех ведомств.
Разрыв между обязательствами государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и их практическим воплощением в жизнь довольно большой. Значительное количество нарушений по всему спектру основных прав и свобод подтверждается официальной статистикой, оценками экспертов, результатами опросов общественного мнения и мониторингов соблюдения прав человека, проводимых в 2019 году российскими и международными организациями. Об этом свидетельствуют также жалобы граждан, поступающие в мой адрес и в адрес коллег - уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
По результатам опроса, проведенного в 2019 году фондом "Общественное мнение" - нашим партнером на протяжении многих лет, на проблемы с соблюдением прав человека в России указали 54% опрошенных, и лишь 35% выразили мнение о соблюдении прав человека. Самыми "проблемными" в глазах населения являются право на охрану здоровья, право на жилье, право на социальное обеспечение, право на труд.
В связи с этим крайне важными видятся предложенные Президентом Российской Федерации поправки в Конституцию Российской Федерации по установлению дополнительных гарантий прав граждан в социальной сфере. Они отвечают общественному запросу и при условии их неукоснительной реализации, обеспеченной жестким контролем и мерами реагирования на нарушения, позитивно скажутся на общественном климате в государстве. Соответствующий комментарий по данному вопросу дан мною в публичном пространстве.
В начале 2020 года широкое обсуждение получил рейтинг регионов по качеству жизни, который строился на основе 70 показателей, включающих доходы жителей, уровень безработицы, качества и доступности медицины и образования и т.д. В значительной степени он совпадал и с нашими оценками, в том числе отраженными в картах территориальной интенсивности общего числа обращений. Регионы с самым низким уровнем качества жизни (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Еврейская автономная область, Республика Тыва и некоторые другие) фактически являются территориями, где имеют место многочисленные нарушения прав граждан. В связи с этим представляется важным, что новый состав Правительства Российской Федерации среди первых своих решений определил пути поддержки, в первую очередь финансовой, для изменения ситуации в этих регионах.
Соблюдение прав человека и качество жизни - это взаимозависимые явления. И если бы при выстраивании рейтинга в качестве показателя учитывалась динамика жалоб граждан на нарушения их прав, картина была бы более полной, а решения по изменению ситуации - более взвешенными. Ориентиром в этой работе должна быть социокультурная аксиома - "государство для человека, а не человек для государства".
Один из выводов, который напрашивается в результате анализа повседневной работы с жалобами, где люди рассказывают о постигших их несчастьях, о невозможности быть услышанными и получить понятные аргументированные ответы на свои жалобы, а также с учетом изучения итогов проведенного мониторинга протестных акций и генезиса системных проблем в сфере соблюдения прав человека, состоит в том, что в обществе наблюдается дефицит конструктивных коммуникаций между органами государственной власти, принимающими решения, и членами общества, вынужденными их выполнять, которые позволили бы найти компромисс, "договориться" по разрешению наиболее острых системных проблем, а в целом - снизить напряженность. По крайней мере тот диалог, который ведется Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в формате прямой линии для ответов на вопросы населения страны или на встрече с правозащитниками и представителями общественных организаций - членами СПЧ и в других аудиториях, не находит масштабного продолжения в отдельных регионах.
Определенным показателем ситуации с правами человека является количество положительно разрешенных жалоб в Европейском Суде по правам человека. На момент выхода Доклада на рассмотрении суда находилось более 18 тыс. жалоб российских граждан. И хотя по показателю поданных жалоб на 10 тыс. населения мы находимся далеко не на первом месте, сама по себе эта реальность заставляет задуматься о происходящем. Чаще всего заявители жалуются на ненадлежащие условия содержания под стражей, пытки, унижающее и бесчеловечное обращение, на нарушения права на свободу и личную неприкосновенность, на ограничения права на свободу слова. Решениями ЕСПЧ по жалобам против России заявителям в качестве компенсаций за нарушения их прав из казны государства в 2019 году присуждено около 25,5 млн евро.
В сфере защиты прав человека в 2019 году были и успехи. Как обычно, они воспринимаются населением без особых эмоций. Но нельзя не признать, что за этим стоит большой труд и Аппарата Уполномоченного, и государственного аппарата и прежде всего тех его представителей, которые нацелены на развитие нашего государства и укрепление гарантий прав человека.
Анализ динамики обращений в адрес Уполномоченного показывает, что наряду с общим снижением количества жалоб, пусть небольшим, но все же снижением, в некоторых сферах защиты прав граждан оно было весьма ощутимо: в сфере жилищных отношений (особенно по вопросам долевого строительства жилья, переселения из аварийных домов, постановки на жилищный учет, платы за жилье и оказания коммунальных услуг); в сфере трудовых отношений (в первую очередь по вопросам оформления трудовых отношений и правил охраны труда); в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства (в отношении исполнения алиментных обязательств и взаимоотношений с органами опеки и попечительства); в сфере гражданства и внешней миграции (по вопросам получения разрешений на временное проживание и вида на жительство, легализации пребывания на территории Российской Федерации лиц, не имеющих для этого соответствующих документов) и в ряде других областей.
Данные результаты являются следствием в том числе начавшейся реализации национальных проектов стратегического развития страны, совершенствования законодательства о правах и свободах человека, усиления контроля со стороны институтов гражданского общества. Последние получили мощную поддержку в форме президентских грантов.
Используя весь арсенал полномочий, предусмотренных законом для осуществления защиты прав человека, непосредственно Уполномоченному удалось во взаимодействии с государственными органами, в первую очередь с органами прокурорского надзора, при поддержке институтов гражданского общества добиться положительных решений по 1442 жалобам, в том числе 82 коллективным. Оказана адресная помощь в защите прав 2503 гражданам. Всего же положительный эффект от правозащитных мероприятий в связи с рассмотрением жалоб "ощутили" сотни тысяч человек. Помощь в восстановлении своих нарушенных прав получили труженики 35 предприятий, жители 47 населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой, жильцы 7 аварийных домов.
Еще одним значимым успехом стал российско-украинский обмен заключенными в формате 35 на 35, в числе которых были освобождены из-под стражи и вернулись к своим родным и близким бывший руководитель РИА "Новости Украины" Кирилл Вышинский, военнослужащие Черноморского флота Александр Баранов и Максим Одинцов и другие. Мы принимали самое непосредственное участие в этой акции в теснейшем взаимодействии с профессионалами из силовых структур и правоохранительных органов после того, как были достигнуты договоренности между Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Президентом Украины В.А. Зеленским. Этому кульминационному моменту предшествовали большой переговорный процесс с Уполномоченным Верховной рады Украины по правам человека, работа с международными органами и т.д.
Помимо работы с обращениями граждан Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает еще четыре направления его деятельности: международное сотрудничество, правовое просвещение, совершенствование законодательства о правах человека и координация деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Каждому из названных направлений посвящен самостоятельный раздел данного Доклада, где изложена концепция их развития (мировоззренческая составляющая) и дана фактология мер по продвижению прав человека с использованием форм и методов в конкретной системе координат (практическая составляющая). Поэтому во вступительном слове мне хотелось бы обратить внимание только на несколько обстоятельств, имеющих, как представляется, принципиально важное значение.
В результате взаимодействия с зарубежными коллегами-омбудсменами в двустороннем формате, наращивания активности в рамках созданного два года назад Евразийского Альянса Омбудсменов и укрепления коммуникаций с правозащитными учреждениями ООН и Совета Европы удалось привлечь внимание к проблемам защиты прав наших соотечественников за рубежом, призвать к поддержке по вопросам противодействия русофобии, поднять глобальные проблемы недопустимости политизации темы прав человека, двойных стандартов и использования языка ненависти в межгосударственном диалоге на правочеловеческую тематику. В 2019 году в организованной нами в городе Москве III Международной конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" приняли участие омбудсмены и представители независимых правозащитных учреждений из 21 государства. А в Евразийский Альянс Омбудсменов вступили еще два члена - омбудсмены Сербии и Таджикистана. Теперь уже семь участников ЕАО решили главной темой работы Альянса в 2020 году определить 75-летие окончания Второй мировой войны.
Еще одним важным событием года стало начало работы Научно-образовательного центра по правам человека при МГЮА им. О.Е. Кутафина (далее - НОЦ). Предложение о его создании вносилось Президенту Российской Федерации два года назад. Инициатива была поддержана. И вот теперь после решения организационно-правовых вопросов идея воплощена в жизнь. Трудно переоценить значение этого события для института Уполномоченного. Мы возлагаем на него большие надежды.
Основной задачей Центра являются обучение и повышение квалификации уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, уполномоченных по правам предпринимателей, членов их аппаратов, а также членов ОНК и общественных правозащитников, фундаментальные исследования в области защиты прав и свобод человека и гражданина. На Уполномоченного возложено научно-методическое руководство НОЦ.
Построен и в 2019 году открыт Дом прав человека в городе Москве. Отныне в этом здании сосредоточена основная рабочая активность Уполномоченного и его Аппарата. Новейшие разработки техники приема населения, представленные в новом здании, призваны повысить комфортные условия и доступность помощи для всех граждан, и создают дополнительный импульс для развития института уполномоченных в целом.
Продолжал укрепляться и развиваться институт региональных уполномоченных по правам человека. Значительно улучшилось качество их работы на основе единой методологии и общих концептуальных подходов к проблемам обеспечения прав и свобод человека на всем пространстве Российской Федерации. И как следствие - выросло их признание.
11 марта 2020 г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", в подготовке которого активное участие принимали уполномоченные по правам человека.
Важным событием в истории российской государственной правозащиты стала встреча Президента Российской Федерации с уполномоченными по правам человека в Кремле 10 декабря 2019 г., на которой были обсуждены наиболее важные проблемы признания, соблюдения и защиты прав человека.
Сегодня запрос общества на повышение уровня защиты прав и свобод человека и гражданина требует от института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации большей результативности, поиска новых форм работы, повышения эффективности использования уже имеющегося инструментария. Новые условия работы не только позволяют, но и обязывают к этому. Согласно принятым в 2019 году Венецианским принципам омбудсмены должны являться связующим звеном между государственной администрацией и гражданином и, как правило, последним средством, позволяющим устранить нарушения закона.
Сегодня мы сталкиваемся все чаще с ситуациями, когда индивидуальные права и права большого количества людей нарушаются государственно-частными и частными организациями, которые сегодня выполняют функции, ранее бывшие прерогативой органов государственной власти. Однако уполномоченные по правам человека здесь ограничены в возможностях оказать помощь, поскольку их сфера контроля опосредована деятельностью государственных и муниципальных органов. В связи с этим мы намерены выработать предложения по разрешению данной проблемы.
Дефицит взаимной терпимости и самоограничения в реализации своих прав и полномочий актуализирует задачу формирования культуры уважения прав человека во всех сферах жизни, и в первую очередь в среде служащих публичной власти. И эту задачу мы перед собой ставим, разрабатывая и частично уже предлагая комплекс мер по правовому просвещению.
В представленном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год (далее - Доклад) сохраняется преемственность с докладами прошлых лет. Как и прежде, в настоящем Докладе приведены тематическая статистика, динамика состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о состоянии и проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения гарантий их защиты, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Доклад состоит из вступительного слова, восьми глав, объединяющих 28 параграфов. Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
Эмпирического материала при этом оказалось так много, что во избежание значительного увеличения объема Доклада вынуждены были оставить за его рамками освещение целого ряда проблем, в развитии которых в 2019 году не обнаружилось какой-либо динамики или новых тенденций. В качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и его Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека.
Выражаю свою искреннюю благодарность всем гражданам и правозащитникам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам человека |
Т.Н. Москалькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год от 14 апреля 2020 г.
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 14 апреля 2020 г. N 80