Письмо Ассоциации российских банков от 10 апреля 2020 г. N А-02/1Т-196
Ассоциация российских банков полностью поддерживает принимаемые Правительством Российской Федерации и Банком России меры, направленные на минимизацию серьезных последствий распространения коронавирусной инфекции на население страны, равно как и на предприятия различных отраслей экономики в целом.
Однако очевидно, что нормализация российской экономики невозможна без обеспечения стабильности и бесперебойной работы банковской системы.
Текущие проблемы в банковском секторе в условиях пандемии явились предметом обсуждения на состоявшемся 6 апреля 2020 года в Ассоциации on-line совещании кредитных организаций - членов АРБ.
Участники совещания пришли к выводу, что реализация ряда мер по поддержке кредитования граждан и экономики может отрицательно сказаться на деятельности кредитных организаций, в связи с чем был разработан Комплекс мероприятий, направленных на сглаживание негативного эффекта от последствий ограничительных мер по борьбе с эпидемией (прилагаются).
Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены Банком России при разработке мер поддержки банковского сектора в условиях пандемии коронавируса.
Приложение: на 3 листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Меры по поддержке банковского сектора в условиях пандемии коронавируса
1. Меры по исключению неравных конкурентных условий для частных банков и банков с госучастием
В настоящее время банковская система действует в условиях неравных конкурентных условиях для частных банков и банков с государственным участием.
В условиях начинающегося экономического кризиса, вызванного вынужденной самоизоляцией граждан и остановкой производственной деятельности некоторых клиентов банков, представляется необходимым устранить указанное конкурентное неравенство, хотя бы на уровне мер государственной поддержки.
В указанных целях предлагаем:
- при внедрении новых программ господдержки не давать государственным банкам никаких конкурентных преимуществ, которые обычно ведут к перераспределению клиентской базы. Необходимо предоставить равные возможности всем банкам для равного участия в программах господдержки.
- не допускать информационного неравенства среди банков по планируемым программам господдержки, что приводит к более раннему выходу на рынок с продуктами господдержки государственных банков.
2. Меры по поддержке заемщиков
1. В соответствии с Федеральный закон о кредитных каникулах, любое физическое лицо может в заявительном порядке воспользоваться правом на 6-ти месячный мораторий на погашение основного долга и процентов по полученному им кредиту. Кроме того, заемщики получают право требовать снижения процентной ставки по кредиту на этот период до уровня 8-10%.
По окончании периода самоизоляции в течение следующих 3-4 месяцев заемщик должен представить банку документы, подтверждающие ухудшение своего финансового положения.
В результате банки в скором времени могут столкнуться с большим количеством заемщиков, которые после окончания периода самоизоляции не смогут подтвердить свое право на кредитные каникулы.
После окончания режима самоизоляции многие заемщики окажутся не в состоянии вовремя погасить кредиты по разным причинам.
Необходимо, по возможности, нивелировать указанные последствия.
Просим Банк России разработать подзаконный нормативный правовой акт, содержащий комплекс мер по поддержке заемщиков банков, в частности:
- разрешить банкам не выносить кредиты физических лиц на просрочку в течение установленного в акте срока, а также право переносить сроки уплаты процентов и т.п. В связи с этим, необходимо внести изменения в Положение Банка России 590-П, предусматривающие, что пролонгация сроков возврата кредитов, произведенная на основании соглашений, заключенных в период с 01.03.2020 г. по 01.01.2021 г., не может считаться реструктуризацией и ухудшением качества обслуживания долга заемщика;
- произвести субсидирование оплаченных ипотечных процентов (по аналогии возврата оплат по подоходному налогу);
- запретить дополнительную отчетность по реструктурированным кредитам;
3. Меры по поддержке МСП
Малые и средние предприятия составляют большую часть клиентской базы региональных банков. Они больше всего потерпят убытки от вынужденной самоизоляции их работников, и больше других будут нуждаться в заемных средствах. Однако действующее законодательство не стимулирует банки, которые сами испытывают финансовые трудности, кредитовать малые и средние предприятия в нужных им объемах.
Реализованные Правительством РФ программы поддержки бизнеса в кризисной ситуации, в том числе программа возмещения недополученных банками доходов по кредитам, выданным на цели сохранения занятости и программа субсидирования обеспечения банками отсрочки платежей по выданным кредитам субъектам МСП, по сути, являются убыточными для банков. При этом обе программы предусматривают необходимость достижения банками запланированных, на этапе вступления в программу, плановых результатов освоения субсидий и их возврат в бюджет в случае их не достижения.
Решение: Разработка законопроекта, предусматривающего комплекс мер по дополнительной поддержке малых и средних предприятий.
Для этого необходимо:
- предоставить коммерческим банкам юридические гарантии со стороны государства (в лице ЦБ, ВЭБ и т.д.) по возврату кредитов, выданных субъектам МСП на выплату заработной платы, в объеме не менее 75% от суммы выданного кредита;
- наряду с поручительством Корпорации МСП, предусмотренной для банков с рейтингом ниже АА по рейтинговой шкале АКРА, предусмотреть для банков иные условия участия в программе по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, допустимо предусмотреть право банков на получение льготного кредита Банка России под залог ценных бумаг из ломбардного списка ЦБ РФ. Этот кредит должен предоставляться банкам с целью последующего льготного кредитования субъектов МСП на выплату заработной платы;
- предусмотреть возможность предварительной заявки объёмов планируемого кредитования МСП (который невозможно прогнозировать!) в рамках Программы льготного кредитования Минэкономразвития (ПП 1764, 8,5%).
4. Меры по поддержке банков
Кредитные организации составляют основное звено финансовой системы Российской Федерации. После окончания периода самоизоляции многие заемщики воспользуются правом на кредитные каникулы. Некоторые заемщики не смогут обслуживать свою задолженность. Поэтому в ближайшее время банки столкнутся с кризисом ликвидности, поскольку перестанут получать платежи по кредитам от значительного количества заемщиков физических лиц и субъектов МСП на фоне усиливающегося оттока вкладов населения.
Поддержка банкам, в том числе путем предоставления недорогих межбанковских кредитов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 апреля 2020 г. N А-02/1Т-196
Текст письма опубликован не был