Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации города Дудинки
от 30.12.2019 N 147
Порядок
разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Дудинки
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Дудинки (далее - Порядок) устанавливает правила разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Дудинки, а также контроля за ходом их реализации.
1.2. В целях настоящего Порядка под муниципальной программой города Дудинки (далее - муниципальная программа) понимается комплекс мероприятий, взаимосвязанных и согласованных между собой по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающих эффективное решение наиболее значимых проблем в области социально-экономического развития города Дудинки.
1.3. Муниципальная программа направлена на обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития города Дудинки, повышение результативности расходов городского бюджета.
1.4. Муниципальные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, стратегии социально-экономического развития Красноярского края, стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка", прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка".
1.5. Муниципальные программы разрабатываются на срок не менее чем на три года.
Муниципальные программы являются основанием для формирования расходов городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
1.6. Муниципальные программы включают в себя подпрограммы и (или) отдельные мероприятия программы, реализуемые органами местного самоуправления города Дудинки в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Красноярского края, муниципальными правовыми актами города Дудинки.
1.7. В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия и термины:
- подпрограмма - система мероприятий муниципальной программы, направленная на решение конкретной задачи программы, взаимоувязанная системой показателей, сроков осуществления и ресурсами с программой;
- отдельное мероприятие программы - значительное мероприятие программы, направленное на решение конкретной задачи программы;
- ответственный исполнитель (разработчик) программы - орган Администрации города Дудинки, определенный в соответствии с перечнем муниципальных программ, утвержденным распоряжением Администрации города Дудинки, в качестве ответственного исполнителя программы и осуществляющий текущее управление реализацией программы, обеспечивающий координацию деятельности соисполнителей программы в ходе ее реализации, осуществляющий реализацию отдельных мероприятий программы, а также, в случаях, предусмотренных программой, осуществляющий функции соисполнителя программы в части реализации отдельным подпрограмм программы;
- соисполнитель программы - орган, структурное подразделение Администрации города Дудинки, муниципальные учреждения города Дудинки и (или) иной главный распорядитель средств городского бюджета, определенный в соответствии с перечнем программ, утвержденным распоряжением Администрации города Дудинки, в качестве соисполнителя программы, осуществляющий реализацию подпрограммы, а также в случаях, предусмотренных программой, осуществляющий функции ответственного исполнителя программы в части реализации отдельных мероприятий программы;
- участник программы - структурное подразделение Администрации города Дудинки, муниципальные учреждения и (или) иные главные распорядители средств городского бюджета, участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий подпрограммы;
- бюджет действующих обязательств, БДО - ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами Российской Федерации, Красноярского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Дудинка", договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов Российской Федерации, Красноярского края, нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края, нормативных правовых актов муниципального образования "Город Дудинка";
- бюджет принимаемых обязательств, БПО - ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами Российской Федерации, Красноярского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Дудинка", договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов Российской Федерации, Красноярского края, нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края, нормативных правовых актов муниципального образования "Город Дудинка";
- бюджетная комиссия - постоянный коллегиальный совещательный орган Администрации города Дудинки, образованный в целях обеспечения взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период или при подготовке изменений в решение Дудинского городского Совета депутатов о городском бюджете;
- индикаторы результативности муниципальной программы - измеряемый количественный и (или) качественный показатель, характеризующий непосредственные результаты от реализации мероприятий программы (подпрограммы).
Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Красноярского края и муниципальными правовыми актами города Дудинки.
1.8. Процедуры, связанные с разработкой, утверждением, реализацией и составлением отчетности муниципальных программ, не урегулированные настоящим Порядком, реализуются в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Дудинка".
1.9. Методическое руководство и координацию работ по разработке, утверждению, реализации и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ в установленных сферах деятельности осуществляет Отдел прогнозирования и контроля Администрации города Дудинки (далее - Отдел прогнозирования и контроля).
1.10. Основными этапами процесса разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ являются:
- разработка концепции муниципальной программы;
- разработка и формирование проекта муниципальной программы;
- утверждение муниципальной программы;
- реализация и контроль за ходом выполнения муниципальной программы;
- подготовка и представление отчетов о реализации муниципальной программы;
- оценка результативности и эффективности реализации муниципальной программы.
2. Принятие решений о разработке муниципальной программы
2.1. Инициаторами предложений о разработке муниципальной программы и (или) подпрограмм могут выступать органы местного самоуправления города Дудинки, органы Администрации города (далее - инициаторы), в том числе с учетом предложений юридических и физических лиц.
2.2. Отбор предложений для их решения на местном уровне посредством разработки и реализации программы осуществляется по следующим критериям:
- соответствие приоритетам социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка";
- соответствие прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Дудинка";
- соответствие полномочиям органов местного самоуправления согласно действующему законодательству;
- значимость проблемы для территории муниципального образования "Город Дудинка";
- комплексный, в том числе межотраслевой, характер;
- направленность на реформирование отрасли, достижение качественно нового уровня развития, в том числе повышение доступности и качества муниципальных услуг, снижение расходов на их оказание и т.д.
2.3. Разработке проекта не действовавшей ранее муниципальной программы предшествует разработка концепции программы, осуществляемая ответственным исполнителем (разработчиком) муниципальной программы совместно с соисполнителями, определяемыми заместителем Главы города Дудинки по соответствующему направлению деятельности. Разработка концепций муниципальных программ для действующих программ и предлагаемых для разработки на новый период реализации не требуется.
2.4. Концепция муниципальной программы должна содержать:
- определение приоритетов органов местного самоуправления в соответствующей сфере, охватываемой программой (подпрограммой);
- изложение основных проблем в соответствующей сфере, охватываемой программой, включая анализ причин их возникновения, анализ исходной (текущей) ситуации, анализ нормативной правовой базы;
- предлагаемый механизм реализации решения проблем, обозначенных в программе;
- определение целей программы, возможного перечня подпрограмм и показателей, характеризующих достижение поставленных целей;
- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые;
- оценка вероятности привлечения федеральных, краевых и внебюджетных средств для достижения поставленных целей муниципальной программы.
2.5. Концепции предлагаемых к реализации с очередного финансового года муниципальных программ направляются ответственным исполнителем (разработчиком) муниципальных программ в срок до 10 июня текущего года на рассмотрение бюджетной комиссии.
2.6. На основе концепций программ, согласованных бюджетной комиссией, Отдел прогнозирования и контроля формирует новый перечень муниципальных программ, в состав которого входят действующие муниципальные программы и предлагаемые к реализации муниципальные программы с очередного финансового года.
Перечень программ разрабатывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку в срок до 30 июня текущего года, утверждается распоряжением Администрации города Дудинки и является основанием для разработки проектов муниципальных программ.
2.7. Распоряжение Администрации города Дудинки об утверждении перечня муниципальных программ размещается на официальном сайте города Дудинки.
3. Разработка (формирование) муниципальной программы
3.1. Ответственный исполнитель (разработчик) муниципальной программы, ответственный за подготовку и согласование проекта постановления Администрации города Дудинки об утверждении муниципальной программы (далее - проект муниципальной программы), назначается на основании Перечня муниципальных программ, утвержденного распоряжением Администрации города Дудинки.
3.2. Ответственный исполнитель (разработчик) совместно с соисполнителем обязан организовать разработку проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями настоящего Порядка и Макетом муниципальной программы (приложение N 2 к настоящему Порядку), объемом бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию программы, согласованной бюджетной комиссией концепцией муниципальной программы.
3.3. В отдельных случаях проекты муниципальных программ могут отличаться от Макета муниципальной программы. Такие случаи могут быть обусловлены требованиями, предъявляемыми органами исполнительной власти Красноярского края либо федеральными органами исполнительной власти к наличию в муниципальной программе дополнительных сведений.
3.4. Планирование и согласование объемов расходов, осуществляемых на реализацию муниципальной программы за счет средств городского бюджета, производится в соответствии с порядком формирования проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, определенным правовым актом Администрации города Дудинки (далее - Порядок формирования проекта бюджета).
3.5. Обоснованием объемов расходов на мероприятия муниципальной программы, осуществляемых за счет средств городского бюджета, являются расчеты, выполняемые и согласовываемые в соответствии с Порядком формирования проекта бюджета.
3.6. Ответственный исполнитель (разработчик) программы обеспечивает разработку и согласование проекта муниципальной программы с должностными лицами Администрации города Дудинки в установленном Регламентом Администрации города Дудинки порядке.
3.7. После согласования должностными лицами Администрации города Дудинки проекты муниципальных программ утверждаются постановлением Администрации города Дудинки в срок не позднее 01 декабря текущего года.
3.8. После принятия городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период Дудинским городским Советом депутатов муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
3.9. Ответственный исполнитель (разработчик) муниципальной программы обеспечивает размещение муниципальной программы на официальном сайте города Дудинки.
3.10. Ответственный исполнитель (разработчик) муниципальной программы обязан в течение 10 дней со дня утверждения муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу) зарегистрировать ее (изменения) в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
4. Реализация и контроль за ходом исполнения муниципальной программы
4.1. Текущее управление реализацией муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем (разработчиком) программы совместно с соисполнителем.
Ответственный исполнитель (разработчик) совместно с соисполнителем несет ответственность за реализацию муниципальной программы, достижение утвержденных целевых значений индикаторов результативности программы, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение муниципальной программы.
4.2. Ответственные исполнители (разработчики) совместно с соисполнителями программы для проведения текущего мониторинга реализации программы осуществляют сбор информации об исполнении программы с исполнителей программы, осуществляют сверку финансовых показателей с Финансовым комитетом и представляют в Отдел прогнозирования и контроля сводный отчет об исполнении муниципальной программы в срок:
- по итогам полугодия - в срок до 25 июля отчетного года;
- по итогам 9 месяцев - в срок до 20 октября отчетного года;
- по итогам года - в срок до 5 марта года, следующего за отчетным.
4.3. Пакет документов предоставляется ответственным исполнителем (разработчиком) в Отдел прогнозирования и контроля в электронном и печатном виде и должен содержать:
- подробную пояснительную записку с анализом исполнения (невыполнения) физических и стоимостных показателей;
- отчет (полугодовой, по итогам 9 месяцев или годовой) об исполнении муниципальной программы по форме согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему Порядку;
- сводную оценку эффективности реализации муниципальной программы (по итогам года) по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку.
4.4. Отдел прогнозирования и контроля готовит сводную информацию о ходе реализации муниципальной программы, содержащую оценку эффективности реализации муниципальной программы (по итогам года) и представляет ее на рассмотрение первому заместителю Главы города Дудинки:
- по итогам полугодия - в срок до 25 августа текущего года;
- по итогам 9 месяцев - в срок до 25 ноября текущего года;
- по итогам года - в срок до 5 апреля года, следующего за отчетным.
4.5. В случае, если оценка эффективности реализации муниципальной программы неэффективная и нерезультативная, Отдел прогнозирования и контроля вносит предложение первому заместителю Главы города Дудинки о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В отдельных случаях решение о досрочном прекращении реализации программы может быть принято в случае досрочно достигнутых результатов в ходе реализации программы.
4.6. Вопрос о снижении объемов на реализацию муниципальной программы выносится первым заместителем Главы города Дудинки на рассмотрение бюджетной комиссии, в случае досрочного прекращения или продления срока реализации муниципальной программы - заместителем Главы города Дудинки по соответствующему направлению.
4.7. Решение о сокращении бюджетных ассигнований, досрочном прекращении или продлении срока реализации муниципальной программы принимается бюджетной комиссией.
После принятия решения о сокращении бюджетных ассигнований ответственным исполнителем (разработчиком) совместно с соисполнителем программы осуществляется подготовка проекта постановления Администрации города Дудинки о внесении изменений в постановление Администрации города Дудинки, утверждающее муниципальную программу, и обеспечивается его согласование в порядке, предусмотренном Регламентом Администрации города Дудинки.
При продлении срока реализации муниципальной программы ответственный исполнитель (разработчик) совместно с соисполнителем осуществляет подготовку необходимых документов в соответствии с пунктами 3.2-3.7 настоящего Порядка.
4.8. В случае принятия решения о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы или досрочном прекращении ее реализации, и при наличии заключенных во исполнение соответствующих муниципальных программ договоров, в городском бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных договоров, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их расторжении.
4.9. В случае исключения неэффективных мероприятий муниципальной программы на основании принятого бюджетной комиссией решения Финансовый комитет осуществляет подготовку проекта решения Дудинского городского Совета депутатов о внесении изменений в городской бюджет.
4.10. Отдел прогнозирования и контроля имеет право запросить дополнительную информацию от ответственных исполнителей (разработчиков) и (или) соисполнителей муниципальной программы при осуществлении проверки представленной отчетности о ходе реализации муниципальных программ.
4.11. Годовой отчет о ходе реализации муниципальных программ подлежит размещению на официальном сайте города Дудинки.
5. Внесение изменений и дополнений в муниципальную программу (корректировка)
5.1. Ответственный исполнитель (разработчик) муниципальной программы в случае необходимости уточняет показатели программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
5.2. Инициаторами изменения (корректировки) муниципальной программы могут выступать:
- Дудинский городской Совет депутатов;
- Глава города Дудинки;
- заместители Главы города Дудинки;
- ответственный исполнитель (разработчик), соисполнитель, участник муниципальной программы.
5.3. Основаниями для внесения изменений в муниципальную программу являются:
- внесение в муниципальную программу дополнительных задач, подпрограмм и (или) мероприятий;
- исключение из муниципальной программы задач, подпрограмм и (или) мероприятий;
- изменения и (или) уточнения целей, задач, подпрограмм, мероприятий, натуральных показателей, целевых показателей индикаторов результативности, сроков реализации муниципальной программы;
- изменение ответственного исполнителя (разработчика), соисполнителя, участника муниципальной программы;
- увеличение или уменьшение бюджетных средств, необходимых для реализации муниципальной программы, изменение источника финансирования;
- перераспределение бюджетных средств между подпрограммами и (или) мероприятиями;
- изменения в бюджетной классификации расходов;
- изменения в Решении Дудинского городского Совета депутатов о городском бюджете, касающиеся вопросов финансирования муниципальной программы;
- изменение действующего законодательства;
- наличие правовых пробелов, свидетельствующих об отсутствии правового регулирования отдельных вопросов муниципальной программы.
5.4. Внесение изменений в муниципальную программу является основанием для подготовки изменений в Решение Дудинского городского Совета депутатов о городском бюджете.
5.5. Порядок рассмотрения корректировки муниципальной программы осуществляется в соответствии с Решением Дудинского городского Совета депутатов об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Дудинка.
5.6. Ответственный исполнитель (разработчик) муниципальной программы осуществляет согласование проекта постановления Администрации города Дудинки о внесении изменений в соответствующую муниципальную программу или об утверждении муниципальной программы в новой редакции (далее - проект постановления) в установленном Регламентом Администрации города Дудинки порядке.
5.7. Для осуществления корректировки муниципальной программы ответственный исполнитель (разработчик) программы к проекту муниципальной программы предоставляет пакет материалов, содержащий:
- пояснительную записку с обоснованием сущности и необходимости осуществления изменения (корректировки) муниципальной программы;
- расчетные документы, подтверждающие объем вносимых корректировок;
- сравнительный анализ технико-экономического обоснования программных мероприятий муниципальной программы согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
6. Методика оценки эффективности муниципальной программы
6.1. Оценка эффективности и результативности реализации муниципальной
программы (далее - оценка эффективности программы) осуществляется ответственным исполнителем по итогам года и всего периода реализации муниципальной программы в целом.
6.2. Оценка эффективности программы производится ответственным исполнителем (разработчиком) совместно с соисполнителем, согласовывается с заместителем Главы города Дудинки по курируемому направлению и предоставляется в Отдел прогнозирования и контроля одновременно с годовым отчетом по реализации муниципальной программы.
6.3. Для оценки эффективности программы используются индикаторы результативности и объем бюджетных расходов за отчетный год.
6.4. Оценка осуществляется на предмет:
- достижения заявленных соисполнителями муниципальной программы результатов реализации муниципальной программы и подпрограмм в денежном выражении;
- отклонения достигнутых целевых индикаторов эффективности (результативности) от плановых.
6.5. Проведение расчета выполнения индикатора результативности зависит от его заданной динамики на период реализации муниципальной программы:
Если положительным является сохранение или увеличение планового показателя (положительная динамика индикатора) |
Если положительным является снижение планового показателя (отрицательная динамика индикатора) |
Yi = Yf / Yp |
Yi = 1 / (Yf / Yp) |
где:
Yp - плановое значение i-го индикатора результативности;
Yf - фактическое значение i-го индикатора результативности;
Yi - выполнение i-го индикатора результативности.
Расчетные значения выполнения значений индикаторов имеют максимальное и минимальное ограничение:
если Yi > 1,3, то Yi присваивается значение 1,3;
если Yi < 0,7, то Yi присваивается значение 0,7.
6.6. Оценка проводится с использованием следующих критериев:
- оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы, Q1;
- оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, Q2;
- оценка эффективности реализации бюджетных средств, Q3.
Общая эффективность и результативность муниципальной программы (F) рассчитывается по формуле, согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
По значению показателя общей эффективности и результативности муниципальной программы присваивается рейтинг эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году:
- высокая эффективность реализации при F => 1,25;
- эффективная и результативная реализация (с тенденцией к повышению эффективности) при 1,25 => F => 1,1;
- полноценная реализация (с тенденцией к снижению эффективности) при 1,1 > F => 0,9;
- удовлетворительная реализация (с тенденцией к снижению эффективности) при 0,9 > F => 0,8;
- неэффективная и нерезультативная реализация при F < 0,8.
Данная методика не предназначена для расчета эффективности и результативности реализации муниципальной программы в разрезе участников муниципальной программы.
6.7. Оценка эффективности реализации программы в целом за весь период реализации осуществляется аналогично оценке эффективности реализации программы за отчетный период.
6.8. Оценка эффективности программы оформляется ответственным исполнителем (разработчиками) муниципальной программы по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку.
6.9. Сводная оценка эффективности по всем муниципальным программам осуществляется Отделом прогнозирования и контроля и включается в отчет о ходе реализации муниципальных программ.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Порядку разработки, утверждения,
реализации и проведения оценки
эффективности муниципальных
программ города Дудинки
Перечень муниципальных программ города Дудинки
N п/п |
Наименование муниципальной программы |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Соисполнители и (или) участники муниципальной программы* |
Основные направления реализации муниципальной программы (в том числе подпрограммы и программно-целевые инструменты муниципальной программы)** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Состав соисполнителей муниципальной программы может быть уточнен
в рамках подготовки проекта муниципальной программы;
** Основные направления реализации муниципальных программ могут
быть дополнены в рамках подготовки проекта муниципальной программы.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Порядку разработки, утверждения,
реализации и проведения оценки
эффективности муниципальных
программ города Дудинки
Макет муниципальной программы (подпрограммы)
Титульный лист муниципальной программы (далее - МП)
Администрация города Дудинки
_________________________________________________________
наименование МП
_________________________________________________________
период реализации
Дудинка - год
1. Паспорт МП (подпрограммы)
Наименование МП (подпрограммы) |
|
Основание для разработки МП (наименование, номер и дата правового акта) |
|
Ответственный исполнитель (разработчик) МП |
|
Соисполнитель МП |
|
Участник МП |
|
Подпрограммы МП |
|
Цели МП (подпрограммы) |
|
Задачи МП (подпрограммы) |
|
Целевые индикаторы и показатели МП (подпрограммы)* |
|
Срок реализации МП (подпрограммы)* |
|
Объемы и источники финансирования МП по годам реализации (подпрограммы) (тыс.руб.)* |
|
Основные ожидаемые результаты МП подпрограммы) |
|
* Указываются ежегодно на весь период с первого года реализации
муниципальной программы по второй год планового периода включительно.
2. Текущее состояние
Данный раздел включает в себя:
1) описание текущего состояния соответствующей сферы реализации МП
(подпрограммы);
2) основные проблемы в соответствующей сфере;
3) анализ и тенденции развития ситуации, возможные последствия;
4) анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков
реализации МП (подпрограммы);
5) прогноз развития соответствующей сферы, характеризующий
изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы,
экономики и других общественно значимых интересов и потребностей.
3. Цели, задачи и подпрограммы МП
Описание раздела состоит из формулировки цели и задач, решаемых в
рамках МП (подпрограммы), а также перечень подпрограмм МП и отдельных
мероприятий МП.
Цель должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных
терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются
следствиями достижения самой цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач МП
(подпрограммы). Основным принципом формирования задач МП (подпрограммы)
является конкретизация основных направлений достижения указанных целей
МП (подпрограммы) посредством реализации совокупности взаимосвязанных
мероприятий, в рамках которых предусматривается получение количественно
измеримых, общественно значимых результатов в течение определенного
периода времени или к определенному сроку.
Задачи приводятся с указанием перечня подпрограмм и отдельных
мероприятий МП, в рамках которых планируется достижение поставленной
задачи, с указанием сроков реализации подпрограмм и отдельных
мероприятий МП и ожидаемых результатов.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность
проверки и подтверждения их достижения или решения при помощи
сформулированных показателей (индикаторов).
4. Механизм реализации МП
В данный раздел необходимо включать меры правового регулирования с
приведением перечня нормативно-правовых актов в соответствующей сфере,
направленных на достижение цели и (или) конечных результатов программы.
Также приводится обоснование основных положений и сроков принятия
необходимых нормативно-правовых актов (если таковые планируются)
согласно приложению N 1 к настоящему Макету.
Раздел может включать:
- сведения о взаимосвязи основных мероприятий и результатов их
выполнения с целевыми показателями МП (подпрограммы);
- прогноз сводных показателей муниципальных заданий, в случае
оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг юридическим и
(или) физическим лицам, выполнения работ согласно приложению N 2 к
настоящему Макету;
- перечень объектов капитального строительства в соответствии с
Приложением N 5 к настоящему Макету.
5. Ресурсное обеспечение МП
Основным документом данного раздела является приложение N 3 к
настоящему Макету, где указывается перечень программных мероприятий в
табличной форме с указанием главных распорядителей, распорядителей
бюджетных средств, форм расходования бюджетных средств, исполнителей
программных мероприятий, сроков исполнения, объемов и источников
финансирования всего и с разбивкой по годам: отчетный год (фактические
показатели), текущий год (плановые показатели), очередной финансовый год
и два последующих года планового периода.
Программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с
целями, задачами, подпрограммами МП.
6. Целевые индикаторы результативности (показатели) МП
В данном разделе приводится система индикаторов результативности в
соответствии с приложением N 4 к настоящему Макету, количественно
характеризующих ход реализации МП, решение основных задач и достижение
целей МП. Показатели МП должны быть увязаны с показателями,
характеризующими достижение целей и решение задач МП. Используемые
индикаторы результативности должны быть достоверны, т.е. способ сбора и
обработки исходной информации должен допускать возможность проверки
точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки
подпрограммы.
В данном разделе приводятся целевые индикаторы результативности за
отчетный и текущий годы, а также на очередной финансовый год и два
последующих года планового периода, их значения с разбивкой по годам. В
случае начала реализации с очередного финансового года не действовавшей
ранее МП целевые индикаторы результативности МП за отчетный год могут не
указываться.
По каждому показателю результативности приводится весовой критерий,
характеризующий приоритетность данного показателя в соответствии с
приоритетами государственной политики и степени отражения индикатором
результата достижения поставленных задач в рамках МП. В качестве
определения значения удельного веса индикатора возможно использовать
долю финансирования мероприятия, результат выполнения которого
характеризует оцениваемый индикатор. Удельный вес индикатора программы
может приводиться с разбивкой по каждому году реализации МП в случае
необходимости. Сумма удельных весов по индикаторам МП и каждой
подпрограммы должна равняться единице.
7. Подпрограммы МП
В МП в виде отдельных приложений могут содержаться подпрограммы,
оформленные в соответствии с Макетом МП (приложение N 2 к Порядку
разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности
реализации муниципальных программ города Дудинки), за исключением
приложений к Макету МП.
8. Прочее
На усмотрение ответственного исполнителя (разработчика) МП могут
быть включены иные информационные, справочные, обосновывающие и
иллюстративные материалы в табличной и текстовой форме.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Макету муниципальной
программы
Перечень
планируемых к принятию нормативно-правовых
актов Администрации города Дудинки
N п/п |
Наименование нормативно-правового акта |
Предмет регулирования, основное содержание |
Ответственный исполнитель |
Срок принятия (год, квартал) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Макету муниципальной
программы
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
Наименование услуги, показателя объема услуги |
Значение показателя объема услуги |
Расходы местного бюджета на оказание муниципальной услуги, тыс.руб. |
||||||||
Отчетный финансовый год (факт) |
Текущий финансовый год (оценка) |
Очередной финансовый год (план) |
Первый год планового периода (план) |
Второй год планового периода (план) |
Отчетный финансовый год (факт) |
Текущий финансовый год (оценка) |
Очередной финансовый год (план) |
Первый год планового периода (план) |
Второй год планового периода (план) |
|
Наименование услуги и ее содержание | ||||||||||
Показатель объема услуги | ||||||||||
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 2.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Макету муниципальной
программы
Направления и объемы финансирования муниципальной программы
N п/п |
Подпрограммы и основные мероприятия МП |
КЦСР |
Соисполнитель (участник) |
Общий объем финансирования, тыс.руб. |
____ год |
____ год |
____ год |
|||||||||||||||
Объем финансирования,* тыс.руб. |
Объем финансирования,* тыс.руб. |
Объем финансирования,* тыс.руб. |
||||||||||||||||||||
МБ |
ПУ** |
КБ** |
Итого финансирование _____ год |
МБ |
ПУ** |
КБ** |
Итого финансирование _____ год |
МБ |
ПУ** |
КБ** |
Итого финансирование _____ год |
|||||||||||
всего |
в т.ч. |
всего |
в т.ч. |
всего |
в т.ч. |
|||||||||||||||||
(11+17+23) |
БДО |
БПО |
(6+9+10) |
БДО |
БПО |
(12+15+16) |
БДО |
БПО |
(18+21+22) |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
1. |
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Подпрограмма 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Основное мероприятие 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Основное мероприятие 2.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т. д. по подпрограммам и мероприятиям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мероприятие 1 (не вошедшее в подпрограмму) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Мероприятие 2 (не вошедшее в подпрограмму) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
МБ - средства местного бюджета; ПУ - платные услуги; КБ - средства
краевого бюджета.
* В случае наличия других источников финансирования (внебюджетных
источников, средства федерального бюджета) необходимо добавить столбцы
для полного отражения объемов финансирования.
** Данные столбцы таблицы могут не присутствовать в случае
отсутствия финансирования мероприятий со стороны краевого бюджета и
(или) за счет платных услуг.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Макету муниципальной
программы
Целевые индикаторы результативности муниципальной программы
N п/п |
Цели, индикаторы результативности МП |
Ед. изм. |
Значения индикаторов результативности МП за отчетный период (отчетный и текущий годы) |
Значения индикаторов результативности по периодам реализации МП |
Удельный вес индикатора в МП (подпрограмме) |
Динамика индикатора |
Формула расчета индикатора |
Мероприятия, влияющие на значение индикатора (номер п.п.) |
|||||
Отчетный год |
Текущий год |
Очередной финансовый год |
Первый год планового периода |
Второй год планового периода |
|||||||||
План |
Факт |
План |
Оценка |
План |
|||||||||
1. |
Наименование МП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1 |
индикатор результативности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.2 |
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Наименование подпрограммы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1 |
индикатор результативности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т.д. по подпрограммам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Макету муниципальной
программы
Перечень объектов капитального строительства
N п/п |
Наименование объекта с указанием мощности и годов строительства* |
Остаток стоимости строительства в ценах контракта** |
Объем капитальных вложений, тыс.руб. |
|||||
Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
Первый год планового периода |
Второй год планового периода |
По годам до ввода объекта |
|||
Главный распорядитель 1 |
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Объект 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объект 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Главный распорядитель 2 |
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Объект 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
- внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
* Указывается подпрограмма, в которой предусмотрено строительство
объекта.
** По вновь начинаемым объектам - ориентировочная стоимость объекта.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Порядку разработки, утверждения, реализации
и проведения оценки эффективности
муниципальных программ города Дудинки
Сравнительный анализ технико-экономического
обоснования программных мероприятий
__________________________________________________________
(наименование МП)
на _________________ годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
КОСГУ/ ДопКР |
Соисполнители |
Ед. изм. |
В действующей редакции |
Корректировка, тыс.руб. (+/-) |
В новой редакции |
||||
Количество единиц |
Цена 1 единицы категории, руб. |
Общая сумма затрат по категории, тыс.руб. |
Количество единиц |
Цена 1 единицы категории, руб. |
Общая сумма затрат по категории, тыс.руб. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Основное мероприятие 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1 |
мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Основное мероприятие 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1 |
мероприятие 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по подпрограмме 1: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 1 (не вошедшее в подпрограмму) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инициатор корректировки МП* __________________________________
* Указывается инициатор корректировки МП в соответствии с пунктом
5.2 разработки, утверждения, реализации и проведения оценки
эффективности реализации муниципальных программ города Дудинки. В
случае, если соисполнитель и (или) участник МП не является Инициатором
корректировки МП, то необходимо приложить копию документа,
подтверждающего принятие иным инициатором соответствующего решения.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Порядку разработки, утверждения, реализации
и проведения оценки эффективности
муниципальных программ города Дудинки
Сведения об использовании финансовых ресурсов,
предусмотренных Муниципальной программой
за ______________________________________________
указание отчетного периода (полугодие, 9 месяцев, год)
N п/п |
Подпрограммы, мероприятия МП |
КОСГУ/ ДопКР |
Соисполнитель (участник) |
Ед. изм. |
Расходы* по МП за отчетный период (квартал, год), тыс.руб. |
||||||||||||||||||
________ год | |||||||||||||||||||||||
Натуральный показатель |
Местный бюджет |
Натуральный показатель |
Платные услуги** |
Натуральный показатель |
Краевой бюджет** |
Итого финансирования по МП (подпрограмме, мероприятию) |
|||||||||||||||||
План годовой |
Фактическое исполнение |
Кассовое исполнение |
% выполнения плана (8 / 7) |
План годовой |
Фактическое исполнение |
Кассовое исполнение |
% выполнения плана (13 / 12) |
План годовой |
Фактическое исполнение |
Кассовое исполнение |
% выполнения плана (18 / 17) |
План годовой (7 + 12 + 17) |
Фактическое исполнение (8 + 13 + 18) |
Кассовое исполнение (9 + 14 + 19) |
% выполнения плана (22 / 21) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
1. |
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1 |
Мероприятие 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1 |
Мероприятие 1.2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Подпрограмма 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Основное мероприятие 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Мероприятие 2.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Основное мероприятие 2.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.1 |
Мероприятие 2.2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мероприятие 1 (не вошедшее в подпрограмму) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Мероприятие 2 (не вошедшее в подпрограмму) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по МП: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
* В случае наличия других источников финансирования необходимо
добавить столбцы для полного отражения объемов финансирования.
** Данные столбцы таблицы могут не присутствовать в случае
отсутствия финансирования мероприятий со стороны краевого бюджета и
(или) за счет платных услуг.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Порядку разработки, утверждения, реализации
и проведения оценки эффективности
муниципальных программ города Дудинки
Отчет о реализации муниципальных
программ по индикаторам результативности
_____________________________________________________________________
(наименование МП, наименование ответственного исполнителя (разработчика) МП)
_____________________________________
(отчетный период)
N п/п |
Подпрограммы, индикаторы результативности |
Ед. изм. |
Фактическое значение целевого индикатора за год, предыдущий началу реализации программы |
Значение целевого индикатора результативности МП |
Отклонение фактического значения от планового за отчетный период (%) |
Ожидаемое значение целевого индикатора результативности МП на конец года* |
Примечание (причины отклонения от плановых значений, тенденции изменения индикаторов)** |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Наименование МП |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Индикатор 1 |
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Индикатор 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Индикатор 1 |
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Индикатор 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Подпрограмма 2 |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Индикатор 1 |
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Индикатор 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
* Данный столбец заполняется только при подготовке квартального
отчета и по итогам 9 месяцев.
** Данный столбец заполняется только при подготовке годового отчета.
Приложение N 6
к Порядку разработки, утверждения, реализации
и проведения оценки эффективности
муниципальных программ города Дудинки
Критерии, используемые при оценке эффективности реализации МП и порядок их расчета
Критерии оценки эффективности Qi |
Формула расчета |
|
Оценка степени достижения целей и решения задач МП |
Q1 |
n Yfi Q1 = SUM ---- x Hi i=1 Yрi |
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм |
Q2 |
n Yfj Q2 = SUM ---- x Hj j=1 Yрj |
Оценка эффективности реализации бюджетных средств |
Q3 |
Vk Q3 = ----- Vp |
Общая эффективность и результативность МП |
F |
m SUM Q2 i=1 F = (Q1 + --------------) x Q3 m |
Обозначения в формулах:
n - количество индикаторов в МП (подпрограмме);
Yfi - фактическое значение i-го индикатора достижения целей и задач МП;
Ypi - плановое значение i-го индикатора достижения целей и задач МП;
Hi - структурный удельный вес i-го индикатора в МП;
Yfj - фактическое значение j-го индикатора достижения целей и задач i-той подпрограммы;
Ypj - плановое значение j-го индикатора достижения целей и задач i-той подпрограммы;
HJ - структурный удельный вес j-го индикатора в i-той подпрограммы;
Vk - фактический объем затрат бюджетных средств на реализацию МП (кассовое исполнение);
Vp - плановый объем затрат бюджетных средств на реализацию МП;
m - количество подпрограмм МП.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 7
к Порядку разработки, утверждения, реализации
и проведения оценки эффективности
муниципальных программ города Дудинки
Сводная оценка эффективности и результативности реализации МП
Таблица 1
Определение степени достижения целей и решения задач МП
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
План |
Факт |
Удельный вес |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Целевой индикатор 1 |
|
|
|
2. |
Целевой индикатор 2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Значение Q1 |
|
|
|
Таблица 2
Определение степени достижения целей и решения задач подпрограмм
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
План |
Факт |
Удельный вес |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Наименование подпрограммы 1 |
|
|
|
1.1 |
Целевой индикатор 1 |
|
|
|
1.2 |
Целевой индикатор 2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
n Значение N1 = SUM Zj j=1 |
|
|
|
2. |
Наименование подпрограммы 2 |
|
|
|
2.1 |
Целевой индикатор 1 |
|
|
|
2.2 |
Целевой индикатор 2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Значение N2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Значение Q2 |
|
|
|
Таблица 3
Определение рейтинг эффективности реализации МП
Значение Q1 |
Значение Q2 |
Значение Q3 |
Значение F |
Результат (в соответствии с пунктом 6.6 настоящего Порядка) |
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г.Дудинки Красноярского края от 30 декабря 2019 г. N 147 "О внесении изменений в Порядок... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.