Постановление Правительства Республики Тыва от 17 апреля 2020 г. N 162
"Об утверждении Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года"
22 июля 2020 г.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, Стратегией развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 28 декабря 2017 г. N 596, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития туризма в Республике Тыва до 2025 года.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 3 мая 2011 г. N 291 "О Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2020 года".
3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
А. Брокерт |
Концепция
развития туризма в Республике Тыва до 2025 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 17 апреля 2020 г. N 162)
22 июля 2020 г.
Раздел 1 изменен с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
1. Обоснование Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года
Основной целью уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере туризма является создание условий для повышения доходности и занятости населения республики путем стимулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма за счет развития инфраструктуры, формирования уникального туристского продукта, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (далее - Стратегия), экономическая роль туризма проявляется, прежде всего, в ускорении экономического роста регионов Российской Федерации, обеспечении занятости населения. По данным Комитета Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по туризму, в России туристская отрасль формирует 3,8 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых (в странах ОЭСР вклад в ВВП - 4,2 процента, занятость - 6,9 процента).
Создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях (53 смежные отрасли), данный показатель приведен в Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2019-2025 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 872-р (далее - Концепция ФЦП).
Концепция направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма Республики Тыва за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для населения, также нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Тыва с учетом снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала территорий муниципальных образований для развития туризма, что обеспечит рост туристического потока до требуемого уровня, и соответственно, на достижение целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года".
Концепция развития туризма в Республике Тыва до 2025 года разработана на базе организационно-методических основ Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, Стратегии развития туризма в Республике Тыва до 2030 года, государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" и результатов реализации государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. N 450, стратегические направления согласуются со Стратегией развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 28 декабря 2017 г. N 596, порядок ее формирования соответствует Закону Республики Тыва от 8 июля 2011 г. N 789 ВХ-I "О туристской деятельности в Республике Тыва".
Концепция является одним из инструментов реализации государственной политики в Республике Тыва в сфере туризма на период с 2020 по 2025 годы.
Для достижения целевых установок предполагается осуществить использование подхода по созданию конкурентоспособных туристских продуктов на территории Республики Тыва при определении стратегических ориентиров развития сферы туризма в Республике Тыва.
2. Характеристика и прогноз развития отрасли туризма в Республике Тыва
Туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы. В современных условиях, когда предложение туристских продуктов превышает спрос на них, а на туристских рынках наблюдается рост конкуренции, необходимо совершенствовать систему отражения стандартов качества в национальной экономике.
Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии Республики Тыва.
За последние 5 лет наблюдается устойчивый рост основных показателей в сфере туризма. Туристский поток увеличился на 140,5 процента (с 48,8 тыс. человек до 117,382 тыс. человек по мониторингу ГАУ "Информационный центр туризма Республики Тыва"). Соответственно увеличился объем платных туристских услуг на 127,3 процента (с 93,8 млн. рублей до 213,2 млн. рублей). Вследствие чего объем налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности в 2019 году увеличился на 83,4 процента по сравнению с 2014 годом (с 19,3 млн. рублей до 35,4 млн. рублей). Основная доля налогов, собранных от туристско-рекреационной деятельности, аккумулируются в столице республики - г. Кызыле.
Актуальной задачей на сегодня является формирование устойчивого въездного туристского потока в Республику Тыва как из российских регионов, так и из ближнего и дальнего зарубежья.
Комплекс конкурентных преимуществ Республики Тыва:
а) выгодное географическое положение республики: Республика Тыва расположена в географическом центре Азии в южной части Восточной Сибири, регион является со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона "Воротами в Сибирь".
б) минерально-сырьевой потенциал республики позволяет формировать топливно-энергетический и металлургический комплексы, развивать строительную индустрию и другие отрасли промышленности с перспективами их высокоэффективного функционирования;
в) запасы охотничьих ресурсов и уникальным видовым разнообразием;
г) туристскими ресурсами, включающими природно-рекреационный и историко-культурный аспекты;
д) растущая динамика населения как основа для роста числа трудовых ресурсов.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе приоритетные виды туризма.
Наиболее перспективными из них являются экологический, лечебно-оздоровительный, событийный, сельский, этнокультурный, детский и активный виды туризма.
Активный, спортивный и экстремальный туризм - одни из распространенных форм отдыха, которые завоевывают все большую популярность среди туристов Республики Тыва. По развитию спортивного и экстремального видов туризма в Республике Тыва предлагаются:
- сплавы по горным рекам (Бий-Хем, Кызыл-Хем, Улуг-Оо, Балыктыг-Хем и другие, на которых имеются маршруты от I до VI категории сложности);
- горные путешествия и альпинизм;
- лыжные туры;
- конные туры;
- охота и рыбалка (более 90 процентов территории представляют собой охотничьи угодья, в водоемах водятся ценнейшие породы рыб: таймень, ленок, хариус, сиг, пелядь, стерлядь, и др.).
Основные территории развития спортивного и экстремального видов туризма в Республике Тыва сосредоточены в Каа-Хемском, Монгун-Тайгинском, Пий-Хемском, Тере-Хольском, Тоджинском, Чаа-Хольском, Чеди-Хольском районах.
Этнокультурный вид туризма представлен 1088 объектами культурного наследия, в том числе 730 объектами археологического наследия, 74 объектами истории и культуры, 284 выявленными объектами культурного наследия. Этнокультурный туризм позволяет детям приобщиться к культурному наследию страны, способствует развитию духовно-нравственных ценностей и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. На поездки с этнокультурными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Республика Тыва славится среди туристов как богатейший заповедник археологических памятников. Здесь можно отыскать тюркские и скифские курганы, каменные бабы, оленные камни, стелы с руническими письменами.
Также республика отличается сохранением традиционных устоев жизни скотоводов и староверов, что привлекает туристов для ознакомления с нетрадиционным бытом в сельской местности, а также шаманизмом, сохранившимся в первозданном виде: различными обрядами освящения и камлания. Основные территории развития этнокультурного туризма в Республике Тыва сосредоточены в г. Кызыле, Дзун-Хемчикском, Тандинском, Пий-Хемском, Каа-Хемском, Тоджинском, Тере-Хольском районах и г. Кызыле.
Визитной карточкой лечебно-оздоровительного туризма Республики Тыва являются лечебные воды - 11 солено-грязевых озера, 34 группы минеральных источников (аржааны), которые находятся в особых природно-климатических условиях, в живописных местах республики. В частности, минеральные источники Ала-Тайга, Аспаты, Сенек, Тарыс, Чойган, Хурегечи, Адарган, Ажыг-Суг, Кара-Суг, Торгалыг. Основные территории развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Тыва сосредоточены в Бай-Тайгинском, Кызылском, Тандинском, Тере-Хольском, Тоджинском, Чаа-Хольском районах.
В сфере событийного туризма для туристов наиболее привлекательна культурная жизнь Республики Тыва, музыкальные фестивали, научные конференции, национальные спортивные состязания, конкурсы и симпозиумы (тувинский национальный праздник Нового года - Шагаа, международный фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ", праздник животноводов - Наадым и др.). Основные территории развития событийного туризма в Республике Тыва сосредоточены в г. Кызыле, Дзун-Хемчикском, Каа-Хемском, Улуг-Хемском, Тоджинском и Пий-Хемском районах.
Наблюдается рост интереса к экологическому туризму, ориентированному на рекреационную деятельность на природе, что делает республику еще более привлекательным туристским направлением для российских и иностранных туристов, увлеченных идеей возвращения к природным истокам и бережного отношения к окружающему пространству.
Всемирная туристская организация назвала экологический туризм в числе приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в России. При этом сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий регионального значения для развития экологического туризма вследствие неразвитой туристской инфраструктуры. Основные территории развития экологического туризма в Республике Тыва сосредоточены в Каа-Хемском, Кызылском, Монгун-Тайгинском, Пий-Хемском, Сут-Хольском, Тандинском, Тере-Хольском, Тоджинском, Улуг-Хемском, Чаа-Хольском, Чеди-Хольском, Эрзинском районах.
В перечень территорий с высокой туристской привлекательностью в соответствии с данными по численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов входят гг. Кызыл, Ак-Довурак, Бай-Тайгинский, Кызылский, Улуг-Хемский, Тандинский и Овюрский районы.
При этом у российских граждан лидером популярности являются активный отдых, лечебно-оздоровительный, рыболовный и охотничий туризм.
Среди иностранных туристов сохраняют свои лидирующие позиции паломнический, событийный и экологический туризм.
Следовательно, оздоровительные программы с элементами пляжного туризма являются одним из самых популярных видов отдыха у российских туристов. Спортивные туры по экологическим местам являются одним из самых популярных видов отдыха у иностранных туристов.
По данным Всемирной туристской организации, особенностью последних лет стало перераспределение туристов между регионами международного туризма и повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона (рост на 6 процентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом), Африки (на 8 процентов) и Америки (на 5 процентов), при этом все направления получили прирост потока туристов из-за роста авиаперевозок и развития связей между регионами мира. Республика Тыва является со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона "Воротами в Россию".
Туристский инфраструктурный потенциал республики представлен аэропортом "Кызыл", позволяющим принимать современные типы воздушных судов и расширяющим географию полетов с регионами России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1902-р аэропорт "Кызыл" открыт в международном статусе для выполнения международных полетов воздушных судов, в нем планируется установить в нем воздушный грузопассажирский, работающий на нерегулярной основе, многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Транспортная сеть Республики Тыва представлена автомобильным, авиационным и водным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция находится в г. Абакане (Республика Хакасия), в 400 км от г. Кызыла. В настоящее время идет строительство железнодорожной линии "Кызыл - Курагино", которая открывает новые возможности для инвестирования в экономику республики и привлечения туристов из регионов, с которыми свяжет железнодорожная магистраль.
Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 5000 километров. Опорную сеть Республики Тыва представляет федеральная дорога Р257 (М-54) "Енисей": Красноярск - Абакан - Кызыл - Хандагайты - госграница с Монголией, протяженностью в пределах республики 410 км. Дополняет ее территориальная сеть дорог, связывающая районы со всеми населенными пунктами. Протяженность сети территориальных дорог составляет 2826 км. Из них с твердым покрытием 2321 км или 82 процента. Протяженность грунтовых дорог составляет 1431 км, в том числе 926 км сельских автомобильных дорог.
Крайне важным фактором для развития туризма выступает значительное доминирование автотуристов в общем потоке приезжающих в республику туристов (83 процента за 2019 г.), соответственно мероприятия по обеспечению качественной автодорожной сетью для автотуристов целесообразно выполнять в приоритетном порядке.
Авиационное сообщение связывает столицу Тувы с гг. Красноярском, Новосибирском, Иркутском, Москвой, Томском и Абаканом.
В республике мощная водная система протяженностью свыше 7 тыс. км. Для судоходства используются реки Большой и Малый Енисей в восточном направлении Тувы.
Раздел 3 изменен с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
3. Цели и решаемые задачи, целевые индикаторы и показатели
Реализация Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года способствует достижению основной цели, которая заключается в комплексном развитии внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Республике Тыва.
Концепция способствует решению следующих задач: комплексному развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры приоритетных инвестиционных проектов, также доступной и комфортной туристской среды, повышению качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Тыва на российском и мировом рынках и обеспечит условия для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе в формате малых форм предпринимательства и микропредприятий.
Решение задачи "Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры приоритетных инвестиционных проектов, доступной и комфортной туристской среды" планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры в соответствии со специализацией туристских укрупненных инвестиционных проектов по приоритетным видам туризма.
Для решения указанной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создание туристских объектов;
- капитальное строительство, реконструкция обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости.
Решение указанной задачи планируется осуществить при использовании инструмента стимулирования инвестиционной деятельности в рамках мероприятий субсидирования Республики Тыва для осуществления прямых бюджетных инвестиций в создание обеспечивающей инфраструктуры проектов, что позволит обеспечить исполнение обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве, по концессионным соглашениям в сфере туризма, по контрактам жизненного цикла при создании, модернизации и развитии обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов.
Решение задачи "Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Тыва на российском и мировом рынках" предполагает развитие инфраструктуры продвижения туристского продукта Российской Федерации и повышения информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.
Для решения указанной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:
а) поддержка деятельности и развитие сети туристско-информационных центров на территории Республики Тыва;
б) представление туристской инфраструктуры Республики Тыва в сети "Интернет" (маршруты, коллективные средства размещения с возможностью онлайн-бронирования, информационные площадки, онлайн-бронирование туров, поддержка деятельности и развитие туристского портала VISITTUVA.RU;
в) создание и развитие региональных каналов в социальных сетях, ориентированных на иностранных туристов, с использованием английского языка;
г) внедрение, реализация и поддержка мобильных технологий, в том числе технологий дополненной реальности, с возможностями организации виртуальных экскурсий и многоязычного аудио-экскурсовода и голограмм (показ исторических и иных важных событий в отношении зданий, помещений, географических мест в Республике Тыва);
д) мониторинг и оценка конъюнктуры российского и зарубежного туристских рынков в целях формирования и реализации маркетинговой стратегии;
е) организация и проведение информационно-пропагандистских и социальных рекламных кампаний по продвижению туристского продукта Республики Тыва (в том числе приоритетных туристских маршрутов по Республике Тыва) на мировом и российском туристских рынках с использованием телевидения, электронных и печатных средств массовой информации, интернет-пространства, средств наружной рекламы, пресс-туров;
ж) организация и проведение информационно-просветительских, деловых и событийных международных, общероссийских, межрегиональных мероприятий, форумов и акций, реализация программ лояльности, направленных на популяризацию и продвижение российского туристского продукта и внутренних туристских перспективных инвестиционных проектов Республики Тыва;
з) развитие системы туристской навигации и ориентирующей информации в Республике Тыва;
и) проведение обучения проводников-инструкторов, экскурсоводов;
к) создание информационной базы данных аттестованных гидов переводчиков, инструкторов-проводников и др.
В рамках задачи "Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма" предполагается активно использовать механизм субсидирования юридических лиц для создания благоприятных условий реализации предпринимательских и общественных инициатив.
Для решения указанной задачи запланирована реализация следующих мероприятий:
а) предоставление субсидий туроператорам, обеспечивающим туристский поток в приоритетные инвестиционные проекты, на компенсацию части затрат в рамках договора о реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, в том числе в целях снижения стоимости туристических пакетов в низкий сезон и для социально уязвимых категорий граждан;
б) информирование и консультирование по вопросам оформления земельных участков, регистрации в налоговых органах для начинающих предпринимателей, предоставлении отчетных материалов в контрольно-надзорные органы;
в) организация и проведение обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей (тренеров);
г) предоставление льготных микрозаймов от 50 тыс. руб. до 5 млн. руб. на срок до 3 лет по сниженной ставке (от 6 до 12 процентов годовых) через Микрокредитную компанию "Фонд поддержки предпринимательства";
д) предоставление поручительства и независимые гарантии по кредитам, займам, договорам лизинга и обеспечение обязательств в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства" и других банках.
Оценка достижения цели Концепции по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач с использованием целевых индикаторов и показателей.
Индикаторами эффективности реализации Концепции являются (приложение N 1):
а) туристский поток по Республике Тыва (тыс. человек), который определяется как совокупность численности размещенных граждан России в коллективных средствах размещения (всеми хозяйствующими субъектами) и численности туристов из стран дальнего и ближнего зарубежья, въезжающих в Российскую Федерацию;
б) объем платных услуг от туристско-рекреационной деятельности (млн. рублей);
в) утратил силу с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
г) утратил силу с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
д) объем налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности (млн. рублей).
Индикаторы Концепции основываются на данных официальной опубликованной статистики по итогам периода, предшествующего отчетному (на дату публикации данных Федеральной службы государственной статистики).
Для определения полноты решения задач Концепции предлагаются целевые показатели, которые будут оцениваться по итогам отчетного периода в соответствии с результатами мониторинга результативности мероприятий Концепции, что позволит представлять информацию о ходе реализации Концепции в официально установленные сроки.
Показателями эффективности реализации Концепции являются:
а) по задаче "Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры приоритетных инвестиционных проектов, также доступной и комфортной туристской среды";
- увеличение туристского потока Республики Тыва;
- увеличение количества благоустроенных территорий объектов туристского показа;
б) по задаче "Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Тыва на российском и мировом рынках":
- количество новых туристских продуктов с интеграцией объектов приоритетных инвестиционных проектов (единиц);
- увеличение объема платных услуг от туристско-рекреационной деятельности;
- увеличение объема налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности.
в) по задаче "Обеспечение условий для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе в формате малых форм бизнеса и микропредприятий":
- прирост (рост) организованного туристского потока по перспективным туристским укрупненным инвестиционным проектам (млн. человек);
- размер привлеченных средств для инвестирования в туристскую отрасль в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов (млрд. рублей);
- размер привлеченных средств из внебюджетных источников финансирования на реализацию инвестиционных проектов в сфере туризма (млрд. рублей).
Отдельное внимание необходимо уделить:
- созданию условий для подготовки кадров для отдаленных малонаселенных, но перспективных в туристском отношении районов;
- повышению уровня знания иностранных языков сотрудников туристской индустрии, в особенности развитию системы подготовки гидов, владеющих редкими языками, в том числе в рамках программ профессиональной подготовки и дополнительного образования;
- подготовке кадров для развития инклюзивных видов туризма для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- подготовке кадров для видов туризма, требующих специальных мер государственной поддержки.
4. Проблемы и возможности развития туризма в Республике Тыва
Анализ состояния туризма в Республике Тыва на современном этапе можно завершить сводкой основных сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ и возможных угроз развития туризма в республике.
Сильные стороны туристской отрасли Республики Тыва:
а) высокий рекреационный потенциал международного, государственного, межрегионального и местного значения;
б) уникальные природные ресурсы для организации отдыха и лечения; сохранение исторических и архитектурных памятников;
в) создание музеев, отражающих историю республики в целом, ее отдельных районов и столицы, природные богатства региона и уникальные археологические памятники;
г) национальная культура, традиционный уклад жизни тувинцев, быт староверов, шаманизм и горловое пение привлекают большой интерес искушенных туристов;
д) развивающаяся инфраструктура гостеприимства, наличие гостиниц и иных средств размещения, соответствующих национальным стандартам;
е) благополучная экологическая обстановка;
ж) мировые тенденции к увеличению спроса на первозданные природные территории и растущая популярность экологического и этнографического туризма и путешествий;
з) международная и российская политика по сохранению цивилизаций малых коренных народностей;
и) высокий спрос граждан близлежащих регионов (Хакасия, Красноярский край) и зарубежных соседей из Республики Монголия, Китая на путешествия по Туве.
Слабые стороны:
а) ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
б) неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
в) слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала республики;
г) низкий уровень культуры сервиса и услуг в сопутствующих отраслях;
д) недостаточный уровень обустройства инфраструктуры территории объектов и туристских достопримечательностей, интересных для посещения туристов;
е) отсутствие сформированного бренда Республики Тыва, недостаточно развитая система территориального туристского маркетинга (отсутствие общей идеи продвижения, расфокусировка в позиционировании территории республики);
ж) недостаточное количество "раскрученных" туристских продуктов мирового или российского уровня;
з) недостаточно развитая инфраструктура придорожного сервиса (туалеты, кемпинги, предприятия общественного питания, система туристской навигации и логистики).
Возможности развития туризма в Республике Тыва:
а) растущий въездной поток представителей бизнеса, в том числе и иностранного, также возможность привлечь крупные событийные и деловые мероприятия международного и всероссийского уровней;
б) возможность использования территории как базы для линейных, радиальных, межрегиональных и трансграничных путешествий по Сибири (возможность в перспективе "перетянуть" поток туристов из соседних регионов при условии создания мощного бренда и объединяющего маршрута);
в) агломерирование "Красноярский край - Республика Тыва", "Республика Хакасия - Республика Тыва", "Иркутская область - Республика Тыва" и возможность формирования конкурентоспособного туристского кластера, рассчитанного на внутренний и въездной туризм в рамках этого процесса;
г) позиционирование на российском и международном туристских рынках за счет формирования бренда, основанного на аутентичных и уникальных особенностях Республики Тыва;
д) привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников;
е) организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России.
Угрозы развития туризма в Республике Тыва:
а) недостаточное развитие предприятий гостеприимства;
б) недостаточный уровень загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения;
в) слабый уровень соответствия сервиса требованиям современного туриста;
г) отсутствие свободных от ограничений (правового, административного характера) земельных участков для возможности создания и развития качественной туристской инфраструктуры, в том числе, по ключевым туристским маршрутам;
д) перенос интереса иностранных туристов на российские столицы (города Москва и Санкт-Петербург) и регионы (Алтай, Байкал, Крым, Татарстан и Краснодарский край);
е) растущая конкуренция с другими регионами, где уже есть сильные сложившиеся и раскрученные туристские бренды, с качественной инфраструктурой, высоким уровнем сервиса, и угроза не успеть первыми реализовать уникальный потенциал (в первую очередь, аутентичный эколого-этнографический туризм).
Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Республики Тыва на российском и международном рынках туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:
- недостаточность и неразвитость инфраструктуры туризма (недостаточность, а в ряде районов - отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автодорогах республики);
- низкая инвестиционная привлекательность (отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
- дефицит квалифицированных специалистов (невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров).
4.1. Оценка рисков развития туризма в Республике Тыва
Реализация Концепции сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
а) макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы;
б) финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования;
в) техногенные и экологические риски. Изменение природно-климатических условий. Любые крупные природные, технологические или экологические катастрофы, вероятность которых полностью исключать нельзя, потребуют дополнительных ресурсов по ликвидации их последствий;
г) прочие риски. Усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала, спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в республике, недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий, неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов, несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности, отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.), значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что Республика Тыва является территорией, располагающей туристскими ресурсами международного, государственного, республиканского и местного значения, на базе которых могут создаваться туристско-рекреационные зоны и туристские объекты приоритетного развития, тесно увязанные с другими кластерами хозяйственного комплекса республики - научным, промышленным, транспортным и другими.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции рассчитана на период до 2025 года и включает в себя осуществление мероприятий, направленных на комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры приоритетных инвестиционных проектов, также доступной и комфортной туристской среды, повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Тыва на российском и мировом рынках и обеспечение условий для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, продвижение имиджа Республики Тыва, развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, развитие туризма на территории муниципальных образований, совершенствование статистики в сфере туризма.
Механизм реализации Концепции предусматривает реализацию приоритетных инвестиционных проектов, включающих систему мероприятий развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения проектов, а также систему организационно-финансовых схем обеспечения этих мероприятий.
Реализация Концепции должна осуществляться на принципах непрерывности, предполагающих мониторинг ее осуществления и внесения, в случае необходимости, корректировок, соответствующих изменяющимся условиям внешней среды.
Важным условием успешной реализации Концепции будет координация усилий республиканских и муниципальных органов власти, крупных предприятий, туристических фирм и предпринимателей, общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере туризма и обслуживания.
Развитие материальной базы туризма осуществляется путем реализации приоритетных инвестиционных проектов Концепции за счет федеральных и республиканских источников финансирования, а также за счет привлечения внебюджетных источников. За счет средств внебюджетных источников возможно строительство объектов туристской инфраструктуры. Из республиканского бюджета возможно финансирование работ по определению площадок новых туристских объектов. За счет средств федерального бюджета возможно строительство объектов инженерной инфраструктуры, дорог и других объектов обеспечивающей инфраструктуры.
5.1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма
Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма, актуализацию действующего законодательства. К ним относятся вопросы совершенствования регионального и муниципального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.
Меры по совершенствованию регионального и муниципального законодательства включают в себя следующее:
а) реализацию государственной политики в области содействия развитию малого бизнеса, включая развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в туристской сфере и индустрии гостеприимства;
б) реализацию государственной политики в области безопасности туризма, в том числе обеспечение исполнения норм и правил техники безопасности при эксплуатации механизмов и оборудования, повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма;
в) реализацию государственной политики в области поддержания высокого уровня качества жизни населения в части обеспечения права на отдых, реабилитационное лечение, доступ к бальнеологическим ресурсам;
г) реализацию государственной политики в области охраны наиболее ценных памятников культуры и исторического наследия, являющихся объектами посещения туристами;
д) формирование механизмов государственной поддержки и развитие государственно-частного партнерства при стимулировании экономического развития приоритетных туристско-рекреационных территорий.
Помимо законотворческой деятельности для решения задачи совершенствования нормативного регулирования предполагается реализовать следующие направления работы:
а) обеспечение работы Координационного совета по развитию внутреннего, въездного и детского туризма в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 2 марта 2016 г. N 50, и Совета по улучшению инвестиционного климата в Республике Тыва, утвержденного распоряжением Правительства Республики Тыва от 2 апреля 2013 г. N 107-р. Деятельность указанных советов направлена на взаимодействие, координацию и согласованность деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, а также субъектов туристской инфраструктуры;
б) выход с законодательной инициативой в федеральные органы власти.
5.2. Развитие системы продвижения туристских услуг и продуктов на рынке внутреннего и въездного туризма
Роль туризма в структуре экономики Республики Тыва неуклонно возрастает. Данная отрасль относится к одним из доходных и активно развивающихся отраслей. Поэтому развитие и использование эффективных приемов продвижения обеспечит конкурентоспособность туристских услуг и продуктов, включающих во внимание собственные интересы и интересы потребителей, что станет гарантом высокого качества.
Продвижение туристского продукта является важнейшим средством маркетинга. Планирование и продвижение турпродукта на рынке включает: исследование рынка, постановку целей, формирование и распределение бюджета.
Таким образом, механизмами продвижения Республики Тыва как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию:
а) участие в крупнейших международных туристических и иных выставках;
б) некоммерческое рекламное продвижение туристского продукта республики на зарубежных и внутреннем рынках с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока, и создания благоприятного имиджа Республики Тыва;
в) подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
г) проведение иных акций, таких как информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, организация информационно-рекламных туров для зарубежных и отечественных средствах массовой информации, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Также в рамках продвижения турпродуктов Республики Тыва активно используются туристские информационные порталы "VISITTUVA" и "RUSSIA.TRAVEL", которые дают полную информацию об имеющихся турах, средствах разрешения, событиях и мероприятиях, проходящих на территории республики, и другая полезная информация для туристов.
Для обеспечения целостности предоставляемой туристам информации и расширения возможностей регионального информационного туристского центра необходимо активизировать туристско-информационные центры при муниципальных образованиях, координацию деятельности которых осуществляет региональный центр.
Развитие сети туристско-информационных центров на территории Республики Тыва осуществляется во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N ПР-1893 ГС, в соответствии с рекомендациями Национального стандарта Российской Федерации "Туристско-информационный центр" (ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014).
5.3. Развитие инфраструктуры и создание комфортной туристской среды
Реализация инфраструктурных мероприятий позитивно отразится на развитии предпринимательства в республике и повлияет на снижение себестоимости туристских услуг и существенное увеличение основных показателей отрасли туризма. Учитывая сроки реализации мероприятий, социально-экономический эффект от снятия инфраструктурных ограничений ожидается после 2025 года.
Главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности региона является строительство железнодорожной линии "Курагино - Кызыл" с пассажирским сообщением, которое позволит обеспечить интеграцию региональной экономики в общероссийскую экономику, обеспечить мобильность населения из соседних регионов, снизить высокую транспортную составляющую в себестоимости товаров и услуг. Железнодорожное сообщение обеспечит постоянный туристский поток в Республику Тыва. При развитии транспортной инфраструктуры в регионе налоговые поступления в бюджеты всех уровней возрастут в 6,5 раза (до 40 млрд. руб. в год).
В целях развития дорожной сети планируется мероприятие по передаче в федеральную собственность автомобильных дорог регионального значения Абакан - Ак-Довурак, Чадан - Ак-Довурак и Кызыл - Эрзин.
Создание трансграничного коридора через многосторонний пункт пропуска "Хандагайты-Боршоо" имеет потенциал увеличения иностранного туристского потока от Западного Китая.
Для использования преимуществ приграничного статуса региона предусмотрено открытие автомобильного пункта пропуска Хандагайты в многостороннем режиме и открытие для международных полетов аэропорта г. Кызыл. В результате принимаемых мер ожидается увеличение объёма пассажирооборота в 2,5 раза; объем грузопотока - в 6 раз; внешнеторговый оборот республики увеличится более чем в 8 раз. В регионах Енисейской Сибири ожидается повышение деловой активности населения вследствие увеличения иностранного туристского потока из Западного Китая в Республику Тыва.
В целях обеспечения транспортной доступности Республики Тыва планируется увеличить долю соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности с 44,1 до 52,5 процента к 2024 году.
В целях создания комфортной туристской среды во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. N Пр-1893 ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития внутреннего и въездного туризма от 17 августа 2015 г. на территории Республики Тыва будет продолжена работа по формированию комфортной туристской среды в Республике Тыва:
установка унифицированных указателей туристской навигации и информационных стендов к объектам туристского показа;
благоустройство территории наиболее посещаемых объектов туристского показа, в том числе минеральных источников и особо охраняемых природных территорий.
5.4. Совершенствование статистики в сфере туризма
В настоящее время недостаточно развит статистический учет работы туристской отрасли, что не позволяет получать достоверные данные о совокупном вкладе туризма в республиканскую экономику, а имеющиеся данные не могут служить весомым аргументом для привлечения в эту сферу инвестиций.
Развитие современной системы статистического учета требует:
а) внедрения регулярного мониторинга туристского рынка Республики Тыва;
б) совершенствования форм статистической отчетности в соответствии с современным состоянием туристской индустрии, учитывающих объемы и параметры внутреннего туристского потока;
в) проведения расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития республики. Проблема статистического учета - институциональная проблема, актуальная для всех субъектов Российской Федерации и государства в целом.
Таким образом, для мониторинга сбора и анализа статистических данных туристского рынка Республика Тыва внедряет новые формы оперативного мониторинга с ежемесячной периодичностью на основе предоставляемых материалов предприятиями туристской индустрии.
Кроме того, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва статистическая отчетность ведется с ежеквартальной периодичностью.
Для совершенствования экспертной оценки развития туристской индустрии и ее показателей необходимо проведение ежегодных опросов, анкетирований жителей и гостей республики, а также туристских организаций, что способствует улучшению сбора и анализа статистических данных.
Подраздел 5.5 изменен с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
5.5. Реализация приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма
Реализация Концепции основана на перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектах и территориальной приоритетной структуре развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов.
Для достижения целей и решения задач Концепции определены к реализации ряд перспективных туристских инвестиционных проектов, привлекающих туристов и обладающих высоким потенциалом расширения туристского предложения, по конкретным приоритетным видам туризма:
1) создание туристской агрофермы "Эко-Тува" (Кызылский район);
2) строительство круглогодичного детского лагеря в Тандинском районе;
3) создание санаторно-курортного и лечебно-оздоровительного туристского комплекса "Чедер-KINEZI" (Кызылский район);
4) создание этнографического центра "Дом шамана" (г. Кызыл);
5) строительство многофункционального этнокультурного туристского комплекса в Республике Тыва (Алдын-Булак 2) (Каа-Хемский район);
6) создание туристского логистического центра для рыбалки в Каа-Хемском и Чаа-Хольском районах;
7) создание горнолыжного туристского комплекса "Тайга" в Республике Тыва (Пий-Хемский район);
8) создание оздоровительно-туристского комплекса на оз. Дус-Холь;
9) создание туристского комплекса на оз. Чагытай.
Проекты, указанные в пунктах 1-7, включены в межрегиональные комплексные инвестиционные проекты "Енисейская Сибирь" и "Великое Саяно-Алтайское кольцо".
В рамках реализации вышеуказанных инвестиционных проектов с 2020 по 2024 годы предусмотрена реализация конкурентоспособных туристских продуктов, ориентированных на сохранение, рациональное использование, популяризацию и развитие этнокультурного наследия Республики Тыва и уникальных природных ресурсов:
экологической направленности (сплавы, рыбалка, охота);
этнокультурной направленности;
оздоровительной направленности.
Внутренние возможности экстенсивного развития республики за счет развития традиционных форм хозяйствования исчерпаны. Без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры и использования приграничного потенциала региона не представляется возможным привлечение инвесторов и преодоление бедности на территории республики.
Необходимость реализации вышеназванных проектов без государственной поддержки приведет к:
а) утере конкурентоспособности отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках;
б) росту количества граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж с целью туризма в ущерб внутреннему туристскому потоку;
в) снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение экспорта услуг, а также налоговых и иных поступлений в бюджетную систему России;
г) снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
При ограничении финансирования приоритетных инвестиционных проектов Тува рискует остаться в аутсайдерах по основным показателям туристской отрасли, в том числе по количеству размещенных лиц в коллективных средствах размещения Республики Тыва.
Отсутствие решений по инфраструктурным проектам сохранит негативную динамику по количеству размещенных лиц в коллективных средствах размещения, несмотря на увеличение количества туристов по мониторингу посещения туристских объектов, и не позволит конкурировать на рынке туристских услуг с близлежащими регионами, имеющими доступ к железнодорожным путям.
6. Ресурсное обеспечение основных направлений развития туризма в Республике Тыва
Необходимо сфокусировать усилия, ресурсы и меры поддержки государства на развитии приоритетных туристских территорий, повышая их инвестиционную привлекательность и улучшая условия для вложения в туристский бизнес, а также внедрить комплексный подход к планированию развития таких территорий через формирование планов развития туристских территорий, скоординированных с соответствующими документами стратегического и территориального планирования, отраслевыми и территориальными программами социально-экономического развития.
Реализацию приоритетных инвестиционных проектов Концепции на федеральном уровне может обеспечить государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)".
Реализацию инвестиционных приоритетных инвестиционных проектов Концепции на региональном уровне планируется обеспечить в рамках государственной программы "Создание условий для развития бизнеса в Республике Тыва до 2024 года" и муниципальных целевых программ муниципальных образований Республики Тыва.
Одним из перспективных механизмов ресурсного обеспечения должно стать развитие государственно-частного партнерства.
7. Социально-экономический эффект реализации Концепции
Экономический эффект Концепции будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма в рамках реализации перспективных туристских инвестиционных проектов Республики Тыва и обеспечения экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения туристского потока в республику, что позволит обеспечить пополнение бюджетов всех уровней и рост объема платных услуг.
Увеличение внутреннего и въездного туристских потоков будет осуществляться за счет:
а) создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг;
б) обеспечения доступности отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по Республике Тыва как для жителей, так и для гостей республики;
в) рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению новых туристских продуктов, созданных по итогам реализации инвестиционных проектов, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основной социальный эффект, который заключается в создании новых рабочих мест, будет достигнут за счет:
а) развития предпринимательской инициативы, включая увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса, микропредприятий в туристской индустрии;
б) заполнения вакансий, обслуживающих вновь введенные объекты туристской индустрии;
в) введения новых специальностей, повышения востребованности и престижности профессий в сфере туризма.
Эффективность реализации Концепции оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей по отношению к нормативным индикаторам.
Наряду с экономическим эффектом реализация Концепции позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий туристов в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения.
Приложение изменено с 22 июля 2020 г. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
Приложение
к Концепции развития туризма
в Республике Тыва до 2025 года
Индикаторы
эффективности реализации Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года
22 июля 2020 г.
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 Факт |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||||||
Факт |
Оценка |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
||||||||||||
1. Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
36,71 |
40,86 |
6,10 |
12,52 |
21,79 |
40,55 |
44,67 |
49,26 |
|||||||||
2. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
1,26 |
1,62 |
0,50 |
1,00 |
1,05 |
1,15 |
1,33 |
1,59 |
|||||||||
3. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
35,45 |
39,24 |
5,60 |
11,52 |
20,74 |
39,40 |
43,34 |
47,67 |
|||||||||
4. Объем платных услуг от туристско-рекреационной деятельности |
млн. руб. |
153,81 |
213,17 |
65,00 |
68,25 |
71,66 |
78,82 |
90,64 |
108,77 |
|||||||||
5. Налоговые отчисления |
млн. руб. |
47,55 |
35,40 |
8,30 |
12,45 |
18,65 |
27,97 |
41,93 |
62,86 |
|||||||||
6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма |
единиц |
49 |
49 |
49 |
52 |
54 |
54 |
56 |
60 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 17 апреля 2020 г. N 162 "Об утверждении Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года"
Вступает в силу с 17 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 17 апреля 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 апреля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 г. N 332
Изменения вступают в силу с 22 июля 2020 г.