Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 апреля 2020 года N 130-п
Порядок
оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Порядок)
I. Общие положения
1.1. Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения оценки надежности банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.2. Надежность банковской гарантии и поручительства определяется финансовой устойчивостью банка или иной кредитной организации (далее - гарант) и поручителей.
1.3. Под надежностью банковской гарантии и поручительства в целях Порядка понимается способность гаранта и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства юридического лица, муниципального образования (далее - получатель) по возврату бюджетного кредита.
1.4. Размер обеспечения должен покрывать размер предоставляемого бюджетного кредита, процентов по нему и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором.
1.5. Оформление обеспечения исполнения обязательств осуществляется до предоставления бюджетного кредита из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.6. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент финансов) осуществляет оценку банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение бюджетных кредитов, выдаваемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
II. Оценка надежности банковской гарантии
2.1. В целях Порядка гарант должен отвечать следующим требованиям:
не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствуют просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также неурегулированные обязательства по государственным гарантиям, ранее предоставленным Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой;
имеется универсальная лицензия Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
участвует в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (официальные данные, размещенные на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на последнюю отчетную дату);
Центральным банком Российской Федерации не применялись меры за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (официальные данные, размещенные на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на последнюю отчетную дату);
наличие кредитного рейтинга не ниже рейтинговой категории "А" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного гаранту одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации согласно методологии, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.
2.2. Гарант, соответствующий требованиям, установленным пунктом 2.1 Порядка, представляет в Департамент финансов следующие документы:
а) письмо о согласии выступить гарантом по обязательствам получателя;
б) заверенные им копии учредительных документов;
в) заверенные им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации или листа записи Единого государственного реестра юридических лиц;
г) документы, подтверждающие, что гарант не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
д) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа гаранта, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени гаранта и главного бухгалтера гаранта (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные гарантом, а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати гаранта;
е) нотариально заверенную копию документа, подтверждающую согласие (одобрение) уполномоченного органа управления гаранта на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (в обеспечение исполнения обязательств получателя);
ж) нотариально заверенную копию универсальной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
з) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на последнюю отчетную дату;
и) бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные гарантом;
к) копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности гаранта за год, предшествующий году обращения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, заверенную гарантом;
л) расчет собственных средств (капитала) по форме, утвержденной Центральным банком Российской Федерации, и показатели обязательных нормативов на последнюю отчетную дату с приведением диапазона допустимых значений;
м) информацию об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации по форме, утвержденной Центральным банком Российской Федерации;
н) информацию о качестве активов по форме, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации;
о) расчет чистых активов, подписанный руководителем и заверенный печатью гаранта;
п) справку Центрального банка Российской Федерации о выполнении гарантом в течение последнего полугодия обязательных резервных требований Центрального банка Российской Федерации, об отсутствии фактов несвоевременной оплаты расчетных документов клиентов, об отсутствии принудительных мер воздействия со стороны Центрального банка Российской Федерации;
р) документы, подтверждающие согласование Центральным банком Российской Федерации кандидатур уполномоченных должностных лиц на выдачу банковской гарантии.
В случае непредставления документов, указанных в подпунктах "в", "г", "з" настоящего пункта, Департамент финансов запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.3. Финансовое состояние гаранта определяется с помощью следующих показателей:
отсутствие убытков за последний финансовый год и за истекший период текущего года;
активы гаранта I и II категорий качества должны составлять не менее 50 процентов общего объема активов;
соответствие гаранта обязательным нормативам, установленным Центральным банком Российской Федерации;
величина чистых активов гаранта, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
2.4. Документы, представленные гарантом, Департамент финансов регистрирует в день их поступления.
2.5. В случае несоответствия представленных гарантом документов перечню, установленному пунктом 2.2 Порядка, Департамент финансов не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их гаранту с указанием причин возврата.
2.6. В случае соответствия представленных гарантом документов перечню, установленному пунктом 2.2 Порядка, Департамент финансов в течение пятнадцати рабочих дней с даты регистрации документов проводит оценку надежности банковской гарантии: рассматривает представленные документы на предмет соответствия гаранта требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка, и определяет его финансовое состояние с учетом показателей, указанных в пункте 2.3 Порядка.
По результатам оценки надежности банковской гарантии Департамент финансов готовит заключение о финансовой устойчивости гаранта и его способности своевременно и в полном объеме исполнить обязательства получателя по возврату бюджетного кредита, о чем письменно уведомляет гаранта не позднее трех рабочих дней с даты подготовки указанного заключения.
III. Оценка надежности поручительства
3.1. В целях Порядка поручитель должен быть юридическим лицом и отвечать следующим требованиям:
не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствуют просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также неурегулированные обязательства по государственным гарантиям, ранее предоставленным Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой;
наличие кредитного рейтинга не ниже рейтинговой категории "А" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного поручителю одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации согласно методологии, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.
3.2. Поручитель, соответствующий требованиям, установленным пунктом 3.1 Порядка, представляет в Департамент финансов следующие документы:
а) письмо о согласии выступить поручителем по обязательствам получателя;
б) заверенные им копии учредительных документов;
в) заверенные им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации или листа записи Единого государственного реестра юридических лиц;
г) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа поручителя, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени поручителя и главного бухгалтера поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные поручителем, а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати поручителя;
д) нотариально заверенную копию документа, подтверждающую согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделки по предоставлению поручительства (в обеспечение исполнения обязательств получателя);
е) документы, подтверждающие, что поручитель не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
ж) нотариально заверенную копию лицензии на осуществление хозяйственной деятельности (в случае если законодательством Российской Федерации установлено, что осуществляемая поручителем деятельность выполняется на основании лицензии);
з) справку о действующих счетах поручителя, открытых в кредитных организациях, подтвержденную налоговым органом;
и) справки, предоставленные банками, о наличии средств на расчетных счетах поручителя и сумме к картотеке к ним;
к) бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные поручителем, с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением расшифровок статей баланса об основных средствах, о незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, краткосрочных финансовых вложениях, дебиторской задолженности, долгосрочных обязательствах, краткосрочных кредитах и займах, кредиторской задолженности (по каждому виду задолженности);
л) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на последнюю отчетную дату;
м) копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за год, предшествующий году обращения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку);
н) расчет чистых активов, подписанный руководителем и заверенный печатью поручителя.
В случае непредставления документов, указанных в подпунктах "в", "е", "л" настоящего пункта, Департамент финансов запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
3.3. Документы, представленные поручителем, Департамент финансов регистрирует в день их поступления.
3.4. В случае несоответствия представленных поручителем документов перечню, установленному пунктом 3.2 Порядка, Департамент финансов не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их поручителю с указанием причин возврата.
3.5. В случае соответствия представленных поручителем документов перечню, установленному пунктом 3.2 Порядка, Департамент финансов в течение пятнадцати рабочих дней с даты регистрации документов проводит оценку надежности поручительства: рассматривает представленные документы на предмет соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 Порядка, и оценивает его финансовое состояние в соответствии с методикой.
По результатам оценки надежности поручительства Департамент финансов готовит заключение о финансовой устойчивости поручителя и его способности своевременно и в полном объеме исполнить обязательства получателя по возврату бюджетного кредита, о чем письменно уведомляет поручителя не позднее трех рабочих дней с даты подготовки заключения.
IV. Методика оценки финансового состояния поручителя
4.1. Для оценки финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
4.2. Расчет финансовых индикаторов осуществляется на основе следующей исходной информации:
отчет о финансовых результатах.
4.3. Группа коэффициентов ликвидности содержит 3 показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности,
коэффициент быстрой ликвидности,
коэффициент текущей ликвидности,
которые рассчитываются на основании данных бухгалтерского баланса.
4.4. Коэффициент абсолютной ликвидности К 1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств за счет имеющихся денежных средств и финансовых вложений и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
стр.1240 - строка 1240 "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)",
стр.1250 - строка 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты",
стр.1510 - строка 1510 "Заемные средства",
стр.1520 - строка 1520 "Кредиторская задолженность",
стр.1550 - строка 1550 "Прочие обязательства".
4.5. Коэффициент быстрой ликвидности К 2 характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
стр.1230 - строка 1230 "Дебиторская задолженность",
стр.1240 - строка 1240 "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов"),
стр.1250 - строка 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты",
стр.1510 - строка 1510 "Заемные средства",
стр.1520 - строка 1520 "Кредиторская задолженность",
стр.1550 - строка 1550 "Прочие обязательства".
4.6. Коэффициент текущей ликвидности К 3 является обобщающим показателем платежеспособности организации, дает общую оценку ликвидности активов и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
стр.1200 - строка 1200 "Итого по разделу II "Оборотные активы",
стр.1510 - строка 1510 "Заемные средства",
стр.1520 - строка 1520 "Кредиторская задолженность",
стр.1540 - строка 1540 "Оценочные обязательства",
стр.1550 - строка 1550 "Прочие обязательства".
4.7. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К 4 рассчитывается на основании данных бухгалтерского баланса по следующей формуле:
,
где:
стр.1300 - строка 1300 "Итого по разделу III "Капитал и резервы",
стр.1400 - строка 1400 "Итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства",
стр.1510 - строка 1510 "Заемные средства",
стр.1520 - строка 1520 "Кредиторская задолженность",
стр.1540 - строка 1540 "Оценочные обязательства",
стр.1550 - строка 1550 "Прочие обязательства".
4.8. Показатель рентабельности рассчитывается на основании данных отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
,
где:
стр.2200 - строка 2200 "Прибыль (убыток) от продаж",
стр.2110 - строка 2110 "Выручка".
4.9. Для каждого базового индикатора устанавливаются наилучшее и наихудшее пороговые значения.
4.10. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пороговые значения показателей и выбор категории
в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К 1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К 2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К 3 |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К 4 |
|
|
|
Предприятия торговли |
более 0,6 |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
Предприятия других отраслей |
более 1,0 |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
К 5 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0,0 (нерентабельно) |
4.11. Значение сводной оценки (S) определяется по следующей формуле:
S = Вес 1 x Категория 1 + Вес 2 x Категория 2 + Вес 3 x
x Категория 3 + Вес 4 x Категория 4 + Вес 5 x Категория 5,
где:
Вес i - вес показателя К i в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4 или 5. Значения веса показателей представлены в таблице 2,
Категория i - категория, к которой относится значение показателя К i. Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица 2
Вес показателей, используемых при расчете сводной оценки
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности К 1 |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности К 2 |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности К 3 |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств К 4 |
0,21 |
Коэффициент рентабельности К 5 |
0,21 |
4.12. На основании значения сводной оценки финансовое состояние поручителя:
является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, но не превышает 2,4;
является неудовлетворительным, если значение сводной оценки превышает 2,4.
Величина чистых активов поручителя не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2020 г. N 130-п "О порядке оценки надежности банковской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.