Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Утвержден
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 08.04.2020 N 415
Стандарт
качества оказания государственной услуги по реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования
1. Оказание государственной услуги по реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования (далее - государственная услуга среднего общего образования) регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (до завершения освоения государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (до завершения освоения государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2013 N 989 "Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 N 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 N 684 "Об утверждении образца медали "За особые успехи в учении" и описания медали "За особые успехи в учении";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 N 685 "Об утверждении Порядка выдачи медали "За особые успехи в учении";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации N 190 и Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации;
приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 274 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 1525 от 06.12.2016 "Об утверждении Порядка получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы";
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях";
приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.06.2014 N 161 "Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 N 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15" "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 "Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы";
Законом Кировской области от 14.10.2013 N 320-ЗО "Об образовании в Кировской области";
постановлением Правительства Кировской области от 29.11.2010 N 79/588 "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде питания обучающимся областных государственных общеобразовательных организаций";
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2010 N 84/686 "О полномочиях органов управления областных казенных, бюджетных и автономных учреждений и внесении изменений в постановление Правительства области от 05.10.2009 N 26/342";
постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 N 251/151 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях";
постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2014 N 263/343 "Об утверждении Порядка и условий поощрения ученической медалью";
постановлением Правительства Кировской области от 29.10.2016 N 36/309 "Об утверждении типовых требований к одежде обучающихся государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
распоряжением министерства образования Кировской области от 12.12.2018 N 5-818 "Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения";
распоряжением министерства образования Кировской области от 19.06.2019 N 5-535 "Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования".
2. Основными факторами, влияющими на качество оказания государственной услуги среднего общего образования, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность образовательная организация;
условия реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и другие);
наличие внутренней системы оценки качества образования;
информационная открытость образовательной организации.
3. Обеспечение образовательной организацией в установленном порядке регистрации учредительных документов, зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, получения лицензии, разработки и утверждения документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, в том числе в части оказания государственной услуги среднего общего образования.
В образовательной организации должны быть в наличии следующие документы:
устав;
лицензия на осуществление образовательной деятельности;
свидетельство о государственной аккредитации;
документы, подтверждающие наличие на законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для образовательной деятельности (свидетельство о праве оперативного управления, свидетельство о бессрочном пользовании, договоры безвозмездного пользования, договоры аренды);
программа развития образовательной организации;
основная общеобразовательная программа среднего общего образования и (или) адаптированная основная общеобразовательная программа;
расписание учебных и иных занятий;
локальные нормативные акты образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, прав и обязанностей обучающихся, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
документы, подтверждающие материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
документы, подтверждающие кадровую обеспеченность образовательной организации и соблюдение требований законодательства о труде (штатное расписание, тарификационные списки, трудовые договоры, справки об отсутствии судимости, справки о прохождении предварительного осмотра, копии документов об образовании и т.д.);
документы, подтверждающие учебно-методическое оснащение образовательной среды;
документы, подтверждающие функционирование информационной образовательной среды;
документы, подтверждающие безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода в соответствии с установленными законодательством требованиями;
документы, подтверждающие организацию питания, медицинского обслуживания, мероприятий по охране жизни и здоровья обучающихся, охране туда работников;
документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования;
документы, подтверждающие организацию индивидуального учета результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования, поощрение обучающихся (классные журналы, книги выдачи документов об образовании, распорядительные акты, протоколы педсовета и т.д.).
В образовательной организации должна быть утверждена основная общеобразовательная программа среднего общего образования, которая определяет содержание среднего общего образования.
Образовательная организация разрабатывает основную общеобразовательную программу среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Образовательная программа имеет структуру, требования к которой установлены федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Организация образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация:
предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется в различных формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении среднего общего образования составляет до 700 часов за два года.
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.
При реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования определяет образовательная организация.
4. Обеспечение условий реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
В образовательной организации должны быть созданы условия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
4.1. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к кадровым условиям.
Образовательная организация должна располагать необходимым числом руководящих, педагогических, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников в соответствии со штатным расписанием. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации образовательной программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Образовательная организация должна обеспечить заключение с работниками трудовых договоров, а также обязательное прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.
Образовательная организация должна обеспечить разработку и утверждение должностных инструкций, закрепляющих должностные обязанности и права работников, а также ознакомление с ними работников под подпись.
Образовательная организация должна соблюдать установленные трудовым законодательством ограничения на допуск к трудовой (в том числе педагогической) деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
При приеме на работу педагогических работников образовательная организация должна соблюдать установленные законодательством в сфере образования требования к образовательному цензу указанных лиц.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н, и (или) профессиональным стандартам.
Образовательная организация должна обеспечивать реализацию права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Все педагогические работники образовательной организации должны быть аттестованы в установленном порядке.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все педагогические работники образовательной организации должны обладать высокими моральными качествами.
При оказании услуги педагогические работники должны проявлять максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
4.2. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к материально-техническим условиям и информационному оснащению образовательной деятельности.
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать действующим санитарным, противопожарным, строительным нормам, нормам электробезопасности, охраны здоровья обучающихся, охраны труда работников организаций.
Образовательная организация должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой и изобразительным искусством, а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
цеха и мастерские в соответствии с профилями обучения, обеспечивающие условия труда в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
помещения медицинского назначения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность;
административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности;
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами; программирования;
наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирование образовательной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников.
4.3. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к психолого-педагогическим условиям.
Психолого-педагогические условия должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
4.4. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
4.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной организацией реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной общеобразовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной общеобразовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной общеобразовательной программы среднего общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
5. Особенности оказания государственной услуги отдельным категориям обучающихся.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (далее - АООП), которая разрабатывается образовательной организацией в соответствии с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта, а также с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
АООП для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
АООП реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой формы.
Особенности организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ определены Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (далее - Порядок).
Исходя из категории обучающихся с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
АООП реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В целях создания комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и (или) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, в образовательной организации должны быть созданы условия для реализации АООП в соответствии с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта и с учетом особенностей, определенных Порядком.
В целях обеспечения условий реализации АООП образовательная организация помимо требований, установленных разделом 4 настоящего Стандарта, обеспечивает выполнение следующих требований к условиям осуществления образовательной деятельности.
Образовательная организация обеспечивает участие в реализации АООП руководящих, педагогических и иных работников, имеющих необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся либо с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При необходимости в процессе реализации АООП для обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.
В реализации АООП могут также участвовать научные работники организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП.
Помимо общих требований, предъявляемым к образовательным организациям, в области соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий, соблюдения пожарной и электробезопасности, соблюдения требований охраны труда, соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта, образовательная организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.
Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП.
6. Обеспечение образовательной организацией информационной открытости своей деятельности.
Образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о ее деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации о:
дате создания образовательной организации, об учредителе, о филиалах (с 01.07.2020), о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
структуре и об органах управления образовательной организацией;
реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами (c 01.07.2020);
языках образования;
федеральных государственных образовательных стандартах;
руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);
персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
местах осуществления образовательной деятельности (c 01.07.2020);
материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;
наличии и об условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки;
наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
трудоустройстве выпускников;
о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности) (с 01.01.2021).
Образовательная организация размещает на официальном сайте в сети "Интернет":
копию устава образовательной организации;
копию лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) (до 01.01.2021);
копию свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
копию плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
копию локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, иных локальных нормативных актов в соответствии с законодательством в сфере образования;
копию отчета о результатах самообследования;
копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
копию документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательной организации, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
копию иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению общеобразовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная организация обеспечивает размещение и обновление информации и документов не позднее 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
При размещении информации и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства о персональных данных.
7. Обеспечение образовательной организацией функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Образовательная организация проводит самообследование и размещает в установленном порядке отчет о результатах самообследования на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В образовательной организации функционирует внутренняя система оценки качества образования, разработанная образовательной организацией.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательную деятельность на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);
позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, при оценке деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогических работников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание:
организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию;
организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Освоение основной общеобразовательной программы среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательных программ, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников.
Образовательная организация принимает участие во внешней оценке качества образования, проводимой на федеральном и региональном уровне. Результаты внешней оценки качества образования используются образовательной организацией для корректировки рабочих программ, организации работы с учителями, испытывающими трудности в преподавании, индивидуальной работы с обучающимися.
Образовательная организация создает предметные комиссии в установленном порядке и обеспечивает объективность проведения и оценивания всероссийских проверочных работ и иных федеральных и региональных оценочных процедур.
8. Показатели качества предоставления государственной услуги среднего общего образования устанавливаются согласно приложению к настоящему стандарту качества оказания государственной услуги среднего общего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.