Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
предоставления из бюджета Республики Татарстан грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, софинансируемых из федерального бюджета
(утв. постановлением КМ РТ от 17 января 2018 г. N 17 (в редакции постановления КМ РТ от 24 февраля 2020 г. N 138))
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм предоставления из бюджета Республики Татарстан на конкурсной основе грантов в форме субсидий "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, софинансируемых из федерального бюджета, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в целях создания и развития на сельских территориях Республики Татарстан крестьянского (фермерского) хозяйства и новых рабочих мест (далее - грант).
1.2. Предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе.
1.3. Предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) как до получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.
1.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), является Министерство.
1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
а) грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета Республики Татарстан крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую Министерством, главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы;
б) сельские территории - сельские поселения, сельские населенные пункты, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Республики Татарстан), на территории которых преобладает осуществление деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;
в) крестьянское (фермерское) хозяйство - зарегистрированное на сельской территории Республики Татарстан в текущем финансовом году крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ), обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является гражданин Российской Федерации, не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера;
г) сельскохозяйственный потребительский кооператив - юридическое лицо, созданное в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива (за исключением сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива), зарегистрированное на сельской территории Республики Татарстан, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и объединяющее не менее пяти личных подсобных хозяйств и (или) трех иных сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме ассоциированных членов). Члены сельскохозяйственного потребительского кооператива из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме личных подсобных хозяйств, должны отвечать критериям микропредприятия или малого предприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть сформирован в том числе за счет части средств гранта, предоставленных КФХ, являющемуся членом данного сельскохозяйственного потребительского кооператива;
д) заявитель - глава КФХ или гражданин Российской Федерации, обязующийся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию КФХ в органах Федеральной налоговой службы, подающий заявку в конкурсную комиссию для участия в конкурсном отборе на предоставление из бюджета Республики Татарстан гранта на реализацию проектов создания и развития КФХ, софинансируемого из федерального бюджета, и отвечающий требованиям настоящего Порядка;
е) конкурсная комиссия - конкурсная комиссия, создаваемая Министерством для отбора проектов создания и (или) развития КФХ для предоставления им грантовой поддержки;
ж) экспертный совет - совет из числа сотрудников Министерства для экспертизы заявок и вынесения заключения рекомендательного характера на рассмотрение конкурсной комиссии;
з) проект создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства - документ (бизнес-план, проект), предусматривающий создание и (или) развитие производственной базы КФХ, предназначенной для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, создание новых постоянных рабочих мест и их сохранение в течение не менее пяти лет, а также достижение показателей деятельности КФХ (далее - плановые показатели деятельности), обязательство по исполнению которых включается в соглашение, заключаемое между КФХ и Министерством;
и) план расходов - постатейная смета запланированных расходов по направлениям использования гранта;
к) грантополучатель - заявитель, прошедший конкурсный отбор и заключивший договор на получение гранта.
1.6. Реализация, передача в аренду и (или) отчуждение имущества, приобретенного с участием средств гранта, осуществляемые в результате сделки, допускаются только при согласовании с Министерством, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития КФХ и договором о предоставлении гранта, заключаемым между КФХ и Министерством (далее договор).
1.7. Грант может быть предоставлен заявителю только один раз.
II. Критерии отбора лиц, имеющих право на получение гранта
2.1. Право на получение гранта имеют заявители, соответствующие следующим критериям:
2.1.1. Заявитель осуществляет или обязуется осуществлять производственную деятельность на сельской территории Республики Татарстан, постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ, главой которого он является или будет являться, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства в течение не менее пяти лет со дня получения гранта.
2.1.2. Заявитель не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера.
2.1.3. Заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и не является учредителем (участником) коммерческой организации на момент подачи заявки на конкурсный отбор, за исключением КФХ, зарегистрированного в текущем финансовом году. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсном отборе на получение гранта, если период предпринимательской деятельности в совокупности за последние три года составлял не более шести месяцев (за исключением КФХ, зарегистрированного в текущем финансовом году).
2.1.4. Заявитель имеет среднее профессиональное либо высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение либо совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
2.1.5. Заявитель в случае болезни, призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации или иных непредвиденных обстоятельств, связанных с отсутствием в хозяйстве или с невозможностью личного участия в деятельности КФХ, обязуется по согласованию с Министерством передать руководство КФХ и исполнение обязательств, связанных с полученным грантом, своему родственнику или члену КФХ без права продажи имущества, приобретенного за счет гранта.
2.1.6. Заявитель имеет проект создания и (или) развития КФХ по направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2022 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235 "Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2022 годы", направленный на увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
2.1.7. Заявитель имеет проект плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств).
2.1.8. Заявитель обязуется создать в году предоставления ему гранта не менее двух новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2,0 млн. рублей и более, и не менее одного нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2,0 млн. рублей, указанных в договоре.
2.1.9. Заявитель обязуется сохранить количество созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее пяти лет после получения гранта.
2.1.10. Заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет со дня получения гранта.
2.1.11. Заявитель дает согласие на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.12. Заявитель КФХ соответствует критериям микропредприятия согласно нормам Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2.1.13. Заявитель обязуется оплатить за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов.
2.1.14. Заявитель обязуется использовать полученный грант в течение не более 18 месяцев со дня получения средств и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие деятельности КФХ.
2.2. Заявитель на дату, не превышающую 15 рабочих дней до даты отбора на участие в конкурсном отборе на получение гранта, соответствует следующим требованиям:
не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
не является получателем средств из бюджета Республики Татарстан в соответствии с иными правовыми актами Республики Татарстан на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, и направления расходов, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка;
не имеет просроченной задолженности по возврату в бюджет Республики Татарстан субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Республики Татарстан;
не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
участник отбора - юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участник отбора - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении гражданина не введена процедура банкротства, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Основанием для отказа конкурсной комиссией в участии в отборе является несоответствие заявителя требованиям настоящего пункта.
III. Условия предоставления гранта
3.1. Грант предоставляется на софинансирование следующих затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и развития КФХ:
а) приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности КФХ с целью производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции в рамках реализации проекта в целях создания и (или) развития КФХ;
б) разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
в) приобретение, строительство, ремонт, модернизацию и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
г) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и (или) сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;
д) приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней) и птицы;
е) приобретение рыбопосадочного материала;
ж) приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для транспортировки сельскохозяйственной продукции и осуществления мобильной торговли, оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства продукции свиноводства). Список указанной техники, оборудования и транспорта утверждается приказом Министерства;
з) приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников;
и) внесение не менее 25 процентов, но не более 50 процентов средств гранта в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является данное КФХ;
к) погашение основного долга по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в течение срока освоения гранта на цели, указанные в подпунктах "а", "в", "ж" настоящего перечня, но не более 20 процентов стоимости проекта создания и (или) развития КФХ.
3.2. Средства, полученные заявителем для внесения в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является данное КФХ, могут быть использованы на приобретение следующего имущества:
а) оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
б) оборудование, приобретаемое сельскохозяйственным потребительским кооперативом в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 452 "Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)" по номенклатуре, определенной разделом 4 "Объекты рыбоводной инфраструктуры и иные объекты, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальные устройства и (или) технологии", за исключением группы кодов 04.01, 04.02, 04.06;
в) сельскохозяйственной техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, соответствующих кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2): 22.22.19, 27.52.14, 28.13.14, 28.22.17.190, 28.22.18.210, 28.22.18.220-28.22.18.224, 28.22.18.230-28.22.18.234, 28.22.18.240-28.22.18.246, 28.22.18.249, 28.22.18.250-28.22.18.254, 28.22.18.255, 28.22.18.260, 28.22.18.269, 28.22.18.320, 28.22.18.390, 28.25.13.115, 28.29.12.110, 28.30.2, 28.30.3, 28.30.5-28.30.8, 28.30.91, 28.30.92, 28.30.93, 28.92.25, 28.92.50.000, 28.93.16, 28.93.2, 29.10.41.110-29.10.41.112, 29.10.41.120-29.10.41.122, 29.10.42.110-29.10.42.112, 29.10.42.120-29.10.42.122, 29.10.44.000, 29.10.59.240, 29.10.59.280, 29.20.23.120, 29.20.23.130, 28.93.14.
3.3. Гранты выделяются при условии проектируемой мощности по поголовью и объему производства животноводческой и растениеводческой продукции:
молочные фермы с поголовьем не менее 40 коров (производство не менее 180 тонн молока в год);
фермы по откорму крупного рогатого скота с поголовьем не менее 80 голов (не менее 19 тонн мяса в живом весе в год);
фермы по разведению овец с поголовьем не менее 300 овец, в том числе не менее 100 овцематок (производство не менее 8 тонн мяса в живом весе в год);
дойные козы - не менее 80 голов (производство не менее 60 тонн молока в год);
птицефермы мясного направления с годовым оборотом производства мяса в живом весе и поголовьем не менее: 8 тыс. голов индеек (не менее 60 тонн), 10 тыс. голов бройлеров (не менее 10 тонн), 3 тыс. голов гусей (не менее 10 тонн) или 6 тыс. голов уток (не менее 12 тонн);
птицефермы яичного направления с годовым производством яйца и поголовьем не менее: 10 тыс. голов кур-несушек (не менее 2,6 млн. штук), 20 тыс. голов перепелов (не менее 5 млн. штук яиц), 2 тыс. голов гусей (не менее 150 тыс. штук яиц) или 2 тыс. голов уток (не менее 240 тыс. штук яиц);
птицефермы по выращиванию молодняка с годовым оборотом привеса живой массы и поголовьем не менее: 10 тыс. голов индейки (не менее 10 тонн индейки), 10 тыс. голов бройлеров (не менее 3 тонн бройлеров), 12 тыс. голов кур-несушек (не мене 10 тонн), 5 тыс. голов гусей (не менее 1,2 тонны) или 10 тыс. голов уток (не менее 3 тонн);
конефермы с поголовьем не менее 80 лошадей, в том числе не менее 32 конематок (производство не менее 5 тонн мяса в живом весе в год);
фермы по производству (выращиванию) товарной рыбы не менее 5 тонн в год;
картофелеводство не менее 20 гектаров посевных площадей;
овощеводство открытого грунта не менее 10 гектаров посевных площадей;
овощеводство закрытого грунта не менее 2,0 тыс. кв. метров посевных площадей;
производство зерновых и зернобобовых не менее 200 гектаров посевных площадей;
кормовых культур не менее 150 гектаров посевных площадей;
технических культур не менее 150 гектаров;
выращивание плодовых и ягодных культур не менее 2,6 гектара посадочных площадей;
кролиководство не менее 12 тыс. кроликов, в том числе не менее 2,0 тыс. кроликоматок (производство не менее 20 тонн мяса и не менее 8 тыс. шкур в год);
грибоводство не менее 2,0 тыс. кв. метров посевных площадей;
пчеловодство не менее 120 пчелосемей (производство не менее 3 тонн товарного меда в год).
IV. Порядок формирования и деятельности конкурсной комиссии и экспертного совета
4.1. Анализ и оценка документов, представленных на конкурсный отбор, проводятся конкурсной комиссией, созданной Министерством. В состав конкурсной комиссии включаются государственные гражданские служащие, представители общественных организаций, союзов, объединений и образовательных организаций в сфере сельского хозяйства. Количество государственных гражданских служащих в составе конкурсной комиссии - менее 50 процентов.
4.2. Конкурсная комиссия в своей деятельности руководствуется настоящим Порядком.
4.3. Членами комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах конкурсного отбора (в том числе подавшие заявки на участие в конкурсном отборе либо состоящие в КФХ, подавших указанные заявки), либо лица, на которых способны оказывать влияние участники конкурсного отбора.
4.4. Работа конкурсной комиссии осуществляется на ее заседаниях. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины общего числа членов конкурсной комиссии.
Председатель конкурсной комиссии созывает заседания конкурсной комиссии по мере необходимости.
4.5. Решения конкурсной комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
4.6. Для реализации возложенных полномочий, изучения и проведения экспертизы представленных документов конкурсная комиссия привлекает экспертный совет. Экспертный совет формируется из специалистов Министерства приказом Министерства в количестве не менее 12 человек и состоит из председателя, секретаря и членов экспертного совета.
Заседания экспертного совета проводятся не позднее 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок на конкурсный отбор.
4.7. Экспертный совет:
производит вскрытие конвертов и проверяет наличие в них документов, предусмотренных пунктом 5.3 настоящего Порядка;
проверяет соответствие заявителя и представленных им документов требованиям настоящего Порядка;
осуществляет подсчет количества баллов в соответствии с критериями, установленными пунктом 5.10 настоящего Порядка, занесение баллов в оценочную ведомость и выносит заключение рекомендательного характера на рассмотрение конкурсной комиссии.
Председатель экспертного совета:
руководит деятельностью экспертного совета и несет ответственность за выполнение возложенных на него полномочий в установленный срок;
распределяет обязанности между членами экспертного совета.
Заместитель председателя экспертного совета в случае отсутствия председателя экспертного совета исполняет его обязанности.
Секретарь экспертного совета организует заседание экспертного совета и подготовку заключения экспертного совета для конкурсной комиссии.
4.8. Для координации организационно-технической деятельности, подготовки заседаний и ведения документации приказом Министерства назначается секретарь конкурсной комиссии. Секретарь конкурсной комиссии не входит в ее состав и участвует в заседаниях без права голоса.
4.9. Секретарь конкурсной комиссии выполняет следующие функции:
принимает и регистрирует заявки в порядке их поступления;
готовит материалы для рассмотрения на заседании конкурсной комиссии и организует их хранение;
оформляет протоколы заседаний конкурсной комиссии.
4.10. Протокол заседания конкурсной комиссии утверждается ее председателем в пятидневный срок со дня проведения заседания и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня его утверждения.
V. Порядок проведения конкурсного отбора и предоставления грантов
5.1. Извещение о проведении конкурсного отбора публикуется на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 30-дневный срок до окончания приема заявок и содержит сведения о времени, месте и порядке проведения конкурсного отбора, времени начала и окончания приема конкурсных заявок.
5.2. Срок приема конкурсных заявок исчисляется со дня публикации извещения о проведении конкурсного отбора. Если на участие в конкурсном отборе не подана ни одна заявка, конкурсный отбор признается несостоявшимся.
5.3. Для участия в конкурсном отборе заявитель представляет в Министерство следующие документы:
а) заявку по форме, утверждаемой приказом Министерства;
б) анкету по форме, утверждаемой приказом Министерства;
в) бизнес-план, направленный на увеличение производства сельскохозяйственной продукции с указанием каналов сбыта, имеющий обоснование затрат на направления расходов в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка и соблюдение условий, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка, а также проект плана расходов средств, предполагаемых к софинансированию за счет гранта, с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования по форме, утвержденной Министерством;
г) копию паспорта гражданина Российской Федерации заявителя;
д) банковскую выписку с расчетного счета КФХ или лицевого счета гражданина, выданную не ранее 30 календарных дней до дня принятия заявки на конкурсный отбор, подтверждающую наличие денежных средств в размере не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг;
е) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, заверенную уполномоченным органом и выданную не ранее 30 дней до дня подачи заявки;
ж) сводный сметный расчет с приложением локальных смет и схемы-чертежа (фотографии места будущих работ, при наличии объекта его фотографии изнутри и снаружи), копии допуска саморегулирующей организации (далее СРО) на проектирование (при использовании гранта на строительство или реконструкцию);
з) разрешение на строительство (реконструкцию) (при использовании гранта на строительство или реконструкцию), и (или) свидетельство о праве собственности либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, и (или) договор аренды на объект(-ы), зарегистрированные в установленном законодательством порядке;
и) по собственной инициативе справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (форма Код по КНД 1120101), копию свидетельства о государственной регистрации КФХ; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и (или) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не более чем за три месяца до дня подачи заявки, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В случае если указанные документы не представлены заявителем по собственной инициативе, Министерство запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
к) копию свидетельства индивидуального номера налогоплательщика;
л) согласие на обработку персональных данных по форме, утверждаемой приказом Министерства;
м) обязательство заявителя о переезде в течение не более 12 месяцев со дня получения гранта на постоянное место жительства в муниципальное образование, в котором ведет или планирует вести деятельность КФХ (при проживании в другом муниципальном образовании);
н) не менее одного из нижеперечисленных документов:
копию документа об образовании заявителя, подтверждающего наличие среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования;
копию документа, подтверждающего окончание заявителем курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности;
выписку из похозяйственной книги, заверенную органом местного самоуправления о ведении заявителем или совместном ведении личного подсобного хозяйства не менее трех лет;
копию трудовой книжки, заверенную надлежащим образом, и (или) сведения о трудовой деятельности, полученные в установленном статей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации порядке, подтверждающие стаж работы заявителя в сельском хозяйстве по сельскохозяйственной специальности не менее трех лет;
о) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения (на объекты, участвующие в проекте) и (или) копию договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, зарегистрированного в установленном законодательством порядке (на срок не менее пяти лет);
п) справку заявителя о наличии земли, производственных помещений, техники, оборудования, поголовья сельскохозяйственных животных по форме, утверждаемой приказом Министерства;
р) копию паспорта технического средства, самоходной машины или копию электронного паспорта, подтверждающих право владения заявителя (при наличии);
с) справку заявителя - главы КФХ, содержащую сведения о средней численности работников, подтверждающую соответствие КФХ критериям микропредприятия, согласно нормам Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
т) для КФХ сведения из налогового органа о применяемой системе налогообложения (для плательщиков единого сельскохозяйственного налога - с учетом получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации) (при необходимости);
у) членскую книжку члена сельскохозяйственного потребительского кооператива или иные документы, подтверждающие членство в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (при необходимости);
ф) опись документов по форме, утверждаемой приказом Министерства;
х) в случае если часть гранта заявитель планирует направить на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого он является, заявитель к документам, представляемым в соответствии с настоящим пунктом, дополнительно представляет следующие документы:
проект плана расходов сельскохозяйственного потребительского кооператива с использованием части средств гранта, внесенных КФХ в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, по форме, утверждаемой приказом Министерства;
копии учредительных документов, устав сельскохозяйственного потребительского кооператива в редакции, действующей на дату подачи заявки на конкурсный отбор;
реестр членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, подписанный председателем сельскохозяйственного потребительского кооператива и скрепленный печатью сельскохозяйственного потребительского кооператива (при наличии);
копию решения общего собрания сельскохозяйственного потребительского кооператива о порядке формирования и расходования неделимого фонда с учетом получения от КФХ - члена сельскохозяйственного потребительского кооператива части финансовых средств, связанных с освоением гранта;
бизнес-план сельскохозяйственного потребительского кооператива, предусматривающий ведение рентабельного производства и ежегодное увеличение объема сельскохозяйственной продукции, реализованной кооперативом, содержащий проект плана расходов, предлагаемых к софинансированию за счет средств гранта "Агростартап", перечисляемых заявителем;
обязательство осуществлять сельскохозяйственным потребительским кооперативом деятельность в течение не менее пяти лет со дня получения средств гранта "Агростартап" и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных в бизнес-плане сельскохозяйственного потребительского кооператива, подписанное председателем сельскохозяйственного потребительского кооператива и скрепленное печатью (при наличии);
копию бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственного потребительского кооператива (форма N 1-СПР) за последний отчетный период;
согласие на обработку персональных данных председателя сельскохозяйственного потребительского кооператива по форме, утверждаемой приказом Министерства;
справку, подтверждающую членство сельскохозяйственного потребительского кооператива в ревизионном союзе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
сведения из налогового органа о применяемой системе налогообложения (для плательщиков единого сельскохозяйственного налога - с учетом получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации) (при необходимости).
5.4. Секретарь конкурсной комиссии регистрирует представленные заявки в день их поступления в журнале регистрации заявок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Министерства. Заявки, полученные по истечении срока их приема, не допускаются к участию в конкурсном отборе.
5.5. Все представляемые формы документов должны быть заполнены по всем пунктам и заверены подписью уполномоченного лица и печатью главы КФХ (при наличии). Все листы заявки с документами должны быть прошиты и пронумерованы.
5.6. Документы, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка, представляются секретарю конкурсной комиссии на бумажном носителе. Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью (при наличии) и заверенных подписью главы КФХ или уполномоченного лица.
Наименования всех документов, подаваемых заявителем в конкурсную комиссию, количество листов в них вносятся в опись, составляемую в двух экземплярах. После сверки секретарем конкурсной комиссии представленных документов с прилагаемой описью по форме, утвержденной приказом Министерства, они запечатываются в конверт, который заверяется печатью заявителя (при наличии). На конверте указываются наименование и адрес заявителя, наименование бизнес-плана.
При приеме заявки и документов проверка их полноты и соответствие установленным требованиям не осуществляются.
Заявитель по своему усмотрению представляет на рассмотрение конкурсной комиссии (при очном собеседовании) информацию, положительно характеризующую заявителя, которая может повлиять на решение конкурсной комиссии:
а) рекомендательные письма из органов местного самоуправления муниципального образования, характеризующие развитие хозяйства, динамику его производственных показателей, а также социально-экономический эффект и целесообразность предоставления гранта;
б) документы, доработанные с момента подачи заявки в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Порядка;
в) публикации в средствах массовой информации и иные документы по своему усмотрению.
5.7. Все расходы по подготовке заявки несет заявитель.
5.8. Министерство не позднее пяти рабочих дней со дня окончания приема документов на конкурсный отбор направляет документы в экспертный совет.
Экспертный совет выносит заключение рекомендательного характера на рассмотрение конкурсной комиссии, которое публикуется на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Конкурсная комиссия в течение не более 15 рабочих дней со дня окончания приема заявок оценивает представленные заявки в соответствии с настоящим Порядком, проводит очное собеседование с заявителями, осуществляет подсчет количества баллов с занесением в оценочную ведомость и определяет победителей конкурсного отбора и предельные размеры запрашиваемых ими грантов на основании:
рекомендаций экспертного совета;
рассмотрения заявок заявителей;
защиты проекта на заседании конкурсной комиссии заявителем;
защиты проекта по развитию кооператива на заседании конкурсной комиссии председателем сельскохозяйственного потребительского кооператива (в случае если часть гранта заявитель планирует направить на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива).
5.9. Каждый член конкурсной комиссии принимает решение о соответствии или несоответствии заявителя условиям конкурсного отбора и вносит запись в лист голосования с указанием балла оценки знаний основных факторов успешной реализации проекта заявителя, а также оценивает общее количество баллов заявителя в соответствии с критериями конкурсного отбора и размером предоставляемого гранта.
Члены конкурсной комиссии отказывают заявителю в участии в отборе в случае несоответствия заявителя требованиям пункта 2.2 настоящего Порядка.
5.10. Критериями конкурсного отбора являются:
N п/п |
Наименование критерия |
Показатели |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Направление проекта |
молочное |
7 |
откорм крупного рогатого скота | |||
коневодство |
2 |
||
картофелеводство | |||
овощеводство (открытого и закрытого грунта) | |||
рыбоводство |
3 |
||
овцеводство, козоводство |
4 |
||
производство зерновых, зернобобовых, кормовых и технических культур |
1 |
||
выращивание плодовых и ягодных культур | |||
грибоводство | |||
кролиководство |
4 |
||
сельскохозяйственное птицеводство | |||
пчеловодство |
1 |
||
2. |
Условия проживания заявителя по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства |
жилье в собственности |
2 |
жилье не в собственности (совместное проживание или пользование) |
1 |
||
3. |
Наличие земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственной деятельности* |
в собственности |
5 |
в долгосрочной аренде сроком не менее пяти лет, безвозмездном пользовании |
2 |
||
4. |
Наличие производственных и складских помещений для сельскохозяйственной деятельности (не относящиеся к личному подсобному хозяйству) |
в собственности |
5 |
в аренде |
2 |
||
5. |
Наличие в собственности у заявителя сельскохозяйственной самоходной техники на момент подачи заявки, единиц |
от 3 и более |
5 |
от 1 до 2 |
1 |
||
6. |
Срок окупаемости бизнес-плана |
от одного до трех лет |
3 |
от трех лет одного месяца до пяти лет |
2 |
||
от пяти лет одного месяца и более лет |
1 |
||
7. |
Членство крестьянского (фермерского) хозяйства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах |
член кооператива |
2 |
отсутствие членства в кооперативе |
0 |
||
8. |
Оценка знаний заявителя основных факторов успешной реализации проекта (ставится после собеседования) |
от 0 до 20 баллов |
* При наличии у заявителя одновременно заявленных земельных участков как на праве собственности, так и на праве аренды (не менее пяти лет), безвозмездном пользовании, оценивается земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности.
5.11. По каждому из оцениваемых проектов выводится итоговый балл, определяемый как сумма баллов по критериям, указанным в пункте 5.10 настоящего Порядка. Баллы подсчитываются только по подшитым документам. Документы, представленные непосредственно на заседание конкурсной комиссии, в бальную сумму не засчитываются. Максимально возможное количество баллов равно 49. Для вынесения положительного решения необходимо набрать 18 баллов. Гранты предоставляются заявителям, набравшим наибольшее количество баллов, в пределах лимита бюджетных обязательств.
В случае возврата главой КФХ неиспользованных средств гранта в текущем финансовом году, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан Министерство принимает решение о предоставлении гранта следующим фермерам, набравшим 18 и более баллов после победителей конкурсного отбора.
Решение Министерства о предоставлении грантов заявителям, набравшим более 18 баллов, но не получившим грант, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на направления расходов, указанные в пунктах 3.1, 3.2 настоящего Порядка, в текущем финансовом году, в котором был объявлен конкурсный отбор, не распространяется на следующий финансовый год.
5.12. При наличии нескольких претендентов, получивших равное количество баллов, грант предоставляется претенденту, заявка которого имеет более ранний срок регистрации в журнале регистрации заявок.
На основании решений, отраженных членами конкурсной комиссии в листах голосования, секретарь составляет конкурсный бюллетень. Листы голосования и конкурсный бюллетень приобщаются к протоколу.
Информация о результатах конкурсного отбора размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения конкурсной комиссией.
5.13. Протокол подписывается председателем, секретарем и членами конкурсной комиссии, которые присутствовали на заседании, в пятидневный срок со дня проведения заседания. На основании протокола конкурсной комиссии Министерство в течение пяти рабочих дней принимает решение о предоставлении грантов либо об отказе в предоставлении грантов и утверждает приказ о победителях конкурсного отбора, который направляет в управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства в муниципальных районах Республики Татарстан (далее - Управления).
Основаниями для отказа в предоставлении гранта являются:
несоответствие представленных заявителем документов требованиям к документам, определенным пунктом 5.3 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных заявителем;
отсутствие лимита бюджетных обязательств;
неявки заявителя на защиту проекта в установленное время.
5.14. Министерство в течение трех рабочих дней со дня утверждения приказа Министерства о победителях конкурсного отбора уведомляет заявителей конкурсного отбора посредством размещения информации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием победителей конкурсного отбора, заявителей, не прошедших конкурсный отбор и причин их отклонения, а также количества набранных ими баллов.
5.15. Если заявленная сумма грантов согласно поданным заявкам на конкурсный отбор или сумма грантов по выигравшим конкурсный отбор заявкам меньше выделенного финансирования, то Министерство объявляет дополнительный конкурсный отбор.
5.16. В 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня размещения списка победителей конкурсного отбора на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" грантополучатель заключает с Министерством договор в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Татарстан. В договоре предусматриваются:
значение результата предоставления гранта;
целевое назначение гранта;
размер гранта;
сроки и формы отчетности, установленные Министерством;
условие о запрете приобретения грантополучателем за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
согласие грантополучателя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения КФХ условий, целей и порядка предоставления гранта.
При необходимости Министерство заключает с грантополучателями дополнительное соглашение к договору, в том числе дополнительное соглашение о расторжении договора, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Татарстан.
5.17. Результатом предоставления гранта является создание новых постоянных рабочих мест в количестве не менее двух новых постоянных рабочих мест и сохранение рабочих мест в течение не менее пяти лет, если сумма гранта составляет 2,0 млн. рублей и более, и не менее одного нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2,0 млн. рублей.
5.18. Министерство является главным распорядителем средств бюджета Республики Татарстан и осуществляет перечисление денежных средств в пятидневный срок (исчисляемый в рабочих днях) с даты заключения договора со своего лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан, на лицевые счета Управлений, открытые в территориальных отделениях Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
Основанием для перечисления денежных средств Управлению являются справки-расчеты по форме, утвержденной приказом Министерства, и договоры о предоставлении грантов.
5.19. Управление осуществляет перечисление грантов на лицевой счет главы КФХ, открытый в территориальном отделении Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления грантов на лицевой счет Управления.
5.20. Глава КФХ, в свою очередь, осуществляет перечисление соответствующей части средств гранта на расчетные счета сельскохозяйственных потребительских кооперативов, открытые в российских кредитных организациях, в случае если часть гранта заявитель планирует направить на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого он является.
VI. Размер гранта
6.1. Размер гранта определяется Министерством с учетом собственных средств заявителя и его плана расходов:
по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности - в размере, не превышающем 5,0 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, указанных в плане расходов;
по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности, в случае если предусмотрено использование части средств гранта "Агростартап" на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное КФХ, - в размере, не превышающем 6,0 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, указанных в плане расходов;
по иным направлениям проекта создания и (или) развития КФХ в размере, не превышающем 3,0 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, указанных в плане расходов;
по иным направлениям проекта создания и (или) развития КФХ, в случае если предусмотрено использование части средств гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное КФХ, - в размере, не превышающем 4,0 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, указанных в плане расходов.
Финансовое обеспечение затрат КФХ, предусмотренных абзацами вторым - пятым настоящего пункта, за счет иных направлений государственной поддержки не допускается.
Для грантополучателей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, предоставление гранта осуществляется исходя из плана расходов грантополучателя, включая сумму налога на добавленную стоимость.
В плановые показатели деятельности, предусмотренные проектом создания и (или) развития КФХ, включается количество принятых работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, и сохранение рабочих мест в течение не менее пяти лет, объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выраженный в натуральных или денежных показателях.
Внесение изменений в плановые значения показателей деятельности возможно при условии предварительного согласования с Министерством. В случае недостижения плановых показателей деятельности КФХ обязуется представить до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности. Министерством может быть принято решение о необходимости внесения изменений в проект создания и (или) развития КФХ и договор, заключенный между грантополучателем и Министерством. При этом грантополучатель представляет актуализированный проект создания и (или) развития КФХ в Министерство в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения соответствующего решения. Случаи, при которых допускается внесение изменений в проект создания и (или) развития КФХ, методика оценки исполнения КФХ плановых показателей деятельности, а также меры ответственности КФХ за недостижение плановых показателей деятельности определяются Министерством.
В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта в установленный срок, срок освоения средств гранта может быть продлен по решению Министерства, но не более чем на шесть месяцев в установленном Министерством порядке.
VII. Формы и порядок отчетности
7.1. Глава КФХ и сельскохозяйственный потребительский кооператив (в случае направления части средств гранта на формирование неделимого фонда) не позднее 18 месяцев со дня получения гранта представляют в Министерство полугодовые и годовые отчеты "Сводный реестр" по форме, утвержденной приказом Министерства.
7.2. В течение не менее пяти лет со дня получения гранта глава КФХ и сельскохозяйственный потребительский кооператив (в случае направления части средств гранта на формирование неделимого фонда) представляют в Министерство:
полугодовые и годовые отчеты о деятельности КФХ и (или) сельскохозяйственного потребительского кооператива, указанной в бизнес-плане по форме и в сроки, утвержденные приказом Министерства. Отчеты представляются в Управление сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по формам и в сроки, утвержденные приказом Министерства. Управления в 10-дневный срок после поступления отчетов согласовывают их и представляют в Министерство;
годовой отчет КФХ о достижении значений результата предоставления гранта, указанного в договоре, по форме согласно приложению к настоящему Порядку в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчеты должны быть заверены подписью и печатью главы КФХ (при наличии) и (или) председателя сельскохозяйственного потребительского кооператива.
VIII. Порядок контроля за использованием гранта, возврата гранта
8.1. Предоставленные гранты подлежат возврату в доход бюджета Республики Татарстан в соответствии с бюджетным законодательством в 60-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня получения соответствующего требования Министерства в случае выявления по фактам проверок нарушения порядка и условий их предоставления, установленных настоящим Порядком и договором о предоставлении гранта, нецелевого использования гранта, по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и Министерством финансов Республики Татарстан, а также в случае недостижения значений результата предоставления грантов.
8.2. В случаях, предусмотренных договором о предоставлении гранта, остатки гранта, не использованные в течение 18 месяцев, подлежат возврату КФХ в доход бюджета Республики Татарстан в 30-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, по истечении указанного срока использования гранта, за исключением случаев, предусмотренных абзацем десятым пункта 6.1 настоящего Порядка.
8.3. В случае отказа от добровольного возврата в доход бюджета Республики Татарстан средств, указанных в пунктах 8.1 и 8.2 настоящего Порядка, они подлежат взысканию Министерством в 30-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, в принудительном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии с законодательством Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения КФХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами целей, условий и порядка предоставления грантов.
8.4. Ответственность за достоверность документов, представляемых Управлениями в Министерство и грантополучателем в Управления, возлагается на соответствующих должностных лиц Управлений и грантополучателя.
8.5. Контроль за использованием бюджетных средств осуществляет Министерство.
Приложение
к Порядку предоставления из бюджета
Республики Татарстан грантов "Агростартап"
на реализацию проектов создания и развития
крестьянских (фермерских) хозяйств,
софинансируемых из федерального бюджета
Форма
Утверждаю
Начальник Управления сельского
хозяйства и продовольствия
в _____________ муниципальном
районе Республики Татарстан
________________________ _________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
"___"__________ 20__ года
ОТЧЕТ
о достижении значений результата предоставления гранта "Агростартап"
на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянских
(фермерских)
хозяйств ___________________________ муниципального района
Республики Татарстан
по состоянию на "___"__________ 20___ года
Периодичность: годовая
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Плановое значение показателя |
Достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Создание новых постоянных рабочих мест |
человек |
|
|
2. |
Сохранение рабочих мест в течение не менее пяти лет |
человек |
|
|
Глава крестьянского
(фермерского) хозяйства _____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Печать (при наличии)
"___"_____________ 20___ г.
<< Приложение 13 Приложение 13 |
Приложение 15 >> Приложение 15 |
|
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 февраля 2020 г. N 138 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.