Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Государственной службы
Чувашской Республики по конкурентной
политике и тарифам
от 30.07.2019 N 01/06-823
Руководство
по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)
1. Общие положения
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Руководство) разработано в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
Целью Руководства является оказание юридическим лицам, их руководителям и иным должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, их уполномоченным представителям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (далее - подконтрольные субъекты), информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (далее - обязательные требования).
Под региональным государственным контролем (надзором) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - региональный государственный контроль (надзор)) понимаются действия должностных лиц Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба), направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность Службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Основными задачами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются:
выявление факторов риска причинения вреда, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению соблюдения этих требований, являющихся предметом контроля (надзора);
повышение уровня правовой грамотности и формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к поведению в нормативной среде, для формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению.
2. Состояние нормативно-правового регулирования
Перечень нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержден приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 03.04.2019 N 01/06-255. Данный приказ размещен на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальном сайте Службы в сети "Интернет") по адресу: www.tarif.cap.ru.
3. Описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования (подконтрольные субъекты)
Подконтрольными субъектами, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность:
в электроэнергетике;
в области регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, Службой;
в сфере теплоснабжения;
в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры;
в сферах перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах в соответствии с законодательством Российской Федерации - субъекты естественных монополий за исключением деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
в области обращения с твердыми коммунальными отходами (региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами);
в сфере технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе жилищного фонда.
4. Обязательные требования
4.1. Субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать в процессе осуществления деятельности требования, установленные Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к:
применению цен (тарифов), в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов);
экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности;
экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину;
правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы);
соблюдению стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
4.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, Службой, обязаны соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, к:
обоснованности величины и правильности применения установленных цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок на:
а) газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);
б) перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах Чувашской Республики;
в) продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
г) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, в том числе жилищного фонда;
д) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
е) транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
ж) перемещение и хранение задержанных транспортных средств;
з) технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
выполнению предписаний Службы.
4.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к:
определению достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов);
экономической обоснованности фактического расходования средств;
правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов);
соблюдению стандартов раскрытия информации;
использованию инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения.
4.4. Субъекты естественных монополий в сферах перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, за исключением деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в процессе осуществления деятельности обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, к:
применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов);
экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности;
правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
4.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры, обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к:
применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов;
экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности;
правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
соблюдению стандартов раскрытия информации.
4.6. Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к:
соблюдению требований порядка ценообразования;
применению тарифов;
стандартам раскрытия информации.
5. Перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), причины и условия их совершения
Наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства Российской Федерации в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:
завышение регулируемых государством цен (тарифов);
занижение регулируемых государством цен (тарифов);
неприменение установленных государством цен (тарифов);
применение неустановленных государством цен (тарифов);
нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии в виде неуведомления Службы о раскрытии информации;
невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями.
Кроме того, наиболее частным нарушением законодательства Российской Федерации является отсутствие раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности и единой системой классификации таких затрат, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанные нарушения обязательных требований возникают чаще всего в результате следующих причин:
пренебрежительное отношение к законодательству и (или) ошибочной трактовки норм права подконтрольными субъектами;
различное толкование подконтрольными субъектами содержания обязательных требований;
частые кадровые изменения в подконтрольных субъектах и, как следствие, изменение подходов к обеспечению системы соблюдения обязательных требований.
6. Ответственность за нарушение законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов)
Лица, виновные в нарушении законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов), несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по следующим основаниям:
завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей;
нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей;
несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Подконтрольные субъекты, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Действия должностных лиц Службы, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений
Должностными лицами Службы, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), проводится следующая работа по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений:
размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора);
информирование хозяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие;
проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований;
рассмотрение жалоб и обращений, полученных от физических и юридических лиц, от органов прокуратуры, а также через другие органы исполнительной власти Чувашской Республики;
проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, в том числе наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, включая информацию о составах административных правонарушениях, рассмотрение которых относится к полномочиям Службы, видах административных наказаний и их размерах;
подготовка и опубликование на официальном сайте Службы ежегодного доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора);
внесение информации о проводимых проверках и их результатах в Автоматизированную информационную систему "Единый реестр проверок";
внесение информации о проводимых проверках и их результатах в Государственную автоматизированную систему "Жилищно-коммунальное хозяйство".
В дальнейшей работе предусматривается выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.